Научная статья на тему 'Развитие институтов природопользования в условиях формирования транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия»'

Развитие институтов природопользования в условиях формирования транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ТРАНСПОРТ / КОРИДОР / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРЕДА / MANAGEMENT OF NATURAL RESOURCES / RATIONAL USE / TRANSPORT CORRIDOR / INSTITUTIONAL SYSTEM / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полянская И.Г., Юрак В.В.

Тема. В связи со сложной геополитической обстановкой, оказывающей влияние на развивающиеся международные интеграционные процессы, вопрос о формировании транспортного коридора «Арктика Центральная Азия» становится все более актуальным. На повестку дня выходит вопрос о создании и развитии транспортных коридоров, использование которых могут обеспечить налаженный и четко отрегулированный пропуск потоков природных ресурсов, а также обеспечить компенсационный механизм за получение экологических услуг от неиспользования этих природных ресурсов. Целеполагание создания транспортного коридора определяется необходимостью поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации. Цель. Обоснование необходимости создания транспортного коридора для поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации. Методология. В работе на основе проведенного анализа были изучены институты природопользования Российской Федерации и Республики Казахстан в качестве наиболее значимых территорий транспортного коридора «Арктика Центральная Азия» и определены наиболее эффективные направления их развития. Результаты. Выявлены наиболее эффективные направления развития институтов природопользования Российской Федерации и Республики Казахстан по нормативно-законодательному, инвестиционно-интеграционному, научно-методологическому, образовательному, природоохранному и организационному уровням институционального обеспечения. Выводы. Сделан вывод о том, что развитие институтов природопользования путем создания соответствующего нормативно-законодательного, инвестиционно-интеграционного, научно-методологического, образовательного, природоохранного и организационного обеспечения является необходимым условием для оптимизации институциональной среды, которая станет основой для интенсификации экономического развития стран и организации рационального природопользования на территориях, вовлеченных в транспортный коридор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полянская И.Г., Юрак В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of natural-resources management institutions in the formation of the Arctic - Central Asia transport corridor

Importance The article deals with the formation of the Arctic Central Asia transport corridor aimed to provide a streamlined and clearly regulated pass flows of natural resources. Methods The paper analyzes the institutions of natural resources management in the Russian Federation and Republic of Kazakhstan as the most significant areas of the Arctic Central Asia transport corridor, and identifies the most effective ways of their development. Results The paper identifies the most effective directions of development of environmental management institutions of the Russian Federation and Republic of Kazakhstan on the normative-legislative, investment and integration, scientific-methodological, educational, environmental and organizational levels of institutional support. Conclusions We concluded that the development of the institutions mentioned above is a necessary condition for the optimization of the institutional environment, which will provide the basis for intensification of economic development and environmental management in the territories involved in the transport corridor.

Текст научной работы на тему «Развитие институтов природопользования в условиях формирования транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия»»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Экономика природопользования

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «АРКТИКА - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ»*

Ирина Геннадьевна ПОЛЯНСКАЯ", Вера Васильевна ЮРАКЬ'*

а кандидат экономических наук, доцент, заведующая сектором экономики правовых проблем недропользования, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация Irina-pol2004@mail.ru

ь аспирантка центра природопользования и геоэкологии, Институт экономики Уральского отделения

Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация

vera_yurak@mail.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 13.03.2015 Одобрена 24.03.2015

УДК 330.15

Ключевые слова:

природопользование, транспорт, коридор, институциональная система, среда

Аннотация

Тема. В связи со сложной геополитической обстановкой, оказывающей влияние на развивающиеся международные интеграционные процессы, вопрос о формировании транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия» становится все более актуальным. На повестку дня выходит вопрос о создании и развитии транспортных коридоров, использование которых могут обеспечить налаженный и четко отрегулированный пропуск потоков природных ресурсов, а также обеспечить компенсационный механизм за получение экологических услуг от неиспользования этих природных ресурсов. Целеполагание создания транспортного коридора определяется необходимостью поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации. Цель. Обоснование необходимости создания транспортного коридора для поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации.

Методология. В работе на основе проведенного анализа были изучены институты природопользования Российской Федерации и Республики Казахстан в качестве наиболее значимых территорий транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия» и определены наиболее эффективные направления их развития.

Результаты. Выявлены наиболее эффективные направления развития институтов природопользования Российской Федерации и Республики Казахстан по нормативно-законодательному, инвестиционно-интеграционному, научно-методологическому, образовательному, природоохранному и организационному уровням институционального обеспечения.

Выводы. Сделан вывод о том, что развитие институтов природопользования путем создания соответствующего нормативно-законодательного, инвестиционно-интеграционного, научно-методологического, образовательного, природоохранного и организационного обеспечения является необходимым условием для оптимизации институциональной среды, которая станет основой для интенсификации экономического развития стран и организации рационального природопользования на территориях, вовлеченных в транспортный коридор.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Учитывая сложную геополитическую обстановку, складывающуюся в современном мире, а также сформировавшуюся институциональную среду международных взаимоотношений Российской Федерации с зарубежными странами в

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда в соответствии с проектом № 14-18-00456 «Обоснование геоэкосоциоэкономического подхода к освоению стратегического природно-ресурсного потенциала северных малоизученных территорий в рамках инвестиционного проекта «Арктика - Центральная Азия».

условиях глобализации, процесс формирования транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия», исследуемого авторами в качестве объекта, представляется важным.

На повестку дня выходит вопрос о создании и развитии транспортных коридоров1, которые смогут обеспечить налаженный и четко отрегулированный

1 Бочков П.В. Развитие промышленно-транспортной

инфраструктуры Уральского региона в условиях экономического кризиса // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 25. С. 32-37.

пропуск потоков природных ресурсов.

Целеполагание создания транспортного коридора2 определяется необходимостью поддержания устойчивого развития экономик стран и повышения качества жизни населения в условиях глобализации [1-3]. Реализация подобных проектов осложняется возникновением внутренних и внешних экстерналий, на которые страны вынуждены в кратчайшие сроки разрабатывать соответствующие эффективные меры воздействия.

Формирование транспортного коридора ставит ряд вопросов, касающихся оптимизации институциональной среды природопользования путем создания соответствующего нормативно-законодательного, инвестиционно-интеграционного, научно-методологического и образовательного обеспечения (в рамках которого возникает вопрос о разработке теоретико-методологических основ по гео-социо-экономической оценке территорий, вовлеченных в границы транспортных коридоров), а также природоохранного и организационного обеспечения. По мнению авторов, именно оптимизация институциональной среды способствует рациональному природопользованию в рамках формирующегося транспортного коридора, что является гипотезой исследования. В значительной степени решение обозначенных проблем лежит в области совершенствования формализованных методов, уточняющих и развивающих существующие модели процессов, а также модели процедур принятия оптимальных решений (формальных правил) властными органами на основе полученных оценок гео-социо-экономического потенциала [4], вовлеченного в транспортные сети стран.

Проблема становления коридоров является комплексной, так как предполагает разработку геополитических, социальных, организационно-

Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю., Малащук П.А., Тарабукина Н.А. Транспортное сообщение европейского северо-востока с акваториями северных портов и путей // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 13. С. 2-9.

Матушкина Н.А., Аверина Л.М. Перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры в условиях формирования регионального промышленно-строительного кластера путей // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 23. С. 30-37.

Матушкина Н.А., Аверина Л.М. Подходы к исследованию развития региональной транспортной инфраструктуры // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 22. С. 11-18.

2 Шпак А.В. Проблемы и перспективы формирования транспортно-логистических систем Севера // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 32. С. 66-72.

экономических, экологических, правовых, технических и технологических основ, формирующих экономическое пространство3, опирающихся на теорию пространственного развития и институциональную теорию. К основоположникам пространственной экономики можно отнести представителей научных школ за рубежом, в частности: голландской (X. Бос, Я. Тинберген), скандинавской (Т. Хагерстранд), немецкой (И. Тюнен, К. Риттер, А. Геттер, А. Вебер, А. Леш, В. Кристаллер), американской (Р. Хартшорн, У. Айзерд,

B. Бунге, Э. Ульман, П. Хаггет, Э. Хувер), французской (Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо, П. Айдалот, Ж. Будвиль). Они создали оригинальную теоретическую базу моделирования пространственно-временной организации хозяйства и жизнедеятельности населения, объяснили закономерности расслоения пространства, трансформации его отдельных компонентов в условиях конкурентной экономики.

Проблемы формирования единого экономического пространства отражены в работах А.Г. Гранберга,

C.С. Артоболевского, Т.Х. Нефедовой, О.В. Грицай,

A.И. Трейвишем, Г.В, Иоффе, Л.В. Смирнягина, Л.Б. Вардомского, Б.М. Штульберга, В.Н. Лексина,

B.В. Котилко, А.С. Новоселова, В.В. Климанова, А.Н. Швецова, П.А. Минакира, А.И. Татаркина, О.А. Романовой. Проблемы в отношении международных транспортных коридоров (МТК) рассматривались в трудах российских и зарубежных ученых: В.А. Переланова, СМ. Резера, Р.А. Фатхутдинова, Э. Чемберлина и др.

В настоящее время приверженцами институциональной экономической теории являются Е. Балацкий, Т. Веблен, Т. Гоббс, В. Гребенников, Э. Дюркгейм, В. Зотов, Р. Капелюшников, Г.Б. Клейнер [5], Дж. Коммонс, В.И. Маевский, В. Макаров, У. Митчелл, А. Нестеренко, Д. Норт, А. Олейник, В. Полтерович, О.С. Сухарев [6-8], Дж. Ходжсон, А. Шаститко, Т. Эггертсон и др. Теоретики выступают с разнообразными гипотезами, предоставляют различные оценки и мнения по правовым, экономическим, социальным, историческим вопросам, начиная с понятий основных категорий. Проблемы совершенствования формальных правил активно исследовались научным сообществом. [9-12]. Вместе с тем в научной и методической литературе практически отсутствуют работы, посвященные институциональному сопровождению

3Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика:

теоретические основы, практика реализации // Региональная

экономика: теория и практика. 2012. № 6. С. 19-23.

природопользования в условиях создания и реализации транспортных коридоров.

В рамках настоящего исследования осуществляется поиск потенциальных вариантов использования природных ресурсов транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия», основанных на балансе интересов сторон с учетом синергетических последствий осуществления взаимных связей [13].

Границами институциональной оболочки (ИО) рассматриваемого коридора «Арктика - Центральная Азия» были обозначены:

на севере - территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Полярного и Приполярного Урала;

на юге - Республика Казахстан - самая большая и экономически развитая страна Центральной Азии, имеющая с Российской Федерацией не только значительные приграничные территории, но и традиционные (сложившиеся еще во времена СССР), хозяйственные связи, в том числе в области природопользования (ПП) (недропользования, НП).

В настоящее время по территориям Российской Федерации и Республики Казахстан проходят четыре формальных (существующих) международных транспортных коридора и два неформальных (разрабатываемых). К формальным коридорам могут быть отнесены:

- «Восток - Запад» №2;

«Западная Европа - Западный Китай»; «Север - Юг» № 9 [14];

- «Трассиб».

К неформальным относятся:

- «Трансазийский коридор»4;

«Трансевразийский пояс развития»5 (рис. 1).

В рамках этих международных транспортных коридоров могут осуществляться в перспективе и взаимоотношения стран по природопользованию (недропользованию).

В качестве основных составляющих институциональной оболочки были определены следующие (рис. 2):

4 РудашевскийВ., РыскуловД. Трансазийский коридор развития. URL: http://www.ng.ru/energy/2012-09-11/9_transasia.html.

5 Трансъевразийский пояс Razvitie. URL: http://devec.ru/ almanah/5/1289-transevrazijskij-pojas-razvitie.htmL

Якунин В. Россия в пространстве парадигм. URL: http://www. interfax-russia.ru/exclusives.asp.

- нормативно-правовая;

- финансово-инвестиционная;

- интеграционно-проектная;

- научная.

Нормативно-правовая основа. Российская Федерация и Республика Казахстан имеют единое нормативно-правовое пространство на уровне двусторонних межправительственных и межрегиональных (приграничных) договоров и соглашений, а также многосторонних договоров и соглашений в составе международных организаций (ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, ЕАЭС) (рис. 3).

Основными законами недропользования являются:

- Закон Российской Федерации о недрах6;

Закон Республики Казахстан о недрах и недропользовании7, разработанный по аналогии с российским.

При значительной схожести этих законов имеются некоторые особенности:

в Российской Федерации преимущественной формой предоставления права пользования на различные виды деятельности (геологическое изучение, добыча и др.) является лицензионная. Исключение составляют соглашения о разделе продукции на добычу углеводородного сырья на Сахалине, которые представляют одну из контрактных форм;

в Республике Казахстан право пользования недрами осуществляется на основе различных форм контрактов (концессии, сервисные контракты, соглашения о разделе продукции)

[15].

Достаточно развитым является законодательство обеих стран относительно участия в недропользовании иностранных инвесторов:

- Федеральный закон о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности

о

государства8;

6 О недрах: Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1.

7 О недрах и недропользовании: Закон Республики Казахстан от 29.12.14 № 271-У

8 О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ.

Рисунок 1

Формальные и неформальные международные транспортные коридоры, проходящие по территории Российской Федерации и Республики Казахстан в коридоре «Арктика - Центральная Азия»

КАЗАХСТАН

Формальные (существующие) коридоры

I____j

Неформальные (разрабатываемые) коридоры

Источник: авторская разработка.

Рисунок 2

Институциональная оболочка транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия»

Источник: авторская разработка. Рисунок 3

Организационно-правовые основы сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан

Источник: авторская разработка.

законы Республики Казахстан об инвестициях9 (ранее - об иностранных инвестициях), о государственной поддержке прямых инвестиций10.

По данным международных экспертов Всемирного банка и компании PWC, опубликованном в ежегодном обзорном докладе Paying Taxes 2012 The global picture, Закон Республики Казахстан об инвестициях является одним из лучших инвестиционных законов среди стран с переходной экономикой:

- фискальная нагрузка в Казахстане составила 28,6%, в России - 46,9%;

- налог с дивидендов в Казахстане для резидентов составляет 5% (до 3 лет владения акциями и долями, при владении более 3 лет предусмотрена нулевая ставка), в России - 9%11.

Привлекательными для иностранных инвесторов в Казахстане являются также низкие тарифы на электроэнергию (на 20% ниже, чем в России). Подоходный налог на предприятиях Казахстана составляет 20%, налог на добавленную стоимость

- 12%, социальный налог на работодателей

- 11%, ставка налога на имущество - 1%. Для Казахстана доступным является долгосрочное финансирование.

Формальным основанием для дальнейшего сотрудничества в недропользовании для Российской Федерации и Ре спублики Казахстан является законодательство стран СНГ [16], в том числе:

- Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов12;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горная хартия государств - участников СНГ13;

Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств - участников СНГ14;

9 Об инвестициях: Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 № 373-II.

10 О государственной поддержке прямых инвестиций: Закон Республики Казахстан 28.02.1997 № 75-1.

11 Как делать бизнес в Казахстане. URL: http://svoedelo.info/ component/k2/item/158-kak-delat-biznes-v-kazakhstane.

12 О сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов: соглашение государств

- участников СНГ от 27.03.1997.

13 Горная хартия государств - участников Содружества независимых государств: принята в Москве 27.03.97.

14 Об основных принципах взаимодействия в области

рационального использования и охраны трансграничных

водных объектов: соглашение государств - участников СНГ

от 11.09. 1998.

- Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр15;

Модельный кодекс о недрах и недропользовании16.

Многие из перечисленных нормативных законодательных актов не сыграли значительной роли в интеграции стран в сфере освоения недр, их положения остались лишь декларацией и выражением намерений подписавших ее сторон.

Страны имеют достаточно развитую правовую базу по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов.

В Российской Федерации приняты:

Стратегия развития геологической отрасли до 2030 г.17;

- Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2030 г.

В Республике Казахстан приняты:

- Программа по развитию минерально-сырьевого комплекса на 2010-2014 гг.18;

Концепция развития геологической отрасли до 2030 г.19.

Однако для обеих стран характерна недостаточная геологическая изученность минерально-сырьевой базы, в том числе из-за недостаточной государственной поддержки отрасли.

Финансово-инвестиционная основа.

Финансирование совместных инвестиционных проектов России и Казахстана в области природопользования (недропользования) поддерживают как национальные банки, так и три межнациональные структуры, которые

15 О приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр: соглашение государств - участников СНГ от 31.05.2001.

16 Модельный кодекс о недрах и недропользовании для государств -участников СНГ: принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 07.12.2002 № 20-8).

17 Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1039-р.

18 Об утверждении Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010-2014 годы: постановление правительства Республики Казахстан от 31.12.2010 № 1530.

19 О Концепции развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года: постановление правительства Республики Казахстан от 13.08.2012 № 1042.

Рисунок 4

Финансово-инвестиционная основа сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан

Финансово-инвестиционная основа сотрудничества

Евразийский банк развития(ЕАБР ) (Россия, Казахстан, Белоруссия Таджикистан, Армения, Киргизия)

Источник: авторская разработка.

могут выступать интеграторами Евразийского пространства при отсутствии общей финансовой структуры:

- Межгосударственный банк государств -участников СНГ, утвержденный в 1993 г. правительствами и национальными банками стран СНГ;

- Евразийский банк развития (ЕАБР), учредителями которого являются Россия и Казахстан;

- Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), который ранее именовался Антикризисный фонд ЕврАзЭС (образован в 2008 г.).

Потенциальным инвестором может быть Финансово-банковская ассоциация стран -участниц Шанхайского сотрудничества (ФБА СУШС) [17]. Финансирование инновационных проектов будет возможно через созданный в 2011 г. совместный Российско-Казахстанский венчурный фонд нанотехнологий. Якорными инвесторами выступают ОАО «РОСНАНО» (Российская Федерация) и дочерняя компания АО «НУХ «Байтерек» - АО «Казына Капитал Менеджмент» (Республика Казахстан). Фонд создан на 10 лет для развития технологического сотрудничества стран в области нанотехнологий. Инвестиции будут

осуществляться, в том числе в нефтегазовый сектор и природоохранные технологии20 (рис. 4).

Интеграционно-проектная основа. Значительное место во взаимоотношениях Российской Федерации и Республики Казахстан отводится интеграционным инвестиционным проектам [18]. В недропользовании проекты направлены на добычу, переработку и транспортировку минерально-сырьевых ресурсов: урана, углеводородов, каменного угля, железорудного сырья, хромитов, марганца, меди, свинца и цинка. Уральский регион является одним из основных партнеров Республики Казахстан (рис. 5).

В регион экспортируется около 95% угля и более половины железорудного сырья. Поставки осуществляются в рамках сложившихся хозяйственных связей в период существования СССР и будут продолжаться в ближайшей перспективе21.

20 Создан Российско-Казахстанский фонд нанотехнологий. URL: http://profit.kz/news/8080/Sozdan-Rossijsko-Kazahstanskij-fond-nanotehnolog.

21 Лобырев В.Г. Анализ перспективных тенденций на мировом рынке черных металлов и металлургического сырья // БИКИ. 2014. № 1. С. 46-59.

Лимонов Л.Э., Батчаев А.Р., Кадочников Д.В., Одинг Н.Ю., Савулькин Л.И., Чарушина О., Костыгина Е.В. Отчет о научно-исследовательской работе «Анализ торгово-производственных связей приграничных регионов России и Казахстана: влияние Таможенного союза и Единого экономического пространства».

Рисунок 5

Поставки минерально-сырьевых ресурсов между Уральским регионом Российской Федерации и Республикой Казахстан

$ Я

О тз

я

П (Г

ТЗ I

ш ш

3 50

* £

§ о

о

Железорудное сырье

Хромиты

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Челябинская область, г. Магнитогорск, Магнитогорский металлургический комбинат

Челябинская область. Челябинский электрометаллургический завод

Свердловская область, Серовский завод ферросплавов, Ключевской завод ферросплавов

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

9,8 млн т

Актюбинская область, г. Рудный, Соколовско-Сарбайское горнообогатительное производственное объединение

500 тыс. т концентрата

Актюбинская область, ТНК «Казхром» - Донской ГОК

Ю О

о. сл

г

СП

со

Марганец

Челябинская область. Челябинский электрометаллургический завод

270 тыс. т концентрата

Челябинская область, г. Сатка, Саткинский чугуноплавильный завод

Жезказганская область, г. Жезды, Жездинское рудоплавление

Нефть

Ханты-Мансийский автономный округ

5 млн т

г. Павлодар, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод

Энергетический уголь

Свердловская область, Рефтинская ГРЭС, Нижнетуринская ГРЭС, Красногорская ТЭЦ, Верхнетагильская ГРЭС

20 млн т

Павлодарская область, г. Экибастуз угольный разрез Богатырь

со § о

3

§ т

Т1 и о 3

Источник: авторская разработка.

а>

сл

Подобное усиление экономической интеграции между Россией и Казахстаном не ущемляет их внешнеторговую независимость [19].

Научная основа. Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан проводятся совместные научно-практические конференции, том числе в рамках ежегодных российско-казахстанских межрегиональных горнопромышленных форумов (МАЙНЕКС), а также научно-исследовательские работы на базе научно-исследовательских центров и отраслевых институтов.

Приняты и реализуются общеобразовательные программы между вузами и колледжами для подготовки кадров, в том числе по отраслям природопользования (недропользования).

Проведенный анализ свидетельствует о том, что территории Полярного и Приполярного Урала и Казахстан, территории которых находятся в коридоре «Арктика - Центральная Азия», имеют достаточно развитую институциональную оболочку, обеспечивающую его устойчивое развитие и трансформацию в рамках формирования этого транспортного коридора.

Особенно интересным представляется сотрудничество в рамках проекта Трансъевразийского пояса Razvitie. Суть проекта состоит в трансфере и совместном использовании новых технопромышленных и социокультурных систем, порождающих новые институты потребления, обмена, стиля жизни и сознания посредством механизма пилотных проектов и отраслевых соглашений.

Пр о е кт пр е дполагае т ф о рмиро в ание важнейших составляющих нового техно-промышленного и социокультурного уклада, принципиальным элементоми которого является интегральная инфраструктурная система (мультиинфраструктура).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе проведенного анализа формальных и неформальных правил сотрудничества России и Казахстана предложен перечень направлений устойчивого развития и формирования инструментов и механизмов институционального обеспечения разрабатываемого транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия», центральной идеей которого является реализация баланса интересов сторон с учетом синергетических последствий осуществления взаимных связей.

Нормативно-законодательное обеспечение

включает:

- закрепление правового статуса транспортного коридора «Арктика - Центральная Азия» на основании соглашения Совета глав правительств СНГ о согласовании развития международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ22;

сближение, адаптацию и гармонизацию нормативных законодательных актов в сфере изучения, разведки, добычи, транспортировки и охраны природных ресурсов на основе выработки общих принципов и подходов к регулированию природопользования;

разработку Межгосударственной концепции освоения природных ресурсов, основанной на активизации интеллектуальной и инновационно-инвестиционной деятельности, а также «дорожной карты» (плана мероприятий) по ее освоению.

Инвестиционно-интеграционное обеспечение

включает:

- продолжение действующих межрегиональных интеграционных проектов при участии ведущих российских и казахстанских компаний (ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», Оренбургский газоперерабатывающий завод совместно с АО «НК «КазМунайГаз»; АО «Экибастузский энергетический центр» совместно с ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»; АО «РУСАЛ» совместно с ТОО «Багатырь Камир» и ФНБ «Самрук-Казына» и др.) в сфере изучения, разведки, добычи, транспортировки минерально-сырьевых ресурсов (урана, углеводородов, каменного угля, железорудного сырья, хромитов, марганца, меди, свинца, цинка) и охраны природных ресурсов;

- заключение новых проектных интеграционных соглашений в сфере природопользования, уделяя особое внимание инновационным (технико-технологическим) проектам;

- использование для реализации инвестиционных проектов финансовых ресурсов национальных, российско-казахстанских, и международных банков (рис. 4).

Научно-методологическое и образовательное

обеспечение включают:

совместные научные исследования на базе

22 Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ: Ялта, 20.11.2009.

существующих научно-исследовательских центров и отраслевых институтов в целях инновационного развития отраслей природопользования;

международные и межрегиональные конференции, в том числе в рамках ежегодных межрегиональных российско-казахстанских и горнопромышленных (Майнекс) форумов;

информационно-методологические услуги казахстанско й стороне со стороны некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация по экспертизе недр» (Российская Федерация) в целях приведения результатов геологоразведочных работ к требованиям, принятым в мировой практике к содержанию работ по стадиям, классификации запасов полезных ископаемых, форме и содержанию геологических отчетов, балансов запасов полезных ископаемых и другой геологической информации;

совместное участие в проекте «Единая экспериментальная геологическая лаборатория» некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация по экспертизе недр»;

- разработку теоретико-методологических материалов по гео-эко-социо-экономической оценке территорий Российская Федерации Республики Казахстан в транспортном коридоре «Арктика - Центральная Азия»;

- совместные образовательные программы.

Природоохранное обеспечение включает:

- разработку и реализацию на основе взаимосогласованных подходов к решению проблем охраны окружающей среды приграничных территорий;

- разработку и реализацию совместных программ в области техники безопасности и ликвидации последствий крупных аварий;

- разработку прогнозов социально-экономических последствий отработки месторождений полезных ископаемых.

Организационное обеспечение включает:

создание межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр;

- создание центра приграничного сотрудничества;

- создание межгосударственного консорциума в виде транснациональной корпорации (с пакетом акций Российской Федерации и Республики Казахстан).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация перечисленных мероприятий будет способствовать оптимизации институциональной среды, которая может послужить базисом для реализации основных направлений развития природопользования, актуальных в настоящее время [20, 21], в части формирования и функционирования рационального природопользования [22] на территориях, вовлеченных в транспортный коридор «Арктика - Центральная Азия».

Список литературы

1. Ковшов Г.Н. Моделирование основных направлений развития транспорта в системе народнохозяйственного планирования. М.: Наука, 1985. 198 с.

2. Татаркин А.И., ГимадиИ.Э., АверинаЛ.М., МатушкинаН.А, ЯтновВ.А. Стратегические приоритеты развития транспортного комплекса УрФО в контексте интеграции в евроазиатское экономическое пространство: международные транспортные коридоры // Вестник Евроазиатского транспортного союза. 2005. № 1. С. 85-103.

3. Татаркин А.И., Гимади И.Э., Аверина Л.М., Добродей В.В., Ятнов В.А. Транспортная стратегия Уральского федерального округа. М.: Экономика. 2004. 338 с.

4. Литвинова А.А., ИгнатьеваМ.Н., Косолапов О.В. Оценка вреда, причиняемого природным ресурсам при их загрязнении в условиях Северных регионов // Леса России и хозяйство в них. 2011. № 1. С. 57-60.

5. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 240 с.

6. Сухарев О.С. Экономический рост, институты и технологии. М.: Финансы и статистика, 2014. 464 с.

7. Сухарев О.С. Экономика будущего: теория институциональных изменений (новый эволюционный подход). М.: Финансы и статистика, 2011. 432 с.

8. Сухарев О.С. Институциональная экономика: теория и политика. М.: Наука, 2008. 863 с.

9. Мареева С.Ю. Правовой режим освоения месторождений нефти и газа, пересекаемых разными видами границ. М.: Нестор Академик Паблишерз, 2006. 160 с.

10. Бардин А.А., Кувшинов Е.С. Правовое регулирование инвестиционного сотрудничества между российскими и иностранными компаниями при реализации проектов по разработке недр Российской Федерации: монография. М.: ПравоТЭК, 2014. 288 с.

11. Василевская Д.В. Правовой режим недропользования в России и зарубежных странах. М.: ПравоТЭК, 2010. 376 с.

12. Дудиков М.В. Проблемы договорных форм, применяемых в законодательстве о недрах // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 6. С. 62-64.

13. Никитина Н.К. Баланс интересов государства, недропользователей и местного населения при предоставлении права пользования недрами // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление.

2013. № 6. С. 60-67.

14. Подберезкина О.А. Роль транспортных коридоров в обеспечении безопасности России. URL: http:// eurasian-defence.ru/node/28802.

15. Елюбаев Ж.С. Проблемы правового регулирования недропользования: отечественный опыт и зарубежная практика: монография. Алматы: Колесо, 2010. 202 с.

16. Козловский Е.А., КомаровМ.А., МакрушинР.Н. Недропользование СНГ в условиях глобализации. М.: Геоинформмарк, 2007. 294 с.

17. Мурычев А.В., Березовой О.В. Финансово-банковское измерение ШОС структурируется // Финансы.

2014. № 10. С. 12-16.

18. Зедина Ю. Партнерство государства и бизнеса в сфере производства и реализации общественных благ // Федерализм. 2014. № 4. С. 85-94.

19. Гусев А. Внешнеторговая независимость региональных рынков и усиление пространственной экономической интеграции // Общество и экономика. 2014. № 10. С. 50-73.

20. Наталенко А.Е., ПакВ.А., Ставский А.П. Основные направления развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 2-8.

21. Орлов В.П. К вопросу о минерально-сырьевой политике и главных проблемах минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 2. С. 4-8.

22. Крюков В.А., Павлов Е.О. Интегральная оценка эффективности систем недропользования (опыт сравнительной оценки) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2014. № 1. С. 34-41.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Environmental Economics

DEVELOPMENT OF NATURAL-RESOURCES MANAGEMENT INSTITUTIONS IN THE FORMATION OF THE ARCTIC - CENTRAL ASIA TRANSPORT CORRIDOR

Irina G. POLYANSKAYAa, Vera V. YURAKb'*

a Institute of Economics, Ural Branch of RAS, Yekaterinburg, Sverdlovsk Oblast, Russian Federation irina-pol2004@mail.ru

b Institute of Economics, Ural Branch of RAS, Yekaterinburg, Sverdlovsk Oblast, Russian Federation vera_yurak@mail.ru

* Corresponding author

Article history:

Received 13 March 2015 Accepted 24 March 2015

Keywords: management of natural resources, rational use, transport corridor, institutional system, environment

Abstract

Importance The article deals with the formation of the Arctic - Central Asia transport corridor aimed to provide a streamlined and clearly regulated pass flows of natural resources. Methods The paper analyzes the institutions of natural resources management in the Russian Federation and Republic of Kazakhstan as the most significant areas of the Arctic - Central Asia transport corridor, and identifies the most effective ways of their development. Results The paper identifies the most effective directions of development of environmental management institutions of the Russian Federation and Republic of Kazakhstan on the normativelegislative, investment and integration, scientific-methodological, educational, environmental and organizational levels of institutional support.

Conclusions We concluded that the development of the institutions mentioned above is a necessary condition for the optimization of the institutional environment, which will provide the basis for intensification of economic development and environmental management in the territories involved in the transport corridor.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Science Foundation, grant 14-18-00456 for Substantiation of the Geo-

Eco-Socio-Economic Approach to the Development of Strategic Natural-Resources Potential of the Northern

Little-Studied Territories under the Arctic - Central Asia Investment Project.

References

1. Kovshov G.N. Modelirovanie osnovnykh napravlenii razvitiya transporta v sisteme narodnokhozyaistvennogo planirovaniya [Simulation of the basic directions of development of transport in the economic planning system]. Moscow, Nauka Publ., 1985, 198 p.

2. Tatarkin A.I., Gimadi I.E., Averina L.M., Matushkina N.A., Yatnov V.A. Strategicheskie prioritety razvitiya transportnogo kompleksa UrFO v kontekste integratsii v evroaziatskoe ekonomicheskoe prostranstvo: mezhdunarodnye transportnye koridory [Strategic priorities for the development of the transport complex of the Ural Federal District in the context of integration in the Eurasian Economic Space: international transport corridors]. Vestnik Evroaziatskogo transportnogo soyuza = Bulletin of Euro-Asian Transport Union, 2005, no. 1, pp. 85-103.

3. Tatarkin A.I., Gimadi I.E., Averina L.M., Dobrodei V. V., Yatnov V A. Transportnaya strategiya Ural 'skogo federal 'nogo okruga [The transport strategy of the Ural Federal District]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004, 338 p.

4. Litvinova A.A., Ignat'eva M.N., Kosolapov O.V. Otsenka vreda, prichinyaemogo prirodnym resursam pri ikh zagryaznenii v usloviyakh Severnykh regionov [Assessment of the harm caused by natural resources when their pollution in conditions of northern regions]. Lesa Rossii i khozyaistvo v nikh = Forests of Russia and Forest Economy, 2011, no. 1, pp. 57-60.

5. Kleiner G.B. Evolyutsiya institutsional'nykh system [The evolution of institutional systems]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 240 p.

6. Sukharev O.S. Ekonomicheskii rost, instituty i tekhnologii [Economic growth, institutions and technologies]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2014, 464 p.

7. Sukharev O.S. Ekonomika budushchego: teoriya institutsional'nykh izmenenii (novyi evolyutsionnyipodkhod) [The economy of the future: the theory of institutional change (a new evolutionary approach)]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2011, 432 p.

8. Sukharev O.S. Institutsional'naya ekonomika: teoriya i politika [Institutional economics: theory and policy]. Moscow, Nauka Publ., 2008, 863 p.

9. Mareeva S.Yu. Pravovoi rezhim osvoeniya mestorozhdenii nefti i gaza, peresekaemykh raznymi vidami granits [A legal mode of the development of oil and gas fields crossed by different kinds of borders]. Moscow, Nestor Akademik Publ., 2006, 160 p.

10. Bardin A.A., Kuvshinov E.S. Pravovoe regulirovanie investitsionnogo sotrudnichestva mezhdu rossiiskimi i inostrannymi kompaniyamipri realizatsiiproektovpo razrabotke nedr Rossiiskoi Federatsii: monografiya [Legal regulation of investment cooperation between Russian and foreign companies in mining projects in the Russian Federation: a monograph]. Moscow, PravoTEK Publ., 2014, 288 p.

11. Vasilevskaya D.V. Pravovoi rezhim nedropol'zovaniya v Rossii i zarubezhnykh stranakh [The legal regime of subsoil use in Russia and foreign countries]. Moscow, PravoTEK Publ., 2010, 376 p.

12. Dudikov M.V. Problemy dogovornykh form, primenyaemykh v zakonodatel'stve o nedrakh [Issues of contractual forms used in legislation on Earth entrails]. Mineral'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management, 2014, no. 6, pp. 62-64.

13. Nikitina N.K. Balans interesov gosudarstva, nedropol'zovatelei i mestnogo naseleniya pri predostavlenii prava pol'zovaniya nedrami [A balance of interests of the State, subsoil users and local population in subsurface granting the right to use the subsoil]. Mineral'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management, 2013, no. 6, pp. 60-67.

14. Podberezkina O.A. Rol'transportnykh koridorov v obespechenii bezopasnosti Rossii [A role of transport corridors in ensuring the security of Russia]. Available at: http://eurasian-defence.ru/node/28802. (In Russ.)

15. Elyubaev Zh.S. Problemy pravovogo regulirovaniya nedropol'zovaniya: otechestvennyi opyt i zarubezhnaya praktika: monografiya [Issues of legal regulation of subsoil use: experience and practice abroad: a monograph]. Almaty, Koleso Publ., 2010, 202 p.

16. Kozlovskii E.A., Komarov M.A., Makrushin R.N. Nedropol'zovanie SNG v usloviyakh globalizatsii [The subsoil use of CIS in the context of globalization]. Moscow, Geoinformmark Publ., 2007, 294 p.

17. Murychev A.V., Berezovoi O.V. Finansovo-bankovskoe izmerenie ShOS strukturiruetsya [The SCO's financial-banking dimension gets structured]. Finansy = Finance, 2014, no. 10, pp. 12-16.

18. Zedina Yu. Partnerstvo gosudarstva i biznesa v sfere proizvodstva i realizatsii obshchestvennykh blag [Partnership of the State and business in the sphere of production and realization of public goods]. Federalizm = Federalism,

2014, no. 4, pp. 85-94.

19. Gusev A. Vneshnetorgovaya nezavisimost' regional'nykh rynkov i usilenie prostranstvennoi ekonomicheskoi integratsii [Foreign trade independence of regional markets and the strengthening of spatial economic integration].

Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2014, no. 10, pp. 50-73.

20. Natalenko A.E., Pak V.A., Stavskii A.P. Osnovnye napravleniya razvitiya mineral'no-syr'evoi bazy Rossiiskoi Federatsii [The basic directions of development of the mineral-raw-material base of the Russian Federation].

Mineral 'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management,

2015, no. 1, pp. 2-8.

21. Orlov V.P. K voprosu o mineral'no-syr'evoi politike i glavnykh problemakh mineral'no-syr'evoi bazy [To the question of mineral policies and major issues of mineral-raw-material base]. Mineral 'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management, 2014, no. 2, pp. 4-8.

22. Kryukov V.A., Pavlov E.O. Integral'naya otsenka effektivnosti sistem nedropol'zovaniya (opyt sravnitel'noi otsenki) [Integral evaluation of the effectiveness of the systems of subsoil use (the experience of comparative evaluation)]. Mineral'nye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management, 2014, no. 1, pp. 34-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.