Научная статья на тему 'Развитие испанской оборонительной системы в Новом Свете накануне Англо-испанской войны'

Развитие испанской оборонительной системы в Новом Свете накануне Англо-испанской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
820
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ СВЕТ / ИСПАНСКИЕ КОЛОНИИ / ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА КОНВОЕВ / СЕРЕБРЯНЫЙ ФЛОТ / NEW WORLD / SPANISH COLONIES / DEFENSIVE SYSTEM / THE SYSTEM OF CONVOYS / SPANISH TREASURE FEET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михеев Дмитрий Владимирович

Статья посвящена проблеме становления испанской оборонительной системы в колониях Нового Света. Рассматриваются мероприятия испанских властей, направленные на повышение обороноспособности колоний и улучшение качества охраны атлантических и тихоокеанских коммуникаций, связывавших колониальные владения короля Филиппа II с метрополией. Автор приходит к выводу, что накануне начала полномасштабного противостояния 1585-1604 гг., развернувшегося между Англией и Испанией, оборона испанских колоний оказалась недостаточной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SPANISH DEFENSIVE SYSTEM IN THE NEW WORLD ON THE EVE OF THE ANGLO-SPANISH WAR

The article discusses the development of defensive system of the Spanish colonies in the New World. Considered actions of the Spanish authorities to improve the defense capabilities of the colonies, and improving the quality of the protection of the Atlantic and Pacifc communications connecting colonial possessions of King Philip II with the metropole. Activities such as the construction of fortresses to protect the colonial centers, placement of additional troops and have not realized the full plans for the establishment in the colonial waters of permanent feet undertaken only as a responding to the emergence of threats by French and English pirates and privateers. The Spanish authorities rarely take preventive measures against threats to the defense of the colonies. The most successful decision of the Spanish authorities in improving defense capabilities was the establishment since the middle of 16th century of permanent convoy system. Thanks to the Silver feet Spanish monarchy with a high degree of certainty could hope that the treasures of the New World safely be delivered to Spain. The author concludes that the defense of the Spanish colonies due to their vast space and lack of fnancing has been inadequate on the eve of full-scale confict broke out between England and Spain in 1585.

Текст научной работы на тему «Развитие испанской оборонительной системы в Новом Свете накануне Англо-испанской войны»

УДК: 94(460)

Д. В. Михеев

РАЗВИТИЕ ИСПАНСКОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В НОВОМ СВЕТЕ НАКАНУНЕ АНГЛО-ИСПАНСКОЙ ВОЙНЫ

Статья посвящена проблеме становления испанской оборонительной системы в колониях Нового Света. Рассматриваются мероприятия испанских властей, направленные на повышение обороноспособности колоний и улучшение качества охраны атлантических и тихоокеанских коммуникаций, связывавших колониальные владения короля Филиппа II с метрополией. Автор приходит к выводу, что накануне начала полномасштабного противостояния 1585-1604 гг., развернувшегося меядду Англией и Испанией, оборона испанских колоний оказалась недостаточной.

Ключевые слова: Новый Свет, испанские колонии, оборонительная система, система конвоев, Серебряный флот.

Испания XVI в. была одной из крупнейших и наиболее сильных мировых держав. Монархи Испании стремились активно влиять на все процессы, происходившие в Европе, фактически ведя борьбу на протяжении всего XVI столетия за гегемонию в регионе. Однако следует осознавать, что столь активная внешняя политика, свойственная Карлу V и Филиппу II, была бы невозможна без тех огромных средств, которые правители Испании получали из своих обширных заморских владений. Именно колонии в Новом Свете гарантировали приток серебра, питавшего амбиции испанской монархии в Европе.

В данной статье нам хотелось бы обратиться к проблеме защищённости этой «испанской сокровищницы», рассмотрев систему обороны испанских колоний, сложившуюся накануне Англо-испанской войны. Именно начавшийся в 1585 г. военный конфликт привёл к ускоренному видоизменению и совершенствованию данной системы, и война стала хорошей проверкой её эффективности.

Необходимость обеспечения безопасности заморских владений возникла перед Испанией на самых ранних эта-

пах её колониальной экспансии в Новом Свете. Уже в начале XVI в., когда начинают поступать первые сведения о богатстве открытых испанцами земель, вслед за ними в американские владения испанского монарха устремляются подданные французского короля, что сделало жизненно необходимым для Испании создание действенной системы обороны Вест-Индии.

Первоначально оборона испанских колоний в Новом Свете была представлена системой слабо укреплённых и достаточно удалённых друг от друга крупных поселений испанских колонистов. Наибольшую угрозу для испанцев в первой четверти XVI в. представляли нападения пиратов и каперов на корабли, направлявшиеся в Америку или возвращавшиеся оттуда, на начальном и завершающем участках их атлантического маршрута. Так, уже в ходе своего третьего плавания в 1498 г. флотилия Христофора Колумба столкнулась с пиратской угрозой. В начале, направляясь к Мадейре, кораблям Колумба пришлось отклониться от обычного маршру та, чтобы обойти стороной вражескую флотилию. На широте канарского острова Гомера Колумб столкнулся с французскими каперами, взявшими на абордаж два кастильских корабля1. Таким образом, возникла первая серьёзная угроза, связанная с обеспечением безопасности морс ких коммуникаций, проходивших через Атлантику.

Необходимо отметить, что потребность в усилении обороны коммуникаций на просторах Атлантики возрастала в периоды франко-испанских столкновений на Европейском континенте, когда заметно активизировались французские каперы. Впрочем, не стоит думать, что французы прекращали свои нападения на испанские корабли в годы мира. Ещё Франциску I приписывалось высказывание о том, что он не видел в завещании Адама указаний на то, что владения в Новом Свете должны принадлежать испанцам и португальцам2. Отказ французских монархов признавать папские буллы и испано-португальские соглашения о разделе мира, подписанные в Тордесильясе в 1494 г. и в Сарагосе в 1529 г., давал карт-бланш французским капитанам, действовавшим «за чертой»

1 Копелев Д. Н. Пиратство в XVI-XVIII веках: На острие мировой политики. СПб., 2013. С. 217-218.

2 Копелев Д. Н. Раздел Океана в X VI-X VIII веках: истоки и эволюция пиратства. СПб., 2013. С. 168.

(т. е. «за демаркационной линией», отделявшей европейские владения от колониальных), где, по мнению многих, европейские правила войны и мирные соглашения не действовали. Так, во время обсуждения мира в Като-Камбрези, положившего конец Итальянским войнам (1494-1559 гг.), представители Франции и Испании обсуждали вопрос о праве иностранцев посещать Новый Свет. В зарубежной историографии принято с читать, что соглашение о Вест-Индии не вошло в текст мирного договора, разрешавшего европейские противоречия. Однако предполагается, что существовало устное соглашение. Согласно этой договорённости, устанавливалась так называемая «линия дружбы». К западу от меридиана, проходившего через самый западный из островов Канарского архипелага — остров Иерро (первоначально через Азорские острова), и к югу от тропика Рака3 европейские нормы международных отношений не действовали4. Подразумевалось, что события в колониях не должны приводить к конфликтам между державами в Европе, а добыча, захваченная здесь, могла считаться законной. Однако испанцы с подобными действиями были не согласны и всегда требовали по дипломатическим каналам возмещения ущерба и наказания преступников.

Таким образом, французы начали нарушать демаркационные линии, закреплённые в испано-португальских соглашениях, уже в ходе Итальянских войн. В 1512 г. Торговая палата в Севилье отдала распоряжение направить две каравеллы к Канарским островам для защиты торговых кораблей от французских корсаров. В 1521 г. уже эскадра из 3-5 кораблей патрулировала участок от испанского побережья до Канарских островов. Примерно в то же время Торговая палата отдала аналогичное распоряжение с целью обезопасить ком-

3 Остров Иерро — самый западный из Канарских островов (18° з. д.); тропик Рака или Северный тропик — одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли (23° с.ш.). Уже в XVII в. «Линия дружбы» появляется на некоторых картах и глобусах, а формулировка "No реасе beyond the line" («Никакого мира за чертой») встречается в письменных источниках. «Линия дружбы» перестаёт быть актуальной после того, как в европейские договоры начинают включаться вопросы, связанные с колониями. Таким образом, испанские колонии в Новом Свете официально включались в правовое поле.

4 European Treaties Bearing on the History of the United States and its dependencies / Ed. by F. Davenport. Washington (D. C.), 1917. Vol. I. P. 219-222.

муникации вблизи американского побережья. В 1513 г. две каравеллы были направлены на Кубу, для патрулирования торговых путей5. В 1528 г. была сформирована новая эскадра. Она действовала, защищая торговые пути между Испанией и Новым Светом.

Отвечая на новые угрозы, в 1522 г., после начала первой войны короля Франциска I против Карла V, был издан указ, в соответствии с которым все корабли, направлявшиеся в Вест-Индию, должны были быть водоизмещением не менее 80 т. В 1526 году Карл V приказал не выпускать в Новый Свет из гаваней Испании одиночные торговые корабли. В условиях начала новой войны, вспыхнувшей в 1542 г. между Карлом V и Франциском I, был издан указ, предписывавший отправляться в Новый Свет группами не менее чем по 10 кораблей, при этом в состав флота должен был входить как минимум один крупный и хорошо вооружённый корабль6. Все корабли, участвовавшие в торговле с колониями, в соответствии с королевским ордонансом 1552 г., должны были иметь водоизмещение более 100 т. и экипаж не менее 32 человек7. Таким образом, испанцы уже к середине XVI в. постепенно оформили знаменитую систему конвоев, просуществовавшую на протяжении нескольких столетий. Однако в законченном виде она утвердится только в начале 60-х it. XVI в.

В 20-е гг. XVI в. первые иностранные пираты проникают в испанские колонии, создавая тем самым угрозу морскому сообщению вблизи колониальных центров и непосредственно испанским поселениям в Новом Свете. Первые свидетельства о появлении французских пиратов в Вест-Индии относятся к 1522-1523 it. Их нападения первоначально не несли серьёзной угрозы владениям испанцев, так как происходили относительно редко. Сказывалась удалённость Нового Света. Впрочем, уже во второй половине 1530-х it. на фоне очередного франко-испанского конфликта в Европе (1536-1538 it.) активность французов в Вест-Индии заметно возрастает. Обычными целями пиратов становились суда, занимавшиеся каботажным

5 Lynch J. Spain under the Habsburgs. Vol. I. Empire and Absolutism, 1516-1598. N. Y., 1984. P. 165.

6 СветЯ. M. Пираты Антильских морей // НИИ. 1966. № 1. С. 135; Höring С. Trade and Navigation between Spain and the Indies. L., 1918. P. 70-71, 262.

7 Höring C. Op. cit. P. 273.

плаванием, и небольшие испанские поселения на побережье. Однако что-то поделать с этим испанские власти были фактически не в состоянии, да и ущерб от подобных нападении был относительно невелик. Большую угрозу представляли нападения на основные испанские опорные пункты в Новом Свете, остававшиеся до этого момента почти незащищёнными. Надеяться на удалённость владении в Новом Свете и малочисленность пиратов более не приходилось.

В феврале 1535 г. Карл V отдал распоряжение представителям Торговой палаты снарядить эскадру для ликвидации пиратства в западных морях8. Представители испанской администрации в Вест-Индии с этого периода всё настоятельнее просят у метрополии средств для возведения более серьёзных укреплений, которые позволили бы защитить основные опорные пункты в Новом Свете. С таким предложением, в частности, выступил в мае 1537 г. Гонсало Фернандес9. Однако средств для подобных проектов, как обычно, не хватало, и только чрезвычайные ситуации вынуждали испанские власти действовать более решительно. Так, например, только после нескольких нападений французских пиратов на Гавану — основной перевалочный пункт испанцев в Вест-Индии, апофеозом которых становится нападение Жака де Сора в 1555 г., когда город был полностью разграблен и сожжён, испанские власти приступили к возведению в городе мощных оборонительных сооружений. Строительство субсидировалось вице-ко-ролевством Новая Испания. С этого же времени на пост губернатора Кубы стали назначать не гражданских лиц, а опытных офицеров армии или флота10. Таким образом, наиболее укреплёнными центрами в Новом Свете к середине XVI в. являлись Санто-Доминго, Картахена и Гавана.

По оценке П. Хоффмана, крупные испанские поселения в колониях подверглись нападениям французов к середине XVI в. более 20 раз. В то же время расходы на оборону колоний в Новом Свете к середине XVI в. достигали 15 тыс. дукатов, более 70 % средств при этом уходило на снаряжение кораблей,

8 Пастушенко А. А. О морском разбое французов в Вест-Индии (1528-1559 гг.) // Древности. 2009. Вып. 8. С. 186.

9 Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес (1478-1557 гг.) — испанский конкистадор, историк, натуралист и чиновник. Занимал должность алькальдо крепости Санто-Доминго.

10 Очерки истории Кубы. М., 1978. С. 28-29.

направлявшихся в Вест-Индию, 13 % средств расходовалось на укрепления, 4 % — на содержание гарнизонов11.

Новый этап в развитии испанской оборонительной системы в Вест-Индии был связан с дальнейшим развитием системы конвоев. В начале 1560-х it. испанским офицером Педро Менендесем де Авилесом12 был предложен план реформирования системы обороны колоний, включавший несколько пунктов. Во-первых, обеспечение сильным военно-морским эскортом трансатлантических флотов. Во-вторых, создание постоянных эскадр для патрулирования Карибского региона. Они должны были бороться с пиратами и симарронами — беглыми рабами, смешавшимися с местным индейским населением и досаждавшими испанским колонистам в районе Панамского перешейка. В-третьих, укрепление основных портов и снабжение их сильными постоянными гарнизонами13.

Предложения Педро Менендеса де Авилеса были одобрены Филиппом II. Однако реализация плана затянулась. В первую очередь была проведена окончательная реорганизация системы конвоев. Для защиты торговых кораблей 16 июня 1561 г. в составе испанских конвоев были выделены корабли «капитана» — флатманский корабль, и «альмиран-та» — вице-адмиральский корабль. Они должны были быть загружены на 100 т. меньше, чем остальные суда, и иметь на борту не менее 30 солдат14. С 1564 г. начала действовать система двух отдельных конвоев, отправляемых в Вест-Индию. С этого времени все корабли, направлявшиеся в Новый Свет, должны были следовать в составе конвоя, за исключением боевых кораблей, работорговцев и посыльных судов. Конвой, называемый «Флот Новой Испании» (Flota de Nueva España),

11 Hoffman P. E. The Spanish Crown and the Defense of the Caribbean, 1535-1585. Baton Rouge, 1980. P. 24.

12 Педро Менендес де Авилес (1519-1574 гг.) — военный теоретик, один из наиболее опытных испанских военно-морских офицеров. В 1565 г. руководил карательной экспедицией против французского поселения во Флориде. Позднее был назначен Филиппом II первым губернатором Испанской Флориды. В 1567 г. был назначен капитан-генералом «Индийского Конвоя».

13 McAlister L. N. Spain and Portugal in the New World, 1492-1700. Minneapolis, 1987. P. 431.

14 Having C. Op. cit. P. 206; McDermott}. England and the Spanish Armada. The Necessary Quarrel. L., 2005. P. 67.

выходил из Севильи и Кадиса в апреле — мае и направлялся к городу-порту Веракрус в Новой Испании. Для обороны порта здесь же была возведена крепость Сан-Хуан-де-Улуа. Вторая флотилия — «Галеонес де Тьерра-Фирме» (Galeones de Tierra Firme), или «Континентальные галеоны», — в августе направлялась в Картахену (в Новой Гранаде) и гавань Номбре-де-Диос на Панамском перешейке. С 1584 г. корабли этой флотилии стали направляться не в Номбре-де-Диос, а в более удобную говань Портобело. Загрузившись колониальными товарами, корабли обеих флотилий встречались в Гаване, откуда возвращались в Испанию в марте следующего года. В популярной литературе упомянутые конвои обычно называют «Серебряным флотом». В 1565 г. особым распоряжением устанавливалось, что флагманскими кораблями обеих флотилий должны являться галеоны, имеющие не менее 36 орудий. На этих кораблях запрещалось перевозить товары, которые бы затрудняли использование артиллерии. Два года спустя Филипп II назначил Педро Менендеса капитан-генералом эскадры из 12 вооруженных кораблей, так же известной как «Индийский Конвой» или «Сторожевая Армада» (Armada de la Guardia). Корабли были построены по проекту другого опытного морского офицера, дона Альваро де Басана, маркиза Санта Крус. Расходы на их содержание ложились на плечи торговцев, которых они охраняли15. Фактически «Сторожевой Армаде» приходилось выполнять функции по обороне не только конвоя, но и Карибского моря. Достаточно частыми были случаи, когда корабли, сопровождавшие конвой, направлялись для преследования пиратов, промышлявших в здешних водах. Появление кораблей «Сторожевой Армады» и так называемого «Серебряного флота» в водах Нового Света могло гарантировать относительную безопасность испанских владений. Так, с 1568 по 1579 тт. кораблями «Сторожевой Армады» был захвачен или уничтожен 21 пиратский корабль16.

Начиная с 60-х it. XVI в. испанская торговля в Атлантике действовала если не гладко, то в целом эффективно. Перехватить объединившиеся в Гаване корабли «Серебряного флота» было крайне сложно. Большую угрозу для него представляли

15 Goodmam D. Spanish Naval Power, 1589-1665: Reconstruction and Defeat. Cambridge, 1997. P. 3-4; Williamson J. A. The Age of Drake. L., 1938. P. 68.

16 Hoffman P. E. Op. cit. P. 221.

непогода, плохое качество кораблей и прочие непредвиденные обстоятельства. Негативными последствиями подобной монопольной системы перевозок стали нехватка товаров в колониях и рост цен17.

В 1574 г. помимо испанских галеонов из «Индийского Конвоя» в Вест-Индии начали действовать фрегаты в районе Номбре-де-Диос, Картахены и Кубы. Однако экипажи кораблей были заподозрены в контрабанде. В 1578 г. их заменили галерами18. В обязанности их экипажей вменялась борьба с пиратами и защита наиболее важных портовых городов. Особенно ценилась независимость галер от направления ветра. В 1574 г. несколько галер было снаряжено в Вест-Индии для защиты побережья Тьерре-Фирме в районе Картахены и Номбре-де-Диос, а также у Кубы и Эспаньолы (Гаити). В Санто-Доминго их начали использовать только в 1582 г., когда местные власти обещали за свой счёт снабжать их всем необходимым. Галеры действовали с переменным успехом, пытаясь бороться с отдельными пиратскими судами. Но как показала дальнейшая практика, решение оказалось необоснованным: нехватка людей, тр оптический климат, неспособность кораблей справиться с океанскими водами и в особенности увеличение размеров пиратских судов делали галеры малоэффективными в условиях Нового Света.

В Тихом океане с 1571 г. по распоряжению Филиппа II для большей надёжности перевозок сообщение между испанской колонией на Филиппинах и Новым Светом осуществлял лишь один корабль в год. Для реализации подобного проекта потребовалось строительство специальных «Манильских галеонов» — огромных кораблей, способных за один рейс перевезти ценности, накопленные колонией за год. Галеоны отличались большими размерами и надёжностью, однако манёвренностью и скоростью пришлось пожертвовать19. Как казалось на тот момент, корабль был неприступен для морских разбойников, действовавших в Тихом океане. По этой причине артиллерийское вооружение корабля было достаточно слабым, либо пушки вовсе отсутствовали20. Однако, как до-

17 Höring С. Op. cit. Р. 209-211; Lynch J. Op. cit. P. 166-167.

18 Hoffman P. E. Op. cit. P. 219-223; Lynch J. Op. cit. P. 167.

19 Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры. М., 2007. С. 76.

20 Так, например, на галеоне «Санта Анна», атакованном кораблями Томаса Кавендиша уже в годы Англо-испанской войны, не оказа-

казал в ходе своей кругосветной экспедиции Фрэнсис Дрейк, «Испанское озеро», как называли Тихий океан сами испанцы, становилось для последних не столь безопасным.

Нападение англичан на тихоокеанское побережье Нового Света привело испанские власти к мысли о необходимости защитить данный регион. В 1580 г. было принято решение о создании тихоокеанской эскадры «Map дель Сур» (Armada del Mar del Sur — армада Южного моря), однако вплоть до начала Англо-испанской войны в 1585 г. для создания флота так ничего и не было предпринято.

Fini' одной проблемой, о которой приходится говорить, рассматривая испанскую оборонительную систему в Новом Свете, являлась нехватка солдат и квалифицированных специалистов и офицеров. Достаточное количество войск имелось только в крупных колониальных центрах, остальные поселения должны были защищаться при помощи ополчения, сформированного из местных жителей. Как показал опыт, в случае нападения значительных сил противника ополчение предпочитало разбегаться после первого же залпа. Кроме испанцев к обороне колоний привлекалось местное индейское население, а в чрезвычайных случаях — и темнокожие невольники21, т. е. люди, доверяться которым было опасно.

В большинстве случаев испанские власти предпочитали выделять дополнительные средства для строительства укреплений, однако одного этого было недостаточно. Огромной головной болью для колониальных властей являлась нехватка артиллерии, которую доставляли из Европы (в первую очередь из Италии, Нидерландов, Англии и Франции), и по этой причине качественные орудия высоко ценились колониальными властями22. Пытаясь найти выход из сложившейся си-

лось артиллерии, чтобы дать достойный отпор европейским каперам (см.: Schurz W. L. El Galeon de Manila. Madrid, 1992. P. P. 273-274,324-326).

21 Примеры использования индейских ополчений для обороны колоний неисчислимы, нередкими являлись и случаи привлечения к обороне колониальных центров темнокожих невольников. См. напр.: Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2007. С. 367-368; Further English Voyages to Spanish America. 1583-1594 / Ed. by I. A. Wright. L., 1951. P. 31.

22 Копелев Д. H. Пушки в океане: морская гонка вооружений и испанская колониальная империя XVI-XVII столетий / / Диалог со временем. 2009. № 29. С. 227.

туации, испанцы готовы были идти на неординарные меры, крайне дотошно допрашивая пленённых пиратов в попытках найти хороших артиллеристов и мастеров, способных наладить производство оружия прямо в колониях.

Наконец важной составляющей действий по обеспечению безопасности колоний являлись единовременные акции испанских властей по устранению конкретных угроз испанскому господству, возникавших в колониях. На подобные действия, благодаря напряжению сил, обычно удавалось найти средства.

Одной из первых угроз, возникших в Новом Свете и потребовавших незамедлительного решения, явилась французская колония, основанная в начале 1560-х гг. в районе Флориды. Для её ликвидации колониальным властям удалось сформировать карательный отряд во главе с Педро Мененде-сем де Авилесом, который уничтожил колонию в 1565 г. Чтобы закрепиться в регионе Флориды, испанцы незамедлительно приступили к сооружению укреплённых пунктов, основным из которых на долгие годы стал город Сан-Агустин23.

Второй проблемой, которая особенно обострилась на рубеже 60-70-х гг. XVI в., стали действия беглых рабов (симар-ронов) в районе Панамского перешейка. Объединяясь с французскими и английскими пиратами, они доставляли серьёзное беспокойство испанским властям. Наиболее известное совместное предприятие симарронов и пиратов — это Панамский рейд Фрэнсиса Дрейка в начале 1570-х гг. Против симарронов были отправлены испанские войска, ликвидировавшие их поселения. В 1576 г., кода спутник Дрейка Джон Оксенгем попытался повторить успех своего патрона на Панамском перешейке, он не смог найти здесь беглых рабов.

Серьёзным вызовом для испанской оборонительной системы в колониях, как уже отмечалось выше, стала кругосветная экспедиция Фрэнсиса Дрейка (1577-1580 гг.). Пытаясь предотвратить повторное проникновение незваных гостей в Тихий океан через Магелланов пролив, Филипп II санкционировал реализацию проекта, предложенного Педро Сар-мьенто де Гамбоа. В 1581 г. де Гамбоа направился к проливу, чтобы организовать там постоянное поселение и построить

23 Chanelain V. Е. The Defenses of Spanish Florida 1565 to 1763 / / Carnegie Institution of Washington. 1941. № 511. P. 35-36.

крепость, способную контролировать передвижение кораблей из Атлантики в Тихий океан. Однако, не получая необходимых припасов и подкреплений, новая колония быстро пришла в упадок, а большинство колонистов погибло от голода и болезней.

Таким образом, можно сделать несколько основных выводов.

Несмотря на то, что уже в начале XVI в. колонии в Новом Свете подверглись первым нападениям, испанские власти реагировали на угрозы крайне медленно. В целом приходится признать правоту П. Хоффмана, заметившего, что оборонительная система, существовавшая к 1585 г., была скорее продуктом исторического развития и политических решений, а не итогом целенаправленного решения проблем обороны24. Относительное затишье, возникшее в связи с сокращением числа нападений ашлийских и французских пиратов на испанские колонии Нового Света в начале 1580-х гг., отрицательно сказалось на боеготовности испанцев. Поэтому не случайно, что к моменту начала Англо-испанской войны в 1585 г. оборона Вест-Индии была в худшем состоянии, чем в конце 1570-х гг. Боевые корабли действовали в регионе нерегулярно, и фактически постоянного флота для обороны испанских колоний в Новом Свете не было вплоть до начала войны. Галеры были в плачевном состоянии из-за нехватки припасов и снабжения. Войск не хватало, ополченцы были плохо вооружены. Укрепления основных опорных пунктов на островах и континенте находились в неудовлетворительном состоянии, а для их защиты катастрофически не хватало артиллерии.

Впрочем, даже несмотря на явный недостаток средств, выделяемых для защиты испанских колоний в Новом Свете, сложившаяся система вплоть до начала полномасштабной войны действовала относительно успешно. Особенно дееспособной оказалась система конвоев, оформившаяся к середине XVI в. Защитить все уголки обширной испанской колониальной империи было невозможно, однако основные опорные пункты при необходимом финансировании можно было подготовить к обороне достаточно быстро.

24 Но/)тап Р. Е. Ор. ей. Р. 224.

Литература

Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2007.

Копелев Д. Н. Пиратство в XVI-XVIII веках: На острие мировой

политики. СПб., 2013. Копелев Д. Н. Пушки в океане: морская гонка вооружений и испанская колониальная империя XVI-XVII столетий / / Диалог со временем. 2009. № 29. С. 216-235. Копелев Д. Н. Раздел Океана в XVI-XVIII веках: истоки и эволюция пиратства. СПб., 2013. Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры. М., 2007. Очерки истории Кубы. М., 1978.

Пастушенко А. А. О морском разбое французов в Вест-Индии

(1528-1559 гг.) // Древности. 2009. Вып. 8. С. 185-193. Свет Я. М. Пираты Антильских морей / / ННИ. 1966. № 1. С. 133-144.

Chanelain У. Е. The Defenses of Spanish Florida 1565 to 1763 / /

Carnegie Institution of Washington. 1941. № 511. European Treaties Bearing on the History of the United States and Its Dependencies / Ed. by F. Davenport. Washington (D. C.),

1917. Vol. I.

Goodmam D. Spanish Naval Power, 1589-1665: Reconstruction and

Defeat. Cambridge, 1997. Further English Voyages to Spanish America. 1583-1594 / Ed. by

I. A. Wright. L„ 1951. Haring C. Trade and Navigation between Spain and the Indies. L.,

1918.

Hoffman P. E. The Spanish Crown and the Defense of the Caribbean, 1535-1585. Baton Rouge, 1980. Lynch ]. Spain under the Habsburgs. Vol. I. Empire and Absolutism, 1516-1598. N. Y„ 1984. McAlister L. N. Spain and Portugal in the New World, 1492-1700.

Minneapolis, 1987. McDermott ]. England and the Spanish Armada. The Necessary

Quarrel. L„ 2005. Williamson ]. A. The Age of Drake. L„ 1938. Lynch ]. Spain under the Habsburgs. Vol. 1.1516-1598. N. Y„ 1984. Schurz W. L. El Galeon de Manila. Madrid, 1992.

Михеев Дмитрий Владимирович, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук (Псковский государственный университет; Псков, Россия); эл. почта: [email protected]

The Development of Spanish Defensive System in the New World on the Eve of the Anglo-Spanish War

The article discusses the development of defensive system of the Spanish colonies in the New World. Considered actions of the Spanish authorities to improve the defense capabilities of the colonies, and improving the quality of the protection of the Atlantic and Pacific communications connecting colonial possessions of King Philip II with the metropole. Activities such as the construction of fortresses to protect the colonial centers, placement of additional troops and have not realized the full plans for the establishment in the colonial waters of permanent fleet undertaken only as a responding to the emergence of threats by French and English pirates and privateers. The Spanish authorities rarely take preventive measures against threats to the defense of the colonies. The most successful decision of the Spanish authorities in improving defense capabilities was the establishment since the middle of 16th century of permanent convoy system. Thanks to the Silver fleet Spanish monarchy with a high degree of certainty could hope that the treasures of the New World safely be delivered to Spain.

The author concludes that the defense of the Spanish colonies due to their vast space and lack of financing has been inadequate on the eve of full-scale conflict broke out between England and Spain in 1585.

Key words: New World, Spanish colonies, defensive system, the system of convoys, Spanish treasure fleet.

Dmitry Mikheev, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University; Pskov, Russia); e-mail: [email protected]

References

Keymen G. Ispaniya: doroga к imperii. M., 2007.

Kopelev D. N. Piratstvo v XVI-XVIII vekakh: Na ostrie mirovoy politiki. SPb., 2013.

Kopelev D. N. Pushki v okeane: morskaya gonka vooruzheniy i ispanskaya kolonial'naya imperiya XVI-XVII stoletiy / / Dialog so vremenem. 2009. № 29. S. 216-235. Kopelev D. N. Razdel Okeana v XVI-XVIII vekakh: istoki i evolyutsiya

piratstva. SPb., 2013. Mozheyko I. V. Piraty, korsary, reydery. M., 2007. Ocherki istorii Kuby. M., 1978.

Pastushenko A. A. O morskom razboe frantsuzov v Vest-Indii (15281559 gg.) // Drevnosti. 2009. Vyp. 8. S. 185-193.

Svet Y. M. Piraty Antilskih morey // NNL 1966. № 1. S. 133-144.

Chanelain V. E. The Defenses of Spanish Florida 1565 to 1763 / / Carnegie Institution of Washington. 1941. № 511.

European Treaties Bearing on the History of the United States and Its Dependencies / Ed. by F. Davenport. Washington (D. C.), 1917. Vol. I.

Goodmam D. Spanish Naval Power, 1589-1665: Reconstruction and Defeat. Cambridge, 1997.

Further English Voyages to Spanish America. 1583-1594 / Ed. by I. A. Wright. L., 1951.

Haring C. Trade and Navigation between Spain and the Indies. L., 1918.

Hoffman R. E. The Spanish Crown and the Defense of the Caribbean, 1535-1585. Baton Rouge, 1980.

Lynch J. Spain under the Habsburgs. Vol. I. Empire and Absolutism, 15161598. N. Y., 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

McAlister L. N. Spain and Portugal in the New World, 1492-1700. Minneapolis, 1987.

McDermott J. England and the Spanish Armada. The Necessary Quarrel. L., 2005.

Williamson J. A. The Age of Drake. L., 1938.

Lynch J. Spain under the Habsburgs. Vol. I. 1516-1598. N. Y., 1984.

Schurz W. L. El Galeon de Manila. Madrid, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.