Мугидова Мадина Ибадуллаевна
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ПРАВОПИСАНИЮ
В данной статье рассматриваются приемы развития коммуникативных способностей, обогащения словаря студентов. Богатый словарный запас дает обучающимся возможность более точно и выразительно оформить мысль, поэтому занятия по русскому правописанию должны строиться таким образом, чтобы в процессе усвоения грамматического материала происходило развитие не только познавательных способностей студентов, но и развитие речи и обогащение лексического запаса. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-2/59.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 2. C. 201-204. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
3. Ласковец М. А. Актуальные проблемы обучения аспирантов иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://scimce-education.ru/ru/article/view?id=13998 (дата обращения: 17.03.2017).
4. Плешивцева Е. Ю. Перевод научно-технических текстов: сложности работы с лексикой [Электронный ресурс] // Научный альманах. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2016. № 3-4 (17). URL: http://ucom.ru/doc/na.2016.03.04.319.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
5. Самойлова Е. В., Назарова О. В., Корнилецкая Н С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода // Интеграция образования. 2014. № 2. С. 117-123.
THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO POSTGRADUATE STUDENTS OF A TECHNICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Mikhailova Galina Ivanovna
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (SIBSTRIN) mihaylova.g@list. ru
The main goal of postgraduate education is to achieve a high quality level of professional knowledge of a foreign language by a postgraduate student, which gives a future scientist an opportunity to carry out confidently his/her research activity within the framework of the world scientific community. The competence-based approach provides for the formation of a wide range of knowledge, skills and abilities enabling a post-graduate student of a technical higher education establishment to use a foreign language in practical scientific interests.
Key words and phrases: teaching foreign language in postgraduate study; competence-based approach; communicative-oriented teaching; professional competencies; types of language activity.
УДК 372.881.161.1
В данной статье рассматриваются приемы развития коммуникативных способностей, обогащения словаря студентов. Богатый словарный запас дает обучающимся возможность более точно и выразительно оформить мысль, поэтому занятия по русскому правописанию должны строиться таким образом, чтобы в процессе усвоения грамматического материала происходило развитие не только познавательных способностей студентов, но и развитие речи и обогащение лексического запаса.
Ключевые слова и фразы: развитие речи; лексический запас; словарно-орфографическая работа; фразеологизмы; синонимы; антонимы.
Мугидова Мадина Ибадуллаевна, к. филол. н., доцент
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала mugidova@mail. т
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ПРАВОПИСАНИЮ
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности студентов в процессе изучения русского языка приобретает особое значение. Богатство лексики - важнейшая особенность русского языка. Под лексикой понимается словарный состав языка. Чем богаче словарный запас человека, тем разнообразнее его речь, интереснее формы выражения мыслей. При определении уровня владения языком нужно опираться не только на теоретические знания о языке и знание правил правописания, но и на практические навыки, которые выражаются в речевой деятельности студентов, в их творческой и исследовательской работе над словом.
Но, к сожалению, словарный запас студентов характеризуется бедностью используемых лексических средств, частой повторяемостью в речи одних и тех же слов, многие из которых отличаются семантической неточностью. Учащиеся затрудняются правильно соотносить слова и понятия, значение и смысл слова в тексте, использовать выразительные средства языка; их речь засорена просторечиями и жаргонными словами.
Одной из задач преподавания русского языка в национальном вузе является развитие коммуникативных способностей, развитие речи, обогащение словаря студентов.
Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Богатый словарный запас дает человеку возможность более точно и выразительно оформить мысль.
Поэтому занятия по русскому правописанию должны строиться таким образом, чтобы в процессе усвоения грамматического материала по теме происходило не только развитие познавательных способностей студентов, но и развитие речи, обогащение лексического запаса. Нужно научить студентов соблюдать культуру речи, грамматически правильно и ясно излагать свои мысли, развивать в них умение общаться и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Студенты должны уметь правильно сочетать
202
^БЫ 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 2
слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли.
Это достигается путем систематического использования комплекса заданий, направленных на развитие речи студентов.
Регулярно проводимая на занятии словарно-орфографическая работа может способствовать достижению хороших результатов по обогащению словаря учащихся. В словарно-орфографический диктант рекомендуется включать 10-12 словосочетаний, среди которых должны быть слова, вызывающие затруднение не только в написании, но и в толковании. Данную работу можно разнообразить и усложнять дополнительными заданиями, что позволит поработать над орфографией, а также, воспользовавшись различными словарями, выяснить лексическое значение, этимологию слов, подобрать к ним синонимы и антонимы, составить предложения [2].
Развитию речи способствует работа над текстом, в процессе которой устраняются грамматические, стилистические и речевые ошибки.
Предпочтительно подбирать тексты, имеющие воспитательное, эстетическое и познавательное значение. Это могут быть отрывки из стихотворений выдающихся поэтов, а также прозаические тексты классиков русской литературы. Подобное задание можно усложнить, предложив студентам выделить в тексте основную мысль, найти опорные слова, определить стиль текста, пересказать его, составить к нему вопросы, продолжить текст, поработать над лексическим значением слов, подобрать синонимы и антонимы, найти многозначные слова, выписать из текста словосочетания и т.д.
К работе над текстом можно подойти творчески, предложив студентам восстановить текст из разрозненных предложений, составить текст по опорным словосочетаниям и предложениям, написать текст по памяти, составить текст по данному первому и последнему предложениям. Такие задания также способствуют развитию речи [Там же].
Занятия по русскому языку можно разнообразить, включив материал по фразеологии, который также поможет обогатить словарь студентов.
Употребление фразеологизмов придает речи особую яркость, меткость, оживляет ее, усиливает ее выразительность.
Обогащение речи студентов фразеологизмами, усвоение их значения и особенностей употребления требует целенаправленной, специально организованной работы. Но так как отдельных часов в программе «Практикума по русскому правописанию» на изучение этого раздела не отводится, то можно использовать материал по фразеологии при изучении различных тем по грамматике. Это позволит активизировать учебный процесс, сделает его более эффективным и интересным.
С целью активизации словаря студентов, употребления ими фразеологизмов в собственных высказываниях целесообразно применять подобные упражнения:
1. Подобрать фразеологические обороты, включающие числительные, составить с ними предложения.
2. Данные слова заменить устойчивыми выражениями, используя выражения в скобках.
Чувствовать себя неловко, привязался искренне, разозлиться, жизнь идет обычно, встречал часто, скрытный человек.
(На каждом шагу, всей душой, себе на уме, не в своей тарелке, своим чередом, выйти из себя)
3. Подобрать к фразеологическим оборотам глаголы из тех, что даны в скобках, составить предложения.
Бить челом, вывести на чистую воду, клевать носом, надуть губы, повесить голову, бить баклуши, зарубить на носу, прийти в себя.
(Опомниться, приуныть, просить, бездельничать, разоблачить, запомнить, дремать, обидеться)
4. Заменить наречие фразеологическим оборотом.
Сидит без дела, встречались ежедневно, все делает небрежно, бежал быстро, встал рано.
(Спустя рукава, ни свет ни заря, изо дня в день, сложа руки, во весь дух)
5. Записать под диктовку, объяснить употребление Ь, используя фразеологический словарь А. И. Молот-кова, объяснить значения фразеологических оборотов.
Беречь как зеницу ока; остаться на бобах; сжечь свои корабли; бросаться в глаза; броситься со всех ног; водой не разольёшь; валиться с ног; собраться с силами; дёшево отделаться; калачом не заманишь; остаться с носом; как сквозь землю провалиться; путаться под ногами; диву даваться [3].
Выполнение подобных заданий заставляет студентов обращаться к фразеологическим словарям русского языка, что способствует повышению их общей языковой культуры, обогащению, активизации словаря.
С целью углубления знаний студентов по лексике русского языка могут использоваться задания с использованием синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, пословиц и поговорок. Причем подобрать такой материал можно к любой теме по орфографии.
• Записать пять пословиц со словами на правописание звонких и глухих согласных.
Или: дать слова и записать с ними пословицы и поговорки: рыбка, сказка, кузов, друг, с ложкой, хорош -гож, гуж - дюж.
Для подсказки:
1. Старый друг лучше новых двух.
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
4. Один с сошкой, семеро с ложкой.
5. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
6. Взялся за гуж - не говори, что не дюж.
7. Назвался груздем, полезай в кузов [1].
Обратить внимание на произношение звонких согласных.
Дать значение слов: сошка, дюж, гож, гуж (для самостоятельной работы по словарю).
• Заменить словосочетания одним словом, выделить непроизносимые согласные: оказАть честь (чествовать), принимАть учАстие (участвовать), оказАть шЕфскую пОмощь (шефствовать), испЫтывать чУвства (чувствовать), осуществлять власть (властвовать), издАть свист (свистеть), издАть хруст (хрустеть).
• Замените словосочетания одним словом с пре- или при-:
1. Гнаться за кем-нибудь (преследовать).
2. Замысловатый узор (причудливый).
3. Воплотить в жизнь (претворить в жизнь).
4. Слегка задеть что-либо (прикоснуться).
5. Вытерпеть невзгоды (претерпеть).
6. Человек с капризами, прихотями (привередливый).
7. Помехи (препятствия).
8. Обаятельный друг (прелестный).
9. Призрак ночи (привидение).
• Дописать пословицы.
1. Скажешь с ноготок, а (перескажут с локоток).
2. Одной рукой узла (не завяжешь).
3. Глубже вспашешь, (веселее спляшешь).
4. Слово скажешь, как (узлом завяжешь).
5. Иголка маленькая, а (сильно колет).
6. Пуста мельница и (без ветра мелет).
7. Мельница мелет - мука будет, язык мелет - (беда будет).
8. Умный только свистнет, а (догадливый смыслит).
9. Ноги носят, а (руки кормят).
10. В чужом глазу сучок видишь, а (в своем бревна не замечаешь).
• Выписать слова с приставками на з -/с-.
1. Умом не раскинешь, пальцами не растычешь.
2. Каково ручки скроят, таково спинка износит.
3. Не разгрызешь ореха, так не съешь ядра.
4. Счастье с бессчастьем на одних санях ездят.
5. Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим.
6. На безрыбье и рак рыба.
7. Как с неба свалился, как с горы скатился.
8. Добрая жена дом сбережет, а худая дом растрясет.
9. Сделав худо, не жди добра.
10. Изжили век, а толку нет.
• Дописать пословицы, определить спряжение глаголов, найти омонимы.
1. Скажешь с ноготок, а (перескажут с локоток).
2. Одной рукой узла (не завяжешь).
3. Глубже вспашешь, (веселее спляшешь).
4. Слово скажешь, как (узлом завяжешь).
5. Иголка маленькая, а (сильно колет).
6. Пуста мельница и (без ветра мелет).
7. Мельница мелет - мука будет, язык мелет - (беда будет).
8. Умный только свистнет, а (догадливый смыслит).
9. Ноги носят, а (руки кормят).
10. Поспешишь - (людей насмешишь).
11. В чужом глазу сучок видишь, а (в своем бревна не замечаешь).
12. Чего не видишь, про то (и не веришь).
13. Лучше один раз своими глазами увидать, чем (сто раз услышать).
• Вспомнить и записать 5 пословиц или фразеологических оборотов, в которых НЕ является частицей или входит в состав слова.
Для справок Пословицы:
1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
2. Не красна книга письмом, красна умом.
3. Слово не стрела, а хуже стрелы.
4. Не гордись званием, а гордись знанием.
5. Под лежачий камень и вода не течет.
6. Не имя красит человека, а человек имя.
204
ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 2
7. Несчастным бывает тот, кто много желает.
8. Невежа бога прогневляет.
9. Что написано пером, не вырубишь и топором.
10. Недруг, кто в худе потакает, а друг, кто правду изрекает.
11. Потчевать велено, а неволить нельзя.
12. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
13. После драки кулаками не машут [1]. Фразеологизмы:
Не бей лежачего - крайне ленивый, нерадивый. Не в бровь, а в глаз - удачно, остро, очень точно (сказать что-либо). Не в своей тарелке - в плохом, подавленном настроении (быть, бывать, находиться, чувствовать себя).
Не верить газам - крайне удивляться чему-либо услышанному. Не видеть дальше своего носа - иметь узкий кругозор.
Не годится в подметки - значительно хуже кого-либо или чего-либо другого. Не за горами - близко, недалеко. Не из робкого десятка - смелый.
Не лыком шит - не хуже других, понимаю толк в чем-либо. Не покладая рук - очень старательно, не переставая. Не ударить в грязь лицом - успешно справиться с чем-либо, не оплошать. Не чуять ног - 1. очень быстро бежать; 2. Устать, утомиться [3].
• К каждому из данных существительных подобрать синонимы, затем образовать глагол, с которым составить словосочетание глаг. + сущ.: аплодисменты (рукоплескания) - аплодировать чтецу.
Аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.
• Подобрать к каждой паре паронимов прилагательные, составить предложения с данными парами: Адресат, адресант, вираж, мираж, контакт, контракт, невежа, невежда, поступок, проступок, факт, фактор, человечность, человечество, континент, контингент, абонемент, абонент.
• Данные прилагательные употребить в прямом и переносном значениях, подобрать к ним соответствующие существительные, используя слова в скобках: ослепительный - ослепительный луч, ослепительная красота.
Теплая, острый, холодный, театральный, тонкий, каменное, легкий, глубокий, мягкое, сильный, красный, горячий, боевой, тяжелый.
(Характер, кусок, бумага, нож, грим, взгляд, лицо, походка, ров, погода, чемодан, здание, кресло, жест, зверь, слова, вкус, знания, климат, душа, язык)
• Заменяя начальную словообразовательную часть слова, образуйте антонимы: вталкивать, вытаскивать, въезжать, завернуть, отвинчивать, заклеивать, недобор, объединять, погрузка, съехаться, высокосортный, левобережный, широкоплечий, многолюдный.
• Вспомнить и записать фразеологизмы, пословицы и поговорки с числовыми элементами.
Такого рода систематическая, целенаправленная работа на занятиях будет способствовать обогащению словарного запаса студентов, выработке умений правильно и точно строить высказывания в устной и письменной речи, свободно владеть речью. А это поможет полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта.
Список источников
1. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 1991. 544 с.
2. Мугидова М. И. Приемы совершенствования устной и письменной речи на занятиях по русскому языку // Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований: материалы II Международной научно-практической конференции. Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 308-310.
3. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. М.: Советская энциклопедия, 1968. 543 с.
DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN SPELLING
Mugidova Madina Ibadullaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala Dagestan State University of National Economy, Makhachkala mugidova@mail. ru
In this article the techniques for the development of students' communicative abilities, enriching students' vocabulary are discussed. The rich vocabulary gives students an opportunity to express ideas more accurately and expressively, therefore, the lessons in the Russian spelling should be structured in such a way that in the process of mastering grammatical material not only students' cognitive abilities would be developed, but also the development of speech and the enrichment of vocabulary would take place.
Key words and phrases: development of speech; vocabulary; vocabulary and spelling work; phraseological units; synonyms; antonyms.