ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Развитие компетентности молодого ученого в практике зарубежных университетов
Бахова Наталья Александровна,
соискатель, руководитель Научно-образовательного центра молодых ученых, Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]
В статье актуализируется проблема развития компетентности молодого ученого, значимая для конкурентоспособности России. Эффективная интеграция и достойное место России на международной арене в большой степени зависит от молодых ученых, их компетентности и профессиональной состоятельности.
Целью исследования является выявление перспективных и ключевых методов и программ работы с молодыми учеными в зарубежных университетах. Автор статьи считает, что критический анализ и адаптация к российским условиям продуктивных практик подготовки научных кадров за рубежом в сочетании с отечественным опытом позволит разработать результативную систему привлечения в науку молодых научно-педагогических кадров, создание условий их закрепления для решения актуальной задачи для современной государственной политики России. Методом исследования явился метод сравнительно-сопоставительного анализа зарубежных практик работы с молодыми учеными, представленным в публикациях по рассматриваемой проблеме.
Результатом исследования явилось выделение продуктивных методов и условий, используемых в зарубежной практике работы с молодыми учеными при различных условиях и барьерах.
Ключевые слова: ученый, молодой ученый, компетентность молодого ученого, академическая карьера, карьерная траектория, программа развития, образовательная среда, университет, наука, исследования.
о с
U
сэ см о см
03
Введение
Проблема поддержки и сопровождения молодых ученых, определения требований к ним и создание условий для привлечения, закрепления молодых научно-педагогических работников в российских университетах является актуальной для современной государственной политики. Кадровые «провалы» в российской научной среде предыдущих десятилетий своим опытом подтвердили необходимость интенсивной деятельности по привлечению молодых людей в научную жизнь, создание комфортной и мотивирующей среды для молодых ученых, которая будет способствовать их профессиональному и карьерному росту в этой сфере. Сегодня реализуется целый ряд стратегий и проектов: Национальный проект «Наука» (2018-2024 гг.), Стратегия научно-технологического развития РФ (указ № 642 Президента РФ от 01.12.2016 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указ Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и другие, актуализирующих названную проблему.
Отсутствие общенациональной системы подготовки молодых ученых, целенаправленного системно-комплексного механизма, способствующего построению карьерной траектории молодого ученого в современной России является причиной непопулярности профессий ученого и исследователя среди талантливой молодежи. «Молодой ученый» как стадия развития учёного и исследователя в предыдущую эпоху складывалась в условиях наличия государственного заказа и стабильного финансирования, материального обеспечения частной жизни и общих правил планирования его профессиональной карьеры. Молодые люди плавно погружались в научные школы, выстраивали карьеру и опирались на помощь научного руководителя при становлении. Социально-экономическая реальность последних лет и переход на Шестой технологический уклад внесли драматические изменения в ключевые этапы становления молодого учёного: их карьера, компетенции, траектория развития, коммерциализация разработок - все стало ответственностью университета как института, что закрепилось в соответствующих критериях и показателях, влияет на рейтинг и статус
университета. Приоритеты и стабильность государственной политики в области науки и высшего образования России позволяют выстроить работу по поддержке и формированию молодых учёных именно в университетах как ближайшей зоне развития академических карьер, где осуществляется реализация научных проектов и виден долгосрочный эффект от планирования такой деятельности. Сегодня ведущие российские университеты будучи своеобразными интеграторами науки, образования и инновационного производства выступают катализаторами в обеспечении перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, а также подготовке кадров для технологического прорыва. В целом, в университетах созданы многочисленные условия для привлечения молодых учёных и исследователей, они являются одной из базовых площадок для реализации этой приоритетной задачи. Грамотная финансовая, эмоциональная и наставническая поддержка может существенно изменить ситуацию с формированием кадрового резерва внутри университетов, обеспечить поток новых обучаемых, а также пробудить интерес к науке в городах, отдаленных от известных научных центров, а уже сформированные научные сообщества внутри признанных лидеров области смогут получить новые кадры и актуализировать свои научные работы.
Целью исследования является выявление эффективных методов и программ работы с молодыми учеными в зарубежных университетах, их критический анализ с целью возможного применения в практике работы с молодыми учеными в открытом международном научно-образовательном пространстве.
Основная часть
В рамках исследования и исходя из проведенного нормативно-правового обзора, под молодым ученым понимается - научный работник, научно-педагогический работник образовательной организации высшего образования, аспирант и докторант, а также специалист различных отраслей экономики, социальной сферы, оборонной промышленности, активно вовлеченный и внесший вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность, в возрасте до 35 лет, докторант и доктор наук (до 40 лет). В зарубежной терминологии определение «молодой ученый» подразумевает исследователя, ведущего активную научно-исследовательскую работу(от студента-выпускника университета до ученого, получившего ученую степень после защиты диссертации), в возрасте до 3540 лет. В отдельных случаях критерием молодого ученого является не возраст, а время, прошедшее с момента получения Ph D.
Анализ опубликованных работ по проблеме развития компетентности (А.В. Хуторской, Э.Ф. Зе-ер, Л.А. Петровская, Т.Г. Баринова, А.Г. Бермус, Е.А. Быстрова, Б. Оскарссон, Дж. Равен, Д.Е. Дэвидсон, И.А. Зимняя, И.С. Сергеев, В.И. Блинов,
Н.Н. Абакумова, И.Ю. Малкова и другие) показывает, что компетентность молодого ученого представляет собой интегративное, динамическое качество личности, выраженное в осознании ею общественной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности с целью получения нового знания, внутреннем мотиве к её осуществлению, раскрывающееся в процессе продуктивного решения научно-исследовательских задач, базируясь на освоенной системе методологических знаний, методов и способов научных исследований
Образовательная среда университета в контексте формирования компетентности молодого ученого раскрывается как совокупность условий, влияющих на осознание общественной и личностной значимости научной деятельности; обладающая содержательной насыщенностью, многообразием и многофункциональностью, включающая методологические знания, методы и средства научных исследований, обеспечивающих процесс творческого саморазвития субъекта научной деятельности.
Безусловно, среди огромного числа современных университетов мира нельзя рассмотреть абсолютное множество программ для молодых ученых, которые там существуют. Ключевой критерий при выборе институций для составления обзора -это проводить исследование программ для молодых ученых в тех зарубежных университетах, которые находятся в процессе активных трансформаций, заинтересованы в реформации внутренней научно-исследовательской среды, но по определенным причинам нуждаются в создании дополнительных стимулирующих и мотивирующих программ для молодых ученых, привлекающих их к интенсивной научной деятельности (например, удаленность университета от мировых центров развития научной жизни, что заставляет университеты принимать дополнительные меры для того, чтобы перспективные молодые ученые выбирали именно эти университеты для работы; кризисная ситуация в академической среде университета -например, прежнее отсутствие стимулирующих программ для молодых ученых привело к их «оттоку» из науки; доминирование профессуры зрелого возраста в университете и т.п.). Перечисленные ситуации в университетах могут быть сопоставлены с ситуацией в российских университетах, а значит, их опыт может быть заимствован.
Университет Приморска (Словения) был основан в 2003 году. С момента основания в университете существует программа для молодых иссле-дователей[1], где под молодым исследователем понимается выпускник университета, желающий заниматься проведением научного исследования. Программа для молодых исследователей действует по принципу грантовой программы от Словенского исследовательского агентства[2], который выделяется ученому не более чем на 3 года и 6 месяцев на условиях временного контракта о приеме на работу в университет. Программа предполагает трудоустройство молодых ученых в уни-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
верситет для проведения исследовательских работ, которые будут положены в основу их научных трудов для защиты научной степени, дополнительно эти сотрудники могут быть привлечены для выполнения административных обязанностей в университете и для преподавательской деятельности, но не в обязательном порядке. Опыт работы данной программы примечателен тем, что университет ведет активную работу по оценке эффективности своих программ для молодых ученых, проводит анкетирование среди молодых ученых о «сильных» и «слабых» сторонах подобных программ, публикует результаты анкетирования в высокорейтинговых журналах. Руководителем группы ученых, занимающихся оценкой программы для молодых ученых является АнаАрсензек. Авторскими коллективами с ее участием опубликованы такие статьи как: «Прогнозирование взаимодействия университетов и индустрии в среде молодых исследователей в рамках теории запланированного поведения» [3]; «Мотивации молодых ученых из Словении для обмена знаниями» [4]; «Оценка отношений между молодыми учеными и наставниками и причастность этих отношений к процессу обмена знаниями» [5]. В указанных статьях описаны цели и приоритеты программы для молодых исследователей, которая действует в Университете Приморска. Данная программа нацелена на организацию эффективных взаимовыгодных отношений университета и общества, которая заключается в том, что университет заинтересован в коммерциализации научных разработок, то есть финансирует такие научные проекты, на которые есть заказ от бизнеса, индустрии и гуманитарных социальных институций или выгода от работы над которых очевидна для общества. Теоретические научные работы обязательно должны находить практическое применение в социальной сфере. Также программа для молодых ученых ориентирована на создание пространства для появления команд, занимающихся междисциплинарными исследованиями.
Центральная роль в программе отводится наставникам (mentors), которые не всегда являются научными руководителями молодых ученых. Роль наставника иная - помимо того, что он может руководить научной исследовательской работой молодого ученого, он также является носителем опыта карьерного развития в академической или индустриальной или бизнес-сфере и оказывает молодому ученому помощь в построении собственной карьеры, рассказывает ему о карьерных возможностях; не менее важная роль наставника помогать молодому ученому трансформировать свое теоретическое открытие в практическое изобретение, помогать ему коммерциализировать свою идею. Институт академического наставниче-
5 ства для молодых ученых является современным
0 и востребованным инструментом в работе с молодыми ученым. Оценка эффективности програм-
° мы для молодых ученых Университета Приморска,
1 проведенная в 2016 году, показала, что хороший
наставник играет решающую роль в построении успешного карьерного пути для молодого ученого.
Особенно заинтересованы в разработке программ для молодых ученых университеты, которые нуждаются в развитии мотивационной базы для привлечения ученых-лидеров для работы именно в этом университете, который, например, ориентирован на повышение своего места в рейтинге мировых и национальных университетов, находится в процессе своего формирования, удален от центров с передовыми наукоемкими технологиями и т.п. Среди таких университетов интересно изучить опыт Университета Южной Африки, в котором обучается одна треть всех студентов в ЮАР, который занимает достойное положение в международном рейтинге и специализируется на дистанционном образовании. С 2008 года в этом университете действует Молодежная академическая программа для развития профессиональных качеств молодых ученых, которые работают в университете. Необходимость появления программы была связана с тем, что в 2000-х годах в Университете Южной Африки отметили, что среди научных лидеров, руководителей и преподавателей университета доминируют ученые зрелого возраста, при том, что молодые ученые не привлекались к работе в университете - следовательно, естественная линия преемственности среди поколений ученых университета была нарушена и требовалось принять дополнительные меры для восстановления преемственности. Программа была рассчитана изначально на 3 месяца, а позднее сокращена до 2-х месяцев, и предполагала полную занятость молодого ученого для участия в программе (с освобождением от иных должностных обязанностей). В статье Е. Садлера и Л.К. ван Яаарсвельда [6] приведены результаты оценки эффективности данной программы. Программа была рассчитана на молодых ученых для достижения ими успехов не только в ЮАР, но и на международном уровне. Набор в программу был изначально открыт как набор на будущие руководящие должности в университете. В программе принимали участие кандидаты до 35 лет, у который была, как минимум, магистерская степень наук. Содержание программы определялось тремя направлениями: академическая карьера, исследовательская работа, образовательный менеджмент. В качестве тренеров в программу были приглашены ученые из ведущих европейских университетов, участники программы стажировались не только в Университете Южной Африки, но и совершали ознакомительные поездки в другие университеты. Оценка программы показала, что наиболее эффективными ее разделами стали разделы, где ученым рассказали о том, как правильно выстраивать свою академическую карьеру и о требованиях к руководящим должностям в университете, в результате чего они смогли занять данные руководящие позиции впоследствии; и раздел по образовательному менеджменту. В то время как раздел, посвященный особенностям исследовательской работе, не принес
ученым особенные знания, так как с основами исследовательской работы каждый из них был уже знаком самостоятельно, а отсутствие в программе специальных тренингов на создание междисциплинарных команд не привело к эффективной научной коммуникации и качественному обмену опытом.
В отчете по построению академической карьеры в университетах Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Нидерландов, Австрии и Англии можно найти следующие данные о своеобразии работы с молодыми учеными в европейских университетах [7].
В университетах Швеции для молодых ученых разрабатываются постдокторские программы, так как переход от защиты диссертации на получение степени PhD к последующей интенсивной исследовательской деятельности выглядит как путь через «горлышко бутылки»: защищают диссертации значительное количество молодых ученых, в то время как университеты готовы предложить исследовательские должности не многим из них. Выход из положения - это специальные программы для молодых ученых, где их знакомят с теми требованиями, которые предъявляются для того, чтобы они могли претендовать на руководящие должности и на контракты на постоянной основе. Тем не менее, в шведских университетах сильно поддерживают и стимулируют конкурентную среду, система заключения контрактов с исследователями прозрачная, а заключенные контракты носят, преимущественно, временный характер, что приводят к ситуации постоянной мобильности ученых в университетском пространстве.
Ситуация в датских университетах подобна шведской: многочисленные молодые ученые, имеющие степень PhD, не имеют возможность в 100%-ом количестве устроиться на работу в университеты. Для них разработаны постдокторские программы, стимулирующая молодых ученых оставаться в университетской среде, а не уходить в иные сферы деятельности. Молодые ученые существуют в ситуации нестабильности, устраиваясь на временные контракты в университетах, которые, в случае выполнения учеными ряда обязательств, через 6 лет становятся постоянными контрактами.
В Университете Орхуса (Дания) в стратегическом плане по развитию университета до 2020 года в качестве приоритета обозначена необходимость привлечения молодых ученых и разработка дополнительных программ, позволяющих повысить компетентность молодых ученых по построению своего карьерного пути[8]. Для молодых ученых действует институт наставничества трех типов: Академическое наставничество, где наставниками являются ученые из академической университетской среды; индустриальное/коммерческое наставничество, где наставниками являются представители индустрии и бизнеса; Образовательное наставничество, где наставники помогают молодым учеными преодолевать трудности в преподавательской
практике. Также в Университете Орхуса действует Ассоциация молодых ученых, которая ориентирована на решение проблем ученых, работающих в университете на основе временных контрактов: на улучшение условий их работы, на развитие междисциплинарного взаимодействия между молодыми учеными университета.
В Нидерландах молодые ученые также работают в университетах на временных должностях, но при этом есть четкие критерии, которые они должны выполнить, чтобы получить постоянные должности. Качественно прописанный карьерный путь для молодого ученого разработан в Университете Делфта, где главный ориентир в работе с молодыми учеными это достижение международной успешности. Университет заключает временные контракты с молодыми учеными, защитившими диссертации на PhD степень, в рамках которых финансируют их исследования [9].
Мировая ассоциация молодых ученых (World association of young scientists, WAYS) при поддержке ЮНЕСКО и Международного совета по науке была основана на Международном научном форуме в Марокко в 2004 году. Необходимость этой организации была осознана в 1999 году. В 2008 году лидеры организации отказались от первоначального названия - Международная академия молодых ученых, чтобы сделать ее более доступной для регистрации более широкого круга молодых исследователей. Проект курируется учеными-волонтерами, на сайте ЮНЕСКО обозначено, что на сегодняшний день в составе ассоциации зарегистрировано более 3000 ученых. Ассоциация представляет собой социальную сеть в телекоммуникационной сети «интернет», где молодые ученые могут зарегистрироваться, представить свое резюме и научные статьи, общаться с коллегами и находить профессиональные контакты по всему миру. Как сказано на сайте ЮНЕСКО: «WAYS - это социальная сеть, своего рода научный Facebook» [10]. На сайте также указано, что социальная сеть была создана для ученых в возрасте до 40 лет. Помимо интернет-формата коммуникации, молодые ученые провели несколько встреч в формате конференций в разных городах мира параллельно с Международным научным форумом. Несмотря на то, что на сегодняшний день на сайте ЮНЕСКО обозначено существование этой социальной сети, сама страница социальной сети пуста. Можно предположить, что существование такой социальной сети специально для молодых ученых стало бессмысленно, так как сегодня активно действуют иные платформы для научного взаимодействия -например, Researchgate или Academia.edu, где не существует возрастных ограничений и общаются ученые всего мира, а также, как показывают исследования мотивационных намерений молодых ученых для них гораздо важнее сотрудничество с опытными и зрелыми наставниками, чем создание коллабораций с ровесниками.
В результате изучения университетской среды в контексте создания условий для развития ком-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
см
03
петентности молодого ученого в зарубежных университетах, а также востребованности программ
в реальной практике управления в университете,
можно сделать следующие выводы:
1) дополнительная образовательная работа с молодыми учеными, активно осваиваемая зарубежными университетами начиная с 2000-х годов, ориентирована, во-первых, на решение проблем с кадровыми кризисами в университетах; во-вторых, на выстраивание конструктивного взаимовыгодного диалога между университетами и социумом. Поддержка университета и государства демонстрирует специалисту заинтересованность в нем как в профессионале, а не только как в обучаемой единице;
2) в зарубежной практике активно развивается институт наставничества для молодых ученых, который предполагает, что помимо научных руководителей у молодых ученых появляются наставники, помогающие молодым ученым выстраивать успешную карьеру. Существует несколько типов наставников: наставники из академической среды, которые помогают молодым ученым выстраивать академическую карьеру, обеспечивают доступ к научным лабораториям, высокотехнологическому оборудованию и т.п.; наставники из бизнеса и индустрий -привлеченные в университеты профессионалы из практикоориентированных организаций, помогающие молодым ученым превратить свои теоретические разработки в практические изобретения и коммерциализировать их; наставки-педагоги, помогающие молодым ученым совершенствовать свои педагогические подходы и методики. Работа над личностным ростом является не менее важной, чем профессиональные навыки ученого, поскольку позволяет ему успешно вписываться в реалии быстроменяющегося мира и наиболее продуктивно взаимодействовать с коллегами;
3) университеты имеют внутренние строгие критерии для получения постоянных должностей в штате, не всегда это связано только с успехами в учебе или научной деятельностью. Достаточно высоко ценятся специалисты, успешно сочетающие научную и общественную деятельность, актуальные исследования и умеющие представлять свои работы научному сообществу;
4) реализация образовательных программ для молодых ученых обязательно носит двусторонний характер проектирования программ, то есть в разработке программ участвует не только руководство университета и опытные ученые, но и молодые ученые. Периодически проводится оценка эффективности работы с молодыми учеными методами анкетирования; из программы убирают неэффективные разделы, усиливают эти программы в зависимости от потребностей ученых. Активная обратная связь от молодых ученых позволяет формировать гибкие программы взаимодействия;
5) опыт зарубежных университетов свидетельствует о том, что на сегодняшний день усиливают и развивают программы постдокторских исследований (после защиты диссертаций), так как в случае приоритетной работы с молодыми учеными с целью подготовки ими научной диссертации серьезно страдает мотивация и возможности для дальнейшей работы ученого в университетской среде, поэтому многие университеты продолжают работать с остепененными молодыми учеными на условиях грантовых программ и на условиях временных контрактов, что стимулирует молодого ученого к дальнейшей научно-исследовательской деятельности после защиты диссертации и действительно может привести к получению признанных на международном уровне значимых научных результатов;
6) для получения должности в престижных университетах иногда недостаточно одной степени PhD: в мире начинают цениться междисци-плинарность и способность работать в разных узкоспециализированных темах, не связанных между собой;
7) в случае поддержки ученых коммерческими структурами решается вопрос не только частичной или полной оплаты их обучения, но и дальнейшего трудоустройства успешных подопечных;
8) конкурентоспособная заработная плата для исследователей существует только в профессиональных исследовательских университетах, в остальных случаях поддержка ученых осуществляется через грантовые программы;
9) образовательные программы, ориентированные на поддержку и развитие молодых ученых, предполагают развитие таких прорывных компетенций как - компетенции в научном общении; организаторские компетенции, предполагающие организацию междисциплинарных проектов и команд; профессиональные научно-исследовательские компетенции; личностные мотивационные компетенции.
На основе изучения статей о положении молодых ученых в зарубежных научных институциях и требованиях к ним, а также на основе изучения положений сетевых сообществ молодых ученых в разных странах (в частности, в Европе, в Южной Африке, Египте) можно выделить следующие тенденции в развитии молодой науки за рубежом:
1) одно из важнейших требований к молодым ученым за рубежом - это умение самостоятельно находить финансирование для своих исследований, поэтому для молодых ученых составляются курсы по обучению подаче заявок на гранты, а также успешность молодого ученого оценивается по его грантовой активности; гранто-вая активность выступает критерием научной результативности молодого ученого;
2) от молодого ученого требуется умение выстраивать понятный диалог между наукой и обществом: умение объяснять значимость своих исследований публично, в виртуальном про-
странстве и на доступном для широкой аудитории языке - требование популяризации науки и собственных исследований;
3) ученые, специализирующиеся на особенностях молодежной науки, отмечают тот факт, что высоким значением для молодых ученых обладает сетевое взаимодействие - это общение с коллегами по всему миру, возможность создания международных команд, поэтому в зарубежной молодежной науке активно происходят процессы создания сетевых сообществ молодых ученых (в Германии, В Африканских странах, в Китае и т.д.) - платформ, где молодые ученые могли бы делиться своими идеями (обычно сетевые сообщества предполагают ежегодные офф-лайн встречи помимо дистанционного общения) и объединяться в команды. Обогащение научного опыта в исследуемом направлении достигается в условиях взаимодействия с учеными всего мира. Как в очном так и в виртуальном мире;
4) в статьях научным институциях рекомендуется поддерживать поездки молодых ученых на конференции, так как это действительно способствует развитию молодых ученых;
5) в зарубежных научных организациях большое внимание уделяется необходимости поддержания гендерного баланса в науке; до сих пор в университетах даже передовых стран-лидеров женщины в науки находятся в уязвленном состоянии, поэтому институциям рекомендуется разрабатывать различные меры поддержки для женщин-ученых;
6) большинство зарубежных научных институций стремятся к появлению новой «должности» в молодежной науке - ментор, который обычно является человеком из числа практикующих специалистов, способный стать наставником для молодого ученого вместе с научным руководителем -человеком из академической научной среды; в зарубежных статьях отмечается, что молодые ученые, имеющие ментора помимо научного руководителя достигают успеха в дальнейшем;
7) ключевым вопросом, который обсуждается в области молодой науки является вопрос о балансе и сочетании исследовательской активности, публикационной активности и преподавательской деятельности. Если научная институция не может строго сориентировать молодого ученого на приоритетную сферу деятельности, то многозадачность существенно снижает успешность молодого ученого в будущем; традиционно в качестве приоритетного направления деятельности для молодого ученого университеты определяют публикационную активность, по которой оценивают его эффективность;
8) особенное внимание сегодня необходимо уделять образованию молодых ученых в области этических научных стандартов, критериям научного знаний, корректному заимствованию, так как незнание данных стандартов может приводить к печальным результатам.
Научные статьи иностранных исследователей свидетельствуют о том, что активная повсеместная программная работа с молодыми учёными за рубежом начата примерно в 2000-е годы и ориентирована, прежде всего, на решение проблем с кадровыми кризисами в университетах, а также на выстраивание конструктивного взаимовыгодного диалога между университетами и социумом. Сегодня в российских университетах создаются или уже созданы многочисленные условия для привлечения молодых учёных и исследователей. Университет являются одной из базовых площадок для реализации этой приоритетной задачи.
При рассмотрении зарубежного опыта и применении его для российских реалий стоит отметить, что в европейских университетах многие грантовые программы совмещены с коммерческими компаниями и имеют широкую поддержку бизнеса. Повышение статуса науки и поощрение исследовательской деятельности должны помогать молодым ученым интегрироваться не только в рамках университетской работы, но и иметь возможность осуществлять разработки для бизнеса. В России же на данный момент времени исследования чаще всего поддерживаются только на государственном уровне. Более плотное взаимодействие с бизнесом в области исследований может существенно изменить ситуацию с молодыми учеными и их трудоустройством.
Востребованность программ развития компетентности молодого ученого в реальной практике управления в университете позволяют исследователям получить уверенность в завтрашнем дне, при внятных условиях и прописанных результатах ученый понимает, как будет складываться его карьера в течение ближайших нескольких нет. Такая перспектива позволяет сосредоточиться на исследованиях и более глубокой работе, не отвлекаясь на жизненные проблемы.
Заключение
Резюмируя сказанное выше относительно проблемы привлечения в науку молодых ученых, выделяем некоторые методы в этой деятельности, практикующиеся в зарубежных университетах как возможные к использованию в российской практике:
1) развитие института наставничества для выстраивания молодыми учеными успешной научной карьеры;
2) обеспечение возможности проектирования ученым собственной образовательно-научной траектории на основе оценки им эффективности образовательного процесса;
3) реализация активной образовательной связи от молодых ученых для формирования гибких программ взаимодействия в образовательной среде университета;
4) стимулирование молодых ученых к продолжению научно-исследовательской деятельности после защиты диссертации посредством уча-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
стия в грантовых программах на международном уровне;
5) сопровождение процесса становления молодого ученого через развитие прорывных компетенций (компетенции в научном общении, организаторские компетенции, предполагающие организацию междисциплинарных проектов и команд; профессиональные научно-исследовательские компетенции; личностные мотивационные компетенции);
6) стимулирование грантовой активности и стремления ученых к созданию международных команд, в том числе в формате сетевых сообществ для обогащения научного опыта в исследуемом направлении как в очном так и в виртуальном мире.
Литература
1. Young researchers at University of Primorska: [электронныйресурс]. - Режимдоступа: https:// www.upr.si/en/research/young-researchers
2. Young researchers at Slovenian research agency: [электронныйресурс]. - Режимдоступа: http:// www.arrs.gov.si/en/mr/
3. Arzensek A., Kosmrlj K., Sirca N.T. Predicting young researchers' university-industry collaboration using theory of planned behavior // International journal Innovation and learning, 2018, V.24, № 2. - pp. 200-219.
4. Arzensek A., Kosmrlj K., Sirka N.T. Slovenian young researchers' motivation for knowledge transfer \\ Higher education, august 2014. Volume 68, Issue 2, pp. 185-206.
5. Arzensek A., Kosmrlj K. Assessment of relationship between young researchers and mentors and implications for knowledge transfer // Management, 2017. - Vol.12, issue 3. - p. 273-292.
6. Sadler E., Jaarsveldt L.C. van. An evaluation of a young academic development programme at the University of South Africa \\ Commonwealth Youth and development, 2012, № 2, V. 10. - pp. 29-47.
7. Frolich N., Wendt K., Reymert I., Tellmann S.M., Elken M., Kyvik S., Vabo A., Larsen E. Academic career structure in Europe/ Perspectives from Norway, Denmark, Sweden, Finland, the Netherlands, Austria and the UK: report, 2018.
8. Junior Researchers at Aarhus University: [электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://talent. au.dk/junior-researchers-at-aarhus-university/
9. Fellows and Postdoc at Delft University of Technology: [электронныйресурс]. - Режим-доступа: https://www.tudelft.nl/en/about-tu-delft/ working-at-tu-delft/fellows-and-postdocs/
10. World association of young scientists: [электронныйресурс]. - Режимдоступа: http:// www.unesco.org/new/en/natural-sciences/
5 science-technology/sti-policy/global-focus/young-5 scientists/world-association-of-young-scientists-e3 ways/
СЧ 03
development of young scientists' competence in practice of foreign universities
Bakhova N.A.
Siberian Federal University
The problem of the development of young scientists' competence significant for Russian competitiveness is considered in the article. The effective integration of Russian science into the international scientific space depends on competence and professional independence of young scientists. The aim of the study is to identify perspective and pivotal methods and programs for working with young scientists at some foreign universities. The author of the article believes that critical analysis and adaptation of these productive practices of trainings for young academics abroad in combination with Russian experience applied to Russian conditions will allow to develop an effective system for attracting of young people and teachers of high school to academic career, to create the conditions for their consolidation to solve the urgent problems for modern state policy of Russia.
The research method is comparative analysis of some foreign practices of work with young scientists presented in contemporary publications on the field and open information about such programs on universities' websites.
The result of the study is the identification of some productive methods and conditions used in foreign practice of work with young scientists under various conditions and barriers.
Keywords: scientist, young scientist, competence of a young scientist, academic career, career path, development program, educational environment, university, science, research.
References
1. Young researchers at University of Primorska: fcneKTpoHHbiipecypc]. - Pexi/iMflocryna: https://www.upr.si/ en/research/young-researchers
2. Young researchers at Slovenian research agency: fcneKTpoHHbiipecypc]. - PexuiMflocTyna: http://www.arrs.gov. si/en/mr/
3. Arzensek A., Kosmrlj K., Sirca N.T. Predicting young researchers' university-industry collaboration using theory of planned behavior // International journal Innovation and learning, 2018, V.24, № 2. - pp. 200-219.
4. Arzensek A., Kosmrlj K., Sirka N.T. Slovenian young researchers' motivation for knowledge transfer \\ Higher education, august 2014. Volume 68, Issue 2, pp. 185-206.
5. Arzensek A., Kosmrlj K. Assessment of relationship between young researchers and mentors and implications for knowledge transfer // Management, 2017. - Vol.12, issue 3. - p. 273-292.
6. Sadler E., Jaarsveldt L.C. van. An evaluation of a young academic development programme at the University of South Africa \\ Commonwealth Youth and development, 2012, № 2, V. 10. -pp. 29-47.
7. Frolich N., Wendt K., Reymert I., Tellmann S.M., Elken M., Kyvik S., Vabo A., Larsen E. Academic career structure in Europe/ Perspectives from Norway, Denmark, Sweden, Finland, the Netherlands, Austria and the UK: report, 2018.
8. Junior Researchers at Aarhus University: fcneKTpoHHbiipecypc]. - PexuMflocryna: http://talent.au.dk/ junior-researchers-at-aarhus-university/
9. Fellows and Postdoc at Delft University of Technology: fcneKTpoHHbiipecypc]. - Pexi/iMflocTyna: https://www.tudelft. nl/en/about-tu-delft/working-at-tu-delft/fellows-and-postdocs/
10. World association of young scientists: fcneKTpoHHbiipecypc]. -Pexi/iMflocTyna: http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/science-technology/sti-policy/global-focus/young-scientists/world-association-of-young-scientists-ways/