Научная статья на тему 'Развитие кадрового потенциала школы посредством рефлексивного анализа деятельности'

Развитие кадрового потенциала школы посредством рефлексивного анализа деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REFLECTION / ADVANCED TRAINING / PROFESSIONAL REFLECTION / PEDAGOGICAL REFLECTION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / REFLEXIVE ANALYSIS OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрнст Галина Геннадьевна

В статье рассматривается проблема повышения компетентности педагога путем развития его профессиональной рефлексии. Автор произвел теоретический анализ психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме развития и формирования рефлексии и профессиональной рефлексии. Особое внимание в статье уделяется профессиональной рефлексии педагога, а именно профессиональной педагогической рефлексии. Автор подчеркивает роль профессиональной рефлексии в деятельности педагога и ее влияние на качество педагогической деятельности. Рефлексия рассматривается как механизм развития профессионализма педагога и личностного саморазвития. Автором обоснована необходимость развития рефлексивных способностей педагога, сформулированы принципы построения работы по развитию профессиональной педагогической рефлексии, представлена профессиограмма рефлексирующего педагога. Работа над формированием и развитием личностной и профессиональной рефлексии педагога является перспективным, эффективным и просто реализуемым путем развития кадрового потенциала в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эрнст Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the school personnel through reflexive analysis of activities

The article deals with the problem of increasing the competence of a teacher by developing his professional reflection. The author made a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and research on the problem of the development and formation of reflection and professional reflection. Special attention in the article is paid to the professional reflection of a teacher, in particular, to the professional pedagogical reflection. The author emphasizes the role of professional reflection in the activity of a teacher and its influence on the quality of pedagogical activity. Reflection is seen as a mechanism for the development of teacher professionalism and personal self-development. The author substantiates the need for the development of the teacher's reflective abilities, formulates the principles for constructing work on the development of professional pedagogical reflection, and presents the professionogram of the reflective teacher. Work on the formation and development of personal and professional reflection of a teacher is a promising, effective and simply implemented way of developing human resources in the field of education.

Текст научной работы на тему «Развитие кадрового потенциала школы посредством рефлексивного анализа деятельности»

Современная школа

УДК 371.12

Развитие кадрового потенциала школы посредством рефлексивного анализа деятельности

Г. Г. Эрнст

Development of the school personnel through reflexive analysis of activities

G. G. Ernst

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения компетентности педагога путем развития его профессиональной рефлексии. Автор произвел теоретический анализ психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме развития и формирования рефлексии и профессиональной рефлексии. Особое внимание в статье уделяется профессиональной рефлексии педагога, а именно профессиональной педагогической рефлексии. Автор подчеркивает роль профессиональной рефлексии в деятельности педагога и ее влияние на качество педагогической деятельности. Рефлексия рассматривается как механизм развития профессионализма педагога и личностного саморазвития. Автором обоснована необходимость развития рефлексивных способностей педагога, сформулированы принципы построения работы по развитию профессиональной педагогической рефлексии, представлена профессиограмма рефлексирующего педагога. Работа над формированием и развитием личностной и профессиональной рефлексии педагога является перспективным, эффективным и просто реализуемым путем развития кадрового потенциала в сфере образования.

Abstract. The article deals with the problem of increasing the competence of a teacher by developing his professional reflection. The author made a theoretical analysis of psychological and pedagog-

ical literature and research on the problem of the development and formation of reflection and professional reflection. Special attention in the article is paid to the professional reflection of a teacher, in particular, to the professional pedagogical reflection. The author emphasizes the role of professional reflection in the activity of a teacher and its influence on the quality of pedagogical activity. Reflection is seen as a mechanism for the development of teacher professionalism and personal self-development. The author substantiates the need for the development of the teacher's reflective abilities, formulates the principles for constructing work on the development of professional pedagogical reflection, and presents the professionogram of the reflective teacher. Work on the formation and development of personal and professional reflection of a teacher is a promising, effective and simply implemented way of developing human resources in the field of education.

Ключевые слова: рефлексия, повышение квалификации, профессиональная рефлексия, педагогическая рефлексия, педагогическая деятельность, рефлексивный анализ деятельности.

Keywords: reflection, advanced training, professional reflection, pedagogical reflection, pedagogical activity, reflexive analysis of activity.

На современном этапе развития общества проблема повышения профессиональной компетентности педагога приобретает особую актуальность.

Причем речь идет не только о периоде обучения в вузе, но и об этапе послевузовской подготовки. Современный педагог, приступая к реализации профессиональной деятельности, имеет возможность ее совершенствования в процессе повышения квалификации. Каким бы содержанием не было наполнено повышение квалификации педагогических кадров, оно дает возможность педагогу не только освоить новые тенденции в образовании и познакомиться с инновационными методами и средствами преподавания, но и, в первую очередь, влияет на личностные качества педагога. Повышение квалификации педагогических кадров должно способствовать развитию личности учителя, давая толчок саморазвитию, предоставляя возможности для личностного и профессионально самосовершенствования и вооружая приемами и техниками саморазвития и самообразования.

Рефлексия, на наш взгляд, является безусловным механизмом этого процесса. Грамотно построенное обучение с учетом рефлексивных возможностей преподавателя повышает эффективность его педагогической деятельности.

На первый взгляд, эта идея не нова и мы можем заметить тенденцию возрастания интереса исследователей к проблематике этого вопроса и роли рефлексии в развитых формах человеческой деятельности, включая педагогическую. Например, в семидесятые годы двадцатого столетия термин рефлексия стал чаще упоминаться в работах отечественных и зарубежных исследователей. Изучая работы тех лет, можно заметить косвенные упоминания рефлексивного процесса без явного звучания термина. Исследователи говорили о необходимости встать на позицию ученика, посмотреть на себя глазами другого, сделать выводы на основе предыдущего опыта. Другими словами, само явление обсуждалось в философских и психолого-педагогических трудах, но не было означено и озвучено в привычной современной терминологии. Самым частым вариантом подмены термина были размышлениями о необходимости взгляда со стороны на собственные достижения.

Например, Б. З. Вульфов понимает рефлексию как цепочку внутренних сомнений и обсуждений с собой полученных результатов, которые вызваны возникающими в жизни и деятельности затруднениями, и, соответственно, поиск вариантов ответов на происходящее или ожидаемое. Мы разделяем его позицию и в дальнейшем будем рассматривать рефлексию именно в таком контексте.

В трактовке Б. З. Вульфова профессиональная рефлексия - это соотнесение возможностей своего «Я» с теми требованиями, которые выдвигает избранная профессия, и, соответственно, с существующими о ней представлениями в социальном пространстве [1, с. 273]. Иначе говоря, педагогическая рефлексия, - это все та же рефлексия профессиональная, но связанная с особенностями педагогической работы и непосредственно с анализом своего педагогического опыта.

Педагогическая рефлексия является, на наш взгляд, профессионально важным качеством педагога, без которого эффективная и творческая деятельность невозможна. Уточняя предыдущий тезис, поясним, что под профессионально важными качествами мы понимаем сугубо индивидуальные качества субъекта педагогической деятельности (в нашем случае учителя), влияющие на эффективность этой деятельности и, как следствие, успешность и качество ее реализации.

Итак, рефлексия занимает ведущие позиции в профессиональной деятельности и способствует ее оптимизации. Нам близка позиция Е. Е. Рукавишниковой. В своем исследовании она заостряет особое внимание на теоретических положениях, которые позволяют присвоить рефлексии центральное место в профессиональной деятельности:

- рефлексия является механизмом овладения профессиональной деятельностью и способствует ее коррекции на любом этапе осуществления;

- результатом как личностной, так и профессиональной рефлексии является контроль и управление процессом приобретения новых знаний;

- рефлексия неизбежна при изменении социальных, психологических и физических условий профессиональной и деятельности;

- рефлексия может рассматриваться как основной механизмом развития любой деятельности [2, с. 128].

Перечисленные выше особенности актуальны для любой профессиональной деятельности, а не только для педагогической. Мы конкретизируем эти положения с точки зрения наличия рефлексии в педагогической деятельности. Итак, специфика педагогической рефлексии в том, что педагог, отражая и анализируя собственную деятельность, оказывает влияние не только на собственный профессионализм, но, в первую очередь, на когнитивную, личностную и эмоциональную сферу учеников. Ученики же, давая педагогу обратную связь, предоставляют ему материал для следующего ре-

флексивного выхода с сопровождающим анализом. Это движение рефлексивного анализа по своеобразной коммуникативной спирали является закономерным следствием субъект-субъектных отношений в учебной деятельности и в то же самое время обеспечивает эту субъектность, являясь ее основой. Таким образом, рефлексивный анализ одного (учителя) органично становится следствием личностных изменений другого (ученика).

Кроме этого, мы отмечаем следующий специфический момент: результат рефлексивной деятельности трудно измеряем и отложен во времени. Учитель может сделать вывод об успешности или неуспешности урока, а вот изменения в личности ученика будут трудно отслеживаемы и удалены во времени от момента, послужившего началом трансформации. Педагог не ставит себе цель диагностировать и корректировать эти изменения, так как не владеет инструментами психодиагностики и реализует в основном образовательные и воспитательные задачи. Соответственно, мы, говоря о рефлексии педагога, фокусируем внимание на его собственной рефлексии, рассматривая изменения в рефлексии учеников как следствие субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе.

В процессе анализа способностей педагога мы как раз и сосредотачиваем внимание на наличии у учителя потребности взглянуть на свои действия со стороны, на наличии у него способности к анализу профессиональной деятельности и эмоций, которые она вызывает, на умении встать на точку зрения ученика и посмотреть на мир его глазами. Педагог должен понимать ход мыслей ученика, предвосхищать, разрешать возникающие у ребенка затруднения в учебной деятельности. Однако учитель не должен и не может думать за ученика, навязывая свою точку зрения.

Рефлексия в данном случае играет двойную роль: с одной стороны, она выполняет функцию обратной связи, а с другой - выступает средством контроля этой обратной связи.

Возрастающий интерес к проблематике рефлексии дает возможность указать на различные подходы, сформировавшиеся в русле изучения этой проблемы, к реализации рефлексии в разнообразных концепциях современного образования, включая как профессиональное педагогическое, так и систему повышения квалификации кадров.

Мы, вслед за А. А. Бизяевой, придерживаемся точки зрения, что педагогическая рефлексия мо-

жет быть охарактеризована следующими признаками:

- проблемность и критичность мышления;

- готовность к конструктивному диалогу и высокая толерантность к мнению другого;

- поиск альтернативных подходов к решению проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности;

- вариативность в коммуникативных контактах и принятие обратной связи;

- личностная заинтересованность и замотиви-рованность в изучаемой деятельности;

- ответственность за выбор решения проблемы [3].

Надо отметить, что эти признаки являются абсолютно психологическими по своей сути, что позволяет использовать их при формировании и развитии рефлексии будущего педагога. Воздействие на личность педагога или студента по данным направлениям приводит к совершенствованию рефлексивного механизма в целом. А совершенствование рефлексивного механизма позволяет производить деятельность на более высоком качественном уровне.

Говоря о рефлексии любой деятельности (в нашем случае деятельности педагога,) надо иметь в виду, что анализ может как предшествовать деятельности, так и осуществляться после нее. Однако высокий уровень развития рефлексивности предполагает сочетание этих аспектов и доведения данного умения до автоматизма. Следствием такого разностороннего анализа является построение адекватной и грамотной перспективы дальнейших действий. Говорить о профессиональном мастерстве можно только при условии грамотного анализа своей деятельности, адекватного восприятия критики и анализа своей работы со стороны коллег.

Педагог в таком случае умеет адекватно эмоционально реагировать на другие мнения. Другими словами, перестраивает свое профессиональное мировосприятие в ответ на неожиданные события, овладевая, таким образом, профессиональным мастерством.

Мы рассматриваем деятельность учителя с позиций выявления в ней рефлексивного компонента. Формирование педагогической рефлексии - процесс управляемый. Следовательно, своевременное и качественное управление является залогом качества и успешности развития профессиональной педагогической рефлексии, а

следовательно, и всей педагогической деятельности в целом.

Возвращаясь к точке зрения Б. З. Вульфова, необходимо заметить, что он рассматривает рефлексию еще и как основание профессионального и жизненного творчества, которое начинается с сомнения и приводит к поиску нового. Таким образом, педагогическая рефлексия утвердилась как одна из технологических основ профессиональной подготовки учителя.

По мере того как человек развивается в личностном и профессиональном плане, изменяются конкретные задачи, на которые направлена рефлексия. На предпрофессиональном этапе цель рефлексии - помочь в осознанном выборе профессии. На этапе профессиональной подготовки главной целью рефлексии является помощь в овладении избранной профессией, достижение морально-психологической готовности к ней. На этапе самостоятельной педагогической работы появляется потребность обновлять и обогащать свое образование. На этапе повышения квалификации в процессе педагогической деятельности наступает завершающий этап рефлексии.

Д. Познер предлагает конкретную формулу: опыт + рефлексия этого опыта = развитие [4, с. 70]. Эта формула наглядно и доступно демонстрирует, что никакое самосовершенствование в профессии невозможно без анализа собственного опыта. А наличие опыта не является достаточным аргументом для доказательства профессионального мастерства.

Педагогический стаж и опыт обязательно должны сочетаться с постоянным, своевременным, непредвзятым анализом своей деятельности. Наша задача как исследователей - вооружить педагогов инструментом такого анализа, помочь умениям самоанализа деятельности перерасти в навык, обеспечивающий качественную и продуктивную деятельность.

Чем же отличается педагог рефлексирующий и саморазвивающийся от коллеги, стоящего на месте и просто реализующего определенную методическую схему? Эти отличия можно систематизировать следующим образом:

- стремление понимать внутренние механизмы обучения;

- желание рассмотреть причины эффективности различных учебных приемов, проанали-

зировать моменты, которые раньше не были в фокусе внимания;

- желание сделать свой опыт доступным для других;

- отсутствие тревоги при обсуждении своего опыта и желание выслушать замечания коллег как конструктивную критику;

- конструктивной направленности рефлексивного анализа своей деятельности, итогом которого является самостоятельный выход из затруднения.

Мы уже неоднократно говорили о том, что особенностью профессиональной рефлексии является ее направленность на самоанализ, и поэтому она не может компенсироваться и поддерживаться кем-то извне. Следовательно, отсутствие или недостаточная сформированность педагогической рефлексии делают учителя зависимым от внешних факторов, обстоятельств, мнений. Формирование педагогической рефлексии дает толчок к профессиональному развитию и саморазвитию.

Предложенный нами анализ содержания процесса педагогической рефлексии раскрывает возможности развития профессиональной педагогической рефлексии в рамках профессионального обучения и повышения квалификации кадров в образовании.

Мы должны ориентировать учителя не только и не столько на работу с готовым планом, но и на готовность изменить, совершенствовать этот план в соответствии с реальной педагогической ситуацией, максимально используя потенциал. Если учитель осознаёт потребность в том или ином виде деятельности, то это осознание формирует внутренний настрой на целенаправленную преобразующую деятельность, причем исходным моментом мотивации является самосознание.

Мы уже упоминали о том, что рефлексия является частью коммуникативного мастерства учителя и позволяет определить качество и эффективность прогностических умений учителя. Если представить себе повышение квалификации педагогических кадров как процесс усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков без их рефлексивной проработки, то мы получим хаотичную «мозаику» знаний, которые не могут быть применены, хотя и формально усвоены. Рефлексия своих профессиональных знаний и умений ведет к рождению

педагогических идей, которые служат саморазвитию личности учителя.

Систематическое осмысление собственного опыта, его анализ, коррекция способствуют развитию профессионального мастерства педагога. Рефлексивные процессы отражаются в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности. Учитель соотносит свой опыт с опытом педагогической науки, своих коллег, и через это сравнение он может понять и оценить собственную деятельность.

Таким образом, учитель делает собственную деятельность предметом социального анализа. Рефлексивные процессы в деятельности учителя служат сравнению результата действия с целью, которую он непосредственно перед собой ставил, и в случае неудовлетворенности результатами педагог ищет и пробует новые средства и способы действия. Следовательно, в процессе оценивания своей деятельности как практически целесообразной он постоянно корректирует и поправляет себя и соответственно развивается как личность и профессионал. Эта постоянная корректировка и обратная связь и есть основа рефлексии учителя.

Мы предлагаем рассматривать профессиональную рефлексию в первую очередь как психологический механизм саморазвития, дающий возможность переосмыслить собственный опыт и актуализировать способность занимать аналитическую позицию как по отношению к своим личностным качествам в целом, так и по отношению к профессиональной деятельности, в частности. Следствием работы рефлексивного механизма в данном контексте является саморазвитие, самосовершенствование личности педагога и актуализация профессионально значимых качеств.

Таким образом, работа над формированием и развитием личностной и профессиональной рефлексии педагога является перспективным, эффективным и просто реализуемым путем развития кадрового потенциала в сфере образования.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме можно резюмировать, что рефлексивные умения и навыки играют ведущую роль в формировании профессионализма педагога на всех этапах его профессиональной деятельности. Однако в процессе вузовской подго-

товки проблеме развития рефлексии уделяется фрагментарное внимание.

Развитие рефлексивных умений происходит путем включения в педагогическую деятельность на этапе педагогической практики во время обучения и, непосредственно, в ходе профессиональной деятельности. Соответственно, возникает обоснованное противоречие между необходимостью развития рефлексивных умений в профессиональной деятельности и возможностями, которые предоставлены как будущему, так и действующему педагогу для ее формирования.

Эффективным путем преодоления этого противоречия является повышение квалификации педагогических кадров с включением рефлексивной составляющей.

Нами выделены следующие принципы работы по повышению квалификации педагога в контексте развития и формирования рефлексии:

1. Самосовершенствование и саморазвитие. Этот принцип является ведущим, так как он лежит в основе технологии процесса формирования основ профессиональной компетентности педагога на основе развития рефлексии.

2. Саморефлексия. Он обеспечивает восприятие нюансов своего поведения через анализ собственных внутренних эмоциональных состояний.

3. Профессиональная доминанта. Предусматривает включение в работу педагогических ситуаций взаимодействия педагога с учеником, коллегами, и сравнения своих внутренних установок и способов общения.

4. Обратная коммуникация. Суть этого принципа состоит в необходимости включения в программу работы таких ситуаций взаимодействия учителя с учениками или с коллегами, которые обеспечили бы ему возможность эффективно, с максимальной долей объективности, отслеживать обратную связь.

Работа по развитию рефлексивных умений должна включать в себя:

- самоанализ личностных качеств;

- самоанализ профессиональных качеств;

- усвоение теории рефлексии в объеме достаточном для уверенного применения основных понятий в теории и практике;

- самоанализ собственных знаний, умений, навыков в профессиональной области;

- анализ усвоения материала детьми;

- анализ эффективности собственной профессиональной деятельности по выделенным ранее критериям деятельности;

- планирование путей дальнейшего самосовершенствования и саморазвития в контексте реализации профессиональной деятельности.

Учитывая, что речь идет о феномене рефлексии, работа по ее развитию должна проводить как индивидуально, так и в группах, в которых человек может получить эффективную обратную связь.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, можно обобщить полученный материал в виде профессиограммы рефлексирующего учителя, которая включает в себя следующие профессиональные умения:

- анализировать собственный педагогический практический опыт работы и учитывать положительный, эффективный опыт своих коллег;

- осуществлять теоретическую и практическую подготовку к реализации профессиональной деятельности с учетом динамики социального развития общества;

- анализировать результаты деятельности с целью дальнейшего ее совершенствования и саморазвития;

- создавать рабочий позитивный и благоприятный психолого-педагогический климат в классе с ориентацией на совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков;

- прогнозировать последствия своих профессиональных действий; корректировать учебные планы и программы, формы, методы обучения с учетом новых требований и стандартов;

- адекватно, реально и корректно оценивать педагогическую ситуацию как со своей позиции, так и с позиции всех участников коммуникации;

- принимать любую педагогическую ситуацию как часть общественной жизни в контексте социальной коммуникации;

- самостоятельно намечать пути профессионального саморазвития с учетом своего собственного педагогического опыта;

- моделировать пути профессионального и личностного саморазвития;

- иметь адекватную самооценку и уровень притязаний, реально оценивать свои профессиональные возможности;

- непрерывно пополнять уже имеющийся багаж знаний с учетом новых инновационных технологий, современных психолого-педагогических исследований.

Развитие каждого из элементов профессио-граммы должно быть обеспечено определенным набором средств, обуславливающих его качественное развитие. В целом эти средства можно рассматривать как элементы программы развития рефлексии педагога.

Программа развития педагогической рефлексии включает три взаимосвязанных блока. Во-первых, это изучение собственных личностных качеств, степени их сформированности и соответствия представления о себе реальной ситуации. Работа по данному направлению может быть организована как дистанционно, так и аудиторно. В любом случае учитель имеет возможность ознакомиться с методиками, направленными на выявление степени развития рефлексивной способности, направленностью на саморазвитие личности, выявить свой творческий потенциал, продиагностировать самооценку и уровень притязаний. Так как работа с любым тестовым материалам уже является рефлексивной по своей сути, то уже на этом этапе, кроме достоверных знаний о своей личности педагог получает возможность проанализировать полученную информацию. На этом же этапе у педагога возникают вопросы, связанные с результатами тестирования. На эти вопросы он получит ответ при прохождении следующих этапов.

На втором этапе мы считаем необходимым включение теоретического обзора по обсуждаемой проблеме. Рефлексия, педагогическая рефлексия, профессиональная рефлексия - это понятия не ярко и подробно освещенные в стандартах профессионального педагогического образования. Поэтому мы считаем необходимым включение теоретического материала в работу в форме лекций и дискуссий. Итогом этого этапа является составление профессио-граммы педагога. Участникам предлагаются незаполненные карточки, на каждой из которых они должны написать качество, необходимое, на их взгляд, педагогу. Затем участники объединяются в группы и, формируя, сравнивая свои карточки, составляют общий для группы список качеств. На следующем этапе списки групп выносятся на доску, где в ходе коллек-

тивного обсуждения, списки объединяются и на их основе составляется наиболее полный и логичный список. Он представляет собой материал для дальнейшей работы над профессиограм-мой.

В ходе работы качества объединяются в группы и устанавливается степень необходимой выраженности предложенных качеств. Профессиограмма представляется через список классифицированных качеств.

Третий этап посвящен накоплению практического материала для управления собственным рефлексивным процессом. Учителя необходимо вооружить средствами анализа и самоанализа собственной деятельности. Необход и-мым элементом в структуре этого этапа мы считаем рефлексивный самоанализ урока. Рефлексивный самоанализ урока предполагает в своей структуре:

- поиск ошибок и анализ их причин;

- констатацию собственных педагогических находок и определение их закономерного или интуитивного появления;

- анализ собственных ожиданий от урока и опасений перед его реализацией;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анализ причин таких ожиданий с последующей аналитикой причин их реализации.

Кроме того, педагогам предлагается индивидуальная схема-опора для самоанализа урока, составленная и доработанная с их участием в ходе деловой игры [5]. В ходе деловой игры учителями предлагаются практические ситуации из педагогической практики, которые требуют решения с применением рефлексивного опыта. Причем готовые задачи предлагаются только на начальном этапе работы. В дальнейшем педагогам предоставляется возможность самим составить подобные задачи, предлагая как вымышленные ситуации, так и реальные из собственной практики.

И, наконец, последний элемент работы - это тренинг, направленный на развитие и формирование профессиональной педагогической рефлексии.

Итогом тренинговой работы является разработанная каждым педагогом «Рефлексивная минутка», целью которой является активизация рефлексивных умений, создание эмоционального настроя на рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности. «Рефлексивная минутка» разрабатывается учите-

лями так же и для учеников для включения в учебный процесс.

Итогом работы служит написание эссе. Эссе пишется в форме профессионального автопортрета с учетом результатов тестирования и опыта работы в группе.

Цель работы: глубокое осознание себя как профессионала, своих достижений и перспектив.

Для более успешного анализа профессиональных качеств предлагаются опорные вопросы:

- мои сильные и слабые профессиональные стороны;

- мои профессиональные «находки» и «потери»;

- мой сегодняшний урок: чем он удивил, обрадовал, огорчил;

- чему еще я хочу научиться, что узнать, понять в своей профессии;

- как я планирую восполнять пробелы в профессиональных знаниях.

Каждый из предложенных вопросов может стать самостоятельной темой для последующего обсуждения. Сочинения, по желанию участников, зачитываются, обсуждаются, комментируются. Эссе носит рефлексивный характер, включая анализ степени усвоения материала, его необходимости для автора и предполагает прогнозирование перспектив дальнейшего профессионального саморазвития.

Таким образом, перспективной, на наш взгляд, является разработка новых технологий формирования и развития профессиональной рефлексии учителей, выявление психологических закономерностей и механизмов этого процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Важным моментом является рассмотрение того, как используются полученные умения и навыки в самостоятельной профессиональной деятельности педагогами.

В дальнейшей работе мы считаем перспективным рассмотреть специфику формирования профессиональной педагогической рефлексии учителей, учитывая их узкую профессиональную специфику с целью развития кадрового потенциала в сфере образования.

Библиографический список:

1. Головин А. А. Формирование профессиональной рефлексии будущего специалиста как

психолого-педагогическая проблема / А. А. Головин, В. Н. Кормакова // Научный диалог. -2016. - № 7 (55). - С. 265-279.

2. Скурихина Н. В. Рефлексивно-деятель-ностная педагогика как социокультурный фактор развития физической культуры в современном обществе : монография / Н. В. Скурихина. -Красноярск : СФУ, 2016. - 160 с.

3. Болдинова Т. Н. Динамика развития рефлексии студентов-психологов в процессе обучения в вузе / Т. Н. Болдинова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - Том 5. - № 5. -C.100-110.

4. Емченова М. Н. Рефлексия деятельности как условие профессионального роста педагога / М. Н. Емченова // Альманах мировой науки. -Изд-во АР-Консалт (Люберцы). - 2015. - № 1. -С. 68-71.

5. Эрнст Г. Г. Самоанализ урока на основе рефлексии: в помощь учителю / Г. Г. Эрнст // Народное образование. - 2016. - № 7-8. -С.123-127.

References:

1. Golovin A. A., Kormakova V. N. Formation of professional reflection of the future specialist as a psychological and pedagogical problem [Formi-

rovanie professional'noy refleksii budushchego spetsialista kak psikhologo-pedagogicheskaya problema]. Scientific dialogue, 2016, No. 7 (55), pp. 265- 279.

2. Skurikhina N. V. Reflexive-activity pedagogy as a socio-cultural factor in the development of physical culture in modern society: monograph [Refleksivno-deyatel'nostnaya pedagogika kak sotsiokul'turnyy faktor razvitiya fizicheskoy kul'tury v sovremennom obshchestve: monografi-ya], Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2016.160 p.

3. Boldinova T. N. Dynamics of the development of reflection of students-psychologists in the process of learning in high school [Dinamika razvitiya refleksii studentov-psikhologov v protsesse obucheniya v vuze]. Psychology. Historical and critical reviews and current research, 2016, Vol. 5, No. 5, pp. 100-110.

4. Emchenova M. N. Reflection of activity as a condition of professional growth of a teacher [Re-fleksiya deyatel'nosti kak uslovie professional'nogo rosta pedagoga]. Almanac of world science, No. 1, 2015,pp.68-71.

5. Ernst G. G. Self-analysis of a lesson based on reflection: to help the teacher [Samoanaliz uroka na osnove refleksii: v pomoshch' uchitelyu]. Narodnoe obrazovanie, 2016, No. 7-8, pp. 123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.