Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА ПОВЕДЕНИЯ И И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА ПОВЕДЕНИЯ И И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / интернет вещей / научно-технический прогресс / психология поведения / information technology / Internet of things / scientific and technological progress / psychology of behavior

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — В.Н. Керницкий, А.П. Багаева

В статье рассмотрена новая линия развития интернета вещей, называемая интернет поведением, его развитие и взаимосвязь с киберпреступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERNET BEHAVIOR AND AND ITS RELATIONSHIP WITH CYBERCRIME

The article examines a new line of development of the Internet of Things, called Internet behavior, its development and relationship with cybercrime.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА ПОВЕДЕНИЯ И И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ»

Секция «Информационно-экономические системы»

УДК 004.8

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА ПОВЕДЕНИЯ И И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ

В.Н. Керницкий, А.П. Багаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: edu@kernitskiy.ru

В статье рассмотрена новая линия развития интернета вещей, называемая интернет поведением, его развитие и взаимосвязь с киберпреступностью.

Ключевые слова: информационные технологии, интернет вещей, научно-технический прогресс, психология поведения.

EVELOPMENT OF INTERNET BEHAVIOR AND AND ITS RELATIONSHIP WITH CYBERCRIME

V.N. Kernitskii, A.P. Bagaeva

ReshetnevSiberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii Rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: edu@kernitskiy.ru

The article examines a new line of development of the Internet of Things, called Internet behavior, its development and relationship with cybercrime.

Keywords: information technology, Internet of things, scientific and technological progress, psychology of behavior.

Интернет поведения (IoB) - одна из основных технологических тенденций 2021 года^В является расширением интернета вещей (IoT). Интернет вещей работает с данными, информацией и возможностью подключения различных устройств друг к другу [1]. IoB работает с теми же параметрами, добавляя поведение пользователей, чтобы понять закономерности и впечатления, определяющие пользовательский опыт^В связывает технологию и действия человека для интерпретации взаимодействия. Он также обладает способностью генерировать шаблоны, влияющие на поведение людей.

Понятие IoB объединяет устройства для сбора так называемой «цифровой пыли»,т.е отдельных данных из жизни людей [2]. Информацию собирают из различных источников:

- Личных устройств (смартфонов, «умных» часов);

- Датчиков сканирования состояния (чаще всего таковыми являются датчики фитнес-браслетов для проверки температуры, давления, уровня сахара и кислорода в крови);

- Цифровых технологий (систем распознавания лиц или госномеров автомобилей);

- Других источников (страниц в социальных сетях).

По сути, IoB - это процесс, в ходе которого пользовательские данные анализируются с точки зрения поведенческой психологии. В результате анализа он информирует о новых подходах к разработке новой услуги или продукта и о том, как продвигать конечный продукт в компаниях. Важным моментом является сбор данных о каждой цифровой активности пользователя и, наконец, использование этой информации для влияния на поведение [3].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

Поскольку для компаний самым важным звеном являются клиенты, которые в то же время есть точка, на которой они фокусируются и планируют свою миссию и видение, то IoB может стать мощным новым инструментом маркетинга и продаж для бизнеса и организаций во всем мире в предстоящие времена. Это поможет получить глубокое понимание клиентов, что в свою очередь поспособствует росту бизнеса [4]. Кроме того, внедряя новые технологические инновации, такие как алгоритм машинного обучения, IoB может фиксировать, анализировать, понимать и соответствующим образом реагировать на все поведенческие изменения таким образом, чтобы отслеживать и в дальнейшем уметь интерпретировать поведение людей.

В качестве простого примера можно привести Uber и его приложение для перевозки пассажиров такси. Они используют его для отслеживания водителей и пассажиров. В конце каждого путешествия проводится опрос для оценки впечатлений пассажиров. Применяя IoB вместо интернета вещей, они могут пойти дальше, собирая данные без необходимости оценивать опыт с помощью опроса. Можно отслеживать поведение водителя, а затем интерпретировать впечатления пассажиров, чтобы автоматически работать с обратной связью. Facebook, и Google используют поведенческие данные своих пользователей для соответствующего показа рекламы людям. Это помогает компаниям установить контакт со своей потенциальной аудиторией, а также отслеживать их поведение в отношении рекламы с помощью коэффициента кликов. Аналогичным образом, YouTube также использует поведенческую аналитику для улучшения восприятия своих зрителей. Отслеживая поведенческие данные, он рекомендует пользователям видео и показывает то, что их больше интересует.

Развитие технологий часто сталкивается с барьерами различного уровня, так и пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 внесла новые сложности в их развитие, однако и здесь на помощь пришли методы используемые в IoB .Когда сотрудники одной промышленной американской компании вернулись на рабочее место после того, как оно было закрыто во время пандемии COVID-19, они заметили несколько различий. Датчики или RFID-метки использовались для определения того, регулярно ли сотрудники моют руки. Компьютерное зрение определяло, соблюдают ли сотрудники протокол ношения защитных масок, и громкоговорители предупреждали людей о нарушениях этого протокола, тем самым помогая предотвратить распространения опасного заболевания [5].

IoB может быть мощным оружием в руках компаний, однако обратной стороной развития подобного подхода является открытие «ящика Пандоры» в отношении контроля и обмена личной информацией. Это позволит хакерам пытаться украсть информацию, и попытки фишинга также будут расти. Чем больше людей войдет в цикл IoB, тем более восприимчивыми они будут к онлайн-мошенникам. Чем больше сеть и чем более подробные данные, тем более прибыльна она для киберпреступников.

Согласно данным исследовательской и консалтинговой компании Gartner специализирующейся на рынках информационных технологий, к 2023 году отдельные действия 40% мирового населения будут отслеживаться в цифровом формате, чтобы влиять на их поведение [6]. Это подразумевает воздействие на почти3 миллиарда человек и означает беспрецедентный вызов, когда мы эволюционируем от простого внедрения технологий к полному погружению человека в цифровой мир, в то же время это говорит о том, что люди могут быть сильно подвержены киберпреступности, поскольку интеграция данных о поведении может предоставить киберпреступникам доступ к конфиденциальным данным, раскрывающим модели поведения потребителей. Вот почему в настоящее время увеличивается рост создания безопасных и конфиденциальных веб-браузеров, продуктов для ПК, планшетов, смартфонов с защитой от отслеживания и соблюдения нормативных требований, ориентированных на конфиденциальность потребителей [7].

Секция «<Информациошю-экономические системы»

IoB предлагает предприятиям передовые методы маркетинга продуктов и услуг, а также влияния на поведение пользователей и сотрудников. Эта технология очень полезна организациям, поскольку позволяет им оптимизировать отношения с клиентами в зависимости от полученных данных. Ее развитие будет продолжать расти и вероятнее всего станет экосистемой, которая определяет поведение человека в цифровом мире. Но, к сожалению, это позволит киберпреступникам получить доступ к конфиденциальным данным, раскрывающим модели поведения потребителей и личную информацию. Киберпреступники могут собирать и продавать другим преступникам взломанные коды доступа к собственности, маршруты доставки, даже коды доступа к банкам - потенциал безграничен. Киберпреступники могут вывести фишинг на новый уровень, имея возможность лучше выдавать себя за отдельных лиц в целях мошенничества или в других целях. Эта тенденция должна побудить компании внедрять образовательные и просветительские программы по кибербезопасности, чтобы защитить потребителей от различного рода цифровых опасностей.

Библиографические ссылки

1. Керницкий В. Н. Применение биометрических технологий в системах контроля и управления доступом //Решетневские Чтения. - 2020. - С. 328-329.

2. Интернет поведения (IoB) - новый этап информационной эпохи [Электронныйресурс]. URL: https://vc.ru/future/207307-internet-povedeniya-iob-novyy-etap-informacionnoy-epohi(дата обращения: 11.02.2022).

3. Overview of Internet of Behavior (IoB) [Электронныйресурс]. URL: https://www.geeksforgeeks.org/overview-of-internet-of-behavior-iob/ (дата обращения: 11.02.2022).

4. Погожина И. Н. и др. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ//Вопросы образования. - 2020. -№.3.

5. Internet of Behavior predicted to grow in 2021 [Электронныйресурс]. URL: https://www.sinu.com/blog/2020/12/7/internet-of-behavior-predicted-to-grow-in-2021 (дата обращения: 11.02.2022).

6. Gartner Identifies the Top Strategic Technology Trends for 2021 [Электронныйресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2020-10-19-gartner-identifies-the-top-strategic-technology-trends-for-2021 (дата обращения: 11.02.2022).

7. What is internet of behaviors (IoB)? [Электронныйресурс]. URL: https://intellectualpoint.com/what-is-internet-of-behaviors-iob/ (дата обращения: 11.02.2022).

© КерницкийВ. Н., Багаева А.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.