Научная статья на тему 'Развитие коммуникативного образования в США'

Развитие коммуникативного образования в США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
996
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATION STUDIES / ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ / THEORY OF COMMUNICATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / COMMUNICATORY SOCIETY / КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / COMMUNICATION TRAINING / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / COMMUNICATION PRACTICE / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кадиров Алексей Мухтарович

В статье дается анализ становления и развития современного коммуникативного образования в США, его основные тенденции. Рассматриваются основные концептуальные подходы создания теории коммуникаций как основы коммуникативного образования. Приводится пример междисциплинарного подхода к развитию теории коммуникации и построению коммуникативного образования. Показана вариативность современного коммуникативного образования в США как его специфическая особенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication Studies in the USA

The paper analyses formation,development and tendencies of modern communication studies in the USA; the conceptual approaches to the formation of the communication theory being applied. The author gives an example of interdisciplinary approach to the development of the theory of communication and communicative education. He also stresses the diversity of modern communication studies in the USA.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативного образования в США»

Образование и наука. 2010. № 3 (71)

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 37.014.53

А. М. Кадиров

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Аннотация. В статье дается анализ становления и развития современного коммуникативного образования в США, его основные тенденции. Рассматриваются основные концептуальные подходы создания теории коммуникаций как основы коммуникативного образования. Приводится пример междисциплинарного подхода к развитию теории коммуникации и построению коммуникативного образования. Показана вариативность современного коммуникативного образования в США как его специфическая особенность.

Ключевые слова: коммуникативное образование, теории коммуникации, информационное общество, коммуникативная подготовка, коммуникативные практики, междисциплинарный подход.

Abstract. The paper analyses formation,development and tendencies of modern communication studies in the USA; the conceptual approaches to the formation of the communication theory being applied. The author gives an example of interdisciplinary approach to the development of the theory of communication and communicative education. He also stresses the diversity of modern communication studies in the USA.

Index terms: communication studies, theory of communication, communicatory society, communication training, communication practice, interdisciplinary approach.

Одной из характерных черт начала XXI в. является усиление взаимодействия и взаимозависимости стран и народов с целью взаимообогащения культур. В этих условиях специалисты различных стран признают возможным использование имеющегося в мире опыта решения общих проблем образования. Одной из них является проблема коммуникативной подготовки специалистов для публичных и социальных профессий.

Кроме того, усиление культурного статуса образования диктует необходимость подготовки педагогических кадров, способных реализовать новую коммуникативную направленность обучения в его широком социальном контексте. С этих позиций становится актуальным изучение коммуникативного образования в США, которое имеет глубокие научные и культурно-социальные традиции решения данной проблемы и выстроено на базе многоступенчатой и персонифицированной модели образования.

Становление и развитие коммуникативного образования в США неразрывно связано с историей возникновения американских университе-

тов, которая происходила путем трансляции опыта либерального тьютер-ского англосаксонского образования на американскую почву. В Соединенных Штатах уже в период 1920-1930-х гг. в школах стало вводиться обучение основам публичного выступления, и параллельно с этим - проведению дебатов и групповых дискуссий.

Исследуя историю развития коммуникативного образования, профессор Моурин Минелли выделил три наиболее важных для становления данной области как академической дисциплины периода:

• 1914-1945 гг. - начало исследований в области коммуникации до конца Второй мировой войны;

• 1946-1971 гг. - послевоенный период до Конференции в Винг-спреде СШ^вргеа^;

• 1971 г. - настоящее время.

В первый период «речевая коммуникация» как дисциплина отделяется от предмета «Английский язык» и появляется «речевое образование». Проводятся исследования в области речи, речевой коммуникации, взаимоотношений коммуникации и культуры, появляется концептуальное обоснование дисциплины «риторика». Внимание социальных исследований обращается к изучению массовой коммуникации как социального явления. Начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Он обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте и метод ее анализа, обратил внимание на ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и на формирование человека, а также сформулировал социальные требования к журналисту [5, с. 246]. С этого времени результаты исследований в области коммуникации стали изучаться на факультетах журналистики в университетах Европы и США.

Второй период развития коммуникативного образования связан с изменениями в теории и практике коммуникации, с развитием таких дисциплин, как межличностная, межкультурная коммуникация и коммуникация в малой группе. Отрабатываются методы коммуникационных исследований, расширяется научное представление о речевой коммуникации, появляются новые профессиональные речевые ассоциации Америки, начинает присваиваться квалификация по специальности «речь».

В послевоенный период получает признание классическая парадигма коммуникации, предложенная американским политологом Гарольдом Лассуэллом в 1948 г. Она базируется на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает). С появле-

нием «формулы Лассуэлла» теория коммуникации наполняет различные учебники по проблемам массовой коммуникации, социальной и политической коммуникации, т. е. становится предметом изучения специалистов в области социологии и политологии. Теорию Лассуэлла развивает П. Лазерсфельд, который исследовал влияние политической пропаганды на индивида. Появляется многоступенчатая схема коммуникативного воздействия средств массовой коммуникации: «средства массовой коммуникации - лидер общественного мнения - индивид, ориентирующийся на этого лидера» [8, с. 152]. Курсы по теории коммуникации становятся обязательными для ведущих факультетов университетов США, где готовят будущих политических лидеров и специалистов в социальных науках.

Сам термин «коммуникация» входит в психологические теории с появлением работ Грегори Бейтсона, Юргена Юша и других представителей межпредметных подходов к анализу психологических явлений. Юрген Рюш утверждал, что психопатология может рассматриваться в рамках понятий «культура» и «коммуникация», так как почти все феномены, традиционно включаемые в раздел психопатологии, представляют собой нарушения коммуникации, эти же нарушение частично определены культурой, в которой они возникают [9]. Обращаясь к понятию «коммуникация», Юрген Рюш выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие. С работами данной линии в американской науке связано появление такого направления, как «коммуникации в здравоохранении», которое в дальнейшем порождает различные дисциплины в американских университетах на клинических факультетах.

В 1950-е гг. внимание специалистов обращено к телевещанию и электронным средствам массовой информации, появляются новые научные и учебные дисциплины. В 1960-е гг. волна интереса к коммуникативисти-ке повышается в связи с активизацией кибернетики и информатики теорий. К наиболее популярным коммуникативным теориям этого периода можно отнести теорию «информационного общества». В период 1960-х гг. социально-психологические теории дополняются также такой единицей анализа, как «малая группа». Это понятие прочно закрепляется в научных исследованиях и учебной подготовке в университетах.

Третий период развития коммуникативного образования в США характеризуется всплеском выпуска учебников, антологий и серий книг по коммуникации. Развитие теории коммуникации приводит к тому, что в США издается более двух десятков научных журналов, посвященных коммуникации. Существенное воздействие на распространение различных подходов к коммуникативному образованию оказала изданная в конце 80-х гг. прошлого века «Международная энциклопедия коммуникаций» [6].

Создатели этой энциклопедии рассматривали журналистику как естественную историческую основу теории коммуникации, которая, хотя и выросла на базе журналистики, превзошла в силу новейших технических достижений ее традиционные возможности во всеохватывающем научном познании информационных процессов. В этой связи высказывается идея неизбежности перехода к научной специализации в области коммуникаций.

В результате во многих университетах мира, прежде всего в США, появились новые факультеты и кафедры, которые стали заниматься междисциплинарными исследованиями социальной коммуникации и готовить специалистов в этой области. Одновременно с этим образуются новые межпредметные объединения: профессиональные коммуникативные ассоциации, постоянно действующие конференции и семинары специалистов, которые проявляют интерес к этой проблеме.

Тем не менее и в настоящее время между учеными до сих пор нет единого мнения о том, что такое теория коммуникации и что должно быть предметом ее исследования и изучения. Наиболее полно междисциплинарный подход к развитию теории коммуникации и построению коммуникативного образования представлен в работах Роберта Т. Крейга, который выделяет семь дисциплинарных подходов к этой науке:

1) риторический (rhetorical), который рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса;

2) семиотический (semiotic), в котором коммуникация исследуется как система знаков;

3) феноменологический phenomenological), который изучает способы организации общения между людьми, диалог;

4) кибернетический (cybernetic), для которого коммуникация - это процесс обработки и передачи информации;

5) социопсихологический (sociopsychological), в рамках которого коммуникация изучается как опирающийся на знание психологии способ воздействия на поведение человека и групп людей, а также общества в целом;

6) социокультурный (sociocultural), согласно которому коммуникация рассматривает создание или воссоздание общественного порядка, взаимодействие людей в социуме;

7) критический (critical), предметом исследования которого является отражение дискурса [7, с. 119].

Р. Крейг анализирует теорию коммуникации как интерактивный гипертекст, позволяющий рассматривать предмет коммуникации с помощью гиперссылок внутри и на пересечении различных уровней с пере-

ходом к смешанным традициям и альтернативным систематизациям, родственным дисциплинам и мультимедийным записям коммуникативных практик, связывающих теорию с практическим метадискурсом.

В своей работе Р. Крейг обосновывает несколько существенных положений:

1. Представления о коммуникации исторически эволюционируют, а потому могут быть поняты в более широком контексте культурной интеллектуальной истории. Коммуникационные теории рефлексивны, т. е. формальные теории часто черпают материал из обычного, культурно обусловленного способа размышлений о коммуникации, но, будучи сформулированы, теоретические взгляды, в свою очередь, оказывают влияние на обычное мышление и повседневную практику, поддерживая их или изменяя. Связь между теорией и культурой, таким образом, рефлексивна, или взаимно конституитивна.

2. Все коммуникативные подходы, сложившиеся в разных науках, релевантны реальным явлениям жизненного мира: каждый из них представляет ту или иную сторону многомерного феномена коммуникации. В этом плане теория коммуникации должна являться согласованной областью метадискурсивной практики (дискурс о дискурсе, имеющий значение для коммуникативной практики).

3. Происходит модификация коммуникативных практик. Технологии коммуникаций определяют формы и способы взаимодействия, сами же коммуникативные практики обусловливаются содержанием или целями взаимодействия людей, ввиду этого необходимы и возможны различные направления в развитии теории и практик социальных коммуникаций. Становление и модификация коммуникативных практик вызывает необходимость подготовки к новым формам коммуникации специалистов в различных областях профессиональной деятельности, что требует разработки теории и практики коммуникативного образования [1].

В целом можно отметить, что с наступлением десятилетия 1970-х некоторые области коммуникационных исследований выделились в отдельные академические направления, что отражается и на коммуникативном образовании, которое в США имеет различные вариации [3].

Коммуникативная подготовка в университетах США в настоящее время осуществляется либо как отдельная программа-специализация по коммуникации (communication major), либо в виде основных, или базовых, курсов по коммуникации, обязательных для специалистов различных направлений (communication minor) [4].

Для получения специализации непосредственно по коммуникации существует программа по коммуникации (Communication Studies). Про-

грамма включает широкий спектр коммуникативных курсов. Набор и соотношение курсов может существенно варьироваться от кафедры к кафедре, что обусловлено как междисциплинарностью самой области Communication Studies, так и тем, что кафедры имеют свой профиль, свою коммуникативную направленность. Типичными коммуникативными курсами в таких программах являются:

• теория коммуникации;

• методы коммуникативных исследований;

• массовая коммуникация и СМИ;

• теория и история риторики, риторический анализ;

• убеждение;

• аргументация и дебаты;

• межличностная коммуникация;

• эффективное слушание;

• семейная коммуникация;

• организационная коммуникация;

• лидерство и коммуникация;

• коммуникация в сфере обслуживания;

• межкультурная коммуникация;

• интернациональная коммуникация;

• коммуникация в малых группах;

• деловая / бизнес-коммуникация;

• интервью и интервьюирование;

• экологическая коммуникация;

• коммуникация здоровья [2].

Для специалистов различных направлений на разных уровнях высшего образования предлагаются базовые курсы коммуникативной подготовки:

• введение в коммуникационные науки;

• теории коммуникации;

• методология и методы исследования коммуникации.

Кроме того, появились профессии, которые готовят специалистов для различных видов коммуникативной деятельности: связи с общественностью, коммуникативный менеджмент, социальная коммуникация, визуальная коммуникация и т. д.

Традиционные коммуникативные специальности, такие как переводчики и лингвисты, также дополняются направлениями, которые связаны с понятием «коммуникация» - например, возникла специализация «межкультурная коммуникация». В научной работе университетов расширяются исследовательские программы, связанные с изучением особенно-

стей общения и коммуникации в производственной, политической, образовательной, медицинской и других социальных сферах.

Все эти направления связаны с обеспечением информационных потоков в современном обществе и на межличностном, и на глобальном уровне как с помощью традиционных (устная речь, печатный текст), так и современных (телевидение, Интернет) средств коммуникации.

Проявляется тенденция роста внимания к подготовке исследователей и специалистов по коммуникациям в области цифровой культуры (Digital Culture), социальной политике, социальной деятельности, межкультурной коммуникации, педагогике. Данные направления, по существу, начинают основываться на коммуникативной парадигме в профессиональной работе, ввиду чего меняется сама модель высшего образования по этим направлениям, где способность к эффективной коммуникации становится одним из основных результатов образования. На этом постулате строятся практики обучения критическому мышлению и рефлексивному анализу, которые стали характерной основой для подготовки специалистов в этих областях деятельности в системах высшего образования в США.

Проведенный анализ показывает, что университеты США не только демонстрируют фактор своей национальной суверенности и конфедерации, но и являются фактором международного влияния, воздействующим на развитие стратегий межкультурной коммуникации в работе университетов мира. Вследствие этого в мире получают активное развитие колла-боративные и кооперативные модели обучения.

Увеличение возможностей перемещения преподавателей университетов и студентов (университетская мобильность) позволяет им приобретать разнообразный опыт коммуникации, что влияет на развитие коммуникативного образования и коммуникативных умений преподавателей и студентов.

Эволюция, современное состояние и тенденции развития высшего образования в США, в том числе появление коммуникативных институтов и отделений в структурах университетов, способствуют развитию коммуникативной теории и практики преподавания коммуникативных дисциплин в их большом разнообразии. Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются дисциплины данного профиля на отделениях коммуникации в университетах США, является теория коммуникации. Коммуникативные курсы в программах университетов могут быть построены на различных основаниях, но их отличает общая междисциплинарность и выраженность прикладной направленности.

Курсы для студентов - будущих специалистов в социальных профессиях - отрабатывают их речевые умения публичных выступлений,

объяснительной речи, речевого воздействия, групповой и межличностной коммуникации не в общем плане, а относительно различной аудитории в ее социальном и культурном разнообразии и в различных социальных контекстах.

Несмотря на прикладной характер коммуникативного образования в университетах США, все программы имеют концептуальную основу обучения критическому мышлению и рефлексивному анализу, что является генеральной идеологией образования.

Таким образом, коммуникативное образование в США - это широкое научное и практическое направление. Существуют различные вариативные модели подготовки специалистов в области коммуникации, которые реализуются практически во всех университетах Америки. В отличие от других стран, в том числе и России, подготовка специалистов в области коммуникации в США со второй половины XX в. осуществляется на факультетах коммуникации. Это позволяет сделать основой обучения современные коммуникативные теории и кейсы реальной работы (примеры успешной практики). Данный подход позволил значительно развить теории и практику коммуникативного образования в США, которое не только воздействует на развитие этой области в социальной практике, но и позволяет увеличить прикладную направленность научных гуманитарных исследований. Эта тенденция в американском коммуникативном образовании во многом опережает другие страны и заслуживает пристального и всестороннего изучения в рамках сравнительной педагогики.

Литература

1. Крейг Р. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика - III: альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социол. о-во им. М. М. Ковалевского, 2003.

2. Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Вестн. Рос. коммуникатив. ассоциации. 2004. № 2. С. 103-122.

3. Минелли М. Описание истории академического изучения риторики в Соединенных Штатах. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://svarkhipov.narod.ru/pup/minielli.htm.

4. Розина И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития // Educational Technology & Society. 2004. № 7 (2). P. 257-269.

5. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения, 2004. 246 с.

6. Barnouw E. International Encyclopedia of Communications. N. Y.: Oxford University Press, 1989.

7. Craig R. T. Communication Theory as a Field. Communication Theory // A Journal of the International Communication Association. 1999. Vol. 9. P. 119-161.

8. Lazersfeld P., Berelson В. & Gaudet H. The People's Choice. How the voters makes up Ms mind in a presidential campaign. N. Y.: Columbia fniv. Press, 1948. P. 152.

9. Ruesch J., Bateson G. Communication: The Social Matrix of Psychiatry. N. Y.: WW Norton and Company, Inc. 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.