Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / MANAGEMENT / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиханова Тамара Магомедовна

Объективная необходимость исследования проблем и тенденций некоммерческой сферы обусловлена весомостью вклада его субъектов в социальное, экологическое и экономическое развитие государства. Главными обстоятельствами в развитии некоммерческой сферы России выступает, с одной стороны, сочетание целей обеспечения решения социальных проблем населения, развития демократической модели управления, решения экологических проблем, создание инфраструктуры для решения экономических вопросов, которые не в состоянии или неэффективно решает государство и частный сектор, с другой стороны, адаптация положительного опыта коммерческих предприятий по использованию рыночных методов управления предприятием к условиям некоммерческого рынка. К сожалению, экономический аспект деятельности некоммерческих предприятий России по сравнению с субъектами некоммерческого сектора развитых стран остается нереализованным, но поиск путей использования рыночных методов и ценностей субъектами некоммерческой сферы для достижения их целей является перспективным направлением исследования. Современные концепции возникновения некоммерческих организаций можно объединить в три группы: экономические, политологические и социологические. Эти концепции с разных позиций интерпретируют причины возникновения и природу некоммерческих организаций, обосновывают различные факторы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOOLS FOR MANAGING SOCIAL PROJECTS OF COMMERCIAL AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The objective need to study the problems and trends of the non-profit sphere is due to the weighty contribution of its subjects to the social, environmental and economic development of the state. The main circumstances in the development of the nonprofit sector is, on the one hand, the combined purpose of providing solutions to social problems, the development of a democratic model of governance to solve environmental problems, creation of infrastructure for economic issues, who are unable or not adequately addressing the government and the private sector, on the other hand, adaptation of the positive experience of the commercial enterprises on the use of market methods of management of the enterprise to the conditions of the non-profit market. Unfortunately, the economic aspect of the activities of non-profit enterprises in Russia in comparison with the non-profit sector entities in developed countries remains unrealized, but the search for ways to use market methods and values by non-profit entities to achieve their goals is a promising area of research. Modern concepts of the emergence of non-profit organizations can be grouped into three groups: economic, political and sociological. These concepts interpret the causes and nature of non-profit organizations from different positions and justify various factors of their development.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Развитие инструментария управления социальными проектами коммерческих и

некоммерческих организаций Development of tools for managing social projects of commercial and non-profit

organizations

DOI 10.24411/2658-3569-2020-10103

Алиханова Тамара Магомедовна,

аспирант Финансовый университет при Правительстве РФ, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Москва, Россия

Alikhanova Tamara M.,

Postgraduate student Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of corporate Finance and corporate governance, Moscow, Russia Аннотация. Объективная необходимость исследования проблем и тенденций некоммерческой сферы обусловлена весомостью вклада его субъектов в социальное, экологическое и экономическое развитие государства. Главными обстоятельствами в развитии некоммерческой сферы России выступает, с одной стороны, сочетание целей обеспечения решения социальных проблем населения, развития демократической модели управления, решения экологических проблем, создание инфраструктуры для решения экономических вопросов, которые не в состоянии или неэффективно решает государство и частный сектор, с другой стороны, адаптация положительного опыта коммерческих предприятий по использованию рыночных методов управления предприятием к условиям некоммерческого рынка. К сожалению, экономический аспект деятельности некоммерческих предприятий России по сравнению с субъектами некоммерческого сектора развитых стран остается нереализованным, но поиск путей использования рыночных методов и ценностей субъектами некоммерческой сферы для достижения их целей является перспективным направлением исследования.

Современные концепции возникновения некоммерческих организаций можно объединить в три группы: экономические, политологические и социологические. Эти концепции с разных позиций интерпретируют причины возникновения и природу некоммерческих организаций, обосновывают различные факторы их развития.

Summary. The objective need to study the problems and trends of the non-profit sphere is due to the weighty contribution of its subjects to the social, environmental and economic development of the state. The main circumstances in the development of the nonprofit sector is, on the one hand, the combined purpose of providing solutions to social problems, the development of a democratic model of governance to solve environmental problems, creation of infrastructure for economic issues, who are unable or not adequately addressing the government and the private sector, on the other hand, adaptation of the positive experience of the commercial enterprises on the use of market methods of management of the enterprise to the conditions of the non-profit market. Unfortunately, the economic aspect of the activities of non-profit enterprises in Russia in comparison with the non-profit sector entities in developed countries remains unrealized, but the search for ways to use market methods and values by non-profit entities to achieve their goals is a promising area of research.

Modern concepts of the emergence of non-profit organizations can be grouped into three groups: economic, political and sociological. These concepts interpret the causes and nature of non-profit organizations from different positions and justify various factors of their development. Ключевые слова: некоммерческие организации, социальные проекты, управление, инструментарий.

Keywords: non-profit organizations, management, strategy.

Введение

К наиболее известным и обоснованным социологическим концепциям относятся «концепция социального происхождения» и «концепция изоморфизма». Авторы «теории социального происхождения» Д. Эсприн-Андресен и Д. Мур считают, что некоммерческие организации возникли вследствие особенностей развития отдельных стран и сложной системы социально-политических и экономических условий. С этих позиций появление некоммерческих организаций объясняется традициями и стереотипами в отношении поставщиков общественных благ, которые сложились в определенной стране, и может быть реализована за либеральной или социал-демократической моделью.

Заслуживает внимания позиция П. Димаггио и У. Пауэлла, которые предложили «концепцию изоморфизма». Основная идея этой концепции заключается в том, что именно изоморфизм как результат процесса организационной гомогенизации заставляет некоммерческие организации уподобляться друг другу при одинаковых условиях функционирования. Таким образом, рост разнообразия условий среды функционирования способствует развитию и диверсификации форм адаптации некоммерческих организаций. Эти авторы выделяют две формы изоморфизма некоммерческих организаций -

конкурентный (присущ организациям, которые функционируют в условиях свободной конкуренции) и институциональный (предполагает принятие организационных моделей тех институтов или учреждений, которые оказывают на деятельность некоммерческих организаций наибольшее влияние). Таким образом, все рассмотренные теории содержат рациональное зерно, что позволяет уточнить и углубить представление о различных аспектах деятельности некоммерческих организаций.

В большинстве отечественных и зарубежных научных трудов, законодательстве, в частности Казахстана, Российской Федерации и других стран используется термин «некоммерческая организация». В США пользуются термином «некоммерческая организация» - это организация, которая не распределяет избыточные средства среди ее владельцев или акционеров, но использует прибыль для достижения целей. Большинство неприбыльных организаций освобождены от налогов. В Великобритании употребляется термин «неприбыльные учреждения, которые обслуживают домохозяйства», куда относятся такие институты, как благотворительные организации, университеты, церкви, профсоюзы, клубы. Классификация стандартных экономических секторов Австралии выделяет неприбыльные институты как юридическое лицо, которое создается с целью производства товаров и услуг, не уполномоченное быть источником прибыли, дохода или другой финансовой выгоды для органов, которые основали, управляют или финансируют это юридическое лицо.

Анализ действующих нормативно-правовых документов выявил отсутствие однозначности и единства в трактовке неприбыльных или некоммерческих институтов в России. В законодательстве России употребляются термины «неприбыльное предприятие», «неприбыльное учреждение» и «неприбыльная организация» для обозначения предприятий, учреждений и организаций, основной целью деятельности которых является не получение прибыли, а осуществление благотворительной деятельности, меценатства и другой деятельности, предусмотренной законодательством.

Материалы и методы исследования В работе использованы материалы диссертаций и научных статей отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме.

Результаты и обсуждение НКО являются институциональными единицами, созданными с целью выпуска товаров или предоставления услуг, без цели получения какого-либо дохода или прибыли для единиц, которые их контролируют или финансируют.

Если НКО предоставляют товары и услуги потребителям по экономически значимым (рыночным) ценам, то они рассматриваются как корпорации; если НКО контролируются и финансируются органами государственного управления, то они рассматриваются как органы государственного управления. Все другие НКО, производящие товары и услуги, но не реализующие их по экономически значимым ценам, рассматриваются как особая группа единиц, которые формируют отдельный сектор - некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ). Они фактически являются неправительственными общественными организациями. Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» определяется как совокупность всех НКО - резидентов, за исключением НКО, которые являются рыночными производителями, а также нерыночных НКО, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления. НКОДХ предоставляют нерыночные товары и услуги домашним хозяйствам без оплаты или по ценам, не имеющим экономического значения.

Исследуя роль некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии, можно проследить рост экономического эффекта от деятельности НКО в целом и неправительственных организаций (НПО) в частности, который демонстрируют такие факты и показатели [1-3]:

- НПО формируют 3-9 % ВВП развитых стран (5% - в Бельгии, 7,9% - в Канаде, 0,73% -в России). В целом НПО мира обеспечивают суммарный ВВП 1,3 трлн условных единиц. Таким образом, экономический аспект деятельности некоммерческих предприятий России по сравнению с субъектами некоммерческого сектора развитых стран остается нереализованным;

- в некоммерческом секторе Европейского Союза трудоустроены от 4,4% до 14% трудоспособного населения (6,8% - в Германии, в США - более 10%, в России - около 1 %). В целом в мировом некоммерческом секторе создано 25 млн. оплачиваемых рабочих мест;

- доля дохода от продажи услуг в общих доходах организаций гражданского общества ЕС является основным источником доходов и составляет около 85% (вместе с финансовой поддержкой государства), для сравнения в России она составляет 18,7%, в Венгрии - 55%, в Польше - 60%;

- доля финансовой поддержки из государственного или местных бюджетов в бюджете заурядной организации гражданского общества ЕС составляет 40-60 %, в Польше - 24%, в Чехии - 39%, в России - около 8%.

Динамику развития институтов гражданского общества можно проследить через изменение индексов устойчивости в соответствии с рейтингами международных организаций Агентства США по международному развитию [4] и Freedom House «Nations in Transit». По оценкам Агентства США по международному развитию индекс устойчивости гражданского общества России в 2018 году составил 3,3 балла (оценка осуществляется по шкале от 7 баллов - «худшая», до одного балла - «лучшая», порог консолидации составляет 3 балла). Анализ компонентов индекса устойчивости гражданского общества России позволяет сделать следующие выводы: во-первых, динамика всех составляющих (кроме финансовой жизнеспособности) в течение последних лет является положительной, по подавляющему большинству компонентов постоянства — гражданское общество, приближенное к консолидированному, однако порог консолидации (3 балла) пересечен только по компоненту «Общественное представительство» (2,2 баллов). Во-вторых, самым слабым компонентом устойчивости гражданского общества «Финансовая жизнеспособность» - 4,2 балла (при этом значение этого показателя начиная с 2008 года ежегодно ухудшается). В-третьих, если проанализировать изменение компонентов индекса устойчивости гражданского общества с 2004 года, то наиболее динамично развилось «Общественное представительство», «Организационная способность» и «Отношение со стороны общественности». Итак, гражданское общество России характеризуется иностранными экспертами как, развивающееся, не достигшее уровня стран развитой демократии и может вернуться к менее развитому уровню.

Что касается отечественной некоммерческой сферы, то проблемной остается низкая эффективность коммуникаций некоммерческих субъектов и потребителей некоммерческих продуктов, которое обостряется вследствие наличия психологических барьеров в сознании граждан относительно НКО. Различные социологические исследования [6; 8] выявили низкий уровень доверия к отдельным группам НКО, создающим для их руководителей проблемы по обеспечению потребления некоммерческого продукта и привлечения к деятельности. По данным исследования Института социологии НАН России уровень доверия населения к институтам гражданского общества является низким (примерно 15%) [7]. По данным социологического исследования, проведенного компанией «GFK», 9% населения готовы участвовать в решении хотя бы одной из проблем своей общины в роли организатора или активиста, 39% - в роли простого участника [4]. То есть, существует проблема несоответствия низкого уровня привлечения граждан при достаточно высоком индивидуальном желании граждан приобщиться к решению конкретных проблем своих общин. На территории нашего государства это подтверждается данными

общенационального опроса населения России. В ходе исследования граждане назвали различные причины, по которым они не участвуют в деятельности общественных организаций, однако главная - ощущение собственной несостоятельности что-то изменить (27%). Еще среди причин были указаны: незаинтересованность такой деятельностью (25%), отсутствие времени заниматься бесплатной деятельностью (20%), недоверие к общественным организациям (14%). Однако 22% граждан ответили, что не участвуют в деятельности общественных организаций, потому что не знают, как это реально сделать, никто им этого не предлагал [9]. Среди причин недоверия указывают ограниченное представление о специфике деятельности НКО, поскольку они не считаются профессиональными, а воспринимаются платформой для реализации политических амбиций. По данным исследования Института социологии НАН России индекс доверия граждан России НКО от 2,0 до 2,5, церкви - 3,3 балла при максимально 5 баллов. В общем, результаты исследования выявили положительную тенденцию уровня доверия граждан России таким НКО, как религиозные организации, благотворительные фонды, общественные ассоциации, объединения. Негативная тенденция с 2005 года присуща уровню доверия политическим партиям и профсоюзам, что корреспондирует системе ценностей гражданина: ценности, связанные со здоровьем, семьей, детьми, благосостоянием доминируют в массовом сознании, а ценности, касающиеся общественно-политической и общественной жизни, занимают низкие ранги [6]. Невысокий уровень доверия к НКО вызывает и низкую активность потребителей некоммерческих продуктов.

Заключение

Мировая практика свидетельствует, что невысокий уровень доверия населения к НКО препятствует эффективному обмену и достижению социального эффекта, однако на него можно повлиять с помощью инструментов социального маркетинга как одного из наиболее перспективных секторов некоммерческого маркетинга. Таким образом, стандартные, наработанные некоммерческими организациями схемы взаимоотношений не могут быть постоянно эффективными в условиях меняющегося некоммерческого рынке, стоит использовать более ориентированы на потребности клиентов и других заинтересованных сторон методы и инструменты.

Список использованной литературы 1. Мирончук В.А., Хутыз Б.И. // Экономика и предпринимательство. — 2017. — №12-4. — С. 855-857.

2. Прохорова В.В., Клочко Е.Н. Кластеры компетенций как драйверы инновационного развития экономики региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. — 2017. — № 2 (42). — С. 11.

3. Российский статистический ежегодник — 2018. — М.: Росстат, 2019. — 694 с.

4. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. — М.: Социум, 2018. — 15 с.

5. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. — М.: Социум, 2019. — 20 с.

6. Суровнева А.А., Шапорова О.А. Стратегические аспекты развития некоммерческих организаций в условиях кризиса // Вестник ОрелГИЭТ. — 2018. — № 2 (44). — С. 138-145.

7. Кельмаева А.С., Лунева Е.В. Финансирование НКО в России [Электронный ресурс]. — URL: http://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbomik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn/sektsiya-20-finansy-i-nalogovaya-politika/finansirovanie-nko-v-rossii

8. Бизнес и НКО: вместе за лучшее будущее [Электронный ресурс]: сб. кейсов / ЦРНО. — СПб., 2016. — 153 с. — URL: http://www.crno.ru/assets/files/ BusinessNGO.pdf

References

1. Mironchuk V. A., Khutyz B. I. Economics and entrepreneurship. — 2017. — №12-4. — Pp. 855-857.

2. Prokhorova V. V., Klochko E. N. Clusters of competencies as drivers of innovative development of the regional economy // Bulletin Of the Institute of friendship of the peoples of the Caucasus. Theory of Economics and management of the national economy. — 2017. — № 2 (42). — P. 11.

3. Russian statistical Yearbook-2018. — Moscow: Rosstat, 2019. — 694 p.

4. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. — Moscow: Socium, 2018. — 15 p.

5. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. — Moscow: Socium, 2019. — 20 p.

6. Surovneva A. A., shaporova O. A. Strategic aspects of development of non-profit organizations in crisis conditions // Bulletin of Orelgiet. — 2018. — № 2 (44). — P. 138-145.

7. Kelmayeva A. S., Luneva E. V. Financing of NGOs in Russia [Electronic resource]. — URL: http://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn/sektsiya-20-finansy-i-nalogovaya-politika/finansirovanie-nko-v-rossii

8. Business and NGOs: together for a better future [Electronic resource]: collection of cases / CRNO. — SPb., 2016. — 153 p. — URL: http://www.crno.ru/assets/files/ BusinessNGO. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.