Научная статья на тему 'Развитие институтов прямой демократии на местном уровне в местах проживания коренных малочисленных народов Севера России'

Развитие институтов прямой демократии на местном уровне в местах проживания коренных малочисленных народов Севера России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ИНСТИТУТЫ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / НАРОДНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / INSTITUTIONS OF DIRECT DEMOCRACY / LOCAL GOVERNANCE / INDIGENOUS PEOPLES. NATIONAL SELF GOVERNMENT / LEGAL REGIME / COORDINATION COUNCIL / STATE ASSEMBLY (IL TUMEN) OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ELECTORAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Наталья Иннокентьевна

Введение: в данной статье рассмотрена Республиканская программа по государственной поддержке развития муниципальных образований и созданию условий для реализации конституционных прав коренных малочисленных народов Севера. Результаты: проанализированы характерные особенности прав народов на самоопределение, прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами и гарантированного права на участие в управлении делами государства. Обоснована необходимость в институциональном обновлении сложившихся парадигм такого фундаментального правового явления, как демократия. Выводы: отмечается недостаточная активность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в достижении уставных целей. В связи с этим Ассоциации необходимо изыскивать ресурсы по вовлечению представителей малочисленных народов в процесс обсуждения и принятия публично-властных и социально-экономических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF DIRECT DEMOCRACY AT THE LOCAL LEVELING THE PLACES OF RESIDENCE OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE RUSSIAN NORTH

In this article, bringing of the Republican program isconsidered on state support of development of municipaleducations and conditioning for realization of constitutionalrights for the native small in numbers people of North. Characteristic features are analysed at constitutional levelright for people on selfdetermination, right for native small innumbers people in accordance with the universallyrecognized principles and norms of international law andinternational agreements and simultaneously guaranteeing aright on participating in a management by the matters of thestate. A necessity is educed and reasonable for theinstitutional updating of the folded paradigms of suchfundamental legal phenomenon as democracy. On the basis of undertaken a study an author is offer aconclusion about insufficient activiy of Association of nativesmall in numbers people of North, Siberia and Far East ofRussian Federation in the achievement of the Regulationaims, there is the steady impression about the not use ofserious resource of Association for to engaging of representatives of small in numbers people inthe process of discussion and acceptance of publicly-imperious and socio-economic decisions.

Текст научной работы на тему «Развитие институтов прямой демократии на местном уровне в местах проживания коренных малочисленных народов Севера России»

Библиографический список

1. Захаров В.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. М.: Юрлитинформ, 2005. 248 с.

2. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.

3. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 544 с.

4. Кутафин О.Е. Избранные труды: в 7 т. Т. 2: Источники конституционного права. М.: Проспект, 2011. 352 с.

References

1. Zakharov VV The decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation as a source of the constitutional law. M.: Yurlitinform, 2005. 248 p.

2. BaglayM.V. The constitutional law of the Russian Federation: textbook. 6th ed., chan. and add. M.: Norma, 2007. 784 p.

3. The constitutional law of Russia: textbook / ex. ed. by A.N. Kokotov and M.I. Kukushkin. 2th ed., revis. and add., M: Norma, 2007. 544 p.

4. Kutafin O.E. Selected works in 7 volumes. Volume 2. The sources of the constitutional law. M.: Prospekt, 2011. 352 p.

УДК 352:06.017(=1-81) Н.И. Иванова

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ

Введение: в данной статье рассмотрена Республиканская программа по государственной поддержке развития муниципальных образований и созданию условий для реализации конституционных прав коренных малочисленных народов Севера. Результаты: проанализированы характерные особенности прав народов на самоопределение, прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами и гарантированного права на участие в управлении делами государства. Обоснована необходимость в институциональном обновлении сложившихся парадигм такого фундаментального правового явления, как демократия.

Выводы: отмечается недостаточная активность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в достижении уставных целей. В связи с этим Ассоциации необходимо изыскивать ресурсы по вовлечению представителей малочисленных народов в процесс обсуждения и принятия публично-властных и социально-экономических решений.

Ключевые слова: Конституция РФ, институты прямой демократии, местное самоуправление, коренные малочисленные народы, народное самоуправление, правовой режим, координационный совет, государственное собрание (Ил - Тумэн) Республики Саха (Якутия), избирательный процесс.

© Иванова Наталья Иннокентьевна, 2017

Преподаватель Олекминского техникума Государственного бюджетно-профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия), правовед высшей категории, член Ассоциации юристов России

© !уапоуа Natalia Innokentievna, 2017Teacher Olekminsky State College budget-but professional educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia), lawyer of the highest category, member of Association of lawyers 60 of Russia

N.I. Ivanova

THE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONS OF DIRECT DEMOCRACY AT THE LOCAL LEVELING THE PLACES OF RESIDENCE OF INDIGENOUS MINORITIES OF THE RUSSIAN NORTH

In this article, bringing of the Republican program isconsidered on state support of development of municipaleducations and conditioning for realization of constitutionalrights for the native small in numbers people of North. Characteristic features are analysed at constitutional levelright for people on selfdetermination, right for native small innumbers people in accordance with the universallyrecognized principles and norms of international law andinter-national agreements and simultaneously guaranteeing aright on participating in a management by the matters of thestate. A necessity is educed and reasonable for theinstitutional updating of the folded paradigms of suchfundamental legal phenomenon as democracy.

On the basis of undertaken a study an author is offer aconclusion about insufficient ac-tiviy of Association of nativesmall in numbers people of North, Siberia and Far East ofRus-sian Federation in the achievement of the Regulationaims, there is the steady impression about the not use ofserious resource of Association for to engaging of representatives of small in numbers people inthe process of discussion and acceptance of publicly-imperious and socio-economic decisions.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, institutions of direct democracy, local governance, indigenous peoples. National self - government, legal regime, coordination council, state assembly (Il - Tumen) of the Republic of Sakha (Yakutia), electoral process.

Многонациональное российское общество и современное российское государство, признавая на конституционном уровне право народов на самоопределение, права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами и одновременно гарантируя право на участие в управлении делами государства, нуждаются в институциональном обновлении сложившихся парадигм такого фундаментального правового явления, как демократия.

Поэтому неслучайно в своем Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Президент РФ отметил, что «российская демократия — это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне», глава государства отметил необходимость уделять больше внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия (ст. 69 Конституции РФ).

Вектор этого изменения можно обозначить как переход от понимания демократии как особым образом организованной власти к пониманию демократии и совокупности институтов гражданского участия в ее осуществлении. Этот процесс имеет глобальный характер, предпосылки которого были обозначены на рубеже Х1Х-ХХ вв. (А. Эсмен, П. Новгородцев). Однако свое институциональное оформление этот процесс получает лишь сегодня в совокупности институтов так называемой демократии соучастия. «Равноправие народов России — это гарантированный российской Конституцией правовой режим, который предусматривает целый комплекс мер экономического, политического, социального и культурного характера по обеспечению гармоничного существования (в рамках многонационального народа Российской Федерации) и развития каждого этноса (народа), проживающего на территории Российской Федерации», — отмечает В.Т. Кабышев [1, с. 137].

В институциональном обновлении также нуждается институт рекомендательной демократии Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, образованная в марте 1990 г. на I Съезде коренных малочисленных народов Севера и объединившая 26 этнических сообщества. На сегодняшний день Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ объединяет 40 народов и имеет 37 региональных объединений на территории субъектов РФ, где традиционно проживают этнические меньшинства.

Согласно Уставу Ассоциация призвана содействовать объединению коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, защите их прав и законных интересов, решению проблем социально-экономического и культурного развития этих народов, роста национального самосознания и повышения их жизненного уровня (п. 2.1), обеспечению прав малочисленных этнических общностей, в том числе права собственности на землю и другие природные ресурсы в местах исторического проживания данных народов (п. 2.2).

У коренных малочисленных народов Севера, высшим органом управления является съезд, который созывается Координационным Советом Ассоциации 1 раз в 4 года и вправе рассматривать любой вопрос деятельности Ассоциации. Проведенный анализ официального сайта Ассоциации свидетельствует, что всего с начала ее деятельности состоялось 8 съездов, последний Съезд состоялся 24 марта 2017 г.1 В период между съездами текущей работой организации управляют Координационный Совет и Президиум в составе президента, первого вице-президента и вице-президентов Ассоциации. При этом, как указывает М.А. Липчанская, что «в перспективе демократия будет представлять не столько синтез форм прямой и представительной демократии, сколько совокупность различных стратегий вовлечения граждан в управление делами государства» [2, с. 8].

Анализируя сайт, можно сформулировать вывод о недостаточной активности Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в достижении уставных целей. Складывается устойчивое впечатление о неиспользовании серьезного ресурса Ассоциации по вовлечению представителей малочисленных народов в процесс обсуждения и принятия публично-властных и социально-экономических решений2.

В 2002 г. в Республике Саха (Якутия) была одобрена Концепция перехода к местному самоуправлению. Одновременно были внесены изменения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия), закрепляющие двухуровневую систему муниципальных образований. С этого момента началось активное региональное законотворчество в области местного самоуправления, органы власти

" 1 Ассоциация в 1993 г. была первоначально зарегистрирована в качестве общественно-

1 политического движения «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири

S и Дальнего Востока Российской Федерации», которое в 1999 г. прошло перерегистрацию с

организационно-правовой формой как общероссийская общественная организация // Официальный сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. URL: http://www.raipon.info (дата обращения: 20.06.2016).

2 См.: Устав Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»: принят учредительным Съездом 30 мая 1990 г. Изменения и дополнения внесены на Внеочередном Съезде 24 января 2013 г. // Официальный сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. URL: http://www.raipon.info (дата 62 обращения: 20.06.2016).

Республики Саха (Якутия) провели широкую разъяснительную и пропагандистскую работу среди населения по организации строительства демократических институтов власти на местах.

29 сентября 2002 г. во всех улусах (районах) и г. Якутске прошли местные референдумы по вопросам создания муниципальных образований и принятия их уставов. Поскольку население повсеместно поддержало переход к осуществлению местного самоуправления в Республике, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Постановлением от 17 октября 2002 г. назначило первые выборы органов местного самоуправления на районном уровне.

29 декабря 2002 г. были проведены выборы в представительные органы местного самоуправления и глав муниципальных образований в улусах (районах) Республики Саха (Якутия). С этого момента в Республике началось функционирование современной конституционной системы местного самоуправления. Аналогичные процессы проходили в других субъектах Федерации.

Реализация Республиканской программы по государственной поддержке развития муниципальных образований и созданию условий для осуществления конституционных полномочий местного самоуправления от 15 августа 2002 г. на 2002-2005 гг., плана мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по формированию и организации деятельности органов местного самоуправления вновь образуемых муниципальных образований в 2005 году (утв. распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 6 января 2005 г. № 4-РП)3 способствовала созданию устойчивых организационных и правовых основ деятельности местного самоуправления. Были сохранены преемственность власти и стабильность политиче- т ской ситуации при заметном обновлении кадров муниципального управления. к С 1 января 2006 г. представительные органы и главы муниципальных обра- а зований 404 вновь образованных городских и сельских поселений приступили С к осуществлению полномочий местного самоуправления в соответствии с Феде- I ральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации у

местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.)4. С

т

На Дальнем Востоке Республика стала одним из первых субъектов РФ, перешед- н ших к реализации указанного федерального закона в полном объеме. С 2008 г. 1

начался второй этап реализации Концепции развития местного самоуправления и

д

в Республики Саха (Якутия) на период 2008-2016 годов. Все эти обстоятельства е

необходимо учитывать при рассмотрении особенностей организации и проведе- |

ния муниципальных выборов и местного референдума на территориях прожи- |

вания коренных малочисленных народов в Российской Федерации. |

Непосредственный избирательный процесс, подразумевающий выборы на •

разных уровнях (в т.ч. на муниципальном) и право голосования граждан, призван (

обеспечивать систематическую сменяемость власти, легализовывать и формали- )

зовывать политическую борьбу, а также стабилизировать всю социальную си- 1 стему. Соответственно общество имеет возможность контролировать (прямо или косвенно) почти весь круг принимаемых муниципальными властями решений и даже определять характер их практической реализации. Наблюдается своеобразная правообеспечительная последовательность: вследствие муниципальных

3 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2017. № 31, ч. I, ст. 4828.

выборов достигается реализация конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Безусловное достижение в этой сфере — установление действенных механизмов цикличности проведения муниципальных выборов и вытекающая отсюда непрерывность участия россиян в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, с развитием института прямой демократии в субъектах РФ и для полноценного функционирования института прямой демократии во всех субъектах РФ нужны регулируемые законы.

Библиографический список

1. Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей / [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др]. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2014. Вып. 14. 208 с.

2. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: проблемы конституционно-правового регулирования и реализации / под ред. Г.Н. Комковой. М.: ДМК-Пресс, 2011. 329 с.

Reference

1. Constitutional development of Russia: Interuniversity collection of scientific articles / (rare: VT Kabyshev (editorial editorship. Saratov: Saratov State Law Academy, 2014. Issue 14. 208 p.

2. Lipchanskaya M.A. Participation of citizens of the Russian Federation in the management of the affairs of the state: the problems of constitutional and legal regulation and implementation / ed. by G.N. Comculent. Moscow: DMK-Press, 2011. 329 р.

Ol

S Ф

ч:

го *

ra is

0 *

и а

1 s

:

s а 2 is

0

1 I

а ш и а

га g

и О

>5

О *

и ш О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.