Развитие казахоязычного Интернет-пространства
ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЗАМЕТНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МИРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРНЕТ. ПОЯВИВШИЙСЯ ИЗ РАЗРАБОТОК ВОЕННЫХ, ОН НАЧАЛ СВОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТОВ И ВСЕГО ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ИЗМЕНИЛ ЖИЗНЬ ПОЧТИ ВСЕГО ЗЕМНОГО ШАРА В СТАТЬЕ ПРИВОДЯТСЯ ДАННЫЕ ПО ТЕКУЩЕМУ СОСТОЯНИЮ КАЗАХОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА, ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ В КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ САЙТАХ, АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ САЙТАХ, РЕЙТИНГУ САЙТОВ.
Сеилов Ш.Ж.,
Президент Казахской Академии инфокоммуникаций, д.э.н.,
Жуманов Ж.М.,
Исполнительный директор, МСБ, Казахская Академия Инфокоммуникаций
Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 гг.
18 августа 2006 г. была одобрена Концепция развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 20062009 гг., которая анализирует основные тенденции развития глобального информационного пространства и информационного рынка Республики Казахстан, ключевые проблемы конкурентоспособности на современных информационных рынках, определяет базовые принципы, стратегические цели и задачи государственной политики в информационной сфере, а также механизмы их реализации.
Целью Концепции являлось создание условий для улучшения качества работы отечественных СМИ с учетом современных мировых стандартов и повышения их конкурентоспособности. Стимулирование конкурентной среды является важным условием конкурентоспособности и главной задачей государственной политики в информационной сфере.
Согласно Концепции, государство должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государственная политика должна концентрироваться на развитии двух основных групп элементов, определяющих страновое конкурентное преимущество на международном рынке:
• факторных условий, необходимых для успешной конкуренции на информационном рынке (налоговая, инвестиционная политика, правовое регулирование);
• условий спроса на продукцию и услуги, предлагаемые участниками информационного и информационно-телекоммуникационного рынков.
Деятельность государства на национальном и глобальном информационном рынках должна основы-
ваться на следующих базовых принципах и подходах:
• создание эффективной нормативной правовой основы деятельности и взаимоотношений участников информационного рынка, обеспечивающих соблюдение конституционных принципов свободы личности, слова, суждений и мнений, получения и распространения информации;
• обеспечение справедливых четких и понятных "правил игры" для деятельности всех профессиональных (производители и распространители информации) и непрофессиональных (пользователи информации) участников национального информационного рынка;
• создание условий для эффективной деятельности государственных СМИ, которые должны стать образцовыми с точки зрения конкурентоспособности на отечественном информационном рынке;
• содействие всестороннему развитию отечественных независимых (частных, негосударственных) СМИ как важных составляющих субъектов обеспечения конкурентоспособности всего национального информационного пространства;
• обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан — состояния защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере;
• повышение уровня правовой и экономической грамотности представителей информационного сектора;
• продвижение национальных интересов и интересов отечественных профессиональных участников на зарубежные информационные рынки.
Государственная политика повышения конкурентоспособности национальной информационной сферы должна заключаться в:
• формировании единого государственного подхода и разработке стратегии в области информационной политики;
• создании комплексной нормативной правовой основы для регулирования информационного рынка в Республике Казахстан;
• создании благоприятных условий субъектам отечественного информационного рынка;
• развитии современной национальной информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
• обеспечении эффективного развития и повышении конкурентоспособности государственных СМИ;
• создании благоприятных условий для укрепления и развития независимых отечественных СМИ;
• стимулировании выхода отечественных производителей информационной продукции на внешние рынки;
• обеспечении информационной безопасности Республики Казахстан;
• продвижении национальных интересов Казахстана на международной арене и в региональном, континентальном и глобальном информационном пространстве.
Приоритетами государственной политики в развитии страновой конкурентоспособности в информационной сфере являются:
• всестороннее развитие отечественных СМИ;
• усиление конкуренции на внутреннем рынке;
• стимулирование производства инноваций.
В комплекс государственных мер по поддержанию и повышению страновой конкурентоспособности входят:
• воздействие государства на факторные условия, создающие благоприятную среду для развития информационной сферы (налоговая, инвестиционная политика, правовое регулирование);
• содействие развитию спроса на информационную продукцию;
• государственные закупки и государственный заказ с целью стимулирования спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций;
• регламентация продуктов и процессов, в первую очередь создание четкой системы технических и технологических стандартов для вылеснения с рынка некачественной продукции;
• воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей;
• создание условий для использования механизмов непрямого кредитования;
• предоставление полной и качественной информации потребителям;
• введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);
• использование зарубежной кооперации и международных политических связей;
• интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта);
*Окончание статьи. Начало в журнале T-Comm, №1-2009.
• обеспечение конкурентных условий на внутреннем рынке (антимонопольные, антитрестовские законы, протекционизм и т.п.);
• привлечение зарубежных инвестиций;
• воздействие государства на смежные отрасли;
• региональная политика (стимулирование развития сельских территорий).
Предлагаемый в Концепции комплекс по развитию конкурентоспособности информационного рынка Республики Казахстан предполагается осуществить в 2 этапа:
Первый этап (2006-2008 гг):
• совершенствование законодательства по вопросам информационной сферы;
• дальнейшее развитие отечественных СМИ, стимулирование использования государственного языка отечественными СМИ;
• создание максимально конкурентных условий на информационном рынке, стимулирование конкуренции;
• преодоление технологического отставания и модернизация национальной информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Второй этап (2009 г.):
• дальнейшее развитие информационного рынка и повышение страновой конкурентоспособности;
• создание условий для нового рывка в информационной сфере.
Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг.
17 апреля 2008 г. была принята Концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 2008-2012 гг., нацеленная на разработку комплекса мер для обеспечения устойчивого, планомерного, безопасного и эффективного движения Республики Казахстан к единому информационному пространству, определение основных политических, социально-экономических, культурных и технико-технологических предпосылок и условий для развития Казнета, положений и приоритетов государственной политики, обеспечивающих динамизм и стабильность.
Целью Концепции является развитие единого информационного пространства Казнет. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. реализация государственной политики в области развития национального сегмента сети Интернет;
2. совершенствование национального законодательства в области развития национального сегмента сети Интернет;
3. развитие инфраструктуры Казнета;
4. развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации;
5. разработка системы мониторинга и оценки развития единого информационного пространства;
6. участие Казахстана в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.
Основными направлениями и механизмами реализации Концепции являются:
1. реализация государственной политики в области развития национального сегмента сети Интернет;
2. совершенствование национального законодательства;
3. развитие инфраструктуры Казнета;
4. развитие системы обеспечения информационной безопасности, совершенствование ее организации;
5. мониторинг и оценка развития Казнета;
6. участие Казахстана в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.
В результате реализации Концепции ожидается следующее:
• эффективно использовать экономический, промышленный, интеллектуальный и кадровый потенциал Казахстана в сфере информации и технологий;
• обеспечить согласованное развитие информационной сферы и отрасли с регионами Казахстана;
• создать предпосылки для решения проблемы информационного неравенства в Республике Казахстан;
• выстроить приоритетные направления государственной политики развития национального сегмента глобальной информационной сети Интернет в различных сферах деятельности государства;
• открьль новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической, социальноэкономической жизни через средства информационных ресурсов Казнета;
• эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической и общественной жизни при реализации их информационных прав и обязанностей путем совершенствования законодательства, правовых и организационных механизмов Казнета;
• создать условия для построения единого информационного пространства Казнет.
Решение поставленных задач при их последовательном и системном воплощении модернизирует Интернет-пространство Казахстана, создаст условия для адекватного ответа на глобальные вызовы современного мира и выхода Казнет на новый, качественный уровень. Одновременно будут решаться ключевые задачи по продвижению имиджа Республики Казахстан в мировом информационном пространстве.
Программа "Снижения информационного неравенства"
Для повышения компьютерной грамотности населения страны Правительство Республики в 2006 году приняло трехгодичную Государственную Программу "Снижения информационного неравенства" (СИН). Для реализации данной программы государство из республиканского бюджета выделило 15 млрд. тенге.
Целью Программы СИН является достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети Интернет в Казахстане.
Для достижения цели Программы предполагается выполнить следующие задачи:
• создать благоприятные условия для эффективного использования в повседневной жизни сети Интернет не менее 20% населения Казахстана;
• повысить социальную и экономическую значимость информационных ресурсов в жизни населе-
ния Казахстана.
Программа разработана с учетом опыла преодоления цифрового неравенства в таких странах, как Южная Корея, Сингапур и Индия. К примеру, в Южной Корее аналогичная программа проводилась в два этапа на протяжении 9 лет. В Казахстане реализации Программы будет проводиться заметно быстрее. Предложено уменьшить количество людей, не владеющих компьютерными навыками, всего за 3 года. Программа предоставляет возможность всем желающим бесплатно обучиться навыкам использования компьютера и получить сертификат государственного образца.
Эксперты рассчитали, что к 2009 г. казахстанцев, обучившихся компьютерной грамотности, должно стать больше на 20%. Таким образом, по расчетам создателей программы, в стране уже через полтора года более 2 000 тыс. человек будут свободно владеть компьютером.
Анализ качества и содержания информации на казахоязычных сайтах и составление рейтинга сайтов
Общ ий обзор ресурсов на казахском языке
Казахоязычные сайты условно можно разбить на несколько групп. Сайты, содержащие только казахоязычный контент, многоязычные сайты (одна и та же информация на сайте представлена на нескольких языках, как правило, казахском, русском, английском), смешанные сайты, на страницах которых бессистемно используются разные языки, в том числе и казахский. При проведении исследования рассматривались только первые 2 группы сайтов, как имеющие большую информативную ценность.
В разделе 'Тематическое содержание ресурсов Интернет" были показаны различные способы категоризации ресурсов Интернет, используемые поисковыми системами. В таблице 1 приведены ресурсы казахоязычного Интернет с указанием тематики ресурса.
В казахоязычных сайтах Интернет представлены следующие тематические рубрики: "Библиотека", "Блог", "Государство", "Интернет", "Информация", "Казахстан", "Коммерция", "Культура", "Образование", "Общение", "Портал", "Развлечения", "Религия", "СМИ", "Экономика", "Язык", "Казахский язык".
В итоге, систематично заполненных адекватной информацией сайтов на казахском языке около 200. Можно выделить следующие рубрики, наиболее широко представленные казахоязычными сайтами Интернет: "Библиотека", "Блог", "Государство", "Культура", "Образование", "Общение", "СМИ", "Экономика".
Ресурсы по данным категориям в настоящее время составляют около 90% всего казахоязычного Интернет.
Анализ казахоязычных сайтов по таким показателям как периодичность обновления, актуальность информации, ее объем и доступность показал следующее: блоги, новости на сайтах государственных органов и сайты СМИ обновляются достаточно часто и предоставляют своим посетителям различные свежие новости. Актуальность информации, к сожалению, не всегда на должном уровне, но на перечисленных сай-
тах она удовлетворительна. Объем информации на казахском языке значительно уступает объему русскоязычного контента. Данную проблему невозможно решить в короткие сроки без государственной поддержки. Сайты в категориях библиотеки, культура, образование, общение, экономика по показателям периодичности обновления, актуальности, объема и доступности значительно уступают блогам, сайтам государственных органов и СМИ.
Методика определения рейтинга сайтов
В настоящее время общепринятой оценкой качества сайта является не его объем, посещаемость или тематика. О качестве сайта судят исходя из так называемых индексов цитирования.
Индекс цитирования (ИЦ) — показатель поисковой системы, вычисляемый на основе числа ссылок на данный ресурс с других ресурсов сети Интернет. В простейшей разновидности индекса цитирования учитывается только количество ссылок на ресурс. Тематический индекс цитирования (тИЦ) учитывает также тематику ссылающихся на ресурс сайтов, а взвешенный индекс цитирования — популярность ссылающихся сайтов (также в большинстве случаев вычисляемую на основе индекса цитирования).
Первой крупной поисковой системой, начавшей активно использовать индекс цитирования, стала Google (алгоритм PageRank). В русскоязычном сегменте Интернета наибольшей известностью пользуется ИЦ "Яндекса" (тИЦ).
Рейтинг казахоязычных ресурсов по тематическому индексу цитирования
Тематический индекс цитирования (тИЦ) — технология поисковой машины "Яндекс", заключающаяся в определении "авторитетности" Интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики — ссылок на них с других сайтов. тИЦ рассчитывается по специально разработанному алгоритму, в котором особое значение придается тематической близости ресурса и ссылающихся на него сайтов.
Тематический индекс цитирования (тИЦ) определяет "авторитетность" Интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов. Эту качественную характеристику называют "весом" ссылки. Само по себе количество ссылок на ресурс также влияет на значение его тИЦ, но тИЦ определяется не количеством ссылок, а суммой их весов.
тИЦ не является чисто количественной характеристикой, поэтому вычисляемые некоторые округленные значения призваны помогать ориентироваться в "значимости" ("авторитетности") ресурсов в каждой области (теме).
При измерении тИЦ берутся ссылки только с тех ресурсов, которые проиндексированы поисковой машиной Яндекс. тИЦ может быль измерен для всех ресурсов, на которые ссылается кто-либо из просканированных Яндексом ресурсов хотя бы раз.
При подсчете тИЦ сайта не учитываются ссылки с веб-бордов, форумов, сетевых конференций, немо-дерируемых каталогов и прочих ресурсов, в которые кто угодно может добавлять ссылки без контро-
ля со стороны владельца ресурса. Также при подсчете тИЦ не учитываются ссытки с сайтов, расположенных на бесплатных хостингах, в случае если они не описаны в Яндекс.Каталоге. То есть все такие ссытки имеют нулевой вес.
Индексы цитирования так назы1ваемы1х зеркал (алиасов) объединяются, то есть веса всех неповторяющихся ссыток на зеркальные адреса суммируются для вычисления тИЦ главного адреса. Главный адрес определяется автоматически и не может быль изменен.
При этом зеркалами считаются только сайты, абсолютно идентичные по структуре и содержанию. Если в Интернете существует адрес, по которому находится редирект, его тИЦ никак не будет участвовать при подсчете индекса цитирования основного сайта.
тИЦ пересчитывается два раза в месяц. За это время какие-то сайты появляются, а какие-то исчезают. Соответственно, веса ссыток изменяются, и изме-
няется тИЦ ресурса. тИЦ призван быль показателем сложившейся в Интернете оценки ресурса, а не его самооценки.
Узнать текущее значение тИЦ ресурса можно с помощью Яндекс.Каталога, сервисов Интернет или воспользовавшись специальным программным обеспечением.
Лидеры по тематическому индексу цитирования в основных информационных категориях казахоязычного Интернет представлены в табл. 1. Из отобранных ресурсов следует отметить "Блоги@Ма1|^и: "Жыр-ЖауИар" поэзия клубы" (тИЦ 3500), сайты "GAZETA.KZ" и "КаиПогт" (тИЦ 2600 и 2200 соответственно) и "Официальный сайт Президента РК" (тИЦ 1200). Остальные ресурсы уступают им по индексу цитирования Яндекса. Стоит еще отметить, что ресурс "Counter.Co.Kz" (тИЦ 3300) является сервисом подсчета посещений и имеет высокий индекс из-за особенности своей услуги.
Таблица 2
Лидеры по параметру тИЦ
Тематика ресурса Адрес ресурса Название ресурса тИЦ
Библиотека http:/www.nlrk.kz/?lang=3 Казакстан Республикасы улттык кітапханасьі 500
http:/www.pushkinlibrary.kz/ kaz/indkz.htm А.С. Пушкин атындагы Шыгые Казакстан облыстмк кітапханасьі 400
http:/www.library.kz/indcx.p hp?option=com/ content&ta sk=vie\v&id=81<emid=34 Орталык гылыми кітапхана 170
Блог http:/blogs.mail.ru/com/muni ty/zhyr-zhauharklub/ Блоги@МаіІ.Ки: "Жыр-ЖауЬар" поэзия клубы 3500
http:/uri nital.wordpress.com/ Орімтал 20
http:/arsenal777.wordpress.c от/ Журнал истикАБлогинГ 10
Г осударство http:/vvww.akorda.kz/w\vw/ www_akorda_kz.nsf/start?0 penForm&lang=kz Официальный сайт Президента РК :: КАЗАХСТАН 1200
http:/e.gov.kz/ Казакстан Республикасынын Электрондык укіметі 700
http:/ww\v.almaty.kz/page.p hp?lang=3 АЛМАТЫ каласынын рееми сайты 475
Образование http:/www.ntu.kz/kk/node/ К-И. Сэтбаев атындагы Казак улттык техникалык университеті 220
http:/www.ukgu.kz/ ОКМУ 110
http:/www.vkgu.kz/kz/ Сарсен Аманжолов атындагы Шыгые Казакстан мемлекегпк университеті 100
Общение http:/w\v\v.kazakh.ru/talk/ind ex.phlml?lng=l Международный казахский сервер 325
http:/www.el.kz/ Оагад еіі 20
http./www.kzchat.com/Kaza kh/index.htm КгСІїаІ 50
СМИ http:/kaz.gazeta.kz/ 0АгЕТА.К2 2600
СМИ http:/www.inform.kz/index.p hp?lang=kaz кагіпіогт 2200
СМИ http:/www.khabar.kz/kaz/ Хабар Агєнттігі 850
Экономика http:/kaz.kkb.kz/sitel/ Kaz.kkb.kz 900
http:/www.rail\vays.kz/index . ph p?lang=kazakh Казакстан темір жолы 650
http:/www.rfca.kz/?HOME& version=kz ЯРСА 130
Рейтинг казахоязычных ресурсов по индексу PageRank
Google PageRank (иногда просто PR) - алгоритм расчёта авторитетности страницы, используемый поисковой системой Google.
PageRank - это числовая величина, характеризующая "важность" страницы в Google. Чем больше ссылок на страницу, тем она становится "важнее". Кроме того, "вес" страницы А определяется весом ссылки, передаваемой страницей B. Таким образом, PageRank - это метод вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее. PageRank является одним из вспомогательных факторов при ранжировании сайтов в результатах поиска. PageRank не единственный, но очень важный способ определения положения сайта в результатах поиска Google.
Google учитывает не все ссылки. Поисковая система отфильтровывает ссылки с сайтов, специально предназначенных для скопления ссылок. Некоторые ссылки могут не только не учитываться, но и отрицательно сказаться на ранжировании ссылающегося сайта. Вебмастер, как правило, не в состоянии повлиять на входящие внешние ссылки, но полностью контролирует исходящие ссылки со своего сайта. Поэтому ссылки на сайт не могут повредить ему, но ссылки с сайта - могут. Google использует показатель PageRank найденных по запросу страниц, чтобы определить порядок выдачи этих страниц посетителю в результатах поиска.
Это означает, что поиск в Google работает следующим образом:
1. ищутся все страницы, в которых есть слова из запроса пользователя;
2. найденные страницы ранжируются на основе текстовых критериев;
3. учитывается текст ссылок на сайт;
4. результаты корректируются с учетом PageRank каждой страницы.
Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10. Разделение на единицы по шкале основано на логарифмической зависимости. Перерасчёт значимости страниц происходит во время так называемого "Google Dance". Можно придерживаться примерно такой градации: PageRank от 4 до 5 — наиболее типичный для большинства сайтов средней "раскручен-ности", 6 — очень хорошо "раскрученный" сайт, 7 — величина, практически недостижимая для множества сайтов, но иногда встречается. Значения 8, 9, 10 имеют исключительно популярные и значимые проекты. Например, в данный момент у сайта русской Википедии PR равен 8, у английской Википедии, gnu.org и у сайта Microsoft — 9. Значение 10 имеют всего несколько десятков сайтов, например http://www.whitehouse.gov, http://www.adobe.com, http://w3c.org и тд.
Следует отметить, что PageRank — это параметр, относящийся к каждой отдельной странице, но не ко всему сайту в целом. На одном сайте могут находиться страницы с разным PageRank. При анализе сайта обычно рассматривают величина PageRank его главной страницы.
Лидеры по индексу PR в основных информационных категориях казахоязычного Интернет представлены в табл. 2. Из отобранных ресурсов стоит отметить сайт "Казакстан Республикасынын сырткы сер министрлт" (PR 7), сайты "Казакстан Республикасы Статистика агентпп" (PR 6), "Официальный сайт Пре-
зидента РК" ^ 6), "К.И. С&тбаев атындагы Казак улттык техникалык университеті" ^ 6), "КА.Ясауи атындагы Халыкаралык казак-турік университеті" (РІ? 6), "Казахский национальный педагогический университет имени Абая" ^ 6), "Интерфакс-Казакстан" ^ 6) и "каапіогт" ^ 6).
Заключение
Казахоязычное Интернет-пространство является неотъемлемой частью Казхастанского сегмента Интернет (Казнет). Развитие казахоязычного Интернет-пространства непосредственно связано с развитием Казнета.
В Казахстане и за его пределами имеется достаточно большое количество потенциальных пользователей казахоязычного Интернет, владеющих казахским языком. Учитывая государственный статус казахского языка, количество потенциальных пользователей казахоязычного Интернет, как минимум, будет не уменьшаться.
В стране в основном на достаточном техническом уровне обеспечен доступ к сети Интернет. Работают операторы доступа и контент-операторы. Интернет занимает заметную долю доходов сектора телекоммуникаций.
Наблюдается активный рост пользователей Казнета и казахоязычного Интернет, числа регистрируемых доменов и создаваемых сайтов. Также, следует отметить высокие темпы роста этих показателей.
Решена проблема с кодировками казахского языка. Использование кодировки ШТ-8 позволяет избежать проблем с отображением символов казахского алфавита на страницах Интернет-ресурсов. В случае использования устаревших программных продуктов, совместимость с ШГ-8 обеспечивается установкой обновлений.
Правовое обеспечение и регулирование Казнет обеспечивается рядом нормативно-правовых актов. Дальнейшее развитие в этом направление должно быль направлено, во-первых, на разработку принятие Правил предоставления доступа к сети Интернет, содержащих определение услуги по доступу, права и обязанности сторон, определяющие виды услуг и соответствующих технологий доступа, и, во-вторых, на интеграцию в международное право.
Государство активно занимается проблемами развития Казнет и казахоязычного Интернет, компьютерной грамотностью населения вообще. Учитывая значительные усилия и затраченные средства, а также достигнутые результаты, можно с уверенностью прогнозировать стабильное развитие Казнета и казахоязычного Интернет.
Тематическое содержание ресурсов Казнет и казахоязычного Интернет очень слабое. Многие тематические разделы, хорошо представленные в других национальных секторах Интернет (в Рунете и др.), совершенно отсутствуют в Казнете и в казахоязычном Интернет. Это основная причина того, что, как утверждают некоторые источники, на Казнет приходится лишь10% трафика, генерируемого казахстанскими пользователями.
На основании проведенных исследованиц для развития казахоязычного Интернет-пространства, по мнению авторов, необходимо предпринять следующие действия:
Главная страница сайта Президента Республики Казахстан
Таблица 2
Лидеры по параметру PR
Тематика ресурса Адрес ресурса Название ресурса PR
Библиотека http:/www.nlrk.kz/?lang=3 Казакстан Республикасы ¥лттык кітапханасьі 5
http:/www.pushkinlibrary. kz/kaz/indkz.htm А.С. Пушкин атындагы Шыгые Казакстан облыстык кітанханасьі 5
http:/nabrk.kz/kz/ Казакстан Республикасынын улттык академиялык кітапханасм 5
Блог http:/adebiet.wordpress.co m/ Эдебиепеп жацалыктар 4
http:/urimtal.wordpress.co m/ Орімтал 4
http:/arsenal777.wordpress. com/ ЖурналистикА БлогинГ 4
Г осударство http:/portal.mfa.kz/portal/p age/porta I/m fa/ktJcontent/ News/nws2008 Казакстан Республикасынын сырткы істер министрлігі 7
http:/www.kaz.stat.kz/Page s/default.aspx Казакстан Республикасы Статистика агенттігі 6
http:/www.akorda.kz/www /www akorda kz.nsf/start? OpcnForm&lang=kz Официальный сайт Президента РК :: КАЗАХСТАН 6
Культура http:/www.olen.kz/ Народа моего душа ОІеп.кг 4
http:/www.tau- 2007.narod.ru/ ІЛуїаи 3
http:/irgctas.com/ ІргеТас - Алдынгылардын ізімен, Келешектін кезімен 3
Образование http:/www.ntu.kz/kk/node/ К-И. Сэтбаев атындагы Казак улттык техникалык университеті 6
http:/www.turkistan.kz/ К.А.Ясауи атындагы Халыкаралык казак-турік университеті 6
http:/www.kaznpu.kz/kz/ Казахский национальный педагогический университет имени Абая 6
СМИ Экономика http:/www.interfax.kz/ Интерфакс-Казакстан 6
http:/www.inform.kz/indcx .php?lang=kaz Кагіпґогт 6
http:/www.aza ttyq.org/ http:/kaz.kkb.kz/site 1 / Азаттык радиосы Kaz.kkb.kz 5 5
http:/www.old.alb.kz/cgi- bin/index.cgi?HOME&vers ion=kz&dbid=null Альянс Банк 4
http:/www.rfca.kz/?HOME &version=kz ЯРСА 4
• Изучить структуру аудитории потенциальных пользователей казахоязычного Интернет (около 12 миллионов человек во всем мире) и определить оптимальные пути, способы и формы доставки информации до каждой группы этой аудитории.
• Определить приоритетные "свободные" тематические категории, в которых отсутствует контент на казахском языке и которые нужно заполнять в первую очередь.
• Инициировать процесс создания и, самое главное, постоянного поддержания в актуальном состоянии информационных ресурсов по приоритетным тематическим категориям.
• Изучить возможность использования альтернативных кодировок или алфавитов для более эффективного информационного взаимодействия с частью потенциальной аудитории казахоязычных сайтов
(около 3 миллионов человек), проживающей за пределами Республики Казахстан.
• Обеспечить изучение и анализ современных тенденций развития Интернет (новые технологии, сервисы, возможности), для поддержания устойчивого развития казахоязычного Интернет в будущем.
• Активно способствовать развитию и росту казахоязычного сегмента Интернет на уровне органов государственной власти. Функции, которые должно взять на себя государство, следующие:
— осуществление целенаправленной и последовательной государственной политики в отношении Интернет;
— принятие мер, направленных на техническое и технологическое обеспечение устойчивого развития Казнет и казахоязычного Интернет;
— продолжение систематической работы по по-
вышению компьютерной грамотности населения Республики Казахстан;
— поддержание и укрепление статуса казахского языка;
— поощрение употребления казахского языка во всех сферах общественной жизни, включая Интернет;
— проведение широкого спектра мероприятий (круглые столы1, конференции, конкурсы и тд.) на государственном и региональном уровнях, посвященных популяризации казахского языка в Интернет, увеличению уровня узнаваемости казахоязычных ресурсов, направленных на создание устойчивого спроса на информацию на казахском языке и улучшение качества существующих и создаваемых веб-сайтов;
— предоставление различных материальных и нематериальных поощрений физическим и юридическим лицам, занимающимся созданием и сопровождением Интернет-ресурсов на казахском языке.
С точки зрения развития в настоящее время казахоязычное Интернет-пространство находится на подъеме. Увеличивается количество ресурсов, растет количество пользователей, появляются новые сайты. Информация на казахском языке востребована и является достаточно актуальной. Вместе с тем, как показывает анализ рейтингов существующих сайтов и экспертные оценки, с точки зрения информационной наполненности и привлекательности, казахоязычный Интернет далек от совершенства.
Литература
1. PROFIT — новости казахстанского рынка информационных технологий. ИТ в Казахстане: новости, статьи, обзоры рынка, календарь событий. http://www.prolit.kz
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2008 г. № 358 "О Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети Интернет (Казнета) на 20082012 гг.".
3. Форум Казахстанских web мастеров. http://wms.kz.
4. Википедия. http://ru.wikipedia.org (дата обр.15.02.09).
5. Уикипедия, Казакша Ашык Энциклопедия. http://kk.wikipedia.org (дата обр. 10.02.09).
6. Computer Club Magazine. http://www.ccm.kz.
7. Указ Президента Республики Казахстан от 18 августа 2006 г. № 163 "О Концепции развития конкурентоспособности информационного пространства Республики Казахстан на 2006-2009 гг.".
8. ИТАР-ТАСС. http://www.itartass.ur.ru.
9. Агентство Республики Казахстан по статистике. http://www.stat.kz
10. Сетевое издание о стратегии. http://stra.teg.ru.
11. Internet альтернатива. http://www.ia2008.kz
12. Яндекс. http://www.yandex.ru.
13. Google. http://www.google.com.
14. Южно-Российский исследовательский центр "Фактор". http://www.marketologu.aaanet.ru.
15. А.И. Орлов. Теория принятия решений/Учебное пособие. — М.: Издательство "Март", 2004.
16. Консалтинговая группа MD. http://www.md-market-ing.ru.
17. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. — М.: Книжный дом 'Университет", 2002.
18. Сеилов Ш.Ж., Кубайжанова ГГ , Жуманов Ж.М. Про-
грамма снижения информационного неравенства Республики Казахстан//журнал — Телекоммуникации и
транспорт. — № 5. — 2008.
T-Comm #2-2009
si