РАЗДЕЛ 1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
PART 1 POLITICAL SCIENCES
УДК 322
Д.А. Артимович Омская гуманитарная академия
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МОДЕЛИ МЕЖСЕКТОРНОГО ПАРТНЕРСТВА РЕГИОНА (на примере Омской области)
В статье рассматриваются особенности развития модели межсекторного партнерства региона. Предлагаются варианты ее оптимизации, даются рекомендации по совершенствованию институциональной основы модели. Делается попытка рассмотрения межсекторного партнерства в виде имитационной модели.
Ключевые слова: межсекторное партнерство, имитационная модель, институциональная основа, Омская область.
В Омской области накоплен достаточно большой опыт в межсекторном социальном партнерстве, поэтому особое значение приобретает оценка как осуществляемой деятельности, так и прошлого опыта. Однако на сегодняшний день отсутствуют не только внедренные и действующие методики оценки, но и системная работа по созданию подобного рода методик. Наблюдается острая необходимость создания модели, позволяющей наиболее точно отразить механизмы взаимодействия каждого сектора, с учетом особенностей политической ситуации в регионе. Модель должна оперировать трехуровневой системой оценки (с позиции каждого сектора) деятельности акторов межсекторного социального взаимодействия, которая позволяет оценивать как социально-политические результаты конкретной программы развития партнерства региона, так и деятельность по развитию и популяризации партнерского взаимодействия государственного, коммерческого и некоммерческого секторов.
Как отмечают Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич, модель, тем не менее, очень полезна для исследователя тем, что она отражает фундаментальные свойства объекта-прототипа. Модель самолета может быть использована при испытаниях в аэродинамической трубе; картонный макет позволяет увидеть структуру здания во всех трех измерениях еще до его постройки. Модели социальных процессов выполняют похожую задачу, выявляя для изучения и экспериментирования ключевые признаки анализируемых процессов [1].
Моделирование, в особенности такого сложного процесса, как межсекторное партнерство, не всегда представляет собой построение математической модели. Активное распространение в науке получило так называемое имитационное моделирование. Имитационные
модели воспроизводят поведение системы на протяжении некоторого промежутка времени. Это достигается путем имитации ряда событий, распределение которых во времени дает важную информацию о поведении системы. После того как такие события определены, требуемые характеристики системы необходимо регистрировать только в моменты реализации этих событий. Информация о характеристиках системы накапливается в виде статистических данных таких наблюдений. Эта информация обновляется всякий раз при наступлении каждого из интересующих нас событий. По мнению Н.Н. Лычкина, отличительной особенностью метода имитационного моделирования является возможность описания и воспроизведения взаимодействия между различными элементами системы. Таким образом, чтобы составить имитационную модель, надо:
- представить реальную систему (процесс) как совокупность взаимодействующих элементов;
- алгоритмически описать функционирование отдельных элементов;
- описать процесс взаимодействия различных элементов между собой и с внешней средой [2].
Для построения имитационных моделей не требуется использования математических функций, явным образом связывающих те или иные переменные. Эти модели позволяют имитировать поведение сложных систем, для которых построение математических моделей и получение решений невозможно. Более того, гибкость, присущая имитационным моделям, позволяет добиться более точного представления системы.
При этом важнейшим этапом создания любой социально-политической модели, безусловно, является создание его институциональной основы. На данном этапе по итогам партнерства создаются соответствующие структуры и механизмы для партнерского взаимодействия в целях обеспечения долгосрочного взаимодействия и преемственности.
Изначально, в процессе становления, институциональная основа носит рекомендательный характер, тем не менее, для того чтобы межсекторное социальное партнерство оставалось сбалансированным и придерживалось намеченного пути для достижения поставленных целей, необходимо учитывать конкретные этапы.
Эффективное стратегическое межсекторное социальное партнерство возможно при единстве целей и объединении ресурсов такой политической организации, как государство, а также бизнеса и НКО (некоммерческие организации) в решении социально значимых проблем региона, действующих в соответствии с моделью построения и управления межсекторным социальным партнерством и в условиях благоприятной внешней среды (политическая ситуация в регионе, особенности властных отношений). Если факторы внешней среды могут варьироваться в зависимости от специфики того или иного региона, то модель может быть внедрена в практику других регионов без изменений.
Необходимо учесть, что при адекватных условиях реальности внешней среды, в которой созданы необходимые условия, и при реализации межсекторного социального партнерства в соответствии с разработанной моделью, возможно обеспечение перехода к стратегическому межсекторному партнерству на территории Омской области. Кроме того, данная институциональная основа модели партнерства может быть тиражирована и внедрена в практику других регионов страны, при этом важно учитывать объективно существующие факторы внешней среды, которые могут варьироваться в зависимости от уникальных особенностей того или иного региона.
В Омской области существует острая необходимость в формировании комплексной модели взаимодействия региональной власти, бизнеса и общественных организаций, включающей: основные принципы, стратегию, приоритетные направления развития, элементы, механизмы реализации и оценку эффективности, закрепленную в базовых документах и стандартах взаимодействия.
Базовые направления развития модели межсекторного партнерства в регионе основываются на принципах социальной ответственности сторон партнерства за взятые на себя обя-
зательства, взаимовыгодном и добровольном характере взаимодействия, разграничении основных функций и рисков сторон в системе партнерства, содействии региональных властей развитию межсекторного социального партнерства, реалистичном и прагматичном характере социального партнерства, его разноуровневости и информационной открытости.
Имитационная модель межсекторного социального партнерства должна включать:
- представление реальной ситуации, сложившейся в процессе межсекторного партнерства Омской области;
- описание конкретного взаимодействия участников процесса (с применением метода сетевого анализа);
- описание влияния на модель (сеть) социального партнерства внешней среды (особенностей политической ситуации региона).
Все это требует закрепления в нормативно-правовых актах и базовых концепциях, в стандартах, правилах деятельности сторон, в связи с чем построение институциональной основы является одной из главных задач на протяжении всего процесса моделирования.
На региональном уровне модель межсекторного социального партнерства может закрепляться в следующих документах:
1) в разделе о развитии и повышении эффективности института взаимодействия органов власти Омской области, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций. Данное положение должно быть закреплено в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г. (далее - Стратегия). В настоящий момент документ оперирует понятием «государственно-частное партнерство», что, безусловно, сужает процесс межсекторного социального партнерства региона;
2) в концепции развития социального партнерства в регионе на тот или иной период, описывающей основные цели, задачи, приоритеты, направления и механизмы межсекторных взаимодействий, а также фиксирующей соответствующие критерии, индикаторы и пороговые значения; в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере социального партнерства в регионе;
3) в соглашении о социальном партнерстве в регионе на тот или иной период, а также в соглашениях муниципальных образований, на отраслевом уровне и по конкретным проектам и программам. Данные соглашения часто не учитывают межсекторную направленность партнерства, тем самым «отсекается» ряд участников партнерства от работы в правовом поле. Как правило, происходит оттеснение такой группы участников, как НКО. Примером может служить подписание «Трехстороннего соглашения о социальном партнерстве между Правительством Омской области, Федерацией омских профсоюзов и региональным объединением работодателей на 2013-2015 годы». Представители НКО вынуждены заключать односторонние соглашения с органами власти, что, учитывая политическую ситуацию региона, приводит к определенному торгу, не всегда выгодному представителям третьего сектора. Происходит «втягивание» НКО в политический процесс региона, создание так называемых «карманных» организаций;
4) в фиксируемых в различных формах, стандартах, нормах правил межсекторных взаимодействий. Нормативно-правовая база в Омской области по данному направлению отсутствует.
Основными механизмами реализации социального партнерства выступают социальные технологии межсекторных взаимодействий. Данные механизмы также требуют в ближайшее время законодательного закрепления с целью включения их в правовое пространство региона. Они предусматривают:
- планирование в сфере межсекторного социального партнерства (планирование взаимодействий органов государственной власти, объединений предпринимателей, коммерческих компаний, некоммерческих организаций и их объединений; технология «общественный совет»);
- организацию и координацию деятельности сторон (коммуникационные, образовательные технологии, договорное регулирование социального партнерства, лоббирование и ОЯ-менеджмент);
- финансирование в системе межсекторного партнерства (гранты, ярмарки социальных проектов и программ, фандрайзинг, программы пожертвований клиентов и сотрудников, корпоративные фонды и фонды местных сообществ, консолидированный бюджет, социальные инвестиции);
Социальные технологии реализации проектов и программ включают:
- в деятельности власти - технологии участия объединений предпринимателей и некоммерческих организации в управлении территориями (общественные советы, консультирование, технология «прозрачный бюджет», общественные слушания, общественная экспертиза);
- в деятельности бизнеса - технологии реализации социальных программ компаний, в том числе передачи их в аутсорсинг НКО;
- в деятельности общественных некоммерческих организаций - технологии развития и поддержки НКО, развития гражданского общества.
В целом модель межсекторного партнерства предполагает:
- стимулирование развития местных сообществ на основе государственного заказа, социально ответственной реструктуризации, делегирования сотрудников компании, конкурсного механизма реализации социальных проектов;
- развитие гражданского общества на основе демократических принципов управления и информационной открытости;
- использование различных рычагов мотивации в системе межсекторного партнерства (рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий и общественных организаций, индексы социальной ответственности, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы);
- контроль за выполнением обязательств при ответственности сторон и мониторинг эффективности партнерства (критериальный подход к эффективности, различные технологии оценки проектов и программ, социальная отчетность, социальный аудит, индексы социальных инвестиций, ответственность за нецелевое использование средств по предоставленным грантам, государственному и муниципальному заказу и др.).
В целях мониторинга эффективности межсекторного социального партнерства в регионе должны использоваться общие показатели экономического, социально-политического, экологического и этического развития региона, характеризующие развитие региона в целом, особенно сфер, непосредственно связанных с реализаций партнерства, и специальные показатели, характеризующие уровень развития и качество социального партнерства в регионе (количественные и качественные индексы социального партнерства).
Таким образом, в разделе о развитии и повышении эффективности института взаимодействия органов власти субъекта, регионального бизнеса и общественных некоммерческих организаций общего документа о Стратегии развития региона задаются исходные условия межсекторных взаимодействий на территории и на этой основе принимаются концепция развития социального партнерства, нормативно-правовые акты, заключаются многосторонние соглашения.
Система нормативно-правовых актов, регулирующих сферу межсекторного партнерства в регионе, должна включать закон о системе социального партнерства, закрепляющий основы новой модели межсекторного социального партнерства в Омской области (принятие такого закона на региональном уровне является крайне актуальным вследствие отсутствия подобного нормативного акта на федеральном уровне; при принятии такого закона на федеральном уровне региональный закон должен быть приведен в соответствие с федеральным).
Однако основной формой регулирования межсекторных взаимодействий в регионе следует считать заключение соглашений между сторонами межсекторного партнерства. При
этом в комплексной модели встает вопрос о соотношении социального партнерства как системы и отдельных его элементов, например, регулирования отношений в сфере труда. Наличие комплексного соглашения о социальном партнерстве на территории вовсе не подразумевает его самодостаточность и отсутствие иных форм соглашений по элементам социального партнерства или отраслям. В данном случае система регулирования социально-трудовых отношений берется как основа для развития системной модели межсекторных взаимодействий, а не как нечто заменяющее социальное партнерство в его широком смысле.
Институциональная основа модели межсекторного социального партнерства в Омской области предполагает выделение подцелей в сфере повышения качества жизни населения, инновационного экономического развития, экологического благополучия, развития гражданского общества, морально-нравственного климата региона. Приоритеты развития в соответствующих направлениях выделяются по соглашению всех участников партнерства, на основе базовых стратегических документов по развитию территории и видения регионального развития участниками социального партнерства и служат для формирования системы целей социального партнерства, выделяемых на основе принципов конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения целей к интересам развития населения и территории. Тактические цели социального партнерства являются, в свою очередь, основой для разработки обязательств сторон, которые закрепляются приложением к соглашению.
В соглашении должна закрепляться система механизмов реализации межсекторного социального партнерства. При этом в соглашении каждый из участников определяет свои системы целей, приоритетов и механизмов, которые наиболее соответствуют ситуации на данной территории.
Одним из важнейших аспектов соглашения является закрепление в нем критериев эффективности межсекторного социального партнерства. Необходимо совершенствовать методику расчета показателей (индикаторов) эффективности, определять пороговые значения индикаторов, позволяющие оценивать эффективность межсекторного партнерства в регионе. Функцию мониторинга и оценки эффективности целесообразно возложить на комиссию по развитию партнерства, которая должна публиковать данную информацию в СМИ [3].
Контроль за реализацией соглашения не только возлагается на эту комиссию, но и осуществляется сторонами социального партнерства самостоятельно в пределах их полномочий. Ведущая роль в осуществлении контроля в сфере социального партнерства принадлежит общественным организациям и средствам массовой информации.
Ответственность в сфере социального партнерства регулируется законодательными актами, а также носит договорной характер и прописывается в конкретных соглашениях.
При этом важнейшим ресурсом поиска решений проблем развития межсекторного социального партнерства признается участие в этом процессе общественных организаций, научных учреждений и учебных заведений региона. В этих целях проводятся конференции, семинары, тренинги по проблемам социального партнерства, а также грантовые конкурсы на проведение научных исследований в этой области.
Таким образом, развитие комплексной модели межсекторного социального партнерства на региональном уровне должно пройти следующие этапы:
1) осознание, в первую очередь представителями органов государственной власти Омской области, необходимости социального партнерства для развития территории;
2) создание институциональной и нормативно-правовой базы развития межсекторного социального партнерства, закрепление межсекторных взаимодействий в соответствующих стратегиях и концепциях, принятие необходимых региональных законов;
3) координацию и привлечение к системе межсекторного партнерства некоммерческих организаций и регионального бизнеса, разработку и подписание соответствующего соглашения;
4) запуск в действие системы социального партнерства в регионе. Этот этап подразумевает серьезный пересмотр региональной политики органов государственной власти. В част-
ности, целевые социальные программы развития территории могут быть разделены на три вида:
а) программы, полностью реализуемые властью;
б) программы, которые могут быть полностью отданы в аутсорсинг;
в) программы, которые могут реализовываться совместно. Этап реализации является самым серьезным, длительным и ответственным, так как предполагает использование множества технологий межсекторных взаимодействий, от корректности реализации которых зависит эффективность социального партнерства в регионе;
5) мониторинг развития социального партнерства и оценку его эффективности. Этот этап предполагает не только оценку и отслеживания обратной связи по реализации межсекторного партнерства, но и поиск идей, инновационных технологий, путей развития межсекторных взаимодействий, которые в дальнейшем будут закладываться в соответствующие стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике.
Таким образом, развитие системы межсекторного социального партнерства в регионе является длительным комплексным циклическим процессом, требующим модернизации сущности и содержания этого института и его «инкорпорирования» в систему стратегического управления развитием региона. При адекватных условиях реальности внешней среды, в которой созданы необходимые условия, и при реализации межсекторного социального партнерства в соответствии с разработанной моделью, возможно обеспечение перехода к сетевому социальному партнерству на территории Омской области. Кроме того, данная модель может быть тиражирована и внедрена в практику других регионов страны, при этом важно учитывать объективно существующие факторы внешней среды, которые могут варьироваться в зависимости от уникальных особенностей того или иного региона.
Библиографический список
1. Мангейм, Дж.Б. Политология. Методы исследования : пер. с англ. / Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич. - М. : Весь Мир, 1997. - 544 с.
2. Лычкин, Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов / Н.Н. Лычкин. - М. : Академия АйТи, 2005. - 25 с.
3. Зотова, М.В. Трансформация крупных городов России в центры макрорегионального влияния : дис. ... д-ра геогр. наук / М.В. Зотова. - М., 2007. - 461 с.
D.A. Artimovich, candidate Omsk Academy of the Humanities THE DEVELOPMENT OF CROSS-SECTOR PARTNERSHIP MODEL OF INSTITUTIONAL FRAMEWORKS IN THE REGION (by the example of the Omsk region)
This article discusses the features of the model of cross-sector partnerships in the region. Provides options for its optimization, provides recommendations to improve the institutional framework of the model. Attempts to deal with cross-sector partnerships in the form of a simulation model.
Keywords: cross-sector partnership, simulation model, the institutional framework, the Omsk region.
© Артимович Д.А., 2013
Автор статьи - Дмитрий Алексеевич Артимович, соискатель, Омская гуманитарная академия, e-mail: d. artimovich@yandex. ru.
Рецензент - В.Г. Пузиков, доктор философских наук, профессор, Омская гуманитарная академия.