Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе'

Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2488
831
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТАКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Алёна Сергеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся начальной школы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий ( УУД). В статье описаны оптимальные условия для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Алёна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

Баранова Алёна Сергеевна

учитель начальных классов Г. Мариинск, РФ E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫ1Х УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся начальной школы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). В статье описаны оптимальные условия для формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

Ключевые слова

Коммуникативные действия, групповая работа, коммуникативный контакт

коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.

Оптимальные условия для формирования коммуникативных УУД:

1. Деятельность ребёнка в рамках проблемной ситуации, учебной задачи, ситуация затруднения. Поисковый характер деятельности создаёт условия для формирования потребности в речи.

2. Диалоговая ситуация способствует развитию диалоговой речи.

3. Частые обсуждения личных впечатлений.

4. Поощрение за удачный вопрос, удачную реплику, удачное высказывание.

5. Условия психологической безопасности.

6. Совместная деятельность - учебно - содержательное общение.

Совместная деятельность помогает выполнить все поставленные перед участниками учебно -воспитательного процесса условия. Во взаимодействии осуществляется творчески продуктивная деятельность, где ребёнок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что он умеет делать, что у него получается. Внимание учителя больше направлено на организацию соответствующей возрасту деятельности и общения, а не на собственно процесс усвоения.

Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Модель взаимодействия с одноклассниками более эффективна и в том плане, что учащийся, получая замечания от такого же ученика, как и он сам, менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях исправить эти ошибки, успешно справляется с заданиями на уроке.

Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь.

Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3 -7 человек).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Технологический процесс групповой работы можно рассмотреть на примере уроков литературного чтения, которые, собственно, и призваны формировать у школьников коммуникативные УУД.

Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе

Тема: Лиса и тетерев.

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев».

Этап урока: Получение новых знаний.

Учитель:

- Не только русский народ сделал героем своих сказок хитрую лису. В России живёт много разных народов, разных национальностей. У каждого народа свои сказки. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Сейчас вы разделитесь на группы. Каждая группа выберет себе сказку для чтения и план действий. Прочитайте сказку и выполните все действия по плану.

- Когда вся работа будет выполнена, прочитайте сказку остальным группам и расскажите, какие действия вы совершали.

План работы со сказкой.

1. Прочитайте сказку.

2. Выпишите непонятные слова, чтобы потом обсудить их всем классом.

3. Назовите автора (народ), который сочинил сказку.

4. Назовите главных героев сказки.

5. Дайте характеристику героям сказки.

6. Сделайте вывод: обманула лиса других героев или нет? Почему так вышло?

После работы в группах, учащиеся описывают свои действия по плану для всего класса. Остальные группы оценивают их работу.

При объединении усилий детей в решении поставленной задачи: *возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

*растёт познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний, умений;

*снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; *ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, учёт позиции других людей;

*учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;

* воспитательная работа учителя становится необходимым условием групповой деятельности, т.к. все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально. Дети всегда готовы поделиться друг с другом тем, что они хорошо знают. Учащиеся совместно занимаются конкретным, интересующим их делом, следовательно, сохраняется интерес к познанию. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. Учитель должен понимать, как важно сохранить стремление ребёнка к коммуникации и взаимодействию, к самостоятельности и активности в изучении нового, к инициативе и творчеству. Список использованной литературы:

1. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2014.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http: //standart.edu.ru.

© А С. Баранова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.