Научная статья на тему 'Развитие института гражданской инициативы в субъектах Российской Федерации'

Развитие института гражданской инициативы в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА НАСЕЛЕНИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баталова Е.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием населения в законотворческом процессе. Кроме того, в данной работе анализируется наличие законов, направленных на участие граждан в законотворчестве. В соответствие с действующим в РФ законодательством, населению предоставляется право вносить свой вклад в создание проектов закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие института гражданской инициативы в субъектах Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

определялись нормами и традициями, свойственными классическим восточным сообществам и закрепленными в том числе и в системе государственного управления. Список использованной литературы:

1. Монтескье Ш.Л. О духе законов // Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. - М., 1955. - С. 24-26.

2. Гегель Г. Философия истории. - М.: Мысль, 1990. - С. 148.

3. Цит. по: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2002. - С. 99.

© Базаркулова Т., 2016

УДК 34

Е.В.Баталова

Студентка АОЧУ ВО, МФЮА (ОФ) г. Орск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием населения в законотворческом процессе. Кроме того, в данной работе анализируется наличие законов, направленных на участие граждан в законотворчестве. В соответствие с действующим в РФ законодательством, населению предоставляется право вносить свой вклад в создание проектов закона.

Ключевые слова

Законодательная инициатива населения, законопроекты, законодательство, молодежь,

молодежный парламентаризм.

Одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения. Народная (гражданская) законодательная инициатива относится к исходным, первичным формам демократии и законотворчества.

Законодательная инициатива населения является формой прямого участия граждан в принятии важных политических решений. Ряд ученых считают, что Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.

В Конституции РФ 1993 года упоминание народной законодательной инициативы как формы непосредственной демократии отсутствует, но при этом у народа есть возможность участвовать в выборах. В соответствие со статьей 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Граждане могут внести свои законопроекты только через субъектов, обладающих правом законодательной инициативы согласно п. 1 ст. 104 Конституции РФ. К таким относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.В субъектах РФ Конституция и уставы предусматривают возможность предоставления права законодательной инициативы гражданам, проживающим на территории субъекта РФ.

В законодательстве нескольких субъектов РФ законодательная инициатива граждан описана достаточно подробно. Так, например, в Калининградской области действует закон Калининградской области от 22 сентября 2003 года № 309 « О гражданской законодательной инициативе в Калининградской области».

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

Данный закон указывает на то, что право на реализацию гражданской законодательной инициативы принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Калининградской области, независимо от сроков проживания, места рождения, национальности, и обладающим в соответствии с законодательством Российской Федерации активным избирательным правом. Жители Калининградской области осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Думу обращения с предложением о принятии, изменении или отмене Закона Калининградской области и соответствующего проекта Закона Калининградской области с приложением документов, определенных Законом Калининградской области.

Закон г. Москвы от 11 декабря 2002 года № 64 « О гражданской законодательной инициативе в городе Москве» предусматривает, что реализовать право гражданской законодательной инициативы имеет житель Москвы, который является гражданином Российской Федерации, имеющий место жительства в городе Москве независимо от сроков проживания, места рождения и национальности и обладающим избирательным правом. Жители города Москвы осуществляют гражданскую законодательную инициативу путем внесения в Думу петиции с предложением о принятии, изменении или отмене закона города Москвы и соответствующего проекта закона города Москвы.

Похожие законы приняты и в других субъектах РФ. Например, в Томской области действует Закон Томской области от 12 июля 2007 года № 69 - ОЗ «О гражданской законодательной инициативе в Томской области»; в Воронежской области - Закон от 27 июня 2007 г. № 85 - ОЗ « О порядке осуществления законодательной инициативы в Воронежской области»; в Смоленской области - Закон Смоленской области от 30 мая 2007 г. №44 - З «О порядке осуществления законодательной инициативы гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Смоленской области»; в Тамбовской области действует Закон Тамбовской области от 4 июля 2007 г. № 224 - З «О законодательной инициативе граждан в Тамбовской областной думе».

В этих законах определяется то, что у жителей субъектов РФ есть право на гражданскую законодательную инициативу путем внесения в законодательный представительный орган обращения с предложением о принятии, изменении или отмене закона и соответствующего закона субъекта.

Население должно непосредственно принимать участие в законодательном процессе. В субъектах РФ население имеет право выступать с законодательной инициативой, что способствует формированию в людях навыка самоорганизации, сотрудничества и социально ответственного поведения. Совместная деятельность граждан способствует укреплению социальных связей, что является одной из главных возможностей для успешного решения проблем современного общества.

Одним из участников процесса народной законодательной инициативы является молодежь. Молодежный парламентаризм - это новый развивающийся институт управления государством особой категории населения - молодежью. Молодежный парламент - это объединенная группа молодежи, которая обладает правом участвовать в законодательном процессе.

Так, в законе «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политике в Тульской области» отражается то, что государственная молодежная политика в Тульской области -составная часть государственной молодежной политики Российской Федерации. Целью государственной молодежной политики в Тульской области является создание правовых и социально-экономических условий для реализации прав и свобод молодежи, ее развития, социализации и самореализации.

В Оренбургской области действует закон «О деятельности органов молодежного самоуправления в Оренбургской области», который трактует о том, что систему органов молодежного самоуправления в Оренбургской области образуют Молодежный парламент, молодежная избирательная комиссия и молодежное правительство, действующие в Оренбургской области, и муниципальные молодежные палаты (парламенты), молодежные избирательные комиссии, действующие в муниципальных образованиях Оренбургской области. Целью функционирования системы органов молодежного самоуправления является создание условий для вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, политического и культурного развития Оренбургской области.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

Очень важно предоставить молодежи право законодательной инициативы, ведь именно молодое поколение является главной и неотъемлемой частью общества. На основании изложенной статьи, можно сделать вывод о том, что законодательство Российской Федерации позволяет гражданам участвовать в создание проектов законов. Активное участие населения в подобном процессе позволяет создавать новые законопроекты, которые будут направлены на удовлетворение потребностей людей.

Список использованной литературы:

1. Фомичева,О.А, Хусаинова О.В .Законотворческий процесс в РФ. Проблемы теории и практики.- Казань: Издательство Казан.ун-та, 2014. - С. 60 - 66.

2. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательная инициатива // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ.ред. проф. В. И. Червонюка. — М.: Юридическая литература, 2002. — С. 91 — 92. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 851.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.

5. Закон Калининградской области от 22 сентября 2003 г. N 309 "О гражданской законодательной инициативе в Калининградской области" Принят Калининградской областной Думой третьего созыва 11 сентября 2003 г.//Российская газета ("Запад России"), 2003, 7 окт.

6. Фомичева,О.А, Хусаинова О.В .Законотворческий процесс в РФ. Проблемы теории и практики.- Казань: Издательство Казан.ун-та, 2014. -. С. 60 - 66.

7. Фомичева, О.А. Проблема правового регулирования статуса молодежных парламентов// Вестник ВГУ. Серия: Право, Воронеж: 2014, № 2, С.32-40

8. Закон Тульской области от 16 июля 2012 г. № 1788 ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере государственной молодежной политики в Тульской области» Принят Тульской областной Думой 12 июля 2012 г. // Тульские известия. 2012. № 103 С. 4.

9. Закон Оренбургской области от 16 ноября 2012 г. № 1210-350 - V-ОЗ «О деятельности органов молодежного самоуправления в Оренбургской области». Принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 6 ноября 2012 г. № 1210 // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 2012 г.

© Баталова Е.В., 2016

УДК 340

Горелов С.С.

Юридический факультет Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ (2002-2016 ГГ.)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые результаты судебной реформы с 2002 г. по настоящее время. Автор даёт оценку преобразованиям и предполагает дальнейшие пути развития судебной системы РФ.

Ключевые слова Судебная реформа, правосудие, суд, развитие судебной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.