ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР Толоконникова О.И.1, Пешкова Н.А.2
1Толоконникова Оксана Игоревна - студент;
2Пешкова Наталья Александровна - доцент, кандидат психологических наук,
кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула
Аннотация: в статье рассматриваются особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и способы развития данных навыков у данной категории детей. Работа основана на результатах апробированной коррекционно-развивающей программы. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, невербальные средства общения.
Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория детей, требующая к себе пристального внимания. Что означает общее недоразвитие речи (ОНР)? Под ОНР понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [1].
ОНР проявляется в более позднем появлении речи, первые слова возникают к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наблюдается определенная специфичность связной речи. Отмечаются трудности в использовании разнообразных лексических средств. Данные особенности затрудняют усвоение коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации. Коммуникативные навыки включают в себя возможность установления взаимоотношений между людьми, к этому относится умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, возможность предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое поведение [2].
Когда речь идет о развитии коммуникативных навыков, необходимо помнить, что коммуникация совершается с использованием вербальных и невербальных средств.
Коррекционно-развивающая программа опирается на два основных критерия: креативно-деятельностный - умение использовать коммуникативные знания, умения и навыки, умение самостоятельно конструировать социально-одобряемые формы коммуникации, адекватность поведения в конфликтных ситуациях, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, проявление инициативы в общении, умение регулировать свои эмоциональные проявления; и оценочно -рефлексивный - наличие адекватной самооценки, адекватность восприятия и оценки личностных качеств партнера по общению.
Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие и коррекция коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством релаксационных упражнений, коммуникативных и подвижных игр.
При написании коррекционно-развивающей программы учитывались основные принципы составления психокоррекционных программ по А.А. Осиповой:
- Принцип единства коррекции и диагностики реализуется через учет диагностических критериев в процессе построения коррекционно-развивающей программы. В ходе диагностики был выявлен низкий уровень коммуникативных
навыков по нескольким параметрам, и в соответствии с этим в программу были включены специально подобранные игры на развитие данного навыка.
- Принцип возрастающей сложности реализуется за счет усложнение содержания заданий в процессе коммуникативных игр, сюжетно-ролевых и тренинговых занятий.
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка реализуется через использование в занятиях тех упражнений, которые будут соответствовать возрасту ребенка и учитывать его индивидуальные особенности, выявленные ранее в диагностике.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности строится на основании учёта ведущей деятельности возраста, ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), а также в соответствии с уровнем сформированности языковых средств.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР предполагает решение следующих задач: становление умения владеть средствами общения; формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение; установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить отношение к собеседнику; способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа.
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на подгрупповую работу (7-8 человек), время занятий 25-30 минут. В процессе занятий происходит плавный переход от более простых коммуникативных ситуаций к более сложным, таким образом, дети учатся более качественно взаимодействовать друг с другом, опираясь на опыт полученных знаний.
Список литературы
1. Волкова Л.С. «Логопедия». М.: ВЛАДОС, 2007. 514.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. 104.
СЕЛФИ: ШАГ В БУДУЩЕЕ ИЛИ «ВРЕМЕННАЯ ПЕТЛЯ»?
Вохминцева М.В.
Вохминцева Маргарита Владимировна - бакалавр, кафедра безопасности жизнедеятельности, Институт строительства и архитектуры Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: в статье анализируется негативное влияние пристрастия к модному веянию под названием селфи. Приведены примеры негативных последствий селфимании. Проанализированы типы личностей, более подверженных данному процессу. Ключевые слова: селфи, селфимания, фотография, человек, расстройство, увлечение.
Население нашей необъятной планеты составляет 7,5 миллиардов людей. Исторический процесс необратим и непредсказуем. Каждый человек и человечек на планете частица большой истории, деталь огромного механизма. Каждый из нас что-то приносит в этот мир, что-то уникальное и неповторимое, невероятное и прекрасное.
А если кто-то захочет запечатлеть всех людей на планете? Сколько фотокарточек и фотографий мы получим? Но сейчас с этой задачей справляется каждый второй