Научная статья на тему 'Развитие композиционного мышления у обучающихся художественного колледжа'

Развитие композиционного мышления у обучающихся художественного колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие композиционного мышления у обучающихся художественного колледжа»

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА

Е. З. Галаганова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж»

Н. В. Перкова, преподаватель

Развивать композиционное мышление в академическом художественном образовании всегда было задачей номер один. Профессия художника предполагает вечный поиск гармонии в переплетениях антиномий: чувственность и аналитика, графика и живопись, поэзия и проза, прекрасное и безобразное, высокое и низкое. Развитие композиционного мышления начинается в профессиональном художественном образовании с первого курса знакомством на рисунке и на живописи с базовыми категориями «ближнее» — «дальнее», «формат». Студенты специальности «живопись» (специализация «станковая живопись»), обучаясь композиции, выполняют эскизы на изучение динамики и статики, глубокой и неглубокой среды, открытого пространства (пейзажа) и локального замкнутого (интерьера) с фигурами и без. В течение трех с половиной лет поэтапно во взаимодействии с рисовальным и живописным блоками осуществляется обучение композиционной грамоте — так формируется профессиональная компетентность, профессиональная культура, воспитывается вкус, отношение к искусству.

Обучение не только ремеслу, но и искусству предполагает способность создавать «образ». Постоянно постулирующийся выход на образ является прямой целью композиции. Поскольку в современном искусстве принижается роль реалистичной станковой сюжетности, иерархически наиболее сложной своим смысловым направлением, именно в этом элементе видятся перспективы развития академической школы.

Задания на «образ», естественно, выпадают на завершающие этапы обучения. Русская школа, особенно во второй половине прошлого века, сформировала несколько вариантов работы над образом через систему учебных постановок. Прежде всего образ предполагает наличие сюжета, задуманного автором постановки — педагогом. Он ставит задачи, превращающие постановку в сложно разработанный сюжет-но-картинный рассказ, с домысливаемыми игровыми, сценическими сюжетами. Педагог волен расставлять либо полностью игнорировать образно-композиционные оттенки постановки. Существует многообразие композиционно-образных интерпретаций в рамках классической реа-

Е. З. Галаганова Н. В. Перкова

листической школы — от передвижников до Сезанна [1, ^ 12].

В ожидании главного испытания для будущих выпускников художественного колледжа — дипломного проекта — мы решили дать обучающимся 4-го курса задание по живописи, предусматривающее активное включение развивающих композиционное мышление механизмов.

В постановке «Фигура натурщика в национальном или театральном костюме» использованы две модели — мужская и женская. Цель задания — развитие композиционного мышления и творческой фантазии. Задачи — раскрыть характер героя через принадлежность к определенной культуре, исторической эпохе, литературному или мифологическому сюжету; передать связь фигуры с вымышленным пространством, связь костюма с образом; развивать специфические художественные компетенции и компетенции креативности.

В постановке «Бахус» мужская модель подбирается крупная, тучная. Облачается в тогу белого цвета, на голове венок из виноградной лозы. Рядом с моделью натюрморт из фруктов. Студенты должны выполнить за 20 часов жанровую композицию с Бахусом в исторической среде или в пейзаже, не отступая от натурного метода (сохраняя сходство с моделью).

В постановке «Боярыня» — женская возрастная модель в русском национальном костюме (кокошник, красные сапожки, душегрейка, сарафан, белая блуза, гирлянды бус). Студентам предстоит поместить модель в историческое пространство (терем, палаты, храм) и передать эпоху через аксессуары, интерьер, харак-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 2 (45) 2015

59

тер модели. Студенты имеют право в обоих случаях инсталлировать в придуманное окружение подходящие детали, атрибуты времени и стиля, подчеркивающие историческую целостность придуманной для заданного образа композиции.

Мы избегаем большого количества задач, стараемся предостеречь студентов от иллюстративности и переизбытка смыслов. Задание на первых порах пугает студентов своей сложностью, но в процессе работы фантазия, приобретенные знания помогают преодолеть неуверенность, у многих получаются интересные композиции с античными, барочными или символистскими реминисценциями. Многообразие тематических и психологических трактовок поощряется, игра фантазии и артистизм художника должны обрести четкую смысловую определенность и приблизить создание обжитого Пространства, «где веши и человек связаны незримыми нитями привычек» [2, с. 38].

На экзаменационном просмотре наш эксперимент был одобрен коллегами, несмотря на скромные оценки обучающихся: оценку «отлично» получили единицы, были и слабые работы, авторы которых не справились с задачей, ограничились копированием натуры.

Опыт поступления наших выпускников в течение трех последних лет в столичные художественные учреждения высшего образования показал, что сильно изменились требования приемных комиссий: на вступительных испытаниях внимание уделяется именно композиции. Мы все больше убеждаемся, что для обучающихся 4-го курса специальности «живопись» такие задания необходимы, так как они, во-первых, позволяют осуществлять междисциплинарную связь (рисунок, живопись, композиция, история мировой культуры, живопись на природе — пленэр) в исполнении живописного портрета — картины; во-вторых, они дают установку на креативность, самостоятельную реализацию задуманного проекта, достижение результата в рамках профессиональной компетентности; в-третьих, помогают студенту психологически настроиться на работу над дипломным проектом — эскизом картины.

1. Гавриляченко С. А. Композиция в учебном рисунке : научно-методическое издание. — М.: Издательство СканРус, 2010. - 192 с.

2. Соколов М. Н. Интерьер в зеркале живописи. Заметки об образах и мотивах в русском и советском искусстве. — М.: Советский художник, 1986. — 231 с.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОМБИНИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Г. В. Белозерцева, преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

В российской системе образования, в том числе и системе профессионального образования, происходит переориентация понятий. Понятия «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» уступают место таким понятиям, как «компетенция» и «компетентность» обучающихся.

Переход на систему компетентностного образования является социально обусловленным, поскольку ориентирует на формирование соответствующего типа личности специалиста, который мог бы бесконфликтно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Ее, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.

С точки зрения компетентностного подхода цели образования заключаются в необходимости научить учиться, т. е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути решения профессиональных (ситуационных) задач, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

В рамках реализации компетентностного подхода в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме созданы экспериментальные группы преподавателей. Целью работы экспериментальной

60

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (45) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.