УДК 336.277
Зарецкая Я.А. студент магистрант 2 курса «Финансовое, налоговое и таможенное право» НИУ «Высшая школа экономики» Россия, г. Москва
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В
ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению закономерностей развития института государственных ценных бумаг в дореволюционной России. Исследование исторического опыта государственных заимствований позволяет выявить проблемы долговой политики государства на протяжении всего периода его развития, а также определить возможные направления совершенствования правового регулирования данного института на современном этапе.
Ключевые слова: государственные ценные бумаги, государственные заимствования, государственный долг.
Zaretskaya Ya.A.
2-year student of the master's program "Financial, Tax and Customs Law" National Research University "High School of Economics"
Russia, Moscow DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF GOVERNMENT SECURITIES IN PRE-VOLUTIONARY RUSSIA
Abstract. The article is devoted to the consideration of the development of the institution of state securities in pre-revolutionary Russia. Learning from the historical experience of state borrowing allows to identify the problems of the state's debt policy throughout the entire period of its development, as well as to determine possible directions for improving the legal regulation of this institution at the present stage.
Key words: state securities, state borrowings, public debt.
Появление института государственных ценных бумаг в России связывается с 1769 годом, когда во время правления Екатерины II был размещен первый внешний государственный заем, предназначенный для обеспечения резко возросших военных расходов государства1. В целях получения займа были выпущены облигации номиналом в 500 тысяч голландских гульденов, предусматривающие получение ежегодного 5-процентного дохода. Облигации передавались голландскому посреднику -банкирскому дому de Smeth - вплоть до их полного погашения. В свою
1 Хейфец Б.А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М. Экономика, 2003. С. 306-307.
очередь, голландские банкиры обеспечивали выпуск собственных облигаций с номиналом, доступным для частных инвесторов. Предусматривалось, что каждая облигация, выпущенная голландским банкирским домом, должна заверяться уполномоченным российским чиновником, находящимся в Амстердаме, или пристяжным нотариусом.
Для повышения привлекательности российских облигаций на европейском рынке в условиях выпуска были определены основные гарантии в отношении держателей российских облигаций, в частности, недопущение ареста или конфискации облигаций как при возможном разрыве отношений между Российской империей и Генеральными Штатами, так и в случае военных действий между странами. Особо подчеркивалась обязательность выплаты стоимости облигаций и процентов по ним «без всякой перемены, не взирая ни на какие обстоятельства». В связи с достаточно низкой оценкой кредитоспособности государства, отсутствия опыта размещения государственных заимствований, предусматривалось также специальное денежное обеспечение исполнения обязательств по облигациям в форме залога таможенных пошлин с территории Эстляндии и Лифляндии.
Заем 1769 годы был успешно размещен, и впоследствии практика выпуска в обращения государственных ценных бумаг на внешнем рынке с привлечением европейских банкирских домов получила активное распространение. Для обеспечения выплаты денежных средств по государственным облигациям в дальнейшем использовался широкий спектр доходов государства - от уже упоминавшихся таможенных пошлин до поступлений от питейного сбора 1. За время правления Екатерины II на европейских рынках было размещено более 20 займов, выплаты по которым стали тяжелым бременем для государственных финансов2.
Столь активное привлечение средств от европейских инвесторов, а также распространение практики использования необеспеченных ассигнаций уже к началу XIX века создали серьезную угрозу финансовой стабильности государства. Применительно к рассматриваемому историческому периоду М.П. Афанасьев приводит следующую статистику государственных финансов: «К 1809 году ... дефицит бюджета составлял 105 млн рублей, или около 85 % доходной части. Выпуск необеспеченных ассигнаций достиг 600 млн, что фактически сделало Россию банкротом»3.
Первая эмиссия государственных ценных бумаг на внутреннем рынке произошла в 1810 году и была предназначена для решения проблемы с бумажными ассигнациями и сокращения объема государственного долга. Основные пути реализации данных целей нашли отражение в Манифесте от 2 февраля 1810 года «О мерах к уменьшению государственных долгов, о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнаций и о возвышении
1 Хейфец Б.А. Указ. соч. С. 14.
2 Гурьев А.Н. Очерк развития государственного долга России. М.: URSS, 2016. С. 8-9.
3 Афанасьев М. П. Основы бюджетной системы. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С. 13-14.
некоторых податей и повинностей», в котором бумажные ассигнации признавались государственным долгом 1. В этом же году был открыт выпуск первого в истории России внутреннего государственного займа.
Манифестом от 27 мая 1810 года предусматривалось размещение государственного займа в форме облигаций, держателями которых могли выступать любые лица, в том числе, подданные иностранных государств, которые могли приобретать облигации в любой валюте по собственному выбору2. В целях привлечения инвесторов Манифест закреплял принцип «нерушимой собственности» каждого держателя облигаций на их стоимость, а также получаемые по ним проценты, а также недопустимость государственного запрета (секвестра) на пользование ими. К Манифесту прилагался План размещения займа, определивший его основные параметры. Общая сумма займа составляла 100 млн рублей, выпускаемых пятью равными частями, выпускаемых по мере их размещения.
Применительно к первой части займа План определил следующие правила. Государственный заем осуществлялся на семилетний срок и предусматривал ежегодную выплату дохода в размере 6 процентов. Устанавливалось соотношение номинала облигаций к денежным средствам в серебряной монете и бумажных ассигнациях. Строгая форма облигаций государственного займа отсутствовала: ценные бумаги могли быть выпущены как в форме именных ценных бумаг, так и бумаг на предъявителя. Значительным преимуществом облигаций стала возможность их передачи ценных бумаг в залог на торгах, подрядах и поставках для государственных нужд, причем по их ассигнационной цене. Однако несмотря на все предпринятые меры составил менее 4 млн рублейЗ.
Несмотря на неудачный опыт размещения государственных облигаций, в дальнейшем государство продолжило активно использовать привлечение заемных средств в виде выпуска ценных бумаг в различных формах: облигаций Государственного казначейства, билетов Государственной комиссии погашения долгов и др. Первоначально выпуски ценных бумаг были ознаменованы необходимостью покрытия чрезвычайных расходов, однако впоследствии их выпуск стал подчиняться цели экономического развития страны4. Вместе с тем, объем государственных заимствований на данном этапе был незначителен и составил не более 6 % от общей суммы займов в дореволюционный период5.
На протяжении всего XIX века государственный бюджет России
1 Манифест от 2 февраля 1810 года «О мерах к уменьшению государственных долгов, о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнаций и о возвышении некоторых податей и повинностей» // ПСЗРИ. Том. 31. Пар. 24.116/
2 Манифест от 27 мая 1810 года «Об открытии внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов» // ПСЗРИ. Том. 31. Пар. 24.224/
3 Гейлер И.К. Сборник сведений о процентных бумагах (фондах, акциях и облигациях). России: Руководство для помещения капиталов. СПб., 1871. С. 48.
4 Бржеский Н.К. Государственные долги России. Историко-статистическое исследование. СПб., 1884. С. 177-201.
5 Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы Первой мировой войны. М.: АН СССР, 1960. С. 90.
продолжал оставаться дефицитным. Особую роль в увеличении государственных долговых обязательств сыграло активное развитие железнодорожного сообщения, начавшееся в 1840-х годах. «Займы на строительство железнодорожных дорог имели большое значение для индустриального развития России, смягчения последствий временных экономических спадов» 1. Государственные ценные бумаги железнодорожных займов заняли в истории ценных бумаг России особое место. Так на средства, полученные от пяти внешних облигационных займов 1842-1849 гг. была построена железнодорожная линия между Санкт-Петербургом и Москвой2.
Также по инициативе Александра II началось применение системы железнодорожных гарантий, которая заключалась в «обеспечении правительством доходности капитала, вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг» 3. Эта система дала сильный толчок в развитии железнодорожной отрасли и целевых ценных бумаг. Ценные бумаги железнодорожных компаний, гарантированные государством, активно обращались на крупнейших европейских биржах, что демонстрировало их высокий экономический потенциал. При этом в отношении гарантий по ценным бумагам железнодорожных обществ устанавливался специальный порядок их получения. Существенным условием выдачи государственных гарантий выступало обеспечение публичных интересов и минимизация возможных потерь государства в случаях неисполнения обществами своих обязательств. В частности, предоставление государственных гарантий осуществлялось на возмездной основе, также государство сохраняло право на удержание части или всех подлежащих выпуску ценных бумаг железнодорожного общества по цене размещения4. При этом информация о гарантированных государством железнодорожных займах заносилась в Государственную долговую книгу, т.е. обязательства государства как гаранта по ценным бумагам включались в структуру государственного долга.
После отмены крепостного права рынок ценных бумаг продолжал развиваться быстрыми темпами. В это время шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке. Государственные ценные бумаги в это время продолжали играть основную роль на российском фондовом рынке, хотя постепенно стали уступать место акциям и облигациям корпораций.
В целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг была предпринята попытка унификации
1 Хейфец Б.А. Указ. соч. С. 27.
2 Фортунатов В.В. Финансирование железнодорожного строительства в дореволюционной России: значение исторического опыта в контексте современных споров // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. № 2. С. 222-227.
3 Колесников В.И. Ценные бумаги. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 73.
4 Министерство финансовъ. 1802-1902. Ч. I. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. С. 453.
долговых обязательств путем новации различных видов государственных ценных бумаг на единые облигации государственной ренты1 . Впервые облигации государственной ренты были выпущены в 1959 году в соответствии с именным указом от 13 марта 1959 года, который определил правовой режим облигаций государственной ренты, предусматривающих выплату 4-процентного ежегодного дохода. Впоследствии государство неоднократно обращалось к данному финансовому инструменту, а с 1894 года облигации государственной ренты приобрели основной характер в структуре государственных ценных бумаг. Кроме того, еще одним значимым направлением повышения привлекательности государственных ценных бумаг стало предоставление существенных льгот и преимуществ в отношении держателей ценных бумаг в финансовом законодательстве.
В отличие от современного развития государственных ценных бумаг, в дореволюционной России отсутствовало четкое разделение их на внешние и внутренние как по критерию субъектов-кредиторов, так и по критерию валюты платежа2. Более того, зачастую ценные бумаги предусматривали положения о валютном паритете, предусматривающие деноминацию сразу в нескольких национальных валютах. Так, в соответствии с Указом от 4 апреля 1906 года предусматривался выпуск государственного пятипроцентного займа, нарицательный капитал которого определялся сразу в нескольких валютах: российских рублях, франках, имперских германских марках, голландских гульденах, фунтах стерлингов и австро-венгерских кронах. Условие о валютном паритете выступало в качестве дополнительной гарантии защиты прав держателей ценных бумаг и имело особое значение при сильном изменении курса национальной валюты.
Уже в 1908 году началось улучшение экономического положения государства, связанное с начавшимся экономическим подъемом и благоприятной ситуацией во внешней торговле. Начало Первой мировой войны стало причиной резкой дестабилизации финансовой системы страны и, как следствие, снижению востребованности государственных ценных бумаг Российской империи. Однако государственный долг в период Первой мировой войны непрерывно возрастал, что объясняется коренным изменением структуры государственных заимствований в рассматриваемый период и преобладанием в нем прямых кредитов от иностранных государств. Февральская революция не оказала существенного влияние на развитие государственной долговой политики. Временное правительство продолжило активно привлекать заемные средства для финансирования собственных потребностей, причем как в форме прямых кредитов, так и в форме выпуска ценных бумаг. Последняя форма государственных заимствований получила широкое распространение на внутреннем рынке.
Таким образом, развитие института государственных ценных бумаг в
1 Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг Российской империи. М.: Экономика, 2014. С. 351.
2 Семилютина, Н.Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг: дис ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 289.
дореволюционной России охватывает три временных периода, имеющих определенные содержательные особенности.
На начальном этапе становления института государство осуществляло преимущественно внешние государственные заимствования, причем форма выпуска государственных ценных бумаг была для них основной. В связи с низкой оценкой кредитоспособности государства на внешнем рынке при размещении ценных бумаг устанавливались дополнительные гарантии обеспечения исполнения государством обязательств по ценным бумагам (вплоть до денежного обеспечения). Активное развитие внешних заимствований было сопряжено с возрастанием дефицита бюджета и иными финансовыми проблемами (например, распространением необеспеченных бумажных ассигнаций), сохранившимися на протяжении всего XIX века.
С 1810 года в качестве инструмента государственных заимствований также начали использоваться внутренние заимствования в форме выпуска ценных бумаг различных видов. Несмотря на то, что первые попытки размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке не оказались успешными, в дальнейшем политика государства в данной сфере в качестве приоритетной цели предусматривала создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности и распространения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг.
В дальнейшем рынок государственных ценных бумаг получил еще большее развитие. На данном этапе государственные заимствования в форме выпуска ценных бумаг приобрели целевой характер. Привлечение заемных ресурсов, предназначенное для финансирования государственно значимых направлений деятельности, носило как прямой (выпуск государственных, суверенных ценных бумаг), так и косвенный характер (система государственных гарантий по ценным бумагам).
Российские государственные ценные бумаги находились в активном обращении и на внутреннем, и на внешнем финансовом рынке вплоть до Первой мировой войны. Их высокая оборотоспособность во многом объяснялась постоянным совершенствованием инструментария государственных и муниципальных заимствований, а также созданием дополнительных гарантий защиты прав и интересов держателей ценных бумаг.
Использованные источники:
1. Манифест от 2 февраля 1810 года «О мерах к уменьшению государственных долгов, о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнаций и о возвышении некоторых податей и повинностей» // ПСЗРИ. -Том. 31. - Пар. 24.116
2. Манифест от 27 мая 1810 года «Об открытии внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов» // ПСЗРИ. - Том. 31. - Пар. 24.224
3. Афанасьев М. П. Основы бюджетной системы. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009. -228 с.
4. Бржеский Н.К. Государственные долги России. Историко-статистическое исследование. - СПб., 1884. - 369 с.
5. Гейлер И.К. Сборник сведений о процентных бумагах (фондах, акциях и облигациях). России: Руководство для помещения капиталов. -СПб., 1871. -562 с.
6. Гурьев А.Н. Очерк развития государственного долга России. - М.: URSS, 2016. - 138 с.
7. Колесников В.И. Ценные бумаги. -М.: Финансы и статистика, 2000. -143 с.
8. Министерство финансовъ. 1802-1902. Ч. I. - СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. - 640 с.
9. Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг Российской империи. -М.: Экономика, 2014. - 560 с.
10.Семилютина, Н.Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг: дис ... д-ра юрид. наук. - М., 2005. - 344 с.
11. Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы Первой мировой войны. - М.: АН СССР, 1960. - 576 с.
12.Фортунатов В.В. Финансирование железнодорожного строительства в дореволюционной России: значение исторического опыта в контексте современных споров // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2013. -№ 2. - С. 222-227.
13.Хейфец Б.А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. - М. Экономика, 2003. - 387 с.