Научная статья на тему 'Развитие инновационных функций учителя в условиях открытого образования и поликультурной среды'

Развитие инновационных функций учителя в условиях открытого образования и поликультурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / INNOVATIVE TEACHER'S FUNCTIONS / CULTURE OF POSTMODERN / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / OPEN EDUCATION / PEDAGOGICAL FUNCTION / TEACHING PRINCIPLES / TEACHER AS AN ACTIVE SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Срабова Ольга Юрьевна

В статье показано, что сегодня от учителя требуется не столько применение новых педагогических технологий, сколько изменение своего личностного отношения к педагогической деятельности, в которой новый функционал учителя уже проецируется не только на ученика, но и на самого учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of innovative functions of teacher in open education and multicultural environment

It is shown in the paper that the teacher is required today not so much to apply new teaching technologies, as to change his/her personal attitude to the pedagogic activities. The new teacher's functionality is projected not only to the students but also to the teacher himself/herself

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных функций учителя в условиях открытого образования и поликультурной среды»

О. Ю. Срабова

(Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье показано, что сегодня от учителя требуется не столько применение новых педагогических технологий, сколько изменение своего личностного отношения к педагогической деятельности, в которой новый функционал учителя уже проецируется не только на ученика, но и на самого учителя

В современном постиндустриальном обществе в связи с процессами все охватывающей информатизации, изменением статуса знания, качественно новым подходом к ценностям сформировалось постмодернистское видение мира, главной отличительной чертой которого стал плюрализм. Однако понимать культуру постмодерна только как культуру человеческих индивидуальностей, для которой она задает новые методы организации мышления и определяет новые формы организации знаний о мире, в современном обществе недостаточно. Важно рассматривать процесс формирования новой общественной культуры как первопричину становления нового образовательного пространства, влияющего на всех участников педагогического взаимодействия, требующего как от учителя, так и от учащегося идентификаций и самоопределения в новой культуре.

Установлено, что наибольшие затруднения, с которыми сталкивается учитель в своей деятельности, связаны с такими направлениями развития постмодернистской реальности, как формирование поликультурной среды и системы открытого образования. В этой связи поликультурную среду рассматриваем как сложный социальный институт, в котором представлена взаимосвязанная целостность различных субкультур (этнических, корпоративных, религиозных, возрастных, молодежных и т.д.] с функционирующими в ней ценностями, стандартами, устоявшимися и вновь формирующимися традициями. Если понимать новую культуру как системно само-организованное целое, которое исторически сформировалось в процессе существования различных форм человеческой деятельности, то очевидно, что в культуре, представляющей определенный ряд отношений: культуры и

природы, культуры и общества, культуры и человека, - последний будет определяющим в педагогической деятельности в современном социуме. Очевидно, что в таких условиях коренным образом меняется личностная позиция учителя.

Существенным фактором в развитии современного общества, влияющим и на деятельность учителя, является формирующаяся система открытого образования. В ней возникает поливариантность понимания сути образовательного процесса, что вызывает у учительства чувство растерянности перед сложностью выбора своей педагогической стратегии, способствует осознанию необходимости изменений педагогического функционала. Если в основе содержания открытого образования не логика науки, а решение общеобразовательных и личностных профессиональных задач, то учителю необходимо осуществлять переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию условий как для саморазвития личности самого ученика, так и для реализации своей собственной индивидуальности. Меняется характер самого знания, и главным при отборе содержания образования становится такое знание, которое отвечает реальным потребностям и проблемам, возникающим в деятельности современного социума, первостепенное значение приобретают универсальные (методологические] знания, позволяющие проектировать будущее. Если изменяются требования к методам и формам организации обучения, то, следовательно, меняются уровень подготовки учителей и их роль в учебном процессе. Следует особенно подчеркнуть, что в системе открытого образования меняется не только тип деятельности, но и роли учителя и учащегося. Учащийся высту-

пает полноценным субъектом деятельности, осознает ответственность за свои действия. Учитель выступает в роли организатора, помощника и координатора совместной деятельности, в таком случае традиционный функционал педагогической деятельности претерпевает изменения.

Очевидно, что выделенные характерные черты развития современного общества обуславливают качественные изменения во всех элементах педагогической системы. Однако в педагогической науке установлен приоритет развития сознания ученика в образовательном процессе как главной личностной ценности, но не раскрыт в достаточной степени сам процесс изменения, который в этой связи отражается в сознании самого учителя.

Изучение функционала учителя позволило уточнить понятие «функция». Если в педагогике мы понимаем функцию как устойчивый вид деятельности, который представляет собой систему определенных действий и операций, выступающих в качестве ее основных характеристик и направленных на поддержание и развитие педагогической системы, то в контексте исследования важно найти ответы на следующие вопросы: какие функции необходимы учителю для моделирования ситуаций развития, способствующих проявлению личностных качеств учеников в проекции педагогического взаимодействия; какие инновационные функции учителя будут связаны с изменением его осознания педагогической деятельности.

Существенно, что содержание понятия «инновация» стали связывать не только с созданием и распространением новшеств, но и с преобразованиями, изменениями в образе самой деятельности и, как следствие, стиле мышления, который с этими новшествами связан [3]. В данном контексте инновационная деятельность учителя рассматривается в прямой связи с процессами самоопределения, переосмысления, построения отношения к новому, изменения себя, своей профессиональной позиции, преодоления препятствий самореализации.

В исследовании мы предположили, что становление инновационных функций учителя в поликультурной среде открытого образования может проявиться в сфере личностно-эмоционального взаимодействия. Такая постановка вопроса позволяет, с одной стороны, исследовать деятельность учителя в кон-

тексте педагогических подходов или принципов, с другой - рассмотреть образование как культуросообразный процесс, обязательными компонентами которого выступают ин-культурация и самоидентификация всех участников педагогического взаимодействия с целью понимания, принятия самобытности культур и овладения разнообразием социокультурных практик не только в масштабах национальных и региональных культур, но и в масштабах субкультур различных слоев и группировок. В такой проекции главным компонентом педагогической деятельности учителя может выступить герменевтический подход, что обеспечивает учителю выполнение задач по созданию различных образовательных ситуаций, но не позволяет достичь требуемых результатов в создании педагогических условий, в которых может произойти формирование таких личностных качеств ученика, как способность к самоидентификации, самореализации, самоорганизации, само-осознания себя как личности в образовательном процессе и социуме. Очевидно, что создание таких ситуаций развития личностных качеств ученика невозможно без аналогичных процессов в сознании самого учителя.

Исследование культурологического принципа выявило следующую закономерность: данный принцип ориентирует учителя рассматривать культуру как основу педагогической деятельности. Мы согласны с утверждением Е. В. Бондаревской [1], что основой для становления личности учащегося в образовательном пространстве является культурноразвивающая среда, создаваемая учителем. Но принимаем позицию исследователя В. Л. Крайника, который включает в процесс построения культурно-развивающего образовательного пространства обязательное условие - культурную идентификацию учителя. Очевидно, что в процессе педагогического взаимодействия учитель вынужден обращаться к культуре и ее ценностям, однако реалии культуры постмодерна требуют от него постоянного процесса инкультураций в своем внутреннем сознании.

Если педагогическая деятельность организуется на основе аксиологического принципа, то предполагается самостоятельная разработка учителем ценностных ориентиров по отношению к организации образовательного процесса. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что учитель, как и уче-

ник, могут быть представителями разных национальностей и, следовательно, будут носителями различных культурных ценностей. Как у представителей разных поколений, у них будут разные мировоззренческие установки. Как у представителей разных субкультур или социальных слоев общества, у них будут разными потребности. Следовательно, интериоризация гуманистических ценностей как необходимое условие педагогической деятельности в контексте аксиологического принципа невозможна без процесса идентификации в культуре самого учителя.

Суть основной идеи антропологического принципа, как и культурологического, заключается в осуществлении взаимодействия учителя и учащегося в пространстве культуры. Однако мы считаем, что умения учителя, которыми он должен владеть в процессе своей педагогической деятельности в проекции антропологического принципа, невозможно развить без процессов самодетерминации самого учителя в данном пространстве культуры.

В быстро меняющихся социальных условиях развития общества особо востребован учитель, знающий основы герменевтики и умеющий конструировать в своей педагогической деятельности реальную модель социокультурной ситуации. Очевидно, что опора на герменевтический принцип поможет учителю в достижении таких педагогических целей, как реализация процесса понимания учащимися того мира, в котором они живут, и того мира, наследниками которого они являются. В исследовании мы предположили, что именно в этой ситуации учителю не избежать процесса интериоризации, т.е. процесса усвоения не только информации, знаний, технологий и методик, но и процесса изучения, принятия социальных ролей, ценностных предпочтений и нравственных установок.

Основной идеей синергетического принципа является осознание учителем саморазвития учащегося как системного процесса, детерминированного изнутри, а не извне, что требует приспособления педагогической системы к функционированию в состоянии неопределенности. Очевидно, что для того, чтобы учитель таким образом понимал свою деятельность в педагогическом процессе, ему необходимо самому осознавать и понимать основные принципы личностной самоорганизации.

Анализ требований к деятельности учителя в контексте различных педагогических принципов дал основания сделать следующий вывод: инновационная деятельность учителя прямым образом связана с процессами самоопределения и переосмысления профессиональной позиции самого учителя, преодоления им самим препятствий самореализации, с поиском новых основ для проектирования учебного процесса в поле личностноэмоционального взаимодействия в пространстве культуры. Поэтому становление инновационных функций учителя в поликультурной среде открытого образования мы понимаем как процесс, который развивается поэтапно.

Первый этап становления инновационных функций начинается с понимания учителем гуманистической парадигмы образования и опоры на развивающуюся школу личностно ориентированного образования в педагогической деятельности, методологическим принципом которой выступает герменевтический подход.

Развитие второго этапа неотрывно связано с процессами самоопределения учителя как субъекта деятельности, моделирующего ситуации развития с целью формирования личностных качеств учеников в проекции педагогического взаимодействия, в котором учителю необходимо определить свое место, свое поведение, свой функционал. Мы считаем, что основным мотивационно-ориентировочным звеном, которое поможет учителю достичь целей в создании условий для саморазвития личности учащегося, является выбор педагогических принципов (культурологического, аксиологического, антропологического, герменевтического, синергетического] и построение на их основе образовательного процесса.

Третий этап начинается с осознания учителем самого себя как субъекта в момент выбора объекта педагогического взаимодействия (культурная среда, образовательная среда, педагогическая ситуация] и понимания целенаправленности своих действий, т.е. выполнения ряда специальных функций, составляющих единство целеполагания и целеосу-ществления педагогического процесса в по-ликультурной среде открытого образования.

Следуя логике развития заявленного процесса, можно с определенностью утверждать, что культурологический принцип требует от учителя как равноправного участника куль-

турной метасистемы участия в процессе культурной идентификации и перестройки личностных установок согласно новым условиям развития общественной формации. В таком случае функция инкультурации как инновационная функция, будет проявляться: в умении учителя понимать культуру как метасистему, в которой одним из основных процессов развития человечества является усвоение культурных ценностей через образовательную систему; в осознании процесса ин-культурации как открытой системы, мобильно реагирующей на социальные изменения в обществе.

Одной из фундаментальных составляющих культуры являются ее ценности. Процесс интериоризации гуманистических ценностей в педагогической деятельности невозможен без осуществления учителем функции идентификации в культуре, как основной инновационной функции в процессе формирования ценностного осознания культуры самим учителем. Функция идентификации в культуре будет проявляться в способности учителя понимать культуру как метасистему, нормы и нравственные ценности которой выступают как достижения в науке, искусстве и т.д.

Культура и ее ценности формируют личность индивидуума. Следовательно, в процессе формирования педагогического пространства на основе антропологического принципа перед учителем стоит задача по созданию педагогических ситуаций, в которых у учащихся появится возможность во всех видах своей деятельности проявить свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. В таком случае инновационная функция самодетерминации будет проявляться в умении учителя способствовать становлению целостности учащегося как субъекта, формирующего свою целостность как личностную культурологическую модель мировосприятия, только после того, как в сознании самого учителя будет оформлена его собственная целостная личностная культурологическая модель восприятия действительности.

Выполнение учителем инновационной функции ценностного самоопределения будет способствовать формированию в структуре его личности герменевтических потребностей в поиске смыслов и привычек интерпре-

тировать не только жизнедеятельность учащихся в образовательном процессе, но и их существование в современном социуме, свою собственную педагогическую деятельность, свое отношение к ней, свою позицию по отношению к реалиям культуры постмодерна, к поликультурной среде открытого образования. В таком случае функция ценностного самоопределения будет проявляться в умении учителя формировать в своем сознании инструментарий дифференцированного восприятия каждого учащегося с целью прочтения его как своеобразного культурного текста.

Результат педагогической деятельности учителя на основе синергетического принципа будет заключаться в осознании саморазвития личности индивидуума как системного процесса. В таком контексте учитель понимает педагогическую деятельность как процесс развития не только личности ученика, но и как процесс развития своей личности. Он вынужден не только занять субъектную позицию, помогающую самоорганизации личности учащегося, но и сам развиваться как самоорганизующийся субъект, что вызывает необходимость осуществления инновационной функции самоорганизации, которая проявляется в умении учителя актуализировать процессы самоорганизации, потенциально заложенные в личной системе каждого человека.

В данном контексте инновационные педагогические функции следует рассматривать не только как инструментарий в деятельности учителя, но и как основу для творческого проектирования при выборе объекта педагогического взаимодействия (образовательная среда, культурная среда], как ориентиры для формирования индивидуального стиля учителя на основе определенного педагогического принципа (культурологического, аксиологического, антропологического, герменевтического, синергетического]. При любом ракурсе использование инновационных функций учителя в педагогической деятельности (инкультурации, идентификации в культуре, самодетерминации, ценностного самоопределения и самоорганизации] будет способствовать развитию всей образовательной системы в целом, так как данный подход способствует переходу учителя на новый уровень осмысления своей педагогической деятельности в быстро меняющихся условиях развития социума.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 44-53.

2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. -М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетея, 1998.

3. Суртаева Н. Н., Макареня А. А., Кривых С. В. Методология инновационных процессов в педагогическом образовании (для научно-педагогических работников] : Концепция. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2008. - 73 с.

4. Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С.А., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К. Ю., Поляков А. А., Скамниц-кий А. А., Солдаткин В.И. ; отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. - Российский государственный институт открытого образования. - М. : НИИЦ РАО, - 2002. - 676 с.

5. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. - №5. - С. 29-37.

6. Соколова И.И. Педагогическое образование в зеркале философской рефлексии // Проблемы системного исследования педагогического образования: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб. : Учреждение РАО ИПО, 2010. - С. 94102.

7. Теоретико-методологические основы развития профессиональной педагогической деятельности учителя: Монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенина, Ю.В. Сенько и др. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 546 с.

8. Лисицын С. А., Марон А. Е. Открытое образование как ресурс в выборе стратегии реализации НОИ «Наша новая школа» // Личность, общество, образование в изменяющемся мире : межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - С.16-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.