Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / альтернативная коммуникация / стратегии обучения / структурирование среды / визуальные подсказки / поведенческие подходы / дети с РАС / communication / alternative communication / learning strategies / environmental structuring / visual cues / behavioral approaches / children with ASD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ладыгина Ирина Александровна, Павлова Екатерина Андреевна, Иост Ирина Александровна

В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ладыгина Ирина Александровна, Павлова Екатерина Андреевна, Иост Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AND SOCIAL SKILLS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

The authors of the article describe the content of correctional work on the development of the children’s communication and social skills with autism spectrum disorder. As part of solving these issues, self-service skills, behavioral approaches, and work with parents are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

УДК 159.9+376

DOI 10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_59

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ладыгина Ирина Александровна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 112 «Радуга» учитель-дефектолог, Irinaalexsan@yandex.ru.

Павлова Екатерина Андреевна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 112 «Радуга» воспитатель коррекционной группы, springkotaka@mail.ru.

Иост Ирина Александровна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ № 112 «Радуга» воспитатель коррекционной группы, irinka-1601@mail.ru.

Аннотация. В статье описывается содержание коррекционной работы по развитию коммуникации и социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра. В рамках решения данных вопросов рассматриваются навыки самообслуживания, поведенческие подходы, работа с родителями.

Ключевые слова: коммуникация, альтернативная коммуникация, стратегии обучения, структурирование среды, визуальные подсказки, поведенческие подходы, дети с РАС.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AND SOCIAL SKILLS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Ladygina Irina Alexandrovna

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 112 "Rainbow", Teacher-defectologist, Irinaalexsan@yandex.ru.

Pavlova Ekaterina Andreevna

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 112 "Rainbow", Teacher of the correctional group, springkotaka@mail .ru.

Iost Irina Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 112 "Rainbow", Teacher of the correctional group, irinka-1601@mail.ru.

Abstract. The authors of the article describe the content of correctional work on the development of the children's communication and social skills with autism spectrum disorder. As part of solving these issues, self-service skills, behavioral approaches, and work with parents are considered.

Key words: communication, alternative communication, learning strategies, environmental structuring, visual cues, behavioral approaches, children with ASD.

В настоящее время группу компенсирующей направленности посещает 40% детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Мы столкнулись с проблемой, как помочь этим детям преодолеть трудности коммуникации и развить необходимые социальные навыки, учитывая индивидуальность каждого ребенка. Подготовительная работа началась с того, что специалисты и воспитатели группы прошли обучение на курсах повышения квалификации по программе «Организационно-методические и содержательные вопросы образования обучающихся с РАС в соответствии с требованиями ФГОС». Это позволило сделать вывод, что работу с такой категорией детей нужно обязательно проводить совместно с родителями. Такое партнерство и сотрудничество поможет родителям получать адекватную информацию, научит лучше справляться с воспитанием ребенка в повседневных ситуациях, развивать необходимые умения и навыки, предотвратить развитие вторичных поведенческих трудностей.

Нами были подготовлены методические рекомендации для воспитателей и родителей на основе лучших международных практик, опыта работы и программ школы «Перспектива» по следующим направлениям:

1. развитие коммуникации и развитие речи;

2. развитие игровых и социальных навыков;

3. развитие навыков самообслуживания;

4. поведенческие подходы;

5. работа с родителями.

Коммуникация является важнейшей потребностью ребенка независимо от того может он пользоваться речью или нет. Коммуникация - это то, как мы говорим, как мы используем слова, язык тела, жесты, социальные навыки, как мы понимаем ситуацию и то, что говорит собеседник. Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, слышит только часть обращенной речи или воспринимает все буквально.

Из-за трудностей в невербальной коммуникации (ребенок не смотрит на собеседника, меньше использует жесты, с трудом понимает выражения лица), ребенку с РАС очень трудно поддерживать диалог, подбирать слова, выражать мысли и эмоции. Эхолалии, встречающиеся в речи ребенка с РАС, как правило, повторяют слоганы из рекламы или слова из фильмов. Нарушения в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению. Снизить уровень тревоги у такого ребенка можно, обучив его альтернативным способам коммуникации - таким способам. Благодаря которым можно передать или получить какую-либо информацию, без использования устной и письменной речи.

В своей работе мы используем несколько типов альтернативной коммуникации: систему PECS (предметные картинки); коммуникационные карточки-подсказки; жестовый язык.

Нами созданы индивидуальные папки для каждого ребенка с РАС, в которых на «липучках» приклеиваются карточки (например, визуальное расписание или карточки «сначала - потом») и мотивационные стимулы, побуждающие ребенка к деятельности, переводя их потребности и интересы в мотивы, то есть в личностный смысл причин поступков, личностную заинтересованность. В качестве мотивационных стимулов могут выступать еда и игрушки, развлечения и различные действия (просмотр мультфильма, прыжки на батуте), сенсорные ощущения и предметы для аутостимуляции, формы социального взаимодействия (похвала, объятия). Предпочтения ребенка выявляются путем наблюдения, заполнения опросников, формальной оценки.

В своей работе мы используем систему жестового языка МАКАТОН, которая сочетает в себе звучащую речь, жесты и символы. Мы используем доски для визуального расписания в группе и комнате для занятий. Карточки-подсказки сообщают ребенку с РАС, что нужно сказать ему или напомнить (дополнительно картинки подписаны печатными буквами).

Стратегия обучения детей с РАС опирается на прикладной анализ поведения (ПАП) - вовлечение детей-аутистов в окружающие социальные условия, в качестве действий проводника (непосредственной личности, работающей с ребенком), как правило, участвует кто-то из родителей. К сожалению, те навыки социализации, которые у обычных детей формируются сами собой, у детей с РАС закладываются только при целенаправленном, планомерном и квалифицированном обучении. Нарушения коммуникации и социального взаимодействия детей с РАС приводят к тому, что порой одобрение и похвала, которые так необходимы нормально развивающимся детям, для них не эффективны. Более значимыми выступают «вкусняшки», игрушки, сенсорные ощущения, различные виды активности. В данном случае очень важно придерживаться схемы, построенной на принципе прикладного анализа поведения. Ниже на рисунке 1 представлена схема, которая раскрывает алгоритм отработки коммуникации и социальных навыков у детей с РАС.

Рис.1. Схема отработки коммуникативных и социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра

В своей коррекционной работе мы используем карточки от 3 до 5-7 заданий. За каждое правильно выполненное задание приклеиваем на «липучке» бонус («смайлик»), после прохождения всех заданий ребенок получает «главный бонус». Главное в обучении коммуникации - это генерализация навыков. Навык будет считаться генерализированным, если он используется ребенком в различных ситуациях, с различными людьми и продолжительное время. Поэтому и необходимо тесное сотрудничество с родителями, которые дома, в различных бытовых ситуациях обобщают наработанные в детском саду навыки коммуникации. Ведь у них дома есть те же папки на «липучках» с карточками. Чтобы обучение было успешным и позитивным для ребенка с РАС, постепенно увеличиваем его вовлеченность, возможность получить награду и желание продолжать учиться, используя подсказки. Мы в своей работе используем подсказки: вербальные, жестами, моделирование, физические, стимульные.

Вербальные подсказки могут быть полными или частичными. Подсказки жестами могут быть кивком головы или показом взгляда на предмет, либо убирается неправильный вариант ответа. Подсказка через моделирование может быть полной, когда демонстрируются все действия целиком, либо частичной, если другой ребенок/взрослый показывает начало какого-то действия. Физические подсказки хорошо используются при отработке навыков самообслуживания: начинаем помогать выполнение действия, а затем ребенок продолжает сам. Освоение навыка, используя прием сначала «рука в руке», далее рука взрослого перемещается к локтю ребенка, потом к плечу, затем лишь задаем движение легким касанием. Стимульные подсказки - это способы представления материала с наибольшей вероятностью правильного ответа. Уровень подсказки постепенно снижаем, больше и сильнее поощряем самостоятельность ответов. Эффективность подсказок можно комбинировать, подстраиваясь под каждого ребенка.

Еще одно важное условие в обучении детей с РАС - это структурирование среды и визуальная поддержка. Помогаем ребенку «учиться глазами», зрительный канал восприятия является наиболее сильным у детей с РАС. Нашей группе характерно зонирование: зона для индивидуальной работы, игровая зона, зона уединения, зона для индивидуальных занятий, для групповой работы. Стараемся по возможности подписывать все коробки с дидактическим и игровым материалом. В групповой комнате на доске имеется визуальное расписание на каждый день, которое мы проговаривает со всеми детьми. У каждого ребенка в индивидуальной папке его личное расписание на день. Помимо перечисленных плюсов работы с расписанием, оно еще учит гибкости ребенка с РАС. В случае изменения привычного расписания мы заранее предупреждаем и меняем картинку расписания. В кабинете для индивидуальных занятий со специалистами также висит общее визуальное расписание. В комнате гигиены для мальчиков есть визуальное расписание пользования туалетом. В умывальнике - алгоритм мытья рук и правила вытирания рук и лица полотенцем. На внутренней стороне кабинки детей с РАС размещены алгоритмы одевания и раздевания посезонно.

Мы извлекаем пользу из стремления детей с РАС к постоянству. Рутины помогают ребенку контролировать ситуацию, чувствовать себя более спокойно, оставаться в предсказуемой среде. Например, по понедельникам проводится утренний круг: дети рассаживаются определенным образом, приветствуют друг друга и педагогов, отмечают сколько девочек, мальчиков, выставляют на доске число, день недели, делают утреннюю гимнастику, артикуляционные и пальчиковые зарядки, заряжаются позитивной энергией, проверяют свои расписания. Таким детям мы стараемся давать дополнительное время на то, чтобы нас услышать, понять сказанное и по возможности дать ответ.

«Визуальные алгоритмы» включаем, когда формируем поведенческую цепочку, обучаем новому навыку. В своей группе мы составляем «прямые цепочки» - это отработка навыков на ИЗО (последовательность выполнения задания). Обратные цепочки (формирование навыка от последнего шага) мы используем при отработке навыков самообслуживания (помогаем сначала, а ребенок делает последний шаг), уборка игрушек, привести рабочее место в порядок, помощь дома в уборке комнаты.

Используя методы альтернативной коммуникации, социальную поддержку, визуальные подсказки, организационную поддержку и вовлечение родителей способствует преодолению трудностей коммуникации, улучшению развития социальных навыков, общению внутри детского коллектива с РАС.

Библиографический список.

1. Грей К. Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. - Екатеринбург: РамаПаблишинг, 2018. - 432 с.

2. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. - Екатеринбург: РамаПаблишинг, 2016. - 272 с.

3. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - Москва: Владос, 2007. - 182 с.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - Москва: Теревинф, 2017. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.