Научная статья на тему 'Развитие инновационных процессов в региональной системе образования'

Развитие инновационных процессов в региональной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1041
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОЛЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / КАДРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL EDUCATION / INNOVATIVE ENVIRONMENT / REGIONAL DEVELOPMENT / TARGET PROGRAM / TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найдёнова Зоя Георгиевна

В работе анализируются возможности и проблемное поле в развитии инноваций в региональном образовании. Раскрыты механизмы формирования инновационной региональной среды, готовность кадров к ее созданию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative processes development in regional education system

The article analyses the possibilities and problems associated with innovations in regional education. The mechanisms of innovative environment formation are described and the criteria of the staff preparedness for innovations are given

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных процессов в региональной системе образования»

З. Г. Найдёнова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются возможности и проблемное поле в развитии инноваций в региональном образовании. Раскрыты механизмы формирования инновационной региональной среды, готовность кадров к ее созданию

В современных условиях развития общества система образования характеризуется интенсивностью инновационных процессов, ростом активности и самостоятельности образовательных учреждений. Это способствует развитию различных типов учебных заведений, создающих такую педагогическую систему, которая обеспечивала бы оптимальные условия для развития обучающегося.

Региональная система образования становится на инновационный путь развития. Это выражается в информатизации образования, создании и внедрении новых образовательных технологий, повсеместной активизации усилий, направленных на повышение качества образования и подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда. Одной из современных тенденций стало повышенное внимание к подготовке специалистов широкого профиля по приоритетным направлениям научнотехнического прогресса, например по компьютерной науке и инженерии, биоинженерии, робототехнике, материаловедению и технологии новых материалов, промышленной экономике, экологии, а также заметно активизируется подготовка специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям.

Интенсивность инновационной деятельности определяется динамикой внедрения новых технологий обучения. Актуализация новых знаний среди всех субъектов образования (учащихся, педагогов, руководителей) определяется требованиями современного развития общества. Уровень материально-технического обеспечения образовательного учреждения оценивается по вкладу в реализацию новшеств.

Действенным средством развития инноваций является инновационная политика. Она реализуется на разных уровнях: от государственного до локального. Государственная образовательная инновационная политика включает совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер, которые планируются и осуществляются на государственном уровне в интересах развития образования. Ее цель -скорейшая передача и распространение имеющихся прогрессивных достижений в сфере образовательных услуг. В качестве механизмов реализации инновационной политики в государственном масштабе выступают институциональные преобразования, разработка и совершенствование нормативно-правовой базы и развитие структуры самого инновационного процесса.

Региональная инновационная политика в сфере образования понимается нами как комплекс мероприятий с целью создания системы условий, обеспечивающих использование в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью интеллектуального, образовательного, научно-технического потенциала региона. Локальный уровень инновационной политики может быть представлен деятельностью отдельного образовательного учреждения или группы учреждений, объединивших свои усилия по внедрению конкретного новшества на рынке образовательных услуг.

В связи с этим возникают новые требования к кадровому потенциалу педагогов и руководителей, способных осуществлять инновационные идеи в образовании. Поэтому особое внимание уделяется формированию современного педагогического корпуса, способного стать основой и залогом успеха в реализации инноваций.

В жизнь образовательных учреждений вошло понятие «инновационно-педагогическая деятельность». Она заключается в обеспечении условий преодоления традиционных трудностей внедрения нового в практику.

Анализ практики показывает, что преподаватели в условиях инновационных преобразований испытывают затруднения, связанные с обновлением содержания, использованием новых технологий обучения, изменением целеполагания учебной деятельности в учебных заведениях нового типа, поливариантным подходом в преподавании отдельных дисциплин.

В научной литературе активно формируется понятие инновационного потенциала педагога, уточняются его значение, основные параметры. Обобщенность характеристик понятия инновационного потенциала свидетельствует о том, что он может иметься у отдельного педагога, или педагогического коллектива..

Инновационный потенциал педагога -совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, отражающая, с одной стороны, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и, с другой - наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании [8, с.374].

О наличии у педагога инновационного потенциала можно вести речь в том случае, если его отличает творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах деятельности. Вне всякого сомнения, педагог должен быть высоко интеллектуально и эмоционально развит, культурно-эстетически образован.

Открытость к новому, отличающемуся от уже знакомого, профессиональное инакомыслие, толерантность, гибкость, пано-рамность мышления становятся главными чертами личности педагога.

Дидактическая подготовка преподавателя, как будущего, так и в системе переподготовки, должна ориентироваться на развитие его индивидуальности, что способствует формированию дидактических знаний и умений продуктивного характера, развитию профессионально значимой мотивации и творческих способностей в учебной деятельности, формирует личный опыт. Инновационные процессы в сфере повышения профессионализма педагогических кадров должны осуществляться при подготовке педагогов, организации опытно-экспериментальной работы, реформировании системы научно-методического обеспечения системы образования.

На современном этапе в сфере образования внедряется большое число новаций различного характера, направленности и значимости. В педагогической инноватике в целом отражаются в единстве ранее разъединенные в теории процессы: создание и открытие новых педагогических идей, концепций, теорий, методов, их сравнительная оценка в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей, их освоение и внедрение.

В условиях реформирования образования магистральной линией является перевод образования в режим творчества и превращение творчества в базис образования нового типа. Интенсивность развития инновационных процессов на региональном уровне связана с таким качеством, как способность к преобразованию управленческой системы. Инновационное управление должно изменить способы создания управленческих структур, позволяющих организовывать, создавать условия для инициирования, освоения инновационных процессов субъектами образования.

В современных условиях наука все чаще рассматривает проблемы образования, опираясь на анализ глобальных проблем, при этом развитие становится универсальной ценностью макрорегулирования всех уровней - регионального, национального, глобального. В научных исследованиях активно изучается взаимосвязь науки, культуры, образования с ценностями и нормами не только в гуманитарных науках, но и в естественнонаучных теориях, что позволит

преодолеть издержки технократического мышления, противостояния двух культур (гуманитарной и технократической) и в науке, и в образовании. В этих условиях образование должно стать системным, обеспечивающим человеку максимальную свободу при выборе ценностей и направлений деятельности, при определении его личностной, гражданской и социальной позиций. Уровень и качество образования в XXI веке становятся основным фактором социальной стратификации. Глобальное разделение труда, международное разделение производства, мгновенно осуществляемые коммуникации свидетельствуют о рождении нового единого мира. В этих условиях особое значение приобретают образовательные системы, социальные механизмы, регулирующие духовное развитие общества, непосредственно воздействующие на формирование сознания современного человека. Базовой составляющей современного общественного прогресса являются инновационные процессы и инновационное сознание. По мнению Ю. А. Карповой, «инновации все более приобретают статус генерального индикатора цивилизационного процесса того или иного общества. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится способность его обеспечить социальное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки продуктов творчества, ассимиляции результатов этой деятельности» [3].

Как показывает наш анализ научных источников, инновационные процессы все чаще становятся предметом научного осмысления. Широкое использование в современных исследованиях новой терминологии (инновационный процесс, инновационная активность, инновационный характер, инновационный потенциал, инновационная деятельность, инновационная парадигма, новации, нововведения и др.) подчеркивает вектор общественного развития современной России, в том числе вектор развития всех систем образования. Достаточно перечислить новые принципы, которые выдвигаются в современных условиях социологами, педагогами, андрагогами, чтобы убедиться в масштабности инновационных преобразований.

В педагогических исследованиях В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Н. М. Таланчука, Н. Е. Щурковой, Е. В. Бондаревской и др. выделяются такие новые принципы как индивидуально-личностный, ценностно-смысловой, социального закаливания, социальной адекватности, гуманистический, антропологический, антропоэкологический, рассмотрения понимания и взаимопонимания, развития способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, креативности, диалогизма и другие.

Приоритетной задачей образования является развитие и формирование у человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство. Впервые эти задачи прозвучали в докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению» в 1979 г. Тогда и появляется термин «инновационное обучение» как обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, как реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека или общества.

Постепенно начинает формироваться теория инновационного поля в современных условиях общественного развития. Инновационная среда, поле должны быть созданы руководителями и коллективами всех сфер и уровней деятельности и управления. Особенно это касается региональной системы образования, где это инновационное поле очерчивается границами объектов использования новых знаний, получаемых специалистами и руководителями в период обучения. Это могут быть разные виды образования: и в учебных заведениях, и самообразование, и с использованием новых информационных технологий и т.д.

Потенциальными инновационными объектами являются проблемы как в организации обучения, так и в практической деятельности. Они могут носить как общенаучный, так и прикладной характер, способствовать внедрению новых идей, подходов, технологий, методов и методик, обеспечивая достижение целей системы образования в подготовке подрастающих поколений к успешному решению проблем со-

циума на основе высокого личностного развития каждого человека.

В инновационном поле региональной системы образования первостепенное значение имеет фактор всемерного культивирования мирового уровня знаний вообще, и в том числе управленческих. Существующий мировой порог знаний служит границей между известными человечеству достижениями и пробелами в общих и специальных знаниях. Он дает ориентир для дальнейших поисковых исследований, для опытно-экспериментальных проверок и внедрения новаций.

Инновационная региональная среда включает систему необходимых социальных, юридических, экономических, информационных и иных обеспечивающих структур, поддерживающих как нововведенче-скую деятельность, так и самих новаторов.

Образование, являясь институтом социализации, преобразует личность. Поэтому образовательные средства развития личности, ее мотивационно-смысловой сферы должны быть более качественно представлены в образовательных программах. Индивидуальная составляющая современного образования пока формируется стихийно, имеющийся опыт реализации экспериментальных программ, ориентированных на личностное развитие, обобщается слабо, сохраняет статус частного опыта, и инновационные наработки зачастую остаются вне поля зрения образовательной практики. Поэтому необходимы более целенаправленные организационные преобразования структуры управления инновационными процессами.

Анализируя развитие инновационного поля в региональной системе образования, приходим к выводу о необходимости исследования механизмов управления развитием интеллектуального ресурса субъектов инновационного процесса, феномена развития концепции инноватики, инновационного поля, содержательно-методологического определения понятий «инновационные процессы», «новации», «инновационная деятельность» и др.

Инновационные процессы, охватившие все сферы общества и ставшие теоретикометодологической основой развития обра-

зования, организации его новой структуры управления, в начале XXI века требуют осознания (в пределах новой гуманистической парадигмы) проблемы инноваций как отражения общественных потребностей -это тот социальный импульс, который инициирует исходный этап любого инновационного процесса, в том числе организацию инновационной региональной системы образования.

Инновационные процессы определяются как преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (инноваций) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институциональное оформление, интеграцию и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества.

Исследуя проблемы инновационного развития региональной экономики В. А. Гневко включает в концепцию инноваций три положения, отражающие уровень осмысления нового аспекта развития региона и страны в целом. Он считает, что инновации становятся составляющими макроэкономики, мировой экономики и микроэкономики во всех структурах управления и сферах экологии, культуры, образования, науки и общества. Осмысление самого понятия «инновация» уже вносит коррективы в развитие экономических отношений, форм и механизмов управления в каждой сфере деятельности. Для этого необходима инновационная готовность кадров создавать, производить, трансформировать, обновлять, сменять, применять инновации. К основным чертам инновационного процесса отнесены ускорение, непрерывность и кумулятивность, массовость инновационной деятельности [2, с. 9]. Ускорение означает, что время на производство высокотехнологичных продуктов резко уменьшилось, поэтому необходимо применение информационных технологий. Возможность развития различных сфер деятельности, и регионов в том числе, зависит от уже достигнутого уровня и, на наш взгляд, от кадрового потенциала, имеющегося в наличии. Нарастающая массовость инноваций ведет к росту диверсификации организационных форм деятельности, интеграции крупных

вертикальных и горизонтальных структур, развитию сетевых организаций и т.п.

Развитие инновационной региональной системы образования имеет характерные черты - его самостоятельность и вместе с тем лишь относительная обособленность от общих направлений развития страны. Эти черты также отражаются на инновационной экономике и на инновациях в социальной сфере, образовании. В свою очередь, с ними согласуются два региональных критерия развития - соответствие целям развития региона и использование совокупности средств региона для решения общегосударственных задач. Это позволяет формировать региональный научно-производственный (воспроизводственный) процесс, когда повышение инновационной активности региона дает возможность сформулировать региональный заказ научноинновационной сфере в целом, и системе образования в том числе.

Инновационная сфера в регионе обязательно включает использование достижений научной сферы национального уровня и достижений региональной научно-инновационной системы. При этом проблемы научно-инновационной деятельности общегосударственной значимости, безусловно, остаются главным вектором развития.

Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального инновационного развития образования - не только социально-политическая, но и экономическая задача, требующая серьезного отношения со стороны федерального правительства и региональных (муниципальных) органов власти.

В мировой практике апробирован ряд организационно-управленческих мер, способствующих инновационному региональному развитию образования:

- осуществляются специальные целевые программы на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

- увеличиваются государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти на решение проблем образования;

- предоставляются налоговые льготы

предприятиям, направляющим средства на стимулирование регионального инновационного развития образования;

- формируются научные (технологические, инновационные), научно-образовательные парки;

- создаются инкубаторы малого инновационного бизнеса; научно-образовательные государственные центры по передаче технологий из госсектора в промышленность;

- разворачивается система организаций управленческого консультирования предпринимателей, руководителей, менеджеров, специалистов и т.д.

Каждый регион подходит к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов и потребностей.

Под инновационной региональной образовательной политикой понимается комплекс принципов и мероприятий по стимулированию, разработке, сопровождению, управлению, планированию и контролю процессов инновационной деятельности в сфере образования и науки, техники и производства. Цель этой политики - создание социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для приоритетного развития производительных сил общества. Инновационное поле системы образования становится главным средством, потенциалом развития, обеспечивающим переход к инновационному типу развития в регионе в целом.

Подводя итог анализу научных источников по исследованию инноваций, мы можем сделать вывод об интенсивном формировании теории инновационного поля (среды) в современных условиях глобального мирового развития общества, основанного на интенсивном развитии информационных средств коммуникации, потребовавших кардинальных инновационных изменений во всех сферах жизни и деятельности. Основой этих преобразований в осознании новшеств, овладении ими является система образования, которая и сама превращается в инновационную среду.

Литература

1. Борисова С. Г. Макроэкономические факторы инновационной активности российских предприятий : автореф. ... канд. экон. наук. - Новосибирск, 2003. - С.7.

2. Гневко В. А. Региональные проблемы инновационного развития экономики. - СПб.: ИУЭ, 2004. - С.9.

3. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

4. Словарь-справочник научной сферы и сферы образования в российском праве. - М.: Изд-во Гос. Думы, 2002. - С.67.

5. Социальные технологии. Словарь. - М.: Вега, 2000. - С.44.

6. Фролов С. С. Социология : учеб. для студентов вузов. 4-е изд. - М.: Гардарики, 2003. - 343 с.

7. Шелковников В. Е. Изменение социального статуса педагога в период социальной трансформации современного российского общества : автореф. ... канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 2003. - С.10.

8. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / под ред. С. Я. Батышева - М.: РАО; Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 1320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.