Научная статья на тему 'Развитие институциональной поддержки рынка общественного питания в регионе (на примере Мурманской области)'

Развитие институциональной поддержки рынка общественного питания в регионе (на примере Мурманской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / INSTITUTIONAL SUPPORT / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / CATERING / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMICS / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / INFORMATION AND CONSULTING CENTRE / ЛИЗИНГ / LEASING / ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / CHAMBER OF INDUSTRY AND COMMERCE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плисов С.К.

Спорные ситуации, кадровый голод, финансовые трудности это далеко не полный перечень проблем, с которыми в той или иной мере сталкиваются предприятия общественного питания Мурманской области. Их решение автор видит в создании информационно-консультационного центра. Его помощь предпринимателям отрасли будет способствовать росту конкурентоспособности продукции общественного питания и повышению эффективности региональной экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Institutional Support of the Catering Market in the Region (by the Example of the Murmansk Region)

Сontentious situations, staff shortage and financial difficulties it is not a complete list of the problems faced in one way or another by the catering market in the Murmansk Region. According to the author, creation of an information and consulting center will solve this problem. Such support to the entrepreneurs of the industry will boost the competitiveness of catering products and improve effectiveness of the regional economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Развитие институциональной поддержки рынка общественного питания в регионе (на примере Мурманской области)»

импортозамещение и продовольственная

безопасность

Власова И.Г.

аспирантка кафедры экономики Дальневосточного государственного аграрного университета, г. Благовещенск Noticula@inbox.ru

Боровиков В.Г.

канд. эконон. наук, профессор, директор Финансово-экономического института Дальневосточного государственного аграрного университета

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с продовольственной безопасностью и импор-тозамещением. Определены основные негативные последствия роста импорта продовольствия на российском рынке. Даны рекомендации по укрепления отечественной продовольственной базы.

Ключевые слова: импорт, импортозамещение, продовольственная безопасность, продовольственная доктрина, конкурентоспособность, протекционизм, продовольственный рынок

Продовольственная безопасность - это состояние, когда люди имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной здоровой жизни [1].

В указе Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» отмечается следующее. «Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов» [2].

^российское щ

1редпринимательство, 2010, № 5 (2)

Импортозамещение

Доктрина о продовольственной безопасности Российской Федерации развивает и конкретизирует содержание принятых ранее документов по этой проблеме. Она является основой для разработки правовых и нормативных актов, концепций и программ в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, развития агропромышленного комплекса страны и его базовой отрасли - сельского хозяйства [4].

Рассматривая импортозамещение в контексте продовольственной безопасности, следует отметить, что в настоящее время этот процесс еще недостаточно изучен и все имеющиеся трактовки данного понятия не дают четкого представления о его сущности.

Импортозамещение представляет собой уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров, которые называются импортозамещающими [5].

О необходимости импортозамещения - ориентации экономики на искусственное вытеснение импортных товаров продукцией отечественного производства - никто не спорит. Исследователи отмечают, что импортозамещение - это та стратегия, которая может позволить российской экономике в обозримом будущем вырваться из тупика экспортно-сырьевого развития. Но в вопросе о том, какими путями реализовать достижение этой цели, мнения специалистов в значительной степени расходятся.

Импортозамещение рассматривается, как правило, в двух аспектах.

Первый предполагает, что решение проблемы замещения импорта следует начинать с повышения конкурентоспособности продукции, которая должна стать приоритетной и важной составляющей макроэкономической политики государства. При этом к причинам низкой конкурентоспособности продукции российских производителей относятся:

- отсталые технологии производства продукции;

- высокая стоимость ресурсов для ее производства;

- недостаточная подготовка кадров для села и, как следствие, непривлекательность работы в сельской местности для молодых специалистов;

гарантией

достижения

продовольственной

безопасности

является

стабильность

внутреннего

производства,

а также наличие

необходимых

резервов и запасов

_...импортозамещение

_- это та стратегия,

_которая может

позволить российской

_экономике

бозримом будущем рваться из тупика экспортно-сырьевого _развития

та

- низкая заинтересованность товаропроизводителей в производстве экспортной продукции;

- отсутствие конкурентной рыночной среды.

С позиции второго аспекта импортозамеще-ние рассматривается как некий нерегулируемый, в целом положительный для страны процесс в результате повышения конкурентоспособности продовольственной продукции. Качество, сбалансированность по питательным веществам и калориям, степень загрязнения нитратами, радионуклидами и другими вредными для здоровья людей элементами должны быть соответствующего уровня и выдерживать конкуренцию на внутренних и зарубежных рынках, то есть создавать конкурентоспособность товара.

Аргументы «против» импортозамещения продовольствия

Как нам представляется, проблема импортозамеще-ния в России действительно существует. При этом следует учитывать, что из-за своих размеров, численности населения и емкого внутреннего рынка, имея собственные источники сырья и энергии, наша страна может перестать быть импортером большей части продовольственных товаров (мяса, сахара, молока и т.д.).

Как известно, политика импортозамещения является одной из форм протекционизма, то есть государственной защиты отдельных отраслей национального хозяйства от иностранных конкурентов. Исследователи, критически настроенные по отношению к этой политике, приводят, в частности, следующий аргумент.

Чтобы направить потоки инвестиций в эти отрасли, государство устанавливает высокие импортные пошлины на продукцию зарубежных фирм. Поскольку производимая в таких условиях продукция неконкурентоспособна на внешних рынках, ее невозможно продавать на экспорт. Но в этом случае одновременно с обретением «независимости» от импорта потребительских товаров и полуфабрикатов, государство попадает в «зависимость» от импорта сырья, оборудования, что плачевно отражается на платежном балансе страны. Поскольку в защищаемые отрасли инвестирован большой объем капитала, для оплаты импорти-

_

российское предпринимательство, 2010, № 5 (2)

рованного оборудования требуется иностранная валюта, которая экспроприируется у предприятий традиционного для России сырьевого экспорта, но так как капитал инвестируется в менее эффективные предприятия, рост экспортного сектора сдерживается. Это неизбежно приводит к снижению экономического роста.

Проблема безопасности продуктов питания

В последние годы в России особую роль приобрела проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок опасных и некачественных для здоровья продуктов питания. По данным Национального фонда защиты прав потребителей, на продовольственных и мелкооптовых рынках более 40% импортных продуктов питания фальсифицированы. В данной ситуации последовательное импортозамещение товаров продовольственной группы и постепенное сокращение их доли на российском рынке становится одним из приоритетных направлений в решение этой проблемы.

Причинами проникновения недоброкачественных импортных товаров на российский рынок являются отсутствие жесткого контроля на таможенных постах, погоня предпринимателей за быстрой выгодой. Вследствие этого закупаются низкосортные продукты с истекшими сроками годности и без достоверной информации на русском языке. Сырьевая база перерабатывающей и пищевой промышленности сегодня в значительной мере обеспечивается импортным сырьем. Так, например, амурские мясоперерабатывающие предприятия работают на иностранном сырье (преимущественно из КНР, Аргентины и Бразилии), качество которого не самое лучшее.

За последние десятилетия значительно возросли объёмы импорта мяса, рыбы, сахара-сырца. Самая сложная ситуация возникла на внутреннем продовольственном рынке мяса, где удельный вес импорта в ресурсах имеет устойчивую тенденцию к росту с 45,6% в 1997 г. до 63,8% в 2008 г. Сегодня особенно остро стоит проблема самообеспечения населения Российской Федерации мясом

по данным Национального фонда защиты прав потребителей, на продовольственных и мелкооптовых рынках более 40% импортных продуктов питания фальсифицированы

мпортозамещение лжно происходить

_в результате

озрастания спроса на отечественные

_товары за счет

_увеличения их

потребительских _качеств

опа

и мясопродуктами. По данным на 2008 г., лишь 13 регионов России, где проживают 26,4% населения страны, имеют уровень самообеспечения мясом и мясопродуктами 100% и более, еще в 20 регионах (25,6% населения) этот показатель не опускается ниже допустимой пороговой величины (80%). В остальных регионах существует их полная зависимость от ввозимых мясопродуктов.

Импортозамещение и качество продукции

Запретительные меры по отношению к импорту, как правило, являются неэффективными, а импор-тозамещение должно происходить в результате возрастания спроса на отечественные товары за счет увеличения их потребительских качеств. Более того, политика импортозамещения может привести к неконкурентоспособности российских предприятий и к неоправданным расходам как бюджета, так и населения, и далеко не всегда в результате ведет к поддержке сельхозпроизводителя. Например, стремление вытеснить импортный сахар с российского рынка привело к тому, что сейчас мы платим за него едва ли не больше, чем европейские страны, причем производство сахарной свеклы падает год от года, а для производства сахара все больше используется импортное сырье.

Чтобы избежать тяжелых экономических и социальных последствий, необходимо создание и реализация государственных импортозамещающих программ на федеральном, региональном и районных уровнях, которые должны отражать четко поставленные цели, задачи, последовательность действий и основные направления импор-тозамещения продовольствия. В процессе разработки данных программ должны учитываться специфические особенности сельскохозяйственного производства страны и конкретного региона, климатические и природные условия российского производства.

Реализация данных импортозамещающих программ будет способствовать:

- повышению конкурентоспособности продукции;

- преодолению критической зависимости отечественной экономики от импорта продукции;

р

1редпринимательство, 2010, № 5 (2)

- решению проблемы в области обеспечения и укрепления продовольственной безопасности.

Литература

1. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. // АПК: экономика, управление. - 1997. - № 2. - С. 3-6.

2. Указ Президента РФ от 30.01.2010. № 120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

3. Парамонова С.В. Продовольственная безопасность: оценка, измерение, планирование. -Благовещенск: ДальГАУ, 2004. - 158 с.

4. Ушачев И. Основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // АПК: экономика и управление. - 2009. - № 12.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2007. - 495 с.

Vlasova I.G. _

Postgraduate Student, Chair of Economics, _

Far Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk _

Borovikov V.Gr. _

Cand. of Econ. Sci., Professor, Director of Financial and Economic Institute _

of Far Eastern State Agrarian University _

Import Substitution and Food Security _

_Abstract _

The article examines issues related to food security and import substitution. _

The author defines the main negative consequences associated with the _

growth of food imports in the Russian market. She gives recommendations for _

strengthening the domestic food base. _

Keywords: imports, import substitution, food security, food doctrine, _

competitiveness, protectionism, food market _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.