Научная статья на тему 'Развитие интеграционных процессов стран Балтийского региона'

Развитие интеграционных процессов стран Балтийского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
349
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА / BALTIC REGION / CROSS-BORDER COOPERATION / GLOBALIZATION / ECONOMIC INTEGRATION / INSTITUTIONAL ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ефременко Иннесса Николаевна, Карая Юлия Викторовна

Процессы глобализации мировой экономики способствовали активизации трансграничного сотрудничества, что позволило регионам значительно расширить возможности экономического развития, выстроить внешние отношения с другими регионами по трансграничному взаимодействию. Примером является Балтийский регион как один из наиболее перспективных в экономическом развитии регионов Европы, а также пограничный регион между Россией и Европейским союзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The processes of economic globalization have enhanced cross-border cooperation, which will enable the region to expand economic development opportunities, build external relationships with other regions on cross-border collaboration. One such example is the Baltic region, as one of the most promising economic development of the regions of Europe, as well as border region between Russia and the European Union.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционных процессов стран Балтийского региона»

2.Order of Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 29 April 2011 "On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federationwhose budget in 2011, provides grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation"; 3.Order of Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 12 March 2012 № 107 "On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federation whose budget in 2012, provides grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation";

4.Order of Ministry of Economic Development of the Russian Federation of Janu-

ary 9, 2013 № 1 "On the procedure of competitive selection of subjects of the Russian Federation whose budget in 2013, provides grants to fund activities in the framework of state support for small and medium enterprises in the Russian Federation";

5.Recommendations of the international conference "Modernization and innovation strategy as the successful integration of small and medium businesses in Russia the world economic space within the WTO." Moscow, 15.02.2012 [electronic resource]. - Mode of access: http:// www.siora.ru;

6.Federal Law № 209-FZ "On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation" dated July 24, 2007 - Moscow, 2007.

И.Н.Ефременко, Ю.В.Карая

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА

Аннотация

Процессы глобализации мировой экономики способствовали активизации трансграничного сотрудничества, что позволило регионам значительно расширить возможности экономического развития, выстроить внешние отношения с другими регионами по трансграничному взаимодействию. Примером является Балтийский регион как один из наиболее перспективных в экономическом развитии регионов Европы, а также пограничный регион между Россией и Европейским союзом.

Annotation

The processes of economic globalization have enhanced cross-border cooperation, which will enable the region to expand economic development opportunities, build external relationships with other regions on cross-border collaboration. One such example is the Baltic region, as one of the most promising economic development of the regions of Europe, as well as border region between Russia and the European Union.

Ключевые слова

Балтийский регион, трансграничное сотрудничество, глобализация, экономическая интеграция, институциональная архитектура.

Keywords

Baltic region, cross-border cooperation, globalization, economic integration, institutional architecture.

Вследствие усиления процессов глобализации возрастает экономическая зависимость стран мировой экономики, приводящая к интеграции государств, близких по экономическому географическому и политическому развитию. Экономическая интеграция является важнейшим фактором, повышающим конкурентоспособность национальных экономик, а также стабильность макрорегионов. Процессы глобализации мировой экономики способствовали активизации трансграничного сотрудничества, что позволило регионам значительно расширить возможности экономического развития, выстроить внешние отношения с другими регионами по трансграничному взаимодействию. В рамках настоящего исследования под трансграничным взаимодействием понимается совокупность двусторонних и многосторонних связей, выстраиваемых между общественными организациями, хозяйствующими субъектами приграничных регионов.

В последнее время тенденции регионализации и интеграции все чаще проявляются между странами, динамично наращивающими взаимный товарооборот. Одним из примеров проявления экономической интеграции на севере Европы служит Балтийский регион, являющийся одним из наиболее перспективных в экономическом развитии регионов Европы, а также пограничным

регионом между Россией и Европейским союзом.

Имеются в виду государства и отдельные административно-территориальные образования, расположенные непосредственно в близости к Балтийскому морю (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Германия). После присоединения в 1995 году Финляндии и Швеции к Европейскому союзу процессы региональной экономической интеграции стран Балтийского региона активизировались и привели к наращиванию взаимной торговли, а также повышению их значимости во внешнеторговом обороте.

В последние десятилетия наиболее характерной формой процессов интеграции в Балтийском регионе является построение трансграничного регионального сотрудничества между Скандинавскими странами и странами Балтийского моря. Прямые связи между данными государствами регулируются соглашениями и договорами, заключенными на региональном уровне, что создает благоприятные перспективы развития макрорегиона в целом. С 1992 года между рассматриваемыми странами Балтийского региона активно развивалось трансграничное сотрудничество, которое условно можно разделить на несколько этапов (табл. 1).

Год Этап развития Страны-участницы Последствия трансграничного сотрудничества

1952 Создание Северного совета Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, а также автономные территории - Фарерские острова, Гренландия и Аландские острова - свободное передвижение рабочей силы внутри региона; - предоставление трудящимся равных прав во всех северных странах; - расширение визового сотрудничества

1971 Создание Совета министров северных стран - возможность принимать решения, имеющие обязательную силу для всех стран-участниц; - реформы муниципального управления; - наделение муниципалитетов правом ус-

Таблица 1.Этапы развития трансграничного сотрудничества стран

Балтийского региона

танавливать международные контакты и принимать на себя международные обязательства

1989 Рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве территориальных образований и их властных органов Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция - образование трансграничных регионов, в результате роста экономической и политической самостоятельности микрорегионов, стремящихся к выходу на международную арену и установлению прямых контактов с регионами других стран

19921997 Институционализа-ция отношений: создание системы региональных международных организаций Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, Исландия, Комиссия европейских сообществ 1992 г. - Совет государств Балтийского моря; 1993 г. - Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря; 1997 г. - Информационное бюро Совета министров Северных стран

19972004 Превращение трансграничных региональных связей во всеобщий (для этой зоны) вид международных отношений Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония, Россия - международная программа «Северное измерение», инициированная Финляндией в 1997 г., позволила накопить значительный опыт формирования и развития трансграничных региональных связей - вовлечение в регион всех стран и их основных внутренних регионов

2004 г. и по на-стоя-щее время Формирование сети взаимодействий, охватывающей все ключевые сферы жизнедеятельности общества стран в регионе Россия, страны Северной Европы - создание «дорожных карт» по четырем общим пространствам России-ЕС: экономика; свобода, безопасность, правосудие; внешняя безопасность; наука, образование и культура; - функционирование дискуссионных площадок, на которых обсуждаются стратегические направления развития отношений России со странами Евросоюза, в частности, о переходе к безвизовому режиму, о расширении связей в области высшего образования

Источник: составлено авторами

Таким образом, анализируя эволюцию трансграничного сотрудничества исследуемого региона, можно сделать следующие выводы:

- к настоящему времени сформирована институциональная платформа для эффективного наращивания масштабов трансграничного сотрудничества;

- в интеграционные процессы в данном регионе активно вовлечена Россия как один из ключевых участников, реализующих стратегические задачи в части наращивания внешнеторгового оборота.

Балтийский регион имеет большое значение для выстраивания внешнепо-

литических и экономических стратегий сотрудничества России и ЕС. В настоящее время внешнеторговый оборот между Европой и Азией постоянно возрастает, а выгодное географическое положение России создает реальные возможности стать «связующим звеном» между данными регионами за счет развития наземных и морских видов сообщений. Реализация такой задачи позволит сократить длину коммуникаций между Европой и Азией, что в конечном итоге принесет огромную экономическую выгоду для всех участвующих сторон. Более того, Балтийский регион располагает множеством крупных морских портов с высокоразвитой инфра-

структурой, содержащей в себе интеллектуальный потенциал, диверсифицированную промышленность, профессионально подготовленные кадры, отработанную логистику и безопасность транзита.

В настоящее время около 50% российского экспорта осуществляется через Балтийское море, в частности экспорт нефтепродуктов в страны Евро-

союза, в этой связи для России остается важным использование морских портов Балтийских стран для поставки природного сырья в данные страны. В этих условиях страны Балтийского региона, в том числе и Скандинавские, представляют для России особый геополитический и экономический интерес, проявляющийся в построении трансграничных взаимосвязей (рис.1).

Рис.1. Внешняя торговля России со странами Балтийского моря, в млн. дол. США

(Составлено авторами по данным официального сайта Федеральной таможенной службы //

http://customs.ru )

Выгодное территорриальное

положение России в евразийском континенте позволяет создать реальные возможности для роста экономического потенциала страны, за счет наращивания трансграничного потока товаров, услуг и капитала между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В условиях глобализации экономические преимущества

транзитных регионов становяттся более значительными. Это проявляется в быстром развитии именно тех регионов, по которым пролегают транзитные коридоры, что влечет за собой увеличение объемов взаимной торговли, а также рост экономики в целом.

Интеграционные процессы могут реализовываться на

межгосударственном или

межрегиональном уровне. В условиях

глобализации интеграционные

процессы наиболее эффективно стали реализовываться не только внутри регионов, но и между объединениями -на так называемом субрегиональном уровне. Эффективность такого взаимодействия объясняется тем, что эти субрегионы обладают

относительной независимостью от государств-участников в принятии решений о формировании

трансграничных контактов.

Причины очевидного успеха Балтийского региона Европы связаны с тем, что окончание «холодной войны» привело именно здесь к возникновению качественно нового типа

территориальной общности -трансграничного региона, причем он мог одновременно включать в себя в качестве акторов как государства, так и

отдельные земли государств, что подчеркивает гетерогенность

трансграничного региона в плане составных частей.

В условиях развития

трансграничного региона формируются многочисленные каналы

взаимодействия между странами, что определяет региональное

сотрудничество нового уровня. Такое сотрудничество позволяет странам, участвующим в формировании трансграничного региона, выстраивать механизмы долгосрочного

взаимодействия, в целях реализации его участниками новых проектов. Таким образом, в данном случае необходимым видится формирование

институциональной архитектуры

управления в рамках трансграничного региона.

Архитектура — это институты, рынки и методы, с помощью которых правительства, фирмы и люди осуществляют экономические и финансовые действия». Согласно определению, данному Д. Нортом, «Институты - это «правила игры» в обществе или более формально созданные человеком ограничения, которые формируют взаимодействие между людьми». Следуя новой институциональной экономической теории, можно определить институты, как правила поведения, то есть как регулятивные принципы, которые предписывают или, наоборот, запрещают те или иные способы действия. Эти правила одновременно ограничивают и стимулируют действия хозяйственных агентов, позволяют им совершать осознанный выбор и предсказывать действия окружающих. При этом возникновение новых институтов происходит в уже сложившейся институциональной среде в результате различных действий групп или объединений людей.

Необходимо также учитывать, что существуют разные уровни и типы институтов: институты, регулирующие

формирование институциональной организации общества, — это не те же институты, которые прямо регулируют экономическое и социальное поведение. Кроме того, наряду с регулятивными институтами, существуют конститутивные и инструментальные институты, формирующие пространства, в которых осуществляются различные типы поведения. Примером первых является институт собственности, а примером вторых - финансовые институты, предоставляющие инструменты для аккумулирования и движения капиталов.

Исследование особенностей формирования институциональной архитектуры управления в рамках Балтийского региона позволит выявить взаимосвязь институционального развития и экономического роста, понять логику, основной тренд, принципы и базовые элементы экономического развития.

Однако результаты институционального развития проявляются в течение длительного периода. Поэтому институциональный подход к развитию -подход с длительной перспективой, в рамках которого необходимо провести анализ эндогенной динамики и структуры участников, вовлеченных в процесс изменения, анализ адаптируемости институтов к новой среде.

Процесс институционального развития системы сопряжен с изменением объема трансакционных издержек. Создание институтов, регулирующих экономическую деятельность и снижающих неопределенность экономической среды за счет введения устойчивых правил поведения, позволяет снизить тран-сакционные издержки в системе и изменить их структуру.

В настоящее время странами Балтийского региона и Россией релизуются проекты, направленные на развитие трансграничного

сотрудничества в сфере модернизации транспортной инфраструктуры,

логистики, экономической

безопасности, образования и науки. Тем не менее в ракмах Балтийского региона в настоящее время не сформирована институциоанльная архитектура

управления интеграционным

процессом, позволяющая не только осуществлять решение тактических задач, но и реализовывать функцию мониторинга качества реализации интеграционных перспектив.

Необходимо отметить, что интересы России в Балтийском регионе проявляются многоаспектно в политической, экономической, военной сфере. Активно вовлечены и реализуют свои стратегические интересы в сотрудничестве со странами Балтийского моря субъекты России: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия, Мурманская область, Калининградская область (табл. 2).

Таблица 2. Динамика внешней торговли субъектов России со странами дальнего зарубежья, 2000-2011 гг., в млн.дол. США

Субъект РФ 2000 2005 2011

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт

Республика Карелия 531,6 1453 12,5 965,3 2,8 1413,7

Калининградская область 432,3 7643 44,7 789,4 92,1 1193,9

Ленинградская область 2070,9 438,4 21,6 5781,3 22,3 15324,4

Мурманская область 587,9 125,4 4,9 1187,3 6,8 2780,6

Санкт-Петербург 2404,0 2366,4 232,2 4325,4 292,7 19450,5

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2012 г. Федеральная служба государственной статистики //www.gks.ru

Происходящие изменения в мировой экономике, связанные с процессами региональной экономической интеграции, ростом международной торговли, превращают Балтийский регион в ключевое звено международного экономического сотрудничества. На сегодняшний день Балтийское море имеет важное транспортно-транзитное значение для транспортировки грузов на направлениях: ЕС - Россия, ЕС - Азия, а также регион является одним из ключевых элементов евразийской экономической интеграции.

Таким образом, развивающееся трансграничное сотрудничество между странами Балтийского моря становится положительным фактором развития всего региона. В настоящее время процессы интеграции проявляются довольно слабо и не привели к образованию экономических союзов и объединений, но существующая взаимосвязь между странами позволяет судить о тенденци-

ях к появлению интеграционных процессов в Балтийском регионе в результате наращивания объемов взаимного товарооборота. В условиях обозначенного перехода на инновационный путь экономического развития Россия будет способна в будущем укрепить сотрудничество с Балтийским регионом и реализовать экономический потенциал в роли связующего звена между Европой и Азией.

Библиографический список

1. Кочегарова Т.М. Социокультурный и экономический потенциал Балтийского региона. // Социология власти. № 6. 2011.

2. Межевич Н.М. Балтийский регион и Россия на Балтике: специфика позиционирования // http://www.ut.ee/ABVKeskus/sisu/publika tsioonid/2004/pdf/VF-B.pdf

3. Progress in Strengthening the Architecture of the International Financial System /

A Factsheet — July 2000 by IMF External Relations Department —

http://www.internationalmonetaryfund.co m

4. DC. North (1990). Institution, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, New York.

5. Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений./Я.И. Кузьми-нов, В.В. Радаев, А.А. Яковлев, Е.Г. Ясин. К 6-й Международной научной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов», Москва, 5—7 апр. 2005 г. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — С.9

6. Кирута А.Я. Институциональное ядро экономики // Электронный Интернет ресурс - www.hse.ru/ic6/report11.doc

7. Доминанты институционального развития мировой финансовой архитектуры: монография / под ред. д.э.н., проф. Кочмолы К.В - Ростов-на-Дону: Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2009.

Bibliographic list

1. Kochegarova T.M. Sociocultural and economic capacity of the Baltic region. // Power sociology. No. 6. 2011 .

2. Mezhevich N. M. The Baltic region and Russia on Baltic: specifics of position-ing//http://www.ut.ee/ABVKeskus/sisu/pu blikatsioonid/2004/pdf/VF-B.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Progress in Strengthening the Architecture of the International Financial System/A Factsheet — July 2000 by IMF External Relations Department — http://www.internationalmonetaryfund.co m

4. D.C. North (1990). Institution, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge University Press, New York.

5. Institutes: from loan to cultivation. Experience of the Russian reforms and possibility of cultivation institutional izme-neniy./Ya.I. Kuzminov, V. V. Radayev, A.A.Yakovlev, E.G.Yasin. To the 6th International scientific conference "Modernization of Economy and Cultivation of Institutes", Moscow, 5 — 7 Apr. 2005 g — M: Prod. GU VShE house, 2005. — Page 9

6. Kiruta A.Ya. Institutional kernel of economy//the Electronic Internet a resource - www.hse.ru/ic6/report11.doc

7. Dominants of institutional development of world financial architecture: the monograph / under the editorship of Dr.Econ.Sci., prof. Kochmola of K.V -Rostov-on-Don: Growth. the state. экон. "RINH" un-t, 2009.

В.В. Букулов, М.Р Дзагоева

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Рассматриваются вопросы перехода к стратегическому планированию социально-экономического развития Республики Южной Осетии, применения программно-целевых методов планирования и бюджетирования ориентированного на результат. В сфере государственного финансового контроля решаются вопросы внедрения и проведения стратегического контроля хода реализации проектов и программ социально-экономического развития Республики Южной Осетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.