удк 34 Развитие института выборов как способа реализации права граждан на участие в делах государства
Самарина Марина Николаевна юрисконсульт, преподаватель, по совместительству специалист по учебно-методической работе кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
Аннотация: Статья посвящена выделению основных исторических этапов развития института выборов в России. Автором показана взаимосвязь развития форм прямой демократии с развитием российского государства в целом. Также автором проанализирована электронная демократия, которая является новейшей формой прямой демократии. Ключевые слова: выборы, прямая демократия, избирательное право, этапы развития института выборов, электронная демократия.
Выборы представляют собой реальный механизм реализации права граждан на участие в делах государства. Одной из основных задач любого государства является обеспечение защиты политических прав, выражающееся в закреплении соответствующих избирательных норм и процедур, создающих необходимые условия по реализации и защи-
те избирательных прав граждан.
Возможность народа участвовать в государственных делах появилась еще во времена становления российской государственности.
Возникновение института выборов восходит своими корнями к IX веку. В Древней Руси выражение власти народа осуществлялось через вечевые собрания. Вече, как историчес-
Научно-практический журнал
UDC 34
The development of the Institute of elections as a way of implementing of the right of citizens to participate in the affairs of the state
Samarina Marina Nikolaevna, legal advisor, teacher, part-time specialist in educational and methodical work of the department of public and international legal disciplines of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs
Annotation: The article is devoted to the allocation of the main historical stages of development of the Institute of elections in Russia. The author shows the relationship of the development of forms of direct democracy with the development of the Russian state as a whole. Also the author analyzed e-democracy, which is the newest form of direct democracy. Keywords: elections, direct democracy, electoral law, the stages of the development of the Institute of elections, e-democracy.
ки первая форма прямой демократии в нашем государстве, представляло собой народное собрание, игравшее роль органа государственного управления и общественного самоуправления, в котором участвовали все свободные жители города и примыкающих поселений.
Как отмечает А. Купрач, вечевые собрания были хорошо организованы: существовал по-
рядок созыва жителей для участия в вече, сами собрания проходили по определенным правилам, предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний [1].
Вече, как институт прямой демократии в древнерусском государстве, выступало регулятором общественно-политических отношений и обеспечивало социально-экономическое развитие земель.
В эпоху московского княжества вече перестают существовать, уступая свое место Земскому собору — высшему сословно-пред-ставительному органу русского государства, в котором участвовали представители всех слоев населения, кроме крепостных крестьян.
Созыв Земских соборов объявлялся специальной царской грамотой. Обсуждение вопросов велось по сословиям, но решение должно было приниматься всем составом Собора. При выборах царя на Земских соборах 1598 и 1613 гг. [2, 3] осуществлялись выборные мероприятия схожие с современной агитацией: претенденты вели переговоры и обращались за поддержкой к различным политическим силам, оценивали общественное мнение.
Историческое значение Земских соборов заключается в повышении роли сословий в государственном управлении, развитии общественного самосознания и появлении определенной избирательной традиции.
Следующий этап развития института выборов в России связан с правлением императрицы Екатерины II, которая в 1766 г. издала Манифест о созыве Комиссии по составлению нового Уложения законов. Считается, что в процессе формирования Уложенной комиссии 1767 г. были заложены некоторые основы формирования представительных органов власти в России.
Депутаты Уложенной комиссии должны были выбираться от всей страны: первоначально в каждом уезде дворянами на общем съезде выбирался предводитель, и уже под его руководством с помощью баллотиров-
ки определялись депутаты. В ней должны были присутствовать выборные депутаты от дворян, горожан, государственных и экономических крестьян, «оседлых инородцев», а также правительственные чиновники - по одному представителю от каждого центрального учреждения. Не имели права избирать депутатов крепостные крестьяне и духовенство. Как отмечает Ю. А. Петров [4], Екатерина II уверяла, что такая организация выборов должна была позволить узнать нужды народа. Однако в ходе работы комиссии вскрылись противоречивые интересы различных сословий, и Уложение, ради которого и была созвана комиссия, так и не было составлено
Важным изменением в организации выборов этого периода стало появление специальных должностных лиц, руководивших избирательным процессом, а также усовершенствование техники выборов.
Новые изменения в российском избирательном праве повлекли за собой земская и городская реформы. В основу избирательной системы было положено имущественное и сословное начала.
Земское избирательное право регулировалось «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» [5]. В ходе земской реформы 1864 г. [6, 7] создавались органы местного самоуправления: губернские и уездные земские собрания и управы. Выборы проходили по трем избирательным куриям: курия уездных землевладельцев, городская курия и сельская курия.
Городская реформа 1870 г., проведенная на основе «Городового положения» [8], предус-
матривала создание городского избирательного собрания, Городской думы и городской управы. Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости.
В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы.
Названные реформы способствовали формированию системы избирательного права в России, а также наделению избирательными правами широких слоев населения.
Особую политическую значимость выборы приобрели в начале XX века. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган — Государственная дума.
Важнейшим шагом на пути к созданию правового государства стал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» [9], изданный Николаем II 17 октября 1905 г. и предоставивший широким кругам населения право принимать участие в формировании Государственной Думы, порядок выборов в которую определялся Положением о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 г. Новый избирательный закон предусматривал четыре избирательные курии — землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Однако выборы были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Избирательным правом обладали мужчины, достигшие 25-летнего возраста. К участию в выборах не допускались:
женщины, молодежь, военнослужащие, народы, ведущие кочевой образ жизни, должностные лица.
В целом избирательная система характеризовалась громоздкостью и была крайне неудобной. Российское законодательство не содержало конкретных положений о процедурах выборов. Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов.
Начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права положила Февральская революция. 2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание» [10], что стало значительным шагом в развитии представительной демократии в России. Новый избирательный закон превосходил по некоторым положениям передовые избирательные законы своего времени. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам [11]. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием.
Россия одной из первых стран мира предоставляла право голоса женщинам. К выборам допускались все российские граждане обоего пола, достигшие на день голосования 20 лет, а также военнослужащие. От участия в выборах отстранялись лица недееспособные, осужденные за ряд уголовных преступлений, монашествующее духовенство, чле-
ны царствовавшего дома.
Конституция РСФСР 1918 г. [12], принятая после Октябрьской революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательными правами были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие.
Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; частные торговцы; священники; бывшие полицейские и ряд других категорий населения.
5 декабря 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР [13], которая значительно демократизировала процедуру голосования. В ней закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Всем гражданам СССР, достигшим 18 лет, независимо от социального происхождения и прошлой деятельности, предоставлялось право участвовать в выборах депутатов. Исключение составляли умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Под занавес существования Советского Союза произошла существенная демократизация избирательной системы. В частности, в результате реформ 1988-1989 гг. было изменено избирательное законодательство. Новый
Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988 г. [14], предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов и проведение выборов на альтернативной основе. Проведенные в 1989 г. на основе этого закона выборы народных депутатов СССР были первыми демократическими выборами, проходившими на альтернативной основе, что вызвало повышенный интерес и активность избирателей.
В настоящее время демократические выборы являются важнейшей частью современной политической системы.
Современное избирательное право России — это абсолютно новый этап в истории этого права. И фактически, и юридически современный период развития избирательного права начался 12 декабря 1993 г. в результате принятия на референдуме новой Конституции РФ [15], установившей, в том числе основные начала избирательного права.
На данный момент система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов Федерации.
Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ-
Научно-практический журнал
единениям, а также других обстоятельств. Активным избирательным правом гражданин Российской Федерации обладает с достижения возраста 18 лет. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Конституция Российской Федерации в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [16] добавляет еще добровольность.
Избирательный процесс включает в себя установленные законом, последовательно сменяющие друг друга стадии: назначение выборов, избирательно-территориальное деление, формирование избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов избирателей, определение результатов выборов.
Новейший этап развития прямой демократии характеризуется появлением новой формы, так называемой электронной демократии, имеющей отличительной чертой использование информационно-коммуникационных технологий.
Необходимо отметить, что развитие и широкое распространение избирательных технологий [17], основанных на принципах автоматизации и информатизации, является характерным признаком современного изби-
рательного процесса.
Так, С. В. Вавилов отмечает, что с целью обеспечения автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий, предоставления достоверной и полной информации о выборах, была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы».
Для голосования на избирательных участках используются такие технические средства подсчета голосов как комплексы обработки избирательных бюллетеней и комплексы для электронного голосования. Они обеспечивают ускорение процесса подсчета голосов; сокращение времени на подведение итогов голосования; устранение непреднамеренных ошибок в процессе ручного подсчета бюллетеней; предотвращение попыток фальсификации результатов голосования; повышение уровня доверия к результатам выборов.
В настоящий момент разрабатывается инструментарий для предоставления возможности использования дистанционного электронного голосования при волеизъявлении граждан Российской Федерации, которое может осуществляться при помощи сети Интернет (с использованием дисков и социальных карт), а также при помощи мобильной связи и сотовых телефонов.
Прозрачность выборов для избирателей, а также предотвращение различных проблем в день голосования и подсчете голосов позволяют обеспечить не только традиционный институт наблюдения, но и веб-трансляции с видео-
камер, размещенных в помещениях участковых избирательных комиссий.
Таким образом, институт выборов, как способ народа участвовать во власти, проходит в своем развитии путь от простейших форм народного представительства во времена зарождения российской государственности до электронной демократии в современном государстве.
Среди гарантий обеспечения права граждан на участие в делах государства на современном этапе можно назвать открытость избирательной системы, расширение возможностей реализации избирательных прав граждан, контроль общественности за избирательным процессом, исключение возможностей манипуляции в ходе и при подведении итогов выборов.
Все это позволяют обеспечить современные избирательные технологии, основным признаком которых является использование различных автоматизированных и информационных систем. Рассмотренные новейшие избирательные технологии направлены на эффективное обеспечение реализации избирательных прав граждан Российской Федерации.
Примечания
1. Купрач А. Вече — древняя и средневековая форма выборов и прямой демократии на Руси. URL: http://goo.gl/bK5VdC.
2. Иванов Ю. А. Выборы царя Бориса Годуно-
ва в 1598-1599 гг. URL: http://goo.gl/oZxMmK.
3. Иванов Ю. А. Земский Собор 1613 года: как избирали Михаила Романова. URL: http:// goo.gl/z2h49U.
4. Петров Ю. А. «Уложенная комиссия» Екатерины Великой. URL: http://goo.gl/Cjt4UL.
5. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. URL: http://ru.wikisource.org/wiki.
6. Лаптева Л. Е. Об истории земских учреждений России // Государство и право. 1998. N 8.
7. Шутов А. Ю. Первая российская избирательная система (Из истории разработки) // Полис. 1998. N. 2.
8. «Городовое положение» от 16 июля 1870 г. URL: http://goo.gl/Dbd4bq.
9. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. URL: http://ru.wikisource.org/wiki.
10. «Положение о выборах в Учредительное собрание» от 2 октября 1917 г. URL: http:// ru.wikisource.org/wiki.
11. Протасов Л. Г. Избирательный закон 1917 г. и выборы Всероссийского Учредительного собрания. Часть II. Подготовка и организация выборов Учредительного собрания. URL: http:// goo.gl/LXb6pL.
12. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездомСоветов 10.07.1918). URL: http://goo. gl/bK5VdC.
13. Конституция (Основной Закон) Союза Со-
Nauchno-prakticheskiy zhurnal
ветских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). URL: http://goo.gl/ U6WG4S.
14. Закон СССР от 01.12.1988 «О выборах народных депутатов СССР». URL: http://goo.gl/ hf8w96.
15. Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
16. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». URL: http://goo.gl/ pk59TJ.
17. Вавилов С. В. Развитие избирательных технологий в Российской Федерации в 20002013 гг. URL: http://goo.gl/oic53U.