НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 47-61. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 2 (98). P. 47-61.
Научная статья
УДК 378.046.4 + 130.2
doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-47-61
РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (В ПАМЯТЬ АКАДЕМИКА РАО Е. В. БОНДАРЕВСКОЙ)
Татьяна Евгеньевна Исаева
Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия, isaeva.te@yandex.ru
Аннотация. Введение: инженерная культура как часть общечеловеческой культуры активно исследуется философами и учеными, занимающимися вопросами организации учебного процесса по инженерным программам и совершенствования воспитательной работы в учебных заведениях. Однако, несмотря на традиционно высокую значимость личности инженера в развитии российского общества, инженерная культура преподавателя технического университета пока не стала объектом научного знания. Цель данного исследования — изучение системного понятия «инженерная культура преподавателей технического вуза», опирающегося на концептуальные идеи культурологического подхода, обозначенные академиком Е. В. Бондаревской. Методология: исследование проводилось на базе культурологического и компетентностного подходов, которые стали основанием определения основных содержательных треков формирования инженерной культуры преподавателей технического вуза в процессе повышения квалификации. Результаты: предложено определение инженерной культуры преподавателей технического вуза как составляющей общечеловеческой культуры, интегрирующей _
© Исаева Т. Е., 2024
Т. Е. Исаева
в себе духовные и материальные ценности инженерной мысли, основные подходы и способы их производственной деятельности, а также систему нравственных и этических регулятивов творческого созидательного труда. Удалось доказать значимость инженерной культуры в профессионально-личностном становлении преподавателей технического вуза, а также описать ее структуру через выделение четырех блоков: культу-ровоспринимающего, культуросозидательного, культуротранслирую-щего и блока личностных качеств инженера. Описаны цели реализации пилотного проекта повышения квалификации научно-педагогических работников технического вуза и обучающихся аспирантуры «PRO. Развитие», а также результаты промежуточной оценки выбранной формы профессионально-личностного развития на основе эмпирического исследования (использовались методы анкетирования, ранжирования, беседы), которые позволяют надеяться, что участие в данном проекте может положительно сказаться на повышении качества образования в университете за счет обеспечения преподавателей передовыми знаниями, современными технологиями обучения, оказания педагогической поддержки обучающихся и сопровождения их социально-культурного развития, что создает благоприятную среду для развития инженерной культуры преподавателей технического вуза. Заключение: в сегодняшней ситуации социально-политического напряжения и глобального противостояния обладание инженерной культурой становится одним из решающих факторов, обеспечивающих эффективность научно-педагогической деятельности современного преподавателя, его способности транслировать академические, профессиональные и общечеловеческие ценности выпускникам вузов. Предполагается, что описанная инновационная форма повышения квалификации, в основу содержания которой были заложены идеи развития личности как человека культуры академика Е. В. Бондаревской, станет благоприятной средой развития инженерной культуры преподавателей технического вуза.
Ключевые слова: инженерная культура, технический университет, компетенции инженера, повышение квалификации преподавателей
Для цитирования: Исаева Т. Е. Развитие инженерной культуры преподавателей технического вуза (в память академика РАО Е. В. Бондаревской) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 47-61. doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-47-61
Original article
DEVELOPMENT OF ENGINEERING CULTURE OF TECHNICAL UNIVERSITY TEACHERS (IN MEMORY OF ACADEMICIAN OF RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION E.V. BONDAREVSKAYA)
Tatiana E. Isaeva
Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia, isaeva.te@yandex.ru
IT. Е. McaeBa
Abstract. Introduction: engineering culture as a part of universal human culture has been actively studied by philosophers and scientists involved in organizing the educational process in engineering programs and upbringing improving in educational institutions. However, despite the traditionally high importance of the engineer's personality in the development of Russian society, the engineering culture of a technical university teacher has not yet become an object of scientific knowledge. The purpose of this study is to examine the systemic concept of "engineering culture of technical university teachers", based on the conceptual ideas of the cultural approach outlined by academician E. V. Bondarevskaya. Research Methods: the study was conducted on the basis of cultural and competency-based approaches, which became the foundation for determining the main content tracks for the formation of the engineering culture of technical university teachers in the process of vocational development. Results: a definition of the engineering culture of technical university teachers is proposed. It is regarded as a component of the universal human culture, integrating the spiritual and material values of engineering thinking, the main approaches and methods of their production activities, as well as a system of moral and ethical regulations of creative work. The importance of engineering culture in the professional and personal development of technical university teachers is proved; its structure is presented by four blocks: culture-perceiving, culture-creating, culture-translating and the block of an engineer's personal qualities. The goals of the implementation of a pilot project for vocational development of scientific and pedagogical staff of a technical university and postgraduate students "PRO.Development" are described; the results of an interim assessment of the chosen form of professional and personal development based on empirical research (questioning, ranking, conversation methods) are presented. They inspire hope that participation in this project can have a positive impact on improving the quality of education at the university by providing teachers with advanced knowledge, modern teaching technologies, which give pedagogical support to students in their social and cultural development. It also creates a favorable environment for the development of the engineering culture of technical university teachers. Conclusion: in today's situation of social and political tension as well as global confrontation, the possession of engineering culture becomes one of the decisive factors ensuring the effectiveness of the scientific and pedagogical activities of a modern university teacher, his/her ability to transmit academic, professional and universal values to university graduates. It is assumed that the described innovative form of vocational development, the content of which was based on the ideas of personal development as a person of culture by academician E. V. Bondarevskaya, will become an favourable environment for the development of engineering culture among technical university teachers.
Keywords: engineering culture, technical university, engineer's competences, vocational development of university teachers
For citation: Isaeva T. E. Development of engineering culture of technical university teachers (in memory of academician of Russian academy of education E. V. Bondarevskaya). Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(2): 47-61. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-47-61
Введение. Современный период в развитии высшего образования вообще и инженерного образования в частности характеризуется повсеместной ориентацией на поиск инновационных методов обучения, которые, естественно, в массовом педагогическом сознании связываются с цифровыми технологиями, внедрением различных электронных ресурсов, онлайн-платформ и смешанных режимов обучения [13]. В экономически оправданной и профессионально востребованной гонке за разработкой передовых интерактивных методов обучения иногда из объектива внимания выпадает личность преподавателя технического вуза — инженера, педагога и гражданина Российской Федерации.
Однако следует помнить, что инженерные кадры в царской России, а также затем, после революции, в первые десятилетия ХХ века, всегда воспринимались как категория специалистов, имеющих самое передовое на то время образование и высокую культуру. Не зря в русской литературе их профессиональную деятельность было принято именовать не ремеслом, а инженерным искусством (например, читаем у Н. Г. Чернышевского: «Произведение искусства стремится к гармонии идеи с образом» ни более, «и менее, как произведение сапожного мастерства, ювелирного ремесла, каллиграфии, инженерного искусства, нравственной решимости» [11, с. 82] или у Ф. М. Достоевского: «Я согласен: человек есть животное, по преимуществу созидающее, присужденное стремиться к цели сознательно и заниматься инженерным искусством, то есть вечно и беспрерывно дорогу себе прокладывать хотя куда бы то ни было» [6, с. 9].
Само слово «инженер» пришло в русский язык из немецкого языка (Ingenieur), в который оно было заимствовано из французского (ingenieur); более того, в его основе лежат латинские лексемы ingenium, что обозначает «разум», «одаренность», «природные склонности», «ум», и ingeniosus — «остроумный», «замысловатый» [12]. Поэтому, отталкиваясь от семантического значения этого слова, отметим, что основными качествами, или, как сейчас принято говорить, компе-
тенциями, которыми должен обладать инженер, являются «неординарность мышления»; «стремление преобразовывать окружающую среду», «быть носителем передовых знаний», «специалистом, обладающим способностями изобретать, ремонтировать, создавать новую среду, в том числе и культурную» [14, с. 12-18]. В процессе объединения одаренностей инженера и инновационных характеристик механизмов, их «сотворчества» и обоюдного развития происходит преобразование окружающей среды, создаются новые условия жизни, непременно влияющие на культуру общества.
При наличии достаточно убедительного объема исследований по инженерной культуре обучающихся и выпускников инженерных программ (Р. Р. Байгутлин, Е. В. Баранова, Е. А. Москвина, П. Ю. Романов, Е. Г. Соколова и др.) на сегодняшний день практически не существует исследований по развитию этого феномена у преподавателей технических университетов. А ведь именно преподаватели призваны, с одной стороны, учитывать закономерности профессионального и личностного становления обучающихся в процессе реализации учебно-воспитательного процесса, а с другой — стать тем примером инженера-интеллигента, соединяющего в себе лучшие гражданские, деловые и социально-организационные качества, на который должны равняться студенты технических вузов.
Цель статьи. Целью данного исследования мы определяем изучение системного понятия «инженерная культура» преподавателей технического вуза, опирающегося на концептуальные идеи культурологического подхода, обозначенные академиком Е. В. Бондаревской.
Данная цель может быть реализована через решение следующих задач:
1) выявить сущность понятия «инженерная культура» и его структуру, а также наиболее существенные компоненты, обеспечивающие его эффективное функционирование;
2) описать некоторые инновационные для высшей школы практические формы развития инженерной культуры преподавателей технического вуза в системе повышения квалификации.
Методология и методы исследования. Исследование проводилось на основе культурологического подхода (Ю. П. Азаров, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков и др.), согласно которому основная цель образования — наполнение его куль-
турными смыслами для воспитания человека культуры, потому как только он может справиться с непомерно тяжелой задачей возрождения и развития культуры в эпоху нестабильности, кризисов и геополитических противостояний.
Наравне с культурологическим подходом методологию исследования составил компетентностный подход (А. Г. Бермус, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.)., который был заложен в основу определения основных содержательных треков формирования инженерной культуры преподавателей технического вуза в процессе повышения квалификации.
В исследовании были использованы методы анкетирования, ранжирования, беседы, причем результаты эмпирического исследования были положены в основу составления тематического плана занятий в рамках специализированного проекта повышения квалификации преподавателей технического вуза и аспирантов, ориентированного на развитие их инженерной культуры и универсальных компетенций.
Обзор научной литературы по проблеме. Инженерная культура как часть общечеловеческой культуры активно исследовалась философами и учеными, занимающимися вопросами организации учебного процесса по инженерным программам и совершенствования воспитательной работы в учебных заведениях (Н. Г. Багдасарян, В. Д. Шадриков, Н. В. Матящ, В. А. Сластенин, Ю. Г. Фокин, А. Ф. Эсаулов, K. Jensen и др.).
Вопросами интегративного профессионального воспитания обучающихся вуза и формирования их универсальных (личностных) компетенций занимались многие российские и зарубежные исследователи. Так, Р. Р. Байгутлин, П. Ю. Романов и Е. А. Москвина изучали организационно-педагогические условия, позволяющие эффективно использовать методику профессионального воспитания студентов вуза [2]; Е. В. Баранова и Е. Г. Соколова делали акцент на развитии индивидуального стиля воспитательной деятельности педагога в процессе профессионального и личностного развития обучающихся [15]. Весьма остро вопрос о необходимости формирования универсальных компетенций у выпускников инженерных программ ставят Н. Г. Багдасарьян и Е. А. Гаврилина, полагая, что именно социально-личностные и общекультурные компетенции будущих инженеров могут способствовать возрождению единой естественно-научной и гуманитарной культуры
познания и деятельности [1, с. 26-27]. Ряд исследований демонстрируют, что современные работодатели отдают предпочтение сотрудникам инженерных специальностей, обладающим хорошо сформированными социальными, коммуникативными, лидерскими компетенциями, то есть теми, которые сегодня принято называть soft skills, по сравнению с узкопрофессиональными умениями [8, с. 101-103; 10 и др.]. В свою очередь, Гидеон Кунда на примере одной корпорации анализирует динамический процесс создания инженерной культуры, правил поведения управленческого состава, возможностей для саморазвития и самореализации сотрудников [19]. При этом следует иметь в виду, что в зарубежных публикациях понятие engineering culture по своей семантике не всегда совпадает с русскоязычным аналогом и более приближается к понятиям «корпоративная культура», «квалификационные требования к специалисту», как, например, это происходит в статье Г. Шуклы [21].
В более систематизированной форме концептуальная задача формирования комплекса универсальных/личностных/общих компетенций выпускников технических вузов как развития их инженерной культуры была оформлена в трудах И. Б. Бичевой и А. Г. Китова [3], Н. Г. Багдасарьян, Е. А. Гаврилиной [1], причем американская исследовательница Карин Дженсен продемонстрировала возможности инженерной культуры обучающихся университета в повышении стрессо-устойчивости, ментального здоровья в период пандемии коронавируса и создании условий для трансформации к культуре благоденствия [16].
Культурологический и компетентностный подходы наиболее часто выступают в качестве методологической базы исследований по инженерной культуре. В свое время академик Е. В. Бондаревская, которая, хотя напрямую и не занималась вопросами культуры инженерных кадров, создала мощную теоретическую основу для восприятия процесса становления инженерной культуры как взаимодействия свободно развивающейся личности в культуросообразной когерентной среде университета, производства, производственного и педагогического коллектива, где все компоненты наполнены человеческими смыслами и ориентированы на привитие культурных и духовных ценностей [4]. Подобной методологической позиции придерживается японский исследователь Натсуме Кеничи, описывая влияние национальной японской культуры и менталитета на становление инженерных про-
изводственных традиций в этой стране, а также на изменение веками сложившихся стереотипов поведения инженерных кадров под влиянием процессов глобализации и проникновения влияния других культур [18].
И. Б. Бичева и А. Г. Китов понимают инженерную культуру как комплекс личностных и профессиональных качеств специалиста, в которых выражается его «готовность к рациональному осуществлению инженерной деятельности, обеспечивающей оптимальное соотношение между технико-технологическими издержками и возможностями устойчивой жизнедеятельности человека, природы и социума» [3]. В основу своего понимания инженерной культуры как интегрированного личностного образования М. М. Куваева, Ш. Мусин, Г. Х. Валеева заложили ее структурные компоненты (технико-технологический, информационно-коммуникационный, когнитивный, графический, про-ектно-конструкторский, научно-исследовательский, эргономический, экономический, личностный и социально-гуманитарный), через последовательное развитие которых, по их мнению, удается сформировать весь комплекс профессиональных и личностных качеств, необходимых для становления самой культуры [9, с. 211].
К основным личностным качествам, определяющим инженерную культуру, принято относить профессиональный склад мышления, что предполагает такие черты, как инновационность, креативность, дисциплинированность, умение работать в команде, ответственность, самостоятельность, готовность руководить сотрудниками и принимать ответственные решения и др.; целостное видение производственного процесса; готовность сохранять психологическую устойчивость, стрессоустойчивость в постоянно меняющихся профессиональных ситуациях, гибкость мышления, критичность, способность к осознанному нравственному выбору и др. [3; 17].
Результаты исследования. Благодаря разработанной академиком РАО Евгенией Васильевной Бондаревской культурологической концепции профессионально-личностного становления специалиста (учителя, педагога, воспитателя и др.) [4; 5] есть методологические основания представить инженерную культуру выпускников и преподавателей технического вуза как составляющую общечеловеческой культуры, интегрирующую в себе духовные и материальные ценности инженерной мысли, основные подходы и способы их производствен-
ной деятельности, а также систему нравственных и этических регуля-тивов их творческого созидательного труда.
Видение личности выпускника или преподавателя технического вуза через призму культуры дает возможность представить ее многогранную структуру и выделить в ней не только профессиональные и специальные компетенции, актуализирующиеся в условиях производственной деятельности, но и ценностные характеристики, обусловливающие смыслы его творчества, отношения к действительности и преобразованию окружающего мира. В этой же плоскости располагаются основные личностные убеждения, соответствующие законам инженерной этики и требующие соблюдения правил охраны труда.
Будучи озадаченными разработкой истинно национальной концепции образования, научно-педагогические работники должны более внимательно перечитать страницы трудов академика Е. В. Бондаревской, где объясняется, что в течение многих лет образование в Советском Союзе не было связано с культурой, а определялось идеологическими установками правящей партии. Более того, его цели опять же не определялись в контексте культуры, природного и лич-ностно ориентированного становления человека, а были детерминированы бездуховными запросами производства [5]. Однако сегодня настал момент возрождения истинно духовных ценностей и возврата к гуманистическому восприятию личности в процессе ее приобщения к сокровищам национальной культуры.
Продолжая исследование культуры преподавателя современного вуза как системы компетенций [7], мы выделяем следующие основные составляющие инженерной культуры преподавателя технического вуза:
1) культуровоспринимающий блок: аксиологические, когнитивные, адаптационно-цивилизационные компетенции, духовность, этика педагогического поведения, инженерная этика, стремление к личностному развитию и самосовершенствованию на основе постижения культуры;
2) культуросозидательный блок: профессионально-методические технологические, социально-организационные, информационные, экономические и предпринимательские компетенции, ориентированные на создание новых элементов культуры;
3) культуротранслирующий блок: коммуникативные, инфор-
мационно-коммуникационные компетенции, этика профессионального общения и др. для передачи культурных ценностей молодому поколению;
4) личностные качества инженера (инновационность, креативность, ответственность, дисциплинированность, интеллигентность, стрессоустойчивость, волевой потенциал и др.).
Осознавая необходимость развития инженерной культуры научно-педагогических работников и аспирантов вуза и признавая недостаточность традиционной траектории повышения квалификации (производство/предприятие, соответствующее преподаваемым дисциплинам; курсы повышения квалификации, ограниченные узкой специализацией), руководство ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» приняло решение запустить в 2022/23 учебном году пилотный проект «РКО.Развитие», конечной целью которого является повышение качества образования в университете за счет обеспечения преподавателей передовыми знаниями, современными технологиями обучения, оказания педагогической поддержки обучающимся и сопровождения их социально-культурного развития.
Идея создания, разработка нормативно-правовой документации, организационно-административные вопросы проведения проекта, техническое сопровождение и ожидаемая оценка результатов осуществляются рабочей группой под руководством первого проректора РГУПС к. филол. н., доцента М. А. Кравченко с непосредственным участием начальника Учебно-методического управления к.ю.н., доцента Е. И. Мироненкои и заведующего кафедрой «Иностранные языки» д.п.н., профессора Т. Е. Исаевой.
Развитие инженерной культуры рассматривается как необходимый элемент данного процесса и обеспечивается подбором тематического материала и вовлечением участников проекта в различного рода интерактивные мероприятия.
Структура проекта предполагает три базовых трека:
1) открытый лекторий «РКО.Культуру», направленный на достижение тактической цели № 1: «Развитие уровня внутренней культуры научно-педагогических работников и обучающихся, в том числе социально-исторической культуры, эстетического сознания, информационной и медийной культуры, инновационно ориентированного мышления, а также деловой и профессиональной этики»;
2) образовательное педагогическое пространство «PRO. Образование», обеспечивающее достижение тактической цели № 2: «Повышение уровня грамотности научно-педагогических работников в вопросах психолого-педагогического знания по основным аспектам высшего образования: нормативно-правовое регулирование, дидактика, андрагогика, педагогическая психология; особенности высшего образования в России и за рубежом»;
3) лаборатория «PRO.Активность», являющаяся практической средой для достижения тактической цели № 3: «Формирование и развитие компетенций научно-педагогических работников в области современного человекоцентричного педагогического дизайна и инновационных технологий обучения (в контексте теории поколений, системы учебных целей и необходимости широкого внедрения современных интерактивных технологий).
По каждому из трех треков подготовлены восемь мероприятий (частота проведения — один раз в неделю без отрыва от основного места работы). Слушателям заранее выдана программа мероприятий, которые реализуются в смешанном режиме (очно и онлайн), причем лекции, вебинары и практические занятия проводят наиболее квалифицированные преподаватели вуза, в том числе победители конкурса «Лучший молодой преподаватель РГУПС». Из предлагаемых 24 мероприятий каждый слушатель может выбрать 18 (по 6 мероприятий по каждому треку) и зарегистрироваться на них. Благодаря предоставлению видеозаписи всех мероприятий слушатели имеют возможность ознакомиться с теми лекционными и практическими занятиями, которые они не смогли посетить по объективным причинам, однако просмотр видеозаписи не засчитывается в качестве посещенного занятия.
В завершение проекта намечено проведение аттестации аспирантов и НПР по результатам освоения индивидуальных образовательных треков и поощрение наиболее активных слушателей. Для прохождения аттестации слушателям нужно пройти открытую защиту индивидуальных проектов, причем они могут выбрать одну из форм:
- защита индивидуальных практико-ориентированных проектов (описание проекта внедрения передовых технологий в собственную педагогическую деятельность).
- предоставление видеозаписи опыта внедрения авторской педагогической разработки.
Первыми слушателями проекта в период с 1 февраля по 30 ноября 2023 года стали 62 человека:
- 20 аспирантов РГУПС, планирующих в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью;
- 42 преподавателя (разных кафедр и специальностей), активно нацеленных на повышение уровня педагогического мастерства.
Одной из наиболее сильных сторон проекта является смешанный характер слушателей: как по профессиональной подготовке, читаемым дисциплинам, так и по возрасту, статусному положению, занимаемым должностям. Однако, будучи вовлеченными в изучение и обсуждение актуальных проблем для всего университетского сообщества, слушатели имеют возможность обмениваться мнениями, отношением к ключевым вопросам совершенствования национального высшего образования. И тот факт, что иногда у представителей разных возрастных групп сформировались далеко не одинаковые взгляды, обусловленные спецификой социально-политической и экономической ситуации их профессионального и личностного становления (советские годы, период перестройки, постперестроечное время, развитие рыночных отношений и пр.), придает еще больше азарта и активности всем учебным моментам.
Хотя в настоящее время началась только вторая стадия проекта, результаты проведенного опроса слушателей показывают, что более 85% участников проекта довольны тематикой занятий, считают их полезными для личностного развития, а также видят перспективы использования полученной информации и приобретенных методических навыков в своей дальнейшей работе (использовались методы анкетирования, ранжирования, беседы, формы обратной связи и анкеты на портале Yandex Forms).
В дальнейшем планируется анализ итоговых эссе и аттестационных занятий для определения эффективности выбранной формы проекта.
Заключение. В период социально-политического напряжения и глобального противостояния преподаватель технического университета выполняет весьма важную миссию: он призван не только передавать обучающимся передовые знания по перспективным отраслям народного хозяйства, но и вести планомерную воспитательную работу по разъяснению молодежи особенностей кризисного времени, помогать своим студентам находить те точки опоры, которые могут при-
дать им уверенность в завтрашнем дне и мотивировать к активной учебной и научно-исследовательской работе. Обладание инженерной культурой становится одним из решающих факторов, обеспечивающих эффективность научно-педагогической деятельности современного преподавателя, его способности транслировать академические, профессиональные и общечеловеческие ценности выпускникам вузов, которым в скором будущем предстоит внести свою лепту в развитие отечественной экономики, производства и культуры в целом.
Мы полагаем, что описанная нами инновационная форма повышения квалификации, в основу содержания которой были заложены идеи развития личности как человека культуры академика Е. В. Бондаревской, станет эффективной средой развития инженерной культуры преподавателей технического вуза.
Список источников
1. Багдасарьян Н. Г., Гаврилина Е. А. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 23-28.
2. Байгутлин Р. Р., Романов П. Ю., Москвина Е. А. Методика профессионального воспитания студентов вузов в аспекте формирования универсальных (общекультурных) компетенций // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-2. С. 23-26.
3. Бичева И. Б., Китов А. Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18692 (дата обращения: 10.09.2023).
4. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.
5. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д., 1999. 560 с.
6. Достоевский Ф. М. Записки из подполья. СПб.: Азбука. 2023. 256 c.
7. Исаева Т. Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80-96. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96.
8. Исаева Т. Е. Модели определения профессиональной готовности выпускников железнодорожных вузов в мировом образовательном пространстве (теоретический аспект) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 99-106. https://doi.org/10.24158/ spp.2022.3.15.
9. Куваева М. М., Мусин Ш., Валеева Г. Х. Содержательные компоненты инженерной культуры будущих бакалавров технических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 210-213.
10. Рудько Ю. С. Общие (универсальные) компетенции специалистов как опережающий фактор их успешности // В сборнике: Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики. Материалы X Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 125-130.
11. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Полное собрание сочинений: в 15 т. М.: Гослитиздат, 1949. Т. 2. С. 5-92.
12. Этимологические онлайн-словари русского языка [Электронный ресурс]. URL: https:// lexicography.online/etymology/и/инженер. (дата обращения: 10.09.2023).
13. Aleksandrov A., Tsvetkov Yu., Zhileykin M. Engineering Education: Key Features of the Digital Transformation. ITM Web of Conferences. 35. 01001. 2020. 10.1051/itmconf/20203501001.
14. Arciszewski T. Inventive engineering: knowledge and skills for creative engineers. Boca Raton: CRC Press, Taylor & Francis Group, 2016. 397 p.
15. Baranova E. V., Sokolova E. G. Analysis of the students' upbringing problems in the conditions of a modern university // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. № 3 (86). С. 13-16.
16. Jensen K. The Time is Now to Build a Culture of Wellness in Engineering. Studies in Engineering Education. 2021. No. 2 (2). P. 42-45.
17. Jensen K. J., Mirabelli J. F., Kunze A. J., et al. Undergraduate student perceptions of stress and mental health in engineering culture. IJ STEM Ed. 2023. 10, 30. https://doi.org/10.1186/ s40594-023-00419-6.
18. Kenichi N. Japan's engineering ethics and western culture: social status, democracy, and economic globalization. Lexington Books, 2021. 227 p.
19. Kunda G. Engineering Culture: Control and Commitment in a High-Tech Corporation. Organization Science. 1995. Vol. 6, no. 2. https://doi.org/10.1287/orsc.6.2.228.
20. «PRO.Развитие»: в РГУПС стартовал Проект обучения и развития научно-педагогических кадров. Лента новостей. 20.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgups.ru/news/ pro.razvitie-v-rgups-startoval-proekt-obucheniia-i-razvitiia-nauchno-pedagogicheskikh-kadrov/ (дата обращения: 10.09.2023).
21. Shukla G. Engineering Culture is a key pillar of Modern Digital Businesses. Express Computer. Feb 6, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.expresscomputer.in/news/engineering-culture-is-a-key-pillar-of-modern-digital-businesses/48661/ (дата обращения: 10.09.2023).
References
1. Bagdasar'jan N. G., Gavrilina E. A. Eshhe raz o kompetencijah vypusknikov inzhenernyh programm, ili Koncept kul'tury v kompetencijah inzhenerov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 6. S. 23-28. [In Rus].
2. Bajgutlin R. R., Romanov P. Ju., Moskvina E. A. Metodika professional'nogo vospitanija studentov vu-zov v aspekte formirovanija universal'nyh (obshhekul'turnyh) kompetencij // Problemy sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2022. № 75-2. S. 23-26. [In Rus].
3. Bicheva I. B., Kitov A. G. Teoreticheskie aspekty razvitija inzhenernoj kul'tury obuchajushhihsja // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18692 (data obrashhenija: 10.09.2023). [In Rus].
4. Bondarevskaja E. V. Pedagogicheskaja kul'tura kak obshhestvennaja i lichnostnaja cennost' // Pedagogika. 1999. № 3. S. 37-43. [In Rus].
5. Bondarevskaja E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija. Rostov-n/D., 1999. 560 s. [In Rus].
6. Dostoevskij F. M. Zapiski iz podpol'ja. SPb.: Azbuka. 2023. 256 c. [In Rus].
7. Isaeva T. E. Kompetencii i «jelektronnaja» pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja vysshej shko-ly v postpandemicheskom mire // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30, № 6. S. 80-96. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96. [In Rus].
8. Isaeva T. E. Modeli opredelenija professional'noj gotovnosti vypusknikov zheleznodorozhnyh vuzov v mirovom obrazovatel'nom prostranstve (teoreticheskij aspekt) // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2022. № 3 (95). S. 99-106. https://doi.org/10.24158/spp.20223.15. [In Rus].
9. Kuvaeva M. M., Musin Sh, Valeeva G. H. Soderzhatel'nye komponenty inzhenernoj kul'tury budush-hih bakalavrov tehnicheskih napravlenij // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2021. № 71-2. S. 210-213. [In Rus].
10. Rud'ko Ju. S. Obshhie (universal'nye) kompetencii specialistov kak operezhajushhij faktor ih uspesh-nosti // V sbornike: Upravlenie chelovecheskimi resursami — osnova razvitija innovacionnoj jeko-nomiki. Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnojarsk, 2021. S. 125-130. [In Rus].
11. Chernyshevskij N. G. Jesteticheskie otnoshenija iskusstva k dejstvitel'nosti. Polnoe sobranie sochinenij: v 15 t. M.: Goslitizdat, 1949. T. 2. S. 5-92. [In Rus].
12. Jetimologicheskie onlajn-slovari russkogo jazyka [Jelektronnyj resurs]. URL: https://lexicography.on-line/etymology/i/inzhener. (data obrashhenija: 10.09.2023).
13. Aleksandrov A., Tsvetkov Yu., Zhileykin M. Engineering Education: Key Features of the Digital Transformation. ITM Web of Conferences. 35. 01001. 2020. 10.1051/itmconf/20203501001. [In Rus].
14. Arciszewski T. Inventive engineering: knowledge and skills for creative engineers. Boca Raton: CRC Press, Taylor & Francis Group, 2016. 397 p.
15. Baranova E. V., Sokolova E. G. Analysis of the students' upbringing problems in the conditions of a modern university // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. № 3 (86). С. 13-16.
16. Jensen K. The Time is Now to Build a Culture of Wellness in Engineering. Studies in Engineering Education. 2021. No. 2 (2). P. 42-45.
17. Jensen K. J., Mirabelli J. F., Kunze A. J., et al. Undergraduate student perceptions of stress and mental health in engineering culture. IJ STEM Ed. 2023. 10, 30. https://doi.org/10.1186/s40594-023-00419-6.
18. Kenichi N. Japan's engineering ethics and western culture: social status, democracy, and economic globalization. Lexington Books, 2021. 227 p.
19. Kunda G. Engineering Culture: Control and Commitment in a High-Tech Corporation. Organization Science. 1995. Vol. 6, no. 2. https://doi.org/10.1287/orsc.6.2.228.
20. «PRO.Развитие»: в РГУПС стартовал Проект обучения и развития научно-педагогических кадров. Лента новостей. 20.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgups.ru/news/ pro.razvitie-v-rgups-startoval-proekt-obucheniia-i-razvitiia-nauchno-pedagogicheskikh-kadrov/ (дата обращения: 10.09.2023).
21. Shukla G. Engineering Culture is a key pillar of Modern Digital Businesses. Express Computer. Feb 6, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.expresscomputer.in/news/engineering-culture-is-a-key-pillar-of-modern-digital-businesses/48661/ (дата обращения: 10.09.2023).
Информация об авторе
Т. Е. Исаева — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
Information about the author
T. E. Isaeva — Dr. Sc. (Education), Professor, Head of the Chair
Статья поступила в редакцию 25.10.2023; одобрена после рецензирования 13.11.2023; принята к публикации 05.03.2024. The article was submitted 25.10.2023; approved after reviewing 13.11.2023; accepted for publication 05.03.2024.