Научная статья на тему 'Развитие коллективно-договорных отношений в России до первой половины XX века'

Развитие коллективно-договорных отношений в России до первой половины XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
749
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ДОГОВОР / РАБОТОДАТЕЛЬ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / DEVELOPMENT / CONTRACT / EMPLOYER / LABOUR LEGISLATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джилавян Анна Дживановна

Статья посвящена развитию исследования коллективно-договорных отношений в России до первой половины 20 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

development of the collective contract relations in Russia in the first half of the XX century

The article is dedicated to the development of the collective contract relations in Russia in the first half of the XX century

Текст научной работы на тему «Развитие коллективно-договорных отношений в России до первой половины XX века»

РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВНОДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ДО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Джилавян Анна Дживановна, заочная аспирантка 3 года обучения кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской Государственной Юридической Академии имени О.Е. Кутафина.

Аннотация. Статья посвящена развитию исследования коллективно-договорных отношений в России до первой половины 20 века.

Ключевые слова: развитие, договор, работодатель, трудовое законодательство.

DEVELOPMENT OF THE COLLECTIVE CONTRACT RELATIONS IN RUSSIA IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

Dzhilavyan A.D., the post-graduat student of the Moscow State Law Academy.

Annotation. The article is dedicated to the development of the collective contract relations in Russia in the first half of the XX century.

Keywords: development, contract, employer, labour legislation.

Вопросы договорного, в том числе коллективнодоговорного регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений волновали работодателей, самих работников, а также государство на протяжении нескольких столетий, и этот процесс непрерывен. Для правильного понимания смысла современного трудового законодательства о коллективных договорах следует обратить внимание на некоторые вопросы истории развития коллективно-договорных отношений.

Россия относительно поздно вступила на буржуазный путь развития, далеко отстав от западных стран. Великие реформы середины XIX века позволили огромной державе не только начать форсированную модернизацию всей экономики, но и за короткий срок столкнули страну с теми социально-политическими проблемами, которые уже несколько десятилетий пытались решить страны Европы. Во второй половине XIX века в России постепенно особую остроту приобретает вопрос урегулирования социально-трудовых отношений между работниками и предпринимателями.

Следует отметить, что российское общество в своем большинстве оказалось во многом не готово к решению этого вопроса. Традиционно считалось, что основным производящим классом является крестьянство, а рабочий класс - это всего лишь часть крестьянства, интенсивно занимающаяся отходничеством. Во многом именно на этот принцип изначально была ориентирована и русская промышленность - предприниматели раздавали сырье по деревням, чтобы потом получать готовый продукт.1 Однако усовершенствование производства, строительство новых фабрик и заводов, оснащение их современным оборудованием потребовало людей, профессионально и полноценно занятых на производстве.

1 Бобович И.М. Экономическая история России. СПб., 1995. С.39

Проблема законодательной фиксации трудовых отношений была поставлена в России довольно поздно: вопрос регламентации социально-трудовых отношений не решался в рамках реформ 60-70-х г.г. XIX века, поскольку приобрел особую остроту значительно позже, к концу XIX - началу XX века.

Попытки же урегулировать наиболее острые вопросы в области отношений предпринимателей и наемных рабочих были предприняты в России впервые в 1859 году. Тогда была создана комиссия под председательством министра внутренних дел А.Ф. Штакель-берга, занимавшаяся разработкой Устава о промышленности. Разработанный проект Устава представлял собой попытку создать всеобъемлющее российское трудовое законодательство, учитывающее опыт стран западной Европы.2

Однако, несмотря на прогрессивные идеи, содержащиеся в проекте Устава, утвержден он не был - официальная власть не ощущала практической необходимости в регламентации отношений между работодателями и работниками, исходя из незыблемости убеждений в патриархальном характере отечественной промышленности.

Первая русская революция 1905-1907 г.г. дала новый толчок развитию процесса становления партнерских отношений в социально-трудовой сфере. Именно в этот период стала складываться практика подписания коллективных договоров между предпринимателями и наемными рабочими. К примеру, коллективный договор рабочих и администрации, заключенный как результат стачки 1 февраля 1905 г. в Харькове между правлением Русского паровозостроительного и механического общества в лице его председателя В.М. Иванова и директора Харьковского завода Общества П.П. Риццони, с одной стороны, и выборными уполномоченными от рабочих, с другой стороны, явился плодом совместного обсуждения требований администрации и выбранных рабочих уполномоченных. В договоре зафиксировано уменьшение продолжительности рабочего дня до 9,5 часов (с 10 часов). Он включал в себя также положения об оплате труда, размерах штрафов и порядке их взыскания, о пособиях по болезни за счет администрации, определял санитарногигиенические условия труда, медицинское обслуживание рабочих, порядок выплаты зарплаты, признавал необязательность сверхурочных работ, поднимал вопросы ученичества, оговаривал возраст и число уче-ников.3

Высшая форма коллективных договоров - тарифный договор - появляется в практике взаимодействия рабочих, профсоюзов с предпринимательскими организациями также в ходе революции 1905-1907 г.г. Одним из первых, так называемых, тарифных договоров, заключенных между профессиональным союзом и союзом работодателей, был договор союза печатников с предпринимателями в 1906 г. Двухлетнее тарифное соглашение предусматривало установление 8часового рабочего дня, отмену сверхурочных работ, замену сдельной платы повременной, праздничный отдых, равную оплату женского труда.4

2 Труды комиссии, учрежденной для пересмотра Уставов фаб-

ричного и ремесленного. СПб., 1963. С.329 Цит. по: Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. Дис...докт.юрид.наук. Омск, 2004. С.43

4 Светляковский В.В. История профессионального движения в

России. Л., 1925. С.159

Такой тип договора, подписанный с одной стороны, заводским комитетом, а с другой - администрацией завода и получивший одобрение отраслевых союзов, имел наибольшее распространение в период февраля-октября 1917 года и был характерен для предприятий с высокой и стабильной оплатой труда — Петроградских заводов Эриксон, Гейслер и т.п.5

Коллективные договоры были довольно разнообразны, но всегда включали требование о сокращении рабочего дня, увеличении зарплаты, урегулировании вопросов перерыва в работе, сокращения предпраздничных работ.

С развитием профсоюзов происходит детализация требований соглашений и их унификация. Содержание тарифных договоров определяли в основном отраслевые профсоюзы, рекомендовавшие местным организациям устанавливать минимум зарплаты для своего региона, добиваться как можно более высокой оплаты труда.

В период с 1905 года по 1917 год наметились серьезные изменения в отношениях предпринимателей к проблеме социально-трудовых отношений. На первый план взамен былого противодействия правительственной политике «попечительства» как безграничного вмешательства во взаимоотношения труда и капитала выходит стремление к партнерским отношениям с рабочими. С началом первой мировой войны эта тенденция к сближению интересов работодателей и рабочих становится все заметнее.

Осознание необходимости в четко зафиксированной регламентации социально-трудовых отношений между работодателями и рабочими на уровне отраслевых профсоюзов приходит после февральской революции

1917 года. Особенность момента заключалась в том, что отраслевые профсоюзы переходят к составлению типовых договоров, становящихся образцом тарифного договора данной отрасли. Такой образец был разработан Союзом рабочих металлистов при непосредственном участии Петроградского отделения заводов и фабрик как представителя работодателей.

В основу тарифного договора было положено два принципа,— определение прожиточного минимума и «профессионального искусства, сложности и точности работ», т.е. квалификационные характеристики рабочей специальности. Определение прожиточного минимума в договоре сформулировано как «сумма заработной платы, которая необходима для обеспечения рабочему человеческого существования».6

Основная часть договора дифференцировала рабочих по группам, четко оговаривая, какие рабочие специальности могут быть отнесены к понятиям «высококвалифицированный, квалифицированный рабочий» и «обученный рабочий». Соответственно, размер заработной платы определялся объемом и качеством работы, а отсюда вытекало требование равной оплаты женщин-работниц, выполняющих «одинаковые с мужчинами работы по качеству и количеству».7

Формирование и утверждение советской системы коллективно-договорных отношений - особый весьма

сложный и противоречивый процесс, начавшийся в

1917 году в России с ликвидации капитализма и провозглашения создания нового социалистического общества.

Социальное партнерство дореволюционной эпохи объявлялось как средство эксплуатации трудящихся, присущее капиталистическому способу производства. Однако основные формы трудовых отношений - коллективные договоры и отраслевые соглашения - сохранялись. В условиях советской системы от имени работодателей в преимущественном большинстве выступали представители органов государственной власти и управления, а именно, руководители наркоматов (министерств) и ведомств, представители региональных властных структур; директоры предприятий, организаций и учреждений. Процесс заключения коллективных договоров, соглашений в России возобновился сразу после октябрьской революции 1917 года.

Так, Совет Народных Комиссаров РСФСР 02 июля

1918 году издал декрет «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условий труда», в соответствии с которыми, коллективные договоры приобретали статус нормативно-правовых актов.8 Положения декрета распространялись на все коллективные договоры, устанавливающие оплату труда во всех видах и формах (поденную, сдельную, месячную, урочную, премии, гонорар и т.д.), а также определяющие условия труда и службы, заключаемые профсоюзами рабочих и служащих, с одной стороны, и предпринимательскими союзами, обществами, правительственными и общественными предприятиями и учреждениями, с другой. В нем указывался перечень вопросов, которые должны включаться в коллективный договор. Таким образом, декрет, по существу, представлял собой типовой коллективный договор.

В этом же 1918 году был принят первый КЗоТ РСФСР9, в котором подтверждалась нормативноправовая основа коллективных договоров, тарифных соглашений и определялись представители договаривающихся сторон.

Первые декреты советской власти по вопросам трудовых отношений в основном соответствовали международной практике заключения коллективных договоров. Однако в них констатировалось, что Народный Комиссариат Труда имеет право утверждать коллективные договоры и соглашения, вносить в них свои предложения и уточнения. Профсоюзам нередко рекомендовалось не поддерживать забастовки и стач-ки.10

В годы военного коммунизма не практиковалось вообще подписание коллективных договоров и соглашений. В этот период Россия переживала острейший экономический и политический кризис. Утверждение нового государственного строя происходило в условиях ожесточенной борьбы: у крестьян изымались все излишки сельскохозяйственной продукции, торговля была запрещена, предметы народного потребления распределялись властными структурами и т.п.

5 Шляпников А. Тарифный договор, заключенный между Петроградским союзом рабочих металлистов и Обществом заводчиков и фабрикантов с дополнениями и разъяснениями. Пг., 1917. С.71

6 Шляпников А. Тарифный договор, заключенный между Петроградским союзом рабочих металлистов и Обществом заводчиков и фабрикантов с дополнениями и разъяснениями. Пг., 1917. С.7

7 Шляпников А. Тарифный договор, заключенный между Петроградским союзом рабочих металлистов и Обществом заводчиков и фабрикантов с дополнениями и разъяснениями. Пг., 1917. С.8

8 Меньшикова О.И., Семенова Е.И. Социальное партнерство в трудовой сфере: российский и зарубежный опыт. М., 2003. С.25-26

9 СУ РСФСР.1918. №87-88. Ст.905

10 Аникст А. Этапы развития Народного Комиссариата Труда // Вопросы труда. 1927. №10. С.22

Предотвращая дальнейший развал народного хозяйства, «необходимо было перестроиться на новых началах».11 Государство провозгласило период НЭПа:

- частная торговля;

- частное предпринимательство;

- привлечение иностранного капитала и прочее были разрешены.

Предполагалось даже осуществить меры по демократизации общества, оживлению работы Советов, привлечению масс к управлению производством, осуществлению государственного контроля.

На фоне названных экономических и политических изменений в стране стали заключаться коллективные договоры и соглашения. Более того, принятый в конце 1922 года КЗоТ РСФСР12 закрепил нормативный правовой характер договоров, признав обязательность их соблюдения для социальных партнеров. Следует отметить, что в годы НЭПа активизируется заключение коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений, при этом огромную роль в коллективно-договорном регулировании отношений играли профессиональные союзы работников.

Советские профсоюзы возникли в качестве наиболее массовых беспартийных организаций рабочего класса. Основным методом их работы был метод убеждения. В связи с тем, что допускалось «экономическое соревнование между строящимся социализмом и стремя-

13

щимся восстановить свои позиции капитализмом»13, одной из главных задач профсоюзов стала всесторонняя защита «классовых интересов пролетариата»14.

Профсоюзы заключали с нанимателями коллективные договоры, определявшие условия труда и содержание индивидуальных трудовых договоров. Первичный орган профсоюза на предприятии, в учреждении или организации помимо функции представительства и защиты интересов объединенных им рабочих и служащих наблюдал за точным исполнением администрацией норм законов по охране труда, социальному страхованию и за проведением мероприятий по улучшению быта рабочих и служащих, содействовал нормальному ходу производства в государственных пред-

15

приятиях.15

Кроме этого, профсоюзы заключали генеральные коллективные договоры, действие которых распространялось на всю отрасль производства, и локальные коллективные договоры, основанные на генеральных. Условия всякого коллективного договора касались всех работников на предприятии (учреждении, организации), независимо от того, состояли они членами профсоюза или нет.

Следует отметить, что к концу 1925 года число членов профессиональных союзов заметно возросло16. Профсоюзы, всемерно защищая в условиях НЭПа экономические интересы объединенных ими масс, стали крупной силой в государстве, а заключенные ими коллективные договоры - инструментами хозяйственной политики большого значения и одновременно важнейшим источником правового регулирования трудовых отношений. Судебная практика признавала за

11 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. С.428-429

12 СУ РСФСР. 1922. №70. Ст.903

13 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. С.603

14 Там же.С.604

15 Светляковский В.В. История профессионального движения в России. Л., 1925. С.28

16 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пле-

нумов ЦК. М., 1983. С.603

коллективными договорами и соглашениями юридическую силу; через коллективные договоры широко осуществлялось повышение уровня трудовых гарантий по сравнению с закрепленным в законе минимумом.17

Постепенно государство, взяв курс на вмешательство партийных органов в сферу социально-трудовых отношений, стало выдвигать новые задачи для профсоюзов. Так, фракция ВКП (б) 8-го съезда профсоюзов в 1928 году констатировала «необходимость перестройки методов работы профессиональных союзов в период социалистической реконструкции».18

Так начался процесс огосударствление профсоюзов. Коллективным договорам, соглашениям навязываются задачи мобилизации трудящихся на выполнение плановых заданий, принятие обязательств по перевыполнению норм выработки, организации социалистического соревнования. С середины 20-х годов XX века профсоюзы становятся «приводным ремнем» партии, постепенно включаются в систему административно-

19

хозяйственного и государственного управления.19

Таким образом, противоречия в сфере социальнотрудовых отношений стали приобретать иные формы. Для советской системы договорных отношений характерно активное вмешательство государства в сферу экономики. Степень и характер государственного вмешательства в регулирование социально-трудовых отношений на разных этапах строительства социализма были далеко неодинаковыми.

Деятельность производственных совещаний, общественных комиссий в известной мере подменяла собой коллективно-договорной процесс в сфере производства. Это дает основание утверждать, что уже конце 20-х годов намечается тенденция недооценки коллективных договоров и соглашений.

Решающую роль в изменение характера коллективных договоров, соглашений внесли Постановление ЦК ВКП(б) от 20 октября 1929 г. «О колдоговорной компании на 1929/1930 год» и решения XVI съезда ВКП(б), состоявшегося в июле 1930 г.20 Именно с 1929 года получили распространения письма руководящих партийно-правительственных и профсоюзных органов относительно предмета и процедуры переговоров, содержания коллективных договоров. В них в обязательном порядке рекомендовалось включать в коллективные договоры и соглашения обязательства по выполнению и перевыполнению производственных заданий.

Профсоюзы превращались во вспомогательный элемент административно-хозяйственного аппарата. Этому объективно способствовали свертывание НЭПа, рыночных отношений и введение централизованного административного планирования. Из уставов профсоюзов изъяли право на забастовку. Они утрачивали свою самостоятельность и предназначение как представительного института коллективно-договорных отношений.

Распространение командно-административных методов управления на социально-трудовые отношения полностью исключило даже формальные согласительные процедуры, вытесняло коллективные переговоры как способ согласования интересов различных социальных групп и коллективные договоры - как форму

17 Догадов В.М. Очерки трудового права. М., 1927. С.37

18 Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1980. С.896

19 Митрохин В.И. Социальное партнерство. М., 1998. С. 54-55

20 Основы трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. М., 1980. С.900

фиксации равновесных условий на рынке труда. В 1934 года по 1946 год коллективные договоры и соглашения в нашей стране не заключались вообще.

Таким образом, в развитии коллективно-договорных отношений нашей страны до первой половины 20 века можно выделить несколько этапов:

- конец 19 века - 1917 г. - зарождение и формирование системы коллективных договоров. Между наемными работниками и работодателями стала складываться практика подписания коллективных договоров, наметилась тенденция к партнерским отношениям с рабочими;

- 1917-1921 г.г. - переход от прогрессивных способов регулирования социально-трудовых отношений царской России к новым способам советского регулирования. Этот период можно охарактеризовать как время отмены всей правовой базы дореволюционных трудовых отношений; ликвидации объединений работодателей, предпринимателей; национализации предприятий, введения политики военного коммунизма и прекращения практики заключения коллективных договоров и соглашений;

- 1922-1929 г.г. - вынужденное ослабление государственных тоталитарных способов регулирования социально-трудовых отношений в эпоху НЭПа. В это время происходит возрождение коллективно-договорных отношений в социально-трудовой сфере, принимаются законы о коллективных договорах, профсоюзах, об усилении роли партийных и государственных органов в регулировании социально-трудовых отношений;

- 1930-1946 г.г. - частичная, а затем полная стагнация коллективно-договорных отношений. В этот период наблюдался процесс абсолютизации принципа единоначалия на производстве; введение обязательной трудовой повинности, административных мер за уклонение от работы, свертывание коллективнотрудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.