Научная статья на тему 'Развитие инновационных систем воспитания'

Развитие инновационных систем воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / НОВАЦИИ / ИННОВАЦИИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ХАРАКТЕР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ / TRADITIONS / NOVATIONS / INNOVATIONS / CIVIC CONSCIOUSNESS / CHARACTER / EDUCATIONAL SYSTEM / PROGRAM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Мария Ивановна, Кашапова Нелли Владимировна

В статье актуализируются задачи развития инновационных систем воспитания духовно-нравственных ценностей россиян. Раскрываются теоретические предпосылки, анализируется опыт работы базовых опытно-экспериментальных школ по созданию инновационных систем гражданского воспитания школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SYSTEMS OF EDUCATION«

The article brings into focus the tasks of the development of innovative systems of education of spiritual and moral values of Russians. The theoretical background is revealed, the experience of the base pilot schools with created innovative systems of civic education of pupils is examined

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных систем воспитания»

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ ВОСПИТАНИЯ

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE SYSTEMS OF EDUCATION

М.И. Шилова, H.B. Кашапова M.I. Shilova, N.V. Kashapova

Традиции, новации, инновации, гражданственность, характер, воспитательная система, программа воспитания.

В статье актуализируются задачи развития инновационных систем воспитания духовно-нравственных ценностей россиян. Раскрываются теоретические предпосылки, анализируется опыт работы базовых опытно-экспе-риментальных школ по созданию инновационных систем гражданского воспитания школьников.

Traditions, novations, innovations, civic consciousness, character, educational system, program of education.

The article brings into focus the tasks of the development of innovative systems of education of spiritual and moral values of Russians. The theoretical background is revealed, the experience of the base pilot schools with created innovative systems of civic education of pupils is examined.

Развитие воспитательного компонента образования в соответствии с новыми социокультурными условиями, общественными потребностями и приоритетами государственной политики ставит задачи развития инновационных систем воспитания.

Понятие «инновация» встречается в разных определениях: как результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению различных сфер жизни людей (организационные формы существования социума, такие как образование, управление, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения этого с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, приоритет, коренное улучшение и другие).

Инновация, нововведение (англ. innovation) -это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованной рынком.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективностьдействующей системы [Википедия].

Инновации в образовании выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, что в совокупности приводит к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных проектов, форм, средств педагогической де~

The development of the pedagogic component of education in accordance with the new socio-cultural conditions, social needs and priorities of the state policy raises the problem of development of innovative systems of education.

The concept "innovation" is found in different definitions: as a result of investing of intelligent solutions in the development and obtaining new knowledge, the idea to update various spheres of people's life which has not previously been used (organizational forms of existence of society, such aseducation, management, science, informatization, etc.) and the subsequent process of its implementation with fixed acquisition of additional value (income, priority, radical improvement, etc.).

Innovation is the process of introducing something new providingquality growth of efficiency of processes or products demanded by the market.

Innovation is not any new introduction, but only that new one that seriously improves the efficiency of the current system [Wikipedia],

Innovations in education are expressed in the trends of accumulation and modification of a variety of initiatives and innovations in educational space, all of which leads to more or less global changes in education and the transformation of its content and quality. Initiatives arise during the natural evolution of the education sector, in search of more promising projects, forms, means of teaching, testing new methods and techniques of teaching and learning.

ятельности, опробовании новых методик и приемов обучения и воспитания.

Новое в педагогике - это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельных элементов педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования. Новое заключает в себе прогрессивное. Тем не менее понятие «новое» не всегда совпадает полностью с понятием «передовое», «прогрессивное» и даже более широким понятием «современное». Передовое всегда сохраняет многое из традиционного.

Поскольку образование всегда находилось в поиске нового на разных этапах социально-экономического и политического развития государства, то можно обозначить основные периоды зарождения воспитательных систем, при этом выделить: что сохранилось в традициях воспитания; что появилось нового; какие возникали проблемы и находились пути их решения.

Так, после революции (1917-1930) классическая педагогика рассматривала задачи антропологического воспитания, философское осмысление развития прирожденных задатков ребенка. Реформаторская педагогика заботилась о выработке свободной творческой нравственности, формировании духовных ценностей. Экспериментальная педагогика в центр воспитания ставила ребенка, его развитие.

В 30-е годы основной проблемой были разработка и внедрение идеологии коммунистического воспитания. Для решения новых задач осуществлялась подготовка педагогических кадров. При этом сохранились традиции трудового воспитания, строилась новая политехническая школа, формировался трудовой героизм, патриотизм советского народа, обеспечившие победу в ВОВ. На этом пути создаются высшие комсомольские и высшие партийные школы, готовящие идеологов. Активизируется деятельность комсомольских и пионерских организаций.

Идеи инновационного развития воспитания в этот период теоретически и практически представил A.C. Макаренко. Инновации Макаренко в том, что он добивался перевоспитания беспризорников с отрицательным опытом поведения, осуществлял рождение из них новых духовно-нравственных людей, строителей нового социалистического обще-

The new in pedagogy is not only the ideas, approaches, methods, and technologies that have not been used yet. This is also the package of components or separate elements of the educational process, which carry a progressive start, allowing solving the problems of teaching and learning in changing conditions and situations effectively. The new embodies the progressive. Nevertheless, the concept "new" does not always coincide completely with the concept "advanced," "progressive" and even the broader concept "modern". The advanced always retains much of the traditional.

Since education has always been in search of the new at different stages of socio-economic and political development of the state, we can identify the major periods of the birth of educational systems, highlighting what has remained in the traditions of education, what is new, what problems occurred and what solutions were found.

So, after the revolution (1917-1930) classical pedagogy analysed the problems of anthropological education, philosophical understanding of development of innate instincts of the child. Reformed pedagogy focused on development of free, creative morality, the formation of spiritual values. Experimental pedagogy considered the child and their development to be the basis of education.

In the 30-ies the main problem was the development and implementation of the ideology of communist education. Training of teaching staff was realized to deal with the new issues. At the same time the traditions of labor education were preserved, a new polytechnic school was built; labor heroism and patriotism of the Soviet people which ensured the victory in WWII were formed, in this way, higher komsomol and party schools, which trained ideologues, opened. Komsomol and Pioneer organizations became more active.

The ideas of innovative development of education in this period were theoretically and practically introduced by A.S. Makarenko. The innovations of Makarenko were in the fact that he tried to re-educate the homeless with negative experience of behavior, formed them as new spiritual and moral people, builders of the new socialist society, to organize desirable life and appropriate activities for children in a community. He theorized the methods of communist upbringing, proved a

ства, организации целесообразной жизни и деятельности детей в коллективе. Он теоретически обосновал методику коммунистического воспитания, доказал решающее влияние среды, ценность труда, условия отдыха и истинного самоуправления.

Период с 1945 по 1970 год характеризуется возвращением к традициям нравственного воспитания. Принимается «Моральный кодекс строителя коммунизма». Разрабатывается новая идеология воспитания социалистического типа личности и соответствующая концепция учебно-воспитательного процесса.

В этот период Российская Академия образования (Л.И. Новикова и др.), Ленинградская научная школа (Т.Е. Конникова, К.Д. Радина, З.Н. Васильева, И.П. Иванов) разрабатывают проблему всестороннего развития личности в коллективе, технологию коллективных творческих дел (КТД).

Кафедра педагогики Красноярского государственного педагогического института, кроме сохранения традиций патриотического воспитания, ставила задачи воспитания нравственных ценностей. Научная школа известного красноярского ученого-педагога О.И. Руты исследовала проблемы воспитания нравственных убеждений [Рута, 1959]. В этот период устанавливаются широкие научные связи с Министерством просвещения, Московским педагогическим институтом им. В.И. Ленина, Ленинградским педагогическим институтом им. А.И. Герцена по вопросам теории и практики нравственного воспитания личности школьника. Осуществляется поиск путей повышения эффективности нравственного воспитания школьников через организацию деятельности общественной лаборатории НИИ ОПВ АПН СССР. По итогам этой работы публикуется учебное пособие «Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников» [Шилова, 1978], которое было рекомендовано решением коллегии Министерства к использованию по Союзу.

Основным направлением в исследовании теории и практики воспитания были проблемы диагностики и прогнозирования воспитания учащихся. Работу возглавила автор данной монографии. Активное участие принимали заслуженные учителя школ Российской Федерации Александр Исаевич Соснов-ский и директор школы №98 г. Красноярска Нина Павловна Мухина. В исследование и практическую апробацию системно-диагностического подхода к совершенствованию процесса воспитания были

decisive influence of the environment, the value of work, leisure facilities and true autonomy.

The period from 1945 to 1970 is characterized by a return to the traditions of moral education. "Moral Code of the Builder of Communism" was passed. A new ideology of education of a socialist personality type and a corresponding concept of the educational process were developed.

During this period, the Russian Academy of Education (L.I. Novikova, etc.), the Leningrad Scientific School (T.E. Konnikova, K.D. Radina, Z.N. Vasilyeva, LP. Ivanov) developed a problem of all-round development of the personality in the community, the technology of communal creative affairs (KTD).

The Department of Pedagogy of Krasnoyarsk State Pedagogical Institute raised the problem of education of moral values together with the problem of maintaining the traditions of patriotic education. The scientific school of the famous scientist and teacher of Krasnoyarsk O.l. Ruta investigated the problems of education of moral convictions [Ruta, 1959]. During this period, the broad scientific links with the Ministry of Education, Moscow Pedagogical Institute named after V.l. Lenin, Leningrad Pedagogical Institute named after A.I. Herzen were established on the issues concerning the theory and practice of moral education of the individual of the pupil. There was a search of ways to improve the efficiency of moral education of schoolchildren through organization of the activity of the public laboratory of Research Institute of General Problems of Education of Academy of Pedagogical Sciences of the USSR. Asa result of this work the manual "How to improve the process of moral education in schools" [Shilova, 1978], which was recommended by the decision of the Board of the Ministry for use in the Union, was published.

The main direction in the study of the theory and practice of education was the problems of diagnosis and prognosis of education of pupils. The work was headed by the author of this monograph. The honored teachers of the schools of the Russian Federation Alexander I. Sosnovsky and Nina P. Mukhina (the headmaster of school No 98 of Krasnoyarsk) were actively involved in the study. The study and practical testing of a system-diagnostic approach to improve the process of education also attracted the teachers and psychologists of schools

вовлечены также педагоги и психологи, педагогические коллективы школ № 21, 85, 2,1,18 Красноярска и школ районов края. Вопросы изучения воспитанности школьников и анализ результатов были включены в механизм управления воспитательной работой классных руководителей, директоров школ и работников образования.

Организация опыта системно-диагностического подхода к совершенствованию процесса нравственного воспитания имела практический результат. Например, школа № 98 не имела несколько лет «приводов в милицию» и получила звание «Школа образцового порядка». Результаты деятельности лаборатории позволили теоретически осмыслить и опубликовать в Москве в издательстве «Педагогика» монографию М.И. Шиловой [Шилова, 1990], что обеспечило широкое распространение концептуальных положений исследования в педагогической теории и практики образования. Практикой было доказано, что методы аналитико-диагностической деятельности актуализируют нравственные ценности и обеспечивают опережающее развитие самосознания, субъективных сил личности, внутренних детерминант развития - желания и потребности исправить свои недостатки, проявить лучшие качества и черты характера. Обдумывание поведения как мыслительный и эмоциональный механизм, срабатывающий при анализе и самоанализе воспитанности, выполняло регулирующую и саморегулирующую функции. Таким образом, был получен новый научный вывод, проверенный на практике, о том, что аналитико-диагностическая деятельность воспитателей и вое-питуемых выступает не только этапом и условием, но и механизмом научного управления процессом нравственного развития личности школьника.

Дальнейшая деятельность общественной школы-лаборатории по разработке теории и методики воспитания шла в русле оптимизации учебно-воспитательного процесса. Академия педагогических наук (Ю.К. Бабанский, З.И. Васильева, А.Г. Хри-пока) выделила комплексную проблему совершенствования задач и методов воспитания как приоритетную и поручила ее исполнение ряду научных коллективов, втом числе ученым КГПИ. На решение этой задачи была направлена деятельность ученых КГПИ (Л.П. Михалевой, И.О. Кононенко, Г.И. Румыни-ной, Г.С. Саволайнен и других) и педагогов опытно-экспериментальных школ.

№ 21, 85, 2,1,18 of Krasnoyarsk and some schools of different regions of the Krasnoyarsk Territory. The issues of the study of the education of pupils and the analysis of its results were included in the educational work's management mechanism for class teachers, principals and educators.

The organization of the test of the system-diagnostic approach to improve the process of moral education had a practical result. For example, none of pupils of school No 98 was taken to prison for a few years and the school received the title of "School of the perfect order". The results of the laboratory's activity allowed interpreting theoretically and publishing the monograph by M.I. Shilova [Shilova, 1990] in the Moscow publishing house "Pedagogy", which ensured the wide spread of the conceptual positions of the research in educational theory and practice of education. The practice proved that the methodsofanalyticalanddiagnosticactivityactualized moral values and provided a faster development of self-consciousness, subjective forces of the individual, internal determinants of development - the wants and needs to correct one's shortcomings, to show the best qualities and traits. Pondering behavior as a mental and emotional mechanism which is triggered by the analysis and introspection of breeding performed a regulatory and self-regulatory function. Thus a new scientific conclusion, proven in practice, was obtained: the analytical and diagnostic activity of educators and the educated is not only the stage and condition, but also a mechanism of scientific management of the process of moral development of the individual of a pupil.

Other activities of the public school-laboratory on the development of theory and methods of education were in line with the optimization of the educational process. The Academy of Pedagogical Sciences (Yu.K. Babansky, Z.I. Vasilyeva, A.G. Khripoka) identified the complex problem of improving the problems and methods of education as a priority and assigned its performance to a number of research groups, including the scientists of KSPU. The scientists of KGPI (L.P. Mikhaleva, I.O. Kononenko, G.I. Rumynina, G.S. Savolainen and others) and teachers of pilot schools focused their activity on the solution of this problem.

The study of the forms and methods of education implemented in practice showed that they did

Изучение реализуемых в практике форм и методов воспитания показало, что они далеко не обеспечивали ожидаемый эффект в выработке устойчивых мотивов и форм высоконравственного поведения. Причем обеспечивалась преимущественно их внеш-нерегулятивная функция, саморегулятивная сторона «работала» значительно реже. Предстояло изменить стратегию воспитания и тактику выбора методов: суть тактики в том, чтобы педагог обоснованно отбирал формы и методы работы, обеспечивающие перевод учащихся в зону развития саморегуляции. Целесообразность избираемого метода, мера внешней регуляции учащегося определялись с ориентиром на возможно более высокий уровень нравственной саморегуляции.

Совершенствование методов воспитания шло в направлении оптимизации соотношения самостоятельности и педагогического руководства. Это подвело к пониманию стратегии конструирования процесса воспитания и определению методов воспитания как способов реализации перехода от регуляции к саморегуляции деятельности и поведения личности школьника. Результаты этого аспекта комплексного исследования были заслушаны на Президиуме отделения АПН и получили одобрение. В этом наметились обновление и перестройка воспитательной системы.

В 80-е годы зарождается и развивается «педагогика сотрудничества». Среди инноваторов прежде всего надо назвать В.Ф. Шаталова, преподавателя физики и математики, Ш. Амоношвили, педагогов-родителей Никитиных, учителя начальных классов С.П. Лысенкову, директоров школ В.А. Караковско-го, В.А. Сухомлинского, М.П. Щетинина, С.Е. Ямбур-га. Пропагандировал опыт педагогов-новаторов замечательный писатель и журналистС.П. Соловейчик.

Основные инновационные идеи и забота «педагогики сотрудничества» -как развиватьобразование по демократическому пути и обеспечить воспитание нравственного человека. Отношение учителя к ребенку должно быть гуманным, душевным. Нельзя ни в коем случае унижать ребенка, даже если у него есть слабости и неудачи в учении.

При этом были определены многие новые подходы к процессу обучения: воспитание творческого отношения к процессу познания, нахождение открытия решения различного рода задач, не имеющих заданного рецепта.

Были выделены несколько новых принципов:

not provide the expected effect in the development of sustainable motives and forms of high moral behavior. Only their external regulative function was mainly provided while self-regulative one "worked" much more seldom. We had to change the strategy of the education and the tactics of the choice of methods: the essence of the tactics was that a teacher should choose the forms and methods of work reasonably; such methods should shift pupils to the area of self-regulation's development. The feasibility of the chosen method and the measure of pupils' external regulation were determined with reference to the possible higher level of moral self-regulation.

The improvement of the methods of education was going towards the optimization of the balance between self-reliance and pedagogical guidance. This brought to the understanding of the strategy of education's construction of and determination of the methods of education as the ways to implement the transition from regulation to self-regulation of the activity and behavior of pupils' individuality. The results of this aspect of the comprehensive study were presented to the Presidium of the Department of Academy of Pedagogical Sciences and were approved. In this way the update and restructuring of the educational system were outlined.

In the 80-ies "pedagogy of cooperation" emerged and started developing. First of all, among the innovators were the teacher of physics and mathematics V.F. Shatalov, Sh. Amonoshvili, the Nikitins- parents-teachers, the primary school teacherS.P. Lysenkova,theprincipalsV.A. Karakovsky, V.A. Sukhomlinsky, M.P. Shchetinin, S.E. Yamburg. The experience of the educators-innovators was promoted by the wonderful writer and journalist S.P. Soloveitchik.

The main innovative ideas and concerns of "pedagogy of cooperation" were how to develop education in a democratic way and provide moral education of the person. The teacher's attitude to the child was to be humane, soulful. The teacher could not humiliate the child anyway, even if the child was not bright and failed in learning.

In this case, many new approaches to learning were identified: education of a creative attitude to the process of learning, findingthe solution of various problems which had no a set recipe.

-принцип крупных блоков (В.В. Шаталов, E.H. Ильин);

-принцип свободного выбора (Ш.А. Амоношви-ли и И.В. Волков);

- принцип сотрудничества с родителями и учителей друг с другом, на основе чего возможно бесконфликтное решение задач воспитания нравственных качеств личности и черт характера детей.

В этот период декларируются демократизация школы, традиции доступного обучения всех слоев населения. В Красноярском государственном университете вместе с АПН (В.В. Давыдов, ИД. Фрумин и Б.И. Хасан) начинают разработку нового направления - развивающего обучения.

Проблема духовно-нравственного воспитания в те годы не ставилась. Воспитание рассматривалось под углом зрения общечеловеческих ценностей. При этом чаще всего на первое место ставили задачи обучения, но при огромном усилии ряда ученых, в частности Н.Д. Никандрова, Э.П. Козлова, Г.Н. Филонова, а также деятелей Русской православной церкви постепенно стали раскрываться ценности национальных и религиозных, культур, прежде всего православной. Проблема духовно-нравственного воспитания рассматривалась в связи светского образования и духовной культуры.

События 1991 г. привели к ломке традиционной системы воспитания, сложившейся в советской школе. Быстрая смена и многообразие социальных ориентиров, политическая разбалансированность общества создали ситуацию неопределенности в воспитании. Профессионализм учителя в работе с детьми в новых условиях предполагал наличие не только дидактических умений, но и умения выстроить демократические отношения с детьми. Чтобы сделать успешным вхождение ребенка в сложный мир социальных отношений, перед учеными кафедры педагогики и педагогическим коллективом опытно-экспериментальной школы № 98 г. Красноярска (под руководством Т.В. Карпенко) встала задача социализации и воспитания личности школьника. Было положено начало анализа и обобщения опыта работы, что осуществлялось проведением в Красноярске Годичных собраний НИИ ОПН СССР и научных конференций «Образование и социализация личности школьника в педагогическом процессе», которые стали традиционными (в 2012 г. проведена уже 7-я конференция).

They identified a number of new principles:

- Principle of large blocks (V.V. Shatalov, E.N. Ilyin);

- Principle of free choice (Sh. Amonoshvili and I.V. Volkov);

- Principle of co-operation with parents and teachers to each other on the basis of which a conflict-free solution of problems of education of moral qualities of the personality and charactertraits of children was possible.

During this period the democratization of the school, the traditions of affordable education to all segments of the population were declared. Krasnoyarsk State University together with the Academy of Pedagogical Sciences (V.V.Davydov, I.D. Froumin and B.I. Hasan) began to elaborate a new direction - developing teaching.

The problem of moral education in those years was not stated. Education was seen from the perspective of human values. In this case, the objectives of education were most often prioritized, but with the huge effort of many scientists, in particular, N.D. Nikandrov, E.P. Kozlov, G.N. Filonov, as well as the leaders of the Russian Orthodox Church the values of national and religious cultures, especially the Orthodox, gradually unfolded. The problem of moral education was considered in the light of the link between secular education and spiritual culture.

The events of 1991 led to the breakdown of the traditional system of education prevailing in the Soviet school. A rapid change and diversity of social guidelines, the political imbalance in society created a situation of uncertainty in education. Professionalism of teachers working with children in the new conditions suggested the existence of not only didacticskilis but also the ability to establish democratic relationship with children. The wish to make the child's entry into the complex world of social relationship successful set a goal of developing socialization and education of the individual of a pupil before the scientists of the department of pedagogy and teaching staff of a pilot school № 98 of Krasno-yarsk (headed by T.V. Karpenko). It was the beginning of the analysis and synthesis of the experience, which was carried through holdingannual meetings ofthe Research Institute ofthe Department of Pedagogical Sciences of the USSR and the scientific conference "Education and socialization of pupil's individual in pedagogical process", which becametraditional in Krasnoyarsk (in 2012the7th Conference was held).

1996 год-является переломным в создании воспитательных систем. Обсуждается новый закон об образовании, где воспитание ставится впереди обучения, как приоритетная задача образования. Наряду с сохранением традиций воспитания гражданина своего Отечества рассматривается как новое формирование свободной самореализующейся конкурентоспособной творческой индивидуальности. Ставится задача построения инновационного подхода к содержанию и организации социализации и воспитания личности школьника, разработки общегосударственной и региональных концепций развития духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В этот период научная общественность Красноярского края, ученые педуниверситета и члены Сибирского отделения РАО разрабатывают и апробируют проект региональной концепции и программы-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края.

Стимулом и началом преодоления кризиса духовно-нравственного воспитания явилась встреча Президента РФ Д.А. Медведева с представителями основных религий России (21 июня 2009 г.).

В годы деидеологизации образования научно-педагогическому сообществу г. Красноярска удалось сохранить во многих школах традиции нравственного воспитания.

Научные сотрудники КГПИ активно включились в решение задач преодоления кризиса воспитания при условии взаимодействия науки и практики при поддержке и консолидации государственной власти в лице муниципальных образований и науки.

Решению этих задач была подчинена деятель-ностьлаборатории «Проблемы становления граждан-скихчертхарактера нового поколения сибиряков», организованная КГПУ им. В.П. Астафьева и Институтом проблем непрерывного образования СО РАО.

Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса являются: воссоздание тех ценностей, которые составляют ядро отечественной культуры и определяют ее уникальность; возрождение национального идеала; актуализация в общественном самосознании духовных приоритетов.

Сложность развития инноваций в том, что пока еще не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней мере, его большинством.

В этих условиях красноярская научная школа

The year of 1996 was a turning point in the creation of educational systems. The new law on education, where moral education was put in front of learning as a priority goal of education, was discussed. Along with keeping the traditions of education of homeland citizenship, the formation of free self-fulfilling competitive creative individuality was seen as something new. The goal of forming an innovative approach to the content and organization of socialization and education of the individual of the pupil, the elaboration of national and regional development concepts of spiritual and moral education of children and youth was set. During this period, the scientific community of the Krasnoyarsk Territory, the scientists of the Pedagogical University and the members of the Siberian Branch of RAS developed and tested the project of the regional concept and the program directed to the education of children and youth of the Krasnoyarsk Territory,

The beginning and the impetus to overcome the crisis of the spiritual and moral education was the meeting of the President of the Russian Federation D.A. Medvedev with the representatives of the major religions of Russia (21 June, 2009).

During the years of deideologization of education the scientific educational community of Krasnoyarsk managed to keep the traditions of moral education in many schools.

The scientific staff of KGPI actively involved in the solution of the problems to overcome the crisis of education provided that there was the interaction between science and practice with the support and consolidation of the state power represented by municipalities and science.

The activity of the laboratory "Problems of development of civil character traits of the new generation of Siberians", organized by KSPU named after V.P. Astafiev and the Institute of the Problems of Continuing Education of SB of RAS, was subjected to the solution of these problems.

The ideological precondition for overcoming the spiritual crisis is: restoration of the values that form the core of the national culture and define its uniqueness; the revival of the national ideal; mainstreaming of spiritual priorities in the public consciousness.

The complexity of the development of innovations is that the system of national values and

(Н.И. Дроздов, В.И. Игнатова, O.A. Карлова, А.Н. Фа-лалеев, H.A. Эверт, О.Н. Тютюкова, Н.Ф. Яковлева, Н.И. Малиновская и другие) под руководством автора поставила задачу разработать региональную концепцию и программу воспитания, основанную на воспитании ценностей характера сибиряков.

Постановка данной проблемы объясняется наличием противоречий социально-экономического развития и личностного становления. Процесс социально-экономического развития и формирования гражданского общества в России и Сибири требует соответствующего человеческого капитала, формирования поколения молодых людей, готовых жить и трудиться в сфере высоких технологий, сориентированных на духовно-нравственные ценности россиян, и готовых использовать интеллектуальные возможности, свои нравственные ценности в организации труда на благо Отечества и обеспечения достойного образа жизни.

Таким образом, концепция и программа воспитания направляются на сохранение и развитие креативных, духовно-нравственных и деловых черт характера современного поколения сибиряков как человеческого ресурса социально-экономического развития региона.

Обращение к необходимости рассмотрения и укрепления характера молодого поколения сибиряков объясняется признанием его ключевой роли в развитии региональных общественных процессов, поскольку «характер в динамическом смысле - это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» [Психология..., 2000].

Формируясь исторически, характер сибиряков представляет совокупность социально-психологических черт, сумму детерминируемых ими поведенческих реакций, выступающих как определенная целостность, проявляющихся во всех сторонах жизнедеятельности. К числу характерных черт сибиряков, как и русского народа, относятся любовь к Отечеству, трудолюбие, терпеливость, терпимость, миролюбие, доброта, отзывчивость, сердечность, открытость, гостеприимство,тяга к коллективному, любовь к природе - все то, что составляет совокупность особенностей духовного облика народа.

Под влиянием сегодняшних событий в области экономики и политики народный характер эволю-

priorities, shared, if not, bythewhoie of society, then at least by its majority, has not been updated yet.

In these circumstances, Krasnoyarsk Scientific School (N.I. Drozdov, V.I. Ignatova, O.A. Karlova, A.N. Falaleev, N.A. Evert, O.N.Tyutyukova, N.F. Yakovleva, N.I. Malinovskaya and others) being headed by the author set the task to develop a regional concept and program of education based on the education of the values of Siberian character.

Thestatementofthisproblemisexplainedbythe contradictions of social and economic development and personal development. The process of socioeconomic development and formation of civil society in Russia and Siberia requires appropriate human capital, the formation of a generation of young people who are ready to live and work in the field of high technologies which are tailored to the spiritual and moral values of Russians and ready to use intellectual abilities, their moral values in the organization of work for the good of the Homeland and the decent way of life.

Thus the concept and program of education are directed to the preservation and development of creative, spiritual, moral and managing traits of character of the current generation of Siberians as a human resource of social and economicdevelopment of the region.

The appeal to the need to review and strengthen the character of the young generation of Siberians is due to the recognition of its key role in the development of the regional social processes, as "character in the dynamic sense is a specific form of human energy that arises in the course of dynamic adaptation of human needs to a certain way of life in a particular society" [ Psychology, 2000].

Forming historically, Siberian character is the combination of social and psychological traits, the amount of determined and behavioral responses, acting as certain integrity, manifesting in all aspects of life. Among the characteristics of Siberians, as Russian people, are the love for the homeland, diligence, patience, tolerance, peace, kindness, compassion, warmth, openness, hospitality, craving for the communal, love for nature - all that makes a set of features of the spiritual image of people.

Under the influence of current events in the field of economics and politics people's character evolves towards adaptation to the realities of the market

ционирует в сторону приспособления к реалиям рыночной экономики. Новым положительным моментом является осознание того, что в условиях рынка должны найти себя люди не только трудолюбивые, но и предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.

Но проблема в том, что современный социум, рынок и рыночные отношения глубоко проникли не только в экономику, но и в культуру, и образование. Очевидна проблема рынка и нравственности. Она не только и не столько в том, что произошло и происходит деление социума на супербогатых и бедных, а в том, что на пути к богатству молодые люди (наши супербогатые люди самые молодые в мире) нередко избирают нечестный путь, более того, путь правонарушений. Предприниматель в современной культуре, да и в реалиях жизни, чаще всего характеризуется тем, что умело, агрессивно и жёстко устраняет конкурентов и соперников. Тем самым программируется поколение молодыхлюдей как агрессивное и безнравственное. Этим объясняется необходимость рассматривать характер в единстве нравственных и деловых черт.

Прагматизм обусловил проявление в общественном сознании тенденции оценивать социальные успехи только по критерию практической пользы. Такая озабоченность стала доминировать и в системе образования. И если в недавнем прошлом в системе воспитания были гипертрофированы идеи идеологизированной социологии, то в современной теории и практике идеи «самодостаточной личности» привели к росту индивидуализма, эгоцентризма, корысти, насилия.

Задачи воспитания как ценностного целенаправленного процесса - обеспечить внешние и внутренние факторы саморазвития, самореализации личности в качестве деятельного нравственного субъекта социализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функции воспитания и образования параллельно со школой и вузами, независимо от них и даже нередко в противовес им, выполняют другие социальные институты: семья, СМИ, сфера общения. Школьники и студенты имеют собственные представления и ценности, которые они усвоили благодаря воздействию Интернета, средств молодёжной субкультуры. В этом состоит определённый вызов образованию

economy. A new positive point is the realization that in the market conditions not only hard-working people should find themselves, butalsothosewhoare enterprising, managing, professionally competent, able to adapt quickly to changing conditions, capable of self-selection of fields of activity, making responsible decisions and capable of self-regulation of behavior.

But the problem is that the modern society, the market and the market relations have penetrated deeply not only in the economy but also in culture and education. The problem of the market and morality is obvious. It is not only and not so much about the fact that there was and there is the division of society into the super-rich and the poor, but about the fact that on their way to the wealth young people (our super-rich people are the youngest in the world) often choose dishonest means, or even the path of crime. A businessman in the modern culture and the realities of life is often characterized by a skillful, aggressive and tough way to eliminate competitors and rivals. That is howthe generation of young people as violent and immoral is programmed. This explains the need to consider character in the unity of moral and managing features.

Pragmatism led tothe manifestation of the trend in public opinion to assess social progress only by practical use. Such a concern began to dominate even in the system of education. And if in the recent past the ideasof ideological sociology were hypertrophied in the system of education, in the modern theory and practice the ideas of "self-sufficient individual" led to the growth of individualism, self-centeredness, greed and violence.

The objectives of education as a value-oriented process are to provide external and internal factors of self-development, self-realization of the individual as the active moral subject of socialization.

Thefunctionsof education and trainingin parallel with the school and higher educational institutions, irrespective of them, and even sometimes in opposition to them are fulfilled by other social institutions: the family, the media, the sphere of communication. Pupils and students have their own ideas and values that they have learned through the influence of the Internet and the means of the youth subculture. This is a challenge to the education from the information space. It shall be understood and the

и воспитанию со стороны информационного пространства. Это надо осознать, и найти ответ. Таким ответом могут стать формирование у молодёжи ме-диакультуры, развитие субъектных качеств личности, выработка иммунитета против нечестности, окружающей мерзости, желание и стремление добиться успеха и карьеры честным трудом.

Современный период становления и развития инновационной системы воспитания 2010-2013 годов характеризуется разработкой и реализацией различныхпроектов, социализации и воспитания детей и молодежи. Однако для перевода этой проблемы в инновационный режим необходимы объединение усилий всех субъектов воспитания Красноярского края: государственной власти, образования, семьи, религиозных конфессий, бизнеса, СМИ и общественности, принятие законодательных актов, создание общественного движения в защиту духовности и нравственности. При этом важно учитывать основные элементы становления и развития традиций, новаций и инноваций в воспитательных системах.

В целом, на основе теоретического анализа и практического опыта можно представить основные элементы развития инновационных воспитательных систем (табл.).

answer shall be found. So the answer may be the formation of a new media culture in the mind of the youth, the development of subjective qualities of the personality, the development of immunity against dishonesty, environmental abomination, the desire and ambition to succeed and make a career by fair work.

The present period of formation and development of the innovative system of education of 2010-2013 is characterized by the development and implementation of various projects, socialization and education of children and youth. However, transferring this problem in an innovative mode requires uniting the efforts of all the subjects of education of the KrasnoyarskTerritory: government, education, family, religious leaders, business, media and the public, passing laws, creating a social movement in defense of spirituality and morality. It is necessary to consider the basic elements of formation and development of traditions, novations and innovations in educational systems.

Overall, on the basis of the theoretical analysis and practical experience the key elements of the development of innovative educational systems can be presented in the following way see Table.

Таблица

Элементы становления и развития традиций, новаций и инноваций в воспитательных системах

Элементы Традиции Новации Инновации

Цели Сориентированы на государственные цели и задачи воспитания Разнонаправленные, дезориентированные цели и задачи Программирование целей и задач гражданского воспитания

Масштаб действий Постоянный Ограничен по масштабу и времени Целостный продолжительный педагогический процесс

Характер действий Построение общей идеологии обучения и практики воспитания Создание идеологем и локальных новшеств в системах воспитания Построение новой идеологии и проектирование новых воспитательных систем

Реализация Указание сверху и поощрение инициативы снизу Самостоятельная апробация и внедрение новаций Проращивание инновационного опыта изнутри и создание соответствующих условий извне

Результат Построение целостной системы воспитания Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиций воспитания и расширение сферы инновационной воспитательной деятельности

Новизна Построение различных концепций воспитания личности Разработка концепций развития духовно-нравственных и деловых черт характера Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов воспитания

Последствия Изучение и анализ сложившихся позитивных традиций воспитания Научно-методическое обеспечение практического совершенствования процесса воспитания на федеральном и региональном уровнях (публикации монографий, пособий и рекомендаций) Рождение новой парадигмы создания инновационных воспитательных систем гражданского воспитания

Elements of formation and development of traditions, novations and innovations in educational systems

Elements Traditions Novations Innovations

Objectives Oriented towards the state goals and objectives of education In different directions, disoriented goals and objectives Programming of objectives and goals of civil education

Scale of actions Constant Limited in scale and time Holistic long educational process

Nature of actions Construction of the general ideology of training and practice of education Creation of ideology and local innovations in educational systems Construction of a new ideology and designing of new educational systems

Implementation Guiding from above and encouraging of initiative from below Self testing and introduction of innovations Sprouting of innovative experience from inside and creating the appropriate conditions from outside

Result Building an integrated system of education Changing some elements of the existing system Full upgrade of positions of education and expansion of the sphere of innovative educational activity

Novelty Construction of various concepts of personality education Elaboration of the concept of development of spiritual, moral and managing character traits Opening new directions of activity, creating new technologies, gaining a new quality of education outcomes

Consequences Study and analysis of the prevailing positive traditions of education Scientific and methodological support of the practical improvement of the process of education at the federal and regional levels (publication of monographs, textbooks and recommendations) Birth of a new paradigm of creating innovative educational systems of civic education

Обозначенные элементы безусловно могут и должны учитываться и обогащаться в процессе развития инновационных систем воспитания.

Основные концептуальные положения развития воспитательной системы раскрыты и опубликованы в работе «Концепции и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края» и апробируются в опыте многих школ г. Красноярска и края, в частности в Тальской сельской школе Емельяновско-го района и МОУ СОШ № 98 г. Красноярска.

»Библиографический описок

1. Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Психология и психоанализ характера хрестоматия. Самара, 2000. С. 25.

3. Рута О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959.

4. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьника. М.: Педагогика, 1982.

5. Шилова М.И. Пути повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников: метод, пособие. Красноярск: Книжное издательство, 1978.

6. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. М.: Педагогика, 1990.

The marked elements certainly can and should be taken into account and be enriched in the process of development of innovative systems of education.

The main conceptual ideas of the development of the educational system are disclosed and published in the work "Concepts and program directed to the education of children and young people of the Krasnoyarsk Territory" and are being tested in the experience of many schools in the city of Krasnoyarsk and the whole region, in particular in the rural Talskaya school in Emelyanovskiy district and school № 98 of Krasnoyarsk.

List of reference

1. Wikipedia. Free encyclopedia. http:// ¡u.wi kipedia.org/wiki

2. Psychology and psychoanalysis of character: Reader. Samara, 2000. P.25.

3. Ruta O.I. Basic methods of forming moral beliefs of pupils of secondary school. Krasnoyarsk, 1959.

4. Shilova M.I. The study of education of schoolchildren. Moscow: Pedagogy, 1982;

5. Shilova M.I. Ways to improve the effectiveness of moral education in schools: a method book. Krasnoyarsk: Book House, 1978.

6. Shilova M.I. Fortheteacherabouttheeducation of schoolchildren. Moscow: Pedagogy, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.