Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
А.И. ЛУЧЕНОН,
руководитель Центра макроэкономического регулирования Института экономики НАН
Беларуси, доктор экономических наук (Минск) 220072, Республика Беларусь, Минск, ул. Сурганова, 1, корп. 2,.
С.С. ОСМОЛОВЕЦ
доцент Белорусского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук (Минск) 220070, Республика Беларусь, Минск, Партизанский проспект, 26.
В статье рассматривается процесс развития институциональной экономической теории в Республике Беларусь. Анализируются результаты и перспективы развития различных направлений институционализма.
Ключевые слова: институциональная экономическая теория, Республика Беларусь, экономическое образование
Коды классификатора JEL: B52
Теоретико-методологический анализ развития национальной экономики Республики Беларусь за последнее десятилетие показывает, что подходы к регулированию экономических процессов, которые проповедует неоклассическая экономическая теория, основанная преимущественно на рыночном регулировании и теориях мейнстрима, в условиях нашей страны оказываются неэффективными. Обусловлено это спецификой создаваемой в Беларуси социально-экономической системы, плохо соответствующей классической макроэкономической модели, в которой предполагается равноправное положение субъектов хозяйствования и их деятельность исходя из принципа экономической целесообразности.
Изучение специфики проведения экономической политики в Республике Беларусь вынудило обратиться к институциональной методологии, которая в отличие от классических подходов, рассматривает экономические проблемы под более широким углом зрения, не абсолютизируя принцип экономической целесообразности и часто ориентируясь на другие институциональные установки. Кроме того, классические теории описывали в основном повторяющиеся ситуации и не давали ответа о поведении индивидов при недостатке информации и неопределенности результатов. Т.е. стремление экономических агентов к улучшению результатов своей деятельности в белорусских условиях настолько не совпадает с установленными институциональными нормами, что субъекты хозяйствования часто не находят для себя благоприятных альтернатив.
В Беларуси в последние годы развитие институционального направления происходит достаточно быстрыми темпами. Среди публикаций большое количество статей в сборниках докладов конференций, монографии, учебные пособия, статьи в экономических журналах. Публикуются переводы статей зарубежных экономистов, оказавших влияние на развитие институциональной экономики (Д. Норт, Дж. Стиглиц), а также статьи отечественных институционалистов в журнале «Эковест», издаваемом исследовательским центром Института приватизации и менеджмента. При этом белорусские исследователи активно используют возможности интернета. В частности, актуальные проблемы экономической теории и практики с белорусской специфи-
© Лученок А.И., 2008 © Осмоловец С.С., 2008
развитие институционализма в республике Беларусь
кой рассматриваются на сайтах и блогах http://ipm.by/; http://liberty-belarus.info; http://research.by/; http://luchenok.blogspot.com/ http://nmnby.org/net/index.html; http://luchecon.livejournal.com и др.
Среди белорусских ученых, использующих инструментарий и методологию институционализма в своих исследованиях можно выделить В.Ф.Байнева, Ю.В.Валевича, Е.Б. Дорину, П.С. Лемещенко, А.И. Лученка, Е.Ю. Морозову, П.Г. Никитенко, С.С. Осмоловец, И.А. Руденкова, А.В. Черновалова, К.К. Шебеко.
Современный институционализм имеет достаточно широкий спектр направлений, различающихся методологией анализа и исследовательской программой. С достаточной степенью условности основные направления развития институционализма в Беларуси можно разделить на теоретический институционализм, новую институциональную теорию, практический неоинституционализм.
Теоретический институционализм
Основной причиной развития теоретического институционализма явилась попытка белорусских ученых на базе политэкономии, экономической теории и институционализма объяснить процессы, происходящие в переходный период в Беларуси. Одной из первых работ в этом направлении стала статья П.С. Лемещенко, В.Г.Булавко «Институт собственности и проблемы переходных экономик» (1998) [7], в которой были подняты проблемы формирования рыночных институтов в транзитивной экономике. Был обоснован тезис о том, что процесс реформ (в частности, приватизация) должен сопровождаться глубоким изучением особенностей экономического устройства общества, иначе проводимые реформы не только не принесут должного результата, но и приведут к потере части экономического потенциала. Авторы показали, что сведение экономических реформ к перераспределению прав собственности на материальные ресурсы привело к концентрации элементов собственности у лиц, обладавших властью, к спекулятивному использованию собственности, а следовательно, проводимые реформы не дали должного результата [6, а 128].
Институциональный анализ экономических реформ П.С.Лемещенко продолжил в цикле статей «Институционально-эволюционная теория новой экономической реформы», «Кредитно-банковская система в институциональном измерении», «Институциональные закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной системы Беларуси». В статье «Институциональные противоречия и ловушки переходного периода» (2005), посвященной анализу этапов переходной экономики и факторов трансформации институтов, автором вводится термин «трансформационные ловушки» - неэффективные институты, сформированные в период реформирования экономики [9, с. 211-230; 10, с. 21-30; 11, с. 82-92; 12]. В русле теоретического институционализма П.С.Лемещенко определяет идеологию как образ мышления людей и общества в целом, рационализирующий поведение индивидов, так и как институт, способствующий формированию институционального равновесия и снижению трансакционных издержек индивидов. Им сделан вывод о необходимости формирования собственной идеологии развития белорусской экономики [8, с. 3-30].
Формированию института идеологии в Беларуси посвящена и работа И.А. Руденкова «Политэкономия, институты и идеология» (2004) [28, с. 51-61]. Статья интересна прежде всего попыткой определить институциональные границы развития экономики Республики Беларусь. Автор отмечает, что важнейшим базовым институтом, формирующим идеологию развития общества, является институт частной собственности. Поскольку белорусская идеология строится на том, что Беларусь - это малая страна с открытой экономикой, частная собственность должна доминировать, а государственная лишь обеспечивать целостность страны. Поэтому И.А. Руденков предлагает меры по защите частного сектора экономики от внешней конкуренции.
В русле традиционного институционализма написан доклад В.Ф. Байнева «Парадокс неэффективного частного собственника в теории фирмы переходного периода» (2004) [1, с. 30-43], посвященный проблемам развития переходных стран.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Продолжением научных исследований в области теории институциональной науки явилась статья Ю.А. Медведевой «Развитие системы управления в транзитивной экономике: институциональные основания» (2007) [16, с. 81-87]. В статье автор анализирует эффективность формальных институтов в Беларуси в период с 1990 по 2005 гг., на основе чего делает вывод о преобладании количественного роста экономики, а не ее развития. Анализ моделей управления, доминирующих в экономических теориях, а также изучение особенностей государственного управления, позволило автору сделать вывод о необходимом условии эффективности институциональных преобразований - наличии механизма обратной связи в системе государственного управления.
С использованием методологии неоинституционализма выполнена статья Ю.В.Валевича «Институциональное равновесие» (2002) [3, с. 276-300]. Основная гипотеза исследования автора заключается в следующем: институциональное равновесие определяет эффективность экономической системы. Поэтому для обеспечения эффективного функционирования экономики, необходимо устранение неэффективных политических организаций. Недостатком данной работы является, на наш взгляд, эмпирическая оценка эффективности институтов. В работе «Политическая экономия институционального равновесия» (2004) [4, с. 118-125] Ю.В. Валевич делает акцент на политические аспекты формирования институтов. Используя основные положения теории (принцип ограниченной рациональности, понятие оппортунизма, категория трансакционных издержек) рассматривает факторы, приводящие должностных лиц (политиков и чиновников) к действиям в собственных интересах, а также институциональные ограничения этих действий. Таким образом, автор обосновывает тезис о том, что демократический процесс принятия политических решений позволяет повысить эффективность формирования институтов.
Изучению теоретических основ институциональной экономической теории посвящены работы Е.Б.Дориной. В статье «Теоретические и методологические подходы к исследованию проблем переходной экономики» (2004), представлен анализ моделей переходной экономики, определен период длительности переходного периода границами продолжительности формирования базовых институтов новой экономики. Статья «Современный институционализм: вопросы теории и методологии» (2006) посвящена анализу инструментария и исследовательской программы современных направлений институционализма. В монографии Е.Б.Дориной «Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации» (2005) основное внимание уделено анализу методологии институционального направления экономики и изучению специфики формирования институциональной структуры в переходном периоде.
В вузовской экономической науке в основном преобладают подходы, целиком и полностью оправдывающие применяемые в стране экономические методы регулирования и, по сути, отрицающие необходимость серьезного преобразования сложившейся институциональной структуры. В частности, вышеупомянутая Е.Б. Дорина считает, что лучше отложить реформы, чтобы не подрывать сложившиеся институты. Мотивирует она это тем, что решающим фактором успешной трансформации являются государственные институты, обеспечивающие нормальную работу рыночных механизмов путем их поддержки и развития. Государственные институты позволяют устранить наиболее серьезные аномалии в экономической среде, в том числе кратно различающуюся доходность в производственной, финансовой и торгово-посреднической сферах деятельности, чрезмерное налоговое бремя на предприятия, дороговизну кредита. При необходимости выбора между вариантами — проводить реформы с риском развала институтов или отложить их в целях укрепления институтов и уменьшения потерь в виде падения производства — реформы лучше отложить, поскольку решающим фактором экономической политики в процессе перехода к рынку является не скорость реформ (либерализация), а эф-
фективность институтов» [5, с. 25-26]. Автор считает, что российский опыт проведения реформ Республике Беларусь не подходит, поскольку переход к новой экономической системе в Беларуси, в отличие от России, осуществляется на основе умеренно-радикального подхода, ориентированного на стабильность условий воспроизводства и эволюционность, поэтапность преобразований, участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, выбор приоритетов развития национальной экономики. Соответственно и вносятся предложения, построенные на принципах умеренности и осторожности, эволюционного развития сложившихся экономических отношений.
Новая институциональная экономическая теория
Исследованиям в области новой институциональной экономики посвящены работы А.В.Черновалова (Брест). В качестве методологии исследования им выбраны следующие положения:
1) трансакционные издержки положительны;
2) институты рассматриваются через призму их влияния на решения экономических субъектов;
3) существует несколько состояний равновесия экономической системы в зависимости от исходных параметров системы;
4) фирма представляет собой совокупность экономических субъектов с собственными интересами [29, а 17].
Одной из первых работ А.В. Черновалова явилась монография «Несостоятельность (банкротство) в институциональной экономике: белорусская модель» (2004) [29]. Автор с использованием выбранной методологии и основных категорий институциональной экономики (ограниченная рациональность, оппортунистическое поведение, организация, трансакция, трансакционные издержки) разработал концепцию антикризисного управления предприятием в условиях Республики Беларусь, охарактеризовал понятие института несостоятельности. Новизной теоретических положений монографии является оригинальная точка зрения автора на теорию несостоятельности через призму институционализма. Данная монография имеет практическое значение, поскольку в ней дается критический анализ законодательства о банкротстве в Республике Беларусь.
Другой значимой работой А.В.Черновалова явилась монография «Теория институтов рынка» (2006) [30]. Работа посвящена исследованию проблем формирования институциональной структуры общества в переходный период. Интерес в работе вызывает глава «Концепция эффективности институциональных трансформаций». Изучая сущность подходов к эффективности институтов, автор делает попытку разработать критерии оценки эффективности трансформации формальных институтов. В качестве критерия эффективности изменения или введения новых формальных институтов предложено рассматривать изменение возможностей экономических субъектов по оптимизации использования ресурсов. При этом автор отказывается от концепции эффективности институциональной трансформации, основанной на анализе экономии трансакционных издержек до и после трансформации. В данной монографии также разработана институциональная модель экономической системы, включающая совокупность правил и институтов. Спорным в предложенной модели является разделение автором понятий «правило» и «институт»: в частности, экономические правила, по нашему мнению, невозможно рассматривать отдельно от основных макроэкономических институтов, их устанавливающих. Вторая часть рассматриваемой монографии посвящена разработке концепции формирования института экономической несостоятельности (на примере России и Беларуси).
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
~ неоинституционализм
Одной из первых работ в Беларуси по неоинституциональной экономике, наряду с теоретической направленностью, имеющей и практическое значение, явилась монография Шебеко К.К. «Институциональная инфраструктура региональных рынков продовольствия: теория, методология, практика» (2001) [31]. В монографии дана комплексная оценка институциональным основам рынка. Определены границы функционирования рынка (институты), изучена система норм, обеспечивающих функционирование экономической системы, определено место института собственности в экономике рыночного типа, даны конкретные рекомендации по совершенствованию экономических отношений в аграрном комплексе на основе неоинституциональной методологии.
Интерес вызывает раздел монографии «Трансформация институтов», раскрывающий факторы изменения формальных институтов, а также анализ зарубежных методик оценки совместимости формальных институтов и неформальных норм. На основе анализа концепций рыночной инфраструктуры Шебеко К.К. сформировал собственный подход к концепции рыночной инфраструктуры для экономики переходного типа. Им также проанализированы основы функционирования товарных и фондовых бирж, как элементов инфраструктуры региональных рынков продовольствия. Достоинством работы является разработанная система мер в области государственного регулирования деятельности оптовых рынков, направленная на снижение трансакционных издержек функционирования этих рынков в условиях Республики Беларусь.
В Институте экономики Национальной академии наук Беларуси активно разрабатывается концепция, ориентированная на использовании в белорусской практике хозяйствования разработок представителей отечественной неоинституциональной школы. В частности, если Д. Норт выделяет два вида государства (контрактное и эксплуататорское) [21], то А.И. Лученок в статье «Использование неоинституциональ-ных подходов в белорусской экономической модели» (2005) с учетом специфики белорусской социально-ориентированной системы управления предложил выделить модель доминирующего государства, ориентированного на максимальное развитие государственных институтов регулирования хозяйственной жизни с обеспечением жесткого контроля текущей хозяйственной деятельности предприятий [14, с. 8; 27].
В отличие от эксплуататорского государства особую роль в доминантной модели играет поддержание относительно высокого уровня благосостояния широких слоев населения. Не случайно академик П.Г. Никитенко в монографии «Макроэкономическое регулирование в белорусской институциональной модели» (2008) отметил, что «политический выбор белорусской модели социально-ориентированного устойчивого инновационного и преимущественно рыночного развития поставили республику перед необходимостью изменения социально-экономической парадигмы хозяйствования, где человек становится не только средством, фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью» [15, с. 5].
В опубликованной в российском журнале статье академика П.Г. Никитенко и А.И. Лученка «Предпринимательство в белорусской институциональной модели» сделан вывод, что институциональные условия, создаваемые доминирующим государством, хотя и направлены на выравнивание уровня жизни различных слоев населения, но не благоприятствуют обеспечению эффективности хозяйствования. В силу активной государственной поддержки предприятиям выгоднее быть в государственной собственности, чем в частной. Белорусская практика свидетельствует о преимущественной заинтересованности руководителей и рядовых работников предприятий в текущем потреблении и слабой ориентации на накопление. Наблюдающийся в Республике Беларусь экономический рост происходит при доминирующем преобладании государственной собственности, медленном проведении институциональных и структурных реформ, недостаточных мотивационных механизмах.
17151852
Длительность такого роста ограничена периодом исчерпания резервов административного ресурса [20].
В статье А.И. Лученка «Институционализм и белорусская экономическая модель» (2007) отмечается, что белорусская экономика попала в своего рода институциональную ловушку. Усложнение экономической ситуации в сложившейся институциональной модели вызывает необходимость усиления централизации средств. В результате предпринимаются решения, которые не могут быть адекватно объяснены методологией экономической науки. Примером может быть прикрепление в Беларуси убыточных сельскохозяйственных предприятий к городским относительно доходным предприятиям. Вынужденная необходимость направлять собственные средства для поддержки предприятий-банкротов подрывает экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования. В таких условиях частное имущество легко национализируется, с интересами частных инвесторов перестают считаться. В результате частный капитал начинает бежать из страны [13, с. 22-26].
При совершенствовании методологии государственного регулирования чрезвычайно важным вопросом стало определение места принуждения в белорусской институциональной модели. А.И.Лученком обоснован вывод, что в стране наряду с административным принуждением быстро развиваются и совершенствуются ресурсные методы принуждения. При этом в доминантной институциональной системе органы управления стремятся взять под контроль как можно большее количество ресурсов, поскольку именно эти ресурсы являются основой сохранения стабильной власти. Поэтому государственное регулирование сопровождается серьезным централизованным перераспределением валового внутреннего продукта, что является основой экономической власти. В тех случаях, когда иссякают возможности принуждения к подчинению путем предоставления льготных ресурсов субъекты хозяйствования могут перейти к практике чисто формального подчинения с резким снижением реальной эффективности хозяйствования [15, с. 27]. В настоящее время автором ведутся исследования по проблемам получения и распределения институциональной ренты. Результаты исследования находят отражение в блоге «Белорусская экономика (институциональный подход)» [2].
Теория трансакционных издержек получила развитие в работах С.С. Осмоловец, исследовавшей проблемы управления трансакционными издержками на предприятиях Республики Беларусь. В ходе исследования Осмоловец С.С. предложила рассматривать трансакционные издержки дифференцированно, в зависимости от места их возникновения. Необходимо разделять издержки, возникающие в результате реализации хозяйственных связей между предприятием в целом и внешними институциональными структурами, и издержки, возникающие в сделках между отдельными его подразделениями и поставщиками (покупателями). На основе предложенного подхода разработаны методики количественной оценки и анализа трансакционных издержек на предприятии. Результаты исследования опубликованы в статьях: «Анализ трансакционных издержек промышленных предприятий» (2005), «Оценка и анализ трансакционных издержек предприятия», «Учет и управление трансакционными издержками» (2005), «Оценка величины трансакционных издержек субъектов хозяйствования в экономике Республики Беларусь» (2005), «Факторы формирования трансакционных издержек с позиций неоинституциональной экономической теории» (2006) [22, с. 42-45; 23, с. 53-60; 24, с. 16-17; 25; 26, с. 152-154]. Следует отметить, что нерешенной проблемой в исследованиях в области неоинституционализма остается множественность подходов к трактовке сущности трансакционных издержек. В настоящее время Осмоловец С.С. занимается исследованием проблемы оценки эффективности институциональной структуры.
Исследования в области институциональных рисков осуществляет Е.Ю.Морозова. Ею сделан вывод, что институты следует рассматривать не только как способ уменьшения неопределенности и упорядочивания взаимодействия в рамках экономичес-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
кой системы, но и как источник рисков при осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов. Анализ роли государства в создании и развитии институтов, а также в деятельности предприятий позволил выделить институт государственного регулирования как имеющий наиболее важное значение для возникновения институциональных рисков. Автором разработаны теоретические основы исследования рисков, обусловленных экономическими и административными методами государственного регулирования. Выделены институциональные риски, обусловленные налоговым, таможенным, денежно-кредитным регулированием, распространенным в белорусской экономической модели административным планированием показателей деятельности и административным перераспределением средств предприятий, а также разработаны меры по снижению этих рисков на уровне предприятий [17, с.41-42; 18, с. 102104; 19, с. 104-106].
В области неоинституциональной экономики защищено несколько диссертаций: в Белорусском государственном университете - кандидатские диссертации:
H.А.Мельниковой «Неоклассический и современные подходы к анализу экономического поведения фирмы» (2002), Ю.В.Валевича «Экономическое равновесие в институциональном измерении» (2003), в Институте экономики НАН Беларуси: С.С.Осмоловец «Управление трансакционными издержками субъектов хозяйствования в Республике Беларусь» (2006), Е.Ю. Морозовой «Оценка влияния институциональных рисков на результаты деятельности предприятий в Республике Беларусь» (2008). В Белорусском государственном экономическом университете защищена докторская диссертация Е.Б.Дориной «Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации» (2008).
Развитию институционализма в Беларуси способствовали конференции «Институциональные закономерности устройства и эволюции социально-экономической системы РБ» (2004 г.), «Состояние, историческая обусловленность и тенденции институциональной динамики мир-системы и Республики Беларусь» (2005 г.), «Проблемы формирования эффективных институтов инновационного развития Республики Беларусь и России» (2006 г.), а также доклады по институциональной методологии на других конференциях и «круглых столах». Вместе с тем ученые, занимающиеся институциональной методологией, испытывают серьезный недостаток общения со специалистами соответствующего профиля из других стран, в первую очередь из Российской Федерации, где это направление научной деятельности получило более значительное развитие.
ЛИТЕРАТУРА
I. Байнев В.Ф. Парадокс неэффективного частного собственника в теории фирмы переходного периода // Материалы и доклады научной конференции (г. Минск, 21 мая 2004 г.). В 2-х частях. Мн.: Бестпринт, 2004. Ч. 1.
2. Белорусская экономика, институциональный подход (^1р://1ж^епок.Ьк^ро1. сот).
3. Валевич Ю.В. Институциональное равновесие // Эковест. 2002. № 2.
4. Валевич Ю.В. Политическая экономия институционального равновесия // Материалы и доклады научной конференции (г. Минск, 21 мая 2004 г.). В 2-х частях. Мн.: Бестпринт, 2004. Ч. 1.
5. Доринае.Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.01 — экономическая теория. Мн, 2007 г.
6. Лаврухина И.А.Экономические исследования на кафедре политэкономии // Вклад ученых БГУ в развитие экономического образования и экономической мысли Беларуси / Под общей редакцией М.М. Ковалева. Мн.: БГУ, 2002.
7. ЛемещенкоП.С.,БулавкоВ.Г. Институт собственности и проблемы переходных экономик // Вестн.БГУ. Сер. 3. 1998. № 3.
8. Лемещенко П.С. Институт идеологии в экономике: теоретико-методологическая составляющая // Материалы и доклады научной конференции (г. Минск, 21 мая 2004 г.). В 2-х частях. Мн.: Бестпринт, 2004. Ч. 1.
9. Лемещенко П.С. Институционально-эволюционная теория новой экономической реформы // Выбр.навук. працы Бел.дзярж.ун-та. Т 3. Мн.: БДУ, 2001.
10. Лемещенко П.С. Институциональные закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной системы Беларуси // Белорусский экономический журнал. № 1. 2001.
11. Лемещенко П.С. Институциональные противоречия и ловушки переходного периода // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 1.
12. Лемещенко П.С. Кредитно-банковская система в институциональном измерении // Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю.М.Осипова, Е.С. Зотовой. М.: МГУ, 2001 г.
13. ЛученокА.И. Институционализм и белорусская экономическая модель. // Наука и инновации. 2007. № 8 (54).
14. Лученока.И. Использование неоинституциональных подходов в белорусской экономической модели // Белорусский экономический журнал. 2005. № 2. (http:// luchenok.narod.ru/Luchenok_Instituty.pdf).
15. Макроэкономическое регулирование в белорусской институциональной модели. А.И. Лученок, М.В. Маркусенко, О.Л. Шулейко и др. / Под науч. ред. П.Г.Никитенко; Ин-т экономики НАН Беларуси. Мн.: Право и экономика, 2008. (http://luchenok. narod.ru/mng08.html).
16. Медведева ЮАРазвитие системы управления в транзитивной экономике: институциональные основания // Белорусский экономический журнал. 2007. № 2.
17. МорозоваЕ.Ю. Институциональные риски и их минимизация / Е.Ю. Морозова // Финансы, учет, аудит. 2007. №8.
18. Морозовае.Ю. Институциональные риски и особенности национальной институциональной среды / Е.Ю. Морозова // Вес. Нац. Акад. навук Беларусь Сер. гуманг-тар. навук. 2005. №5, ч. 1.
19. Морозовае.Ю. Оценка влияния институциональных рисков на эффективность деятельности субъектов хозяйствования / Е.Ю. Морозова // Вес. Нац. Акад. навук Беларусь Сер. гумангтарных. навук. 2006. № 5, ч. 2.
20. Никитенко П., Лученока. Предпринимательство в белорусской институциональной модели. // Общество и экономика. 2005. № 9.
21. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики 1997. № 3.
22. Осмоловец С.С. Анализ трансакционных издержек промышленных предприятий // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2005. № 6.
23. Осмоловец С.С. Оценка и анализ трансакционных издержек предприятия // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2005. № 4.
24. Осмоловец С.С. Учет и управление трансакционными издержками // Финансы, учет, аудит. 2005. № 9.
25. Осмоловец С.С. Факторы формирования трансакционных издержек с позиций не-оинституциональной экономической теории // Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л.Шулейко, О.И.Румянцева и др. Мн.: Право и экономика, 2005.
26. Осмоловец С.С. Факторы формирования трансакционных издержек с позиций не-оинституциональной экономической теории // Статья в сб. «Белорусская модель социально-экономического устойчивого инновационного развития: формирование и пути реализации»// Мн: Изд-во ИООО «Право и экономика», 2006.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4
27. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. Мн.: Право и экономика. 2005. (http:// luchenok.narod.ru/pmea.html).
28. Руденков И.А. Политэкономия, институты и идеология // Материалы и доклады научной конференции (г. Минск, 21 мая 2004 г.). В 2-х частях. Мн.: Бестпринт, 2004. Ч. 1.
29. Черновалова.В. Несостоятельность (банкротство) в институциональной экономике: белорусская модель. Мн.: ООО «Мисанта», 2004.
30. Черновалова.В. Теория институтов рынка (антикризисное регулирование). Брест: Изд-во БрГУ, 2006.
31. Шебеко К.К. Институциональная инфраструктура региональных рынков продовольствия: теория, методология, практика. Горки: Белорусская Государственная сельскохозяйственная академия. 2001.