Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / научно-образовательное развитие / бизнес-структуры / integration / scientific and educational development / business structures
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Борисоглебская Л.Н.

д.э.н., к.т.н., профессор, проректор по научной и проектно-инновационной деятельности Орловского государственного университета boris-gleb@rambler.ru Дудина К.Э.

к.э.н., начальник отдела планирования и организации НИОКР Орловского государственного университета du.kr@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Ключевые слова: интеграция, научно-образовательное развитие, бизнес-структуры. Keywords: integration, scientific and educational development, business structures.

В настоящее время наблюдается ускоренное развитие наукоемких производств, внедрение научно-технических разработок в производство, процессы цифровизации и интеграции, происходящие в экономике, предъявляют новые требования к науке, подготовке и переподготовке кадров и бизнесу. Данные условия детерминируют необходимость экономических субъектов участвовать в процессах интеграции в пределах сетевой структуры, позволяющих осуществлять эффективное управление сложными социально-экономическими системами (рис. 1)1.

Преимущества инновационных интегрированных структур

Охват всех стадий жизненного цикла инноваций

Различные формы интеграции участников

Координация совместной деятельности

Большой выбор инструментов финансовой поддержки НИОКР

Финансовая поддержка преимущественно приоритетных направлений

Широкий спектр используемых подходов к решению задачи

Диверсификация рисков

Ускоренное внедрение РИД в производство

Рациональное использование ресурсов

Взаимодействие экономических субъектов

Устойчивое развитие России

Рисунок 1.

Роль инновационных интегрированных структур в устойчивом развитии Российской Федерации

1 Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. - № 354. - С. 136-166.

В современных условиях интеграция науки и образования является основным направлением формирования и развития системы образования в развитых странах. В последнее десятилетие данный процесс становится все более актуальным и приобретает различные формы1.

Интеграция - это процесс объединения двух и более субъектов, преследующих одну и ту же цель. На современном этапе развития инновационного общества интеграция в сфере науки и образования выражается в образовании комплексов, деятельность которых направлена на решение научных, образовательных, исследовательских и производственных задач.

Интегративные тенденции в сфере науки и образования в нашей стране обусловлены принятием Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также подписанием указа Президента РФ от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки». Данные нормативно-правовые документы направлены на модернизацию научно-исследовательской деятельности, системы подготовки и переподготовки кадров, путем внедрения специализированных структур - учебно-научных комплексов.

Однако несмотря на попытки создания целостной системы подготовки научных кадров вопросы формального разделения образования и науки в организационно-правовом и финансовых аспектах оставались открытыми2.

Дальнейшее становление и развитие учебно-научных комплексов регламентировано Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах». Документ признавал основной целью таких объединений повышение «эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы»3.

Создание университетских комплексов нацелено на решение следующих задач:

- формирование благоприятного климата для реализации интеграционных процессов в области образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе;

- создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности;

- разработка единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным программам различных уровней;

- формирование современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов; реализация междисциплинарных проектов;

- создание условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников;

- развитие международных отношений в сфере науки и образования4.

В рамках данной статьи рассмотрены основные модели организационной структуры вузов, основанные на особенностях использования имеющегося ресурсного потенциала и территориального положения экономических субъектов (рис. 2).

Первая модель организационной структуры университетов предполагает объединение ряда структурных подразделений: образовательных, научных, конструкторских, производственных и др.

Для данной модели университета характерна подготовка научно-педагогических кадров, а также проведение фундаментальных исследований. При этом университет является ведущим научно-методическим центром. Наибольшее практическое распространение данная модель нашла в 2001 г.

Согласно второй модели университетский комплекс представляет собой совокупность образовательных, научных и производственных учреждений, объединенных с целью повышения результативности образовательного процесса, научных исследований и инноваций по приоритетным направлениям развития науки и технологий5.

Отличительными характеристиками университетских комплексов университетов являются:

- реализация системы многоуровневой подготовки кадров;

- коммерциализация научных разработок;

- комплексный подход к организации образовательной и научной деятельности.

Третья модель университетского комплекса предполагает формирование университетского образовательного округа путем объединения образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров на различных уровнях6.

Цель, задачи, принципы и виды интеграционных структур были определены Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах». Однако данное постановление не было лишено недостатков, так как предусматривало организацию университетских комплексов в форме юридического лица только на базе вузов.

1 Гурулева Т. Л., Топоркова Е.П. Научные проекты на приграничных территориях в условиях российско-китайского взаимодействия // Азиатское иллюстрированное обозрение: Россия и Китай. 2013. - № 11. - С. 28-31. - http://ruchina.org/china-articleO/ china/192.html

2 Маковеева В.В. Российская практика развития интеграционных процессов в системе высшего профессионального образования //Вестник Томского государственного университета. 2012. - № 358. - С. 57-60.

3 Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах». - https://base. garant.ru/5423556/

4 Жураковский В.М. Университетские комплексы: цели и задачи // Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. - № 1. -С. 20-26.

5 Губарьков С.В. Создание университетских комплексов как часть стратегии инновационного развития России // Проблемы теории и практики управления. - М., 2005. - № 5. - С. 95-100.

6 Макаркин Н.П. Университетские комплексы в Мордовии / Н.П. Макаркин, Н.Е. Фомин, В.И. Ивлев // Университетское управление: практика и анализ. 2001. - № 3 (18). - С 38-43

Модели университетских комплексов

Первая модель

Вторая модель

Университет

Образовательные подразделения

Научно-исследовательские подразделения

Конструкторские подразделения

Производственные подразделения

Консорциум

Образовательные учреждения

Научные учреждения

Третья модель

Университетский образовательный округ

Образовательные учреждения и организации

Конструкторские учреждения

Инновационные учреждения

Рисунок 2. Модели университетов

Федеральные программы, направленные на развитие системы высшего обра-

Создание университетских комплексов

Реализация ПНПО «Образование»

1. Создание УНК, УНИК, УНПК на базе одного вуза.

2. Создание УНК, УНИК, УНПК в форме ассоциации (консорциума) независимых юридических лиц.

3. Создание Университетского образовательного округа

1. Реализация мероприятий по развитию ин-

^теграции, представленных в программах инновационного развития вузов.

2. Создание НОЦ.

3. Создание малых инновационных предприятий (№ 217-ФЗ)

Создание сети ведущих университетов

У

Реализация комплексной

программы

У

Создание новых форм интеграции

1. Определение национальных университетов.

2. Формирование сети национальных исследовательских университетов.

3. Создание сети федеральных университетов

4. Проект 5-100

5. Опорные университеты

6. Программа Приоритет 2030

1. Создание высокотехнологичных производств по ПП № 218.

2. Формирование инновационной среды в рамках ПП № 219.

3. Создание лабораторий мирового уровня по ПП № 220

1. Включение вузов в реализацию программ инновационного развития компаний.

2. Создание технологических платформ.

3. Создание региональных, территориальных кластеров.

Создание инновационной инфраструктуры с

целью развития интеграционных процессов, включающей бизнес-инкубаторы, технопарки, техно-парковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры научно-технической информации, центры мониторинга и прогнозирования, центры инновационного консалтинга, центры патентования и защиты интеллектуальной собственности и др.

Рисунок 3.

Тенденции становления и развития форм взаимодействия образования, науки и бизнеса

Официальное признание интеграционные процессы в отечественной практике получили в связи с разработкой Федерального закона от 01.12.2007 № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки». Федеральный закон был направлен на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность, а также на реализацию образовательного потенциала академической науки. При этом закон не регламентировал порядок взаимоотношений между тремя равноправными субъектами интеграции (образования, науки и бизнеса). Таким образом, вопросы участия бизнеса как основного потребителя результатов научно-технической деятельности в интеграционных процессах вышли за рамками правового поля.

Ретроспективный анализ отечественной практики развития различных форм организационной структуры вузов свидетельствует о том, что в результате институциональных преобразований университетский комплекс стал позиционировать себя как объединение «учебных заведений, создаваемых, как правило, вокруг ведущих университетов региона либо вокруг ведущих отраслевых вузов с целью наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении ресурсов, решения управленческих и собственно образовательных проблем. Объединение учебных заведений может происходить как по сетевому, так и по системному принципу»1.

В дальнейшем интеграционные тенденции стали основой проведения различных институциональных преобразований (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главную роль в построение современной модели непрерывного образования, ориентированной на подготовку и переподготовку кадров высшей квалификации для инновационной экономики, играет должным образом сформированная законодательная база.

Общий вектор развития системы образования задан в документах стратегического развития страны и регионов (рис. 4).

Особого внимания заслуживает новый национальный проект в сфере науки и высшего образования на 20212030 годы - «Наука и университеты». Проект направлен на создание условий для реализации доступного непрерывного образования, повышения уровня коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

Документы стратегического развития страны и регионов в сфере науки и образования

>

>

>

>

>

*

*

*

Рисунок 4.

Документы стратегического развития страны и регионов в сфере науки и образования

Единый нацпроект включает в себя четыре федеральных проекта: «Исследовательское лидерство», «Интеграция», «Инфраструктура», «Кадры» (табл. 1).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до

2025 года

Стратегия научно-технологического развития РФ

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»

2018-2025 гг.

Государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской

Федерации» 2019-2030 гг.

Федеральный проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии»

Национальный проект «Наука и университеты»

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др. отраслевых документов стратегического планирования РФ

1 Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 N 1340-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы». - https://base.garant.ru

Таблица 1

Структура национального проекта «Наука и университеты».

Наименование федерального проекта Характеристика

«Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» Основной целью проекта является достижение результатов, соответствующих приоритетам стратегии научно-технологического развития России, осуществление прорывных исследований за счет создания мировых и региональных тематических центров

«Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» Направлен на создание и развитие консорциумов образовательных, научных и коммерческих организаций, подготовку кадров в интересах различных отраслей экономики, развитие прорывных исследовательских направлений, создание высокотехнологичного производства

«Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» Регламентирует порядок создания передовой инфраструктуры научных исследований, обновления приборной базы, организации благоприятных условий труда

«Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» Проект ориентирован на повышение уровня доступности высшего образования, создание системы воспроизводства научных кадров высшей квалификации, привлечение ведущих ученных, в т.ч. зарубежных

Согласно открытым статистическим данным кассовое исполнение национального проекта составило более 85% (по состоянию на 20.11.2021 г.), реализовано 90% запланированных мероприятий. Основным фактором, влияющим на результаты нацпроекта, является разработка новой государственной программы научно-технологического развития. В настоящее время ведется активная работа по созданию домена «Наука» на платформе «Гостех», по формированию кампусов мирового уровня.

Современный этап развития науки и техники ставит перед вузами задачи не только достижения высоких наукометрических показателей, но и необходимость кооперации с крупными индустриальными партнерами (рис. 5).

В рамках интеграции науки, образования и бизнеса на каждую структуру возложены определенные функции:

- институты, факультеты осуществляют образовательную деятельность на основе практико-ориентированного подхода;

- научные структурные подразделения (НОЦ, НИЛ) проводят исследования и разработки;

- инновационные структуры обеспечивают трансфер технологий1.

Венчурные фонды

Целевые федеральные программы

РЕЗУЛЬТАТЫ

БИЗНЕС-ИНКУБИРОВАНИЕ

■М

Компания 1

Компания 2

Компания п

Инновационные продукты

Совместные проекты 1

Совместные проекты

Т

¥

т

т

Человеческие ресурсы

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ИН

Лаборатория

Департамент

НОЦ

НОВАЦИОННАЯ

Образовательные программы

~7

ГЛОБАЛЬНЫЙ

Рисунок 5.

Модель интеграции научных, образовательных и бизнес-структур

1 Борисоглебская Л.Н., Лебедева Я.О. Научно-производственная кооперация университетов и реального сектора экономики как механизм реализации Национального проекта «Наука» // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2021. - Ч. 2. - С. 777-780.

В заключении отметим, что современным экономическим системам необходимо рационально использовать возможности и потенциал для целей подготовки высококвалифицированных кадров, пользующихся спросом как в нашей стране, так и за ее пределами.

Проведенный анализ современного состояния системы высшего образования в России свидетельствует о том, что существующие формы поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок на основе модернизации науки, образования и бизнеса не способны в полной мере обеспечить эффективную подготовку специалистов, соответствующих потребностям современного общества. Данные обстоятельства, а также задачи социально -экономического развития детерминируют необходимость внедрения и развития различных сетевых форм интеграции, обеспечивающих синергетический эффект, что позволяет использовать качественный и количественный потенциал участников таких объединений при решении сложных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.