О. Ю. Срабова
(Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
В статье показано, что сегодня от учителя требуется не столько применение новых педагогических технологий, сколько изменение своего личностного отношения к педагогической деятельности, в которой новый функционал учителя уже проецируется не только на ученика, но и на самого учителя
В современном постиндустриальном обществе в связи с процессами все охватывающей информатизации, изменением статуса знания, качественно новым подходом к ценностям сформировалось постмодернистское видение мира, главной отличительной чертой которого стал плюрализм. Однако понимать культуру постмодерна только как культуру человеческих индивидуальностей, для которой она задает новые методы организации мышления и определяет новые формы организации знаний о мире, в современном обществе недостаточно. Важно рассматривать процесс формирования новой общественной культуры как первопричину становления нового образовательного пространства, влияющего на всех участников педагогического взаимодействия, требующего как от учителя, так и от учащегося идентификаций и самоопределения в новой культуре.
Установлено, что наибольшие затруднения, с которыми сталкивается учитель в своей деятельности, связаны с такими направлениями развития постмодернистской реальности, как формирование поликультурной среды и системы открытого образования. В этой связи поликультурную среду рассматриваем как сложный социальный институт, в котором представлена взаимосвязанная целостность различных субкультур (этнических, корпоративных, религиозных, возрастных, молодежных и т.д.] с функционирующими в ней ценностями, стандартами, устоявшимися и вновь формирующимися традициями. Если понимать новую культуру как системно само-организованное целое, которое исторически сформировалось в процессе существования различных форм человеческой деятельности, то очевидно, что в культуре, представляющей определенный ряд отношений: культуры и
природы, культуры и общества, культуры и человека, - последний будет определяющим в педагогической деятельности в современном социуме. Очевидно, что в таких условиях коренным образом меняется личностная позиция учителя.
Существенным фактором в развитии современного общества, влияющим и на деятельность учителя, является формирующаяся система открытого образования. В ней возникает поливариантность понимания сути образовательного процесса, что вызывает у учительства чувство растерянности перед сложностью выбора своей педагогической стратегии, способствует осознанию необходимости изменений педагогического функционала. Если в основе содержания открытого образования не логика науки, а решение общеобразовательных и личностных профессиональных задач, то учителю необходимо осуществлять переход от предметного принципа построения содержания образования к созданию условий как для саморазвития личности самого ученика, так и для реализации своей собственной индивидуальности. Меняется характер самого знания, и главным при отборе содержания образования становится такое знание, которое отвечает реальным потребностям и проблемам, возникающим в деятельности современного социума, первостепенное значение приобретают универсальные (методологические] знания, позволяющие проектировать будущее. Если изменяются требования к методам и формам организации обучения, то, следовательно, меняются уровень подготовки учителей и их роль в учебном процессе. Следует особенно подчеркнуть, что в системе открытого образования меняется не только тип деятельности, но и роли учителя и учащегося. Учащийся высту-
пает полноценным субъектом деятельности, осознает ответственность за свои действия. Учитель выступает в роли организатора, помощника и координатора совместной деятельности, в таком случае традиционный функционал педагогической деятельности претерпевает изменения.
Очевидно, что выделенные характерные черты развития современного общества обуславливают качественные изменения во всех элементах педагогической системы. Однако в педагогической науке установлен приоритет развития сознания ученика в образовательном процессе как главной личностной ценности, но не раскрыт в достаточной степени сам процесс изменения, который в этой связи отражается в сознании самого учителя.
Изучение функционала учителя позволило уточнить понятие «функция». Если в педагогике мы понимаем функцию как устойчивый вид деятельности, который представляет собой систему определенных действий и операций, выступающих в качестве ее основных характеристик и направленных на поддержание и развитие педагогической системы, то в контексте исследования важно найти ответы на следующие вопросы: какие функции необходимы учителю для моделирования ситуаций развития, способствующих проявлению личностных качеств учеников в проекции педагогического взаимодействия; какие инновационные функции учителя будут связаны с изменением его осознания педагогической деятельности.
Существенно, что содержание понятия «инновация» стали связывать не только с созданием и распространением новшеств, но и с преобразованиями, изменениями в образе самой деятельности и, как следствие, стиле мышления, который с этими новшествами связан [3]. В данном контексте инновационная деятельность учителя рассматривается в прямой связи с процессами самоопределения, переосмысления, построения отношения к новому, изменения себя, своей профессиональной позиции, преодоления препятствий самореализации.
В исследовании мы предположили, что становление инновационных функций учителя в поликультурной среде открытого образования может проявиться в сфере личностно-эмоционального взаимодействия. Такая постановка вопроса позволяет, с одной стороны, исследовать деятельность учителя в кон-
тексте педагогических подходов или принципов, с другой - рассмотреть образование как культуросообразный процесс, обязательными компонентами которого выступают ин-культурация и самоидентификация всех участников педагогического взаимодействия с целью понимания, принятия самобытности культур и овладения разнообразием социокультурных практик не только в масштабах национальных и региональных культур, но и в масштабах субкультур различных слоев и группировок. В такой проекции главным компонентом педагогической деятельности учителя может выступить герменевтический подход, что обеспечивает учителю выполнение задач по созданию различных образовательных ситуаций, но не позволяет достичь требуемых результатов в создании педагогических условий, в которых может произойти формирование таких личностных качеств ученика, как способность к самоидентификации, самореализации, самоорганизации, само-осознания себя как личности в образовательном процессе и социуме. Очевидно, что создание таких ситуаций развития личностных качеств ученика невозможно без аналогичных процессов в сознании самого учителя.
Исследование культурологического принципа выявило следующую закономерность: данный принцип ориентирует учителя рассматривать культуру как основу педагогической деятельности. Мы согласны с утверждением Е. В. Бондаревской [1], что основой для становления личности учащегося в образовательном пространстве является культурноразвивающая среда, создаваемая учителем. Но принимаем позицию исследователя В. Л. Крайника, который включает в процесс построения культурно-развивающего образовательного пространства обязательное условие - культурную идентификацию учителя. Очевидно, что в процессе педагогического взаимодействия учитель вынужден обращаться к культуре и ее ценностям, однако реалии культуры постмодерна требуют от него постоянного процесса инкультураций в своем внутреннем сознании.
Если педагогическая деятельность организуется на основе аксиологического принципа, то предполагается самостоятельная разработка учителем ценностных ориентиров по отношению к организации образовательного процесса. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что учитель, как и уче-
ник, могут быть представителями разных национальностей и, следовательно, будут носителями различных культурных ценностей. Как у представителей разных поколений, у них будут разные мировоззренческие установки. Как у представителей разных субкультур или социальных слоев общества, у них будут разными потребности. Следовательно, интериоризация гуманистических ценностей как необходимое условие педагогической деятельности в контексте аксиологического принципа невозможна без процесса идентификации в культуре самого учителя.
Суть основной идеи антропологического принципа, как и культурологического, заключается в осуществлении взаимодействия учителя и учащегося в пространстве культуры. Однако мы считаем, что умения учителя, которыми он должен владеть в процессе своей педагогической деятельности в проекции антропологического принципа, невозможно развить без процессов самодетерминации самого учителя в данном пространстве культуры.
В быстро меняющихся социальных условиях развития общества особо востребован учитель, знающий основы герменевтики и умеющий конструировать в своей педагогической деятельности реальную модель социокультурной ситуации. Очевидно, что опора на герменевтический принцип поможет учителю в достижении таких педагогических целей, как реализация процесса понимания учащимися того мира, в котором они живут, и того мира, наследниками которого они являются. В исследовании мы предположили, что именно в этой ситуации учителю не избежать процесса интериоризации, т.е. процесса усвоения не только информации, знаний, технологий и методик, но и процесса изучения, принятия социальных ролей, ценностных предпочтений и нравственных установок.
Основной идеей синергетического принципа является осознание учителем саморазвития учащегося как системного процесса, детерминированного изнутри, а не извне, что требует приспособления педагогической системы к функционированию в состоянии неопределенности. Очевидно, что для того, чтобы учитель таким образом понимал свою деятельность в педагогическом процессе, ему необходимо самому осознавать и понимать основные принципы личностной самоорганизации.
Анализ требований к деятельности учителя в контексте различных педагогических принципов дал основания сделать следующий вывод: инновационная деятельность учителя прямым образом связана с процессами самоопределения и переосмысления профессиональной позиции самого учителя, преодоления им самим препятствий самореализации, с поиском новых основ для проектирования учебного процесса в поле личностноэмоционального взаимодействия в пространстве культуры. Поэтому становление инновационных функций учителя в поликультурной среде открытого образования мы понимаем как процесс, который развивается поэтапно.
Первый этап становления инновационных функций начинается с понимания учителем гуманистической парадигмы образования и опоры на развивающуюся школу личностно ориентированного образования в педагогической деятельности, методологическим принципом которой выступает герменевтический подход.
Развитие второго этапа неотрывно связано с процессами самоопределения учителя как субъекта деятельности, моделирующего ситуации развития с целью формирования личностных качеств учеников в проекции педагогического взаимодействия, в котором учителю необходимо определить свое место, свое поведение, свой функционал. Мы считаем, что основным мотивационно-ориентировочным звеном, которое поможет учителю достичь целей в создании условий для саморазвития личности учащегося, является выбор педагогических принципов (культурологического, аксиологического, антропологического, герменевтического, синергетического] и построение на их основе образовательного процесса.
Третий этап начинается с осознания учителем самого себя как субъекта в момент выбора объекта педагогического взаимодействия (культурная среда, образовательная среда, педагогическая ситуация] и понимания целенаправленности своих действий, т.е. выполнения ряда специальных функций, составляющих единство целеполагания и целеосу-ществления педагогического процесса в по-ликультурной среде открытого образования.
Следуя логике развития заявленного процесса, можно с определенностью утверждать, что культурологический принцип требует от учителя как равноправного участника куль-
турной метасистемы участия в процессе культурной идентификации и перестройки личностных установок согласно новым условиям развития общественной формации. В таком случае функция инкультурации как инновационная функция, будет проявляться: в умении учителя понимать культуру как метасистему, в которой одним из основных процессов развития человечества является усвоение культурных ценностей через образовательную систему; в осознании процесса ин-культурации как открытой системы, мобильно реагирующей на социальные изменения в обществе.
Одной из фундаментальных составляющих культуры являются ее ценности. Процесс интериоризации гуманистических ценностей в педагогической деятельности невозможен без осуществления учителем функции идентификации в культуре, как основной инновационной функции в процессе формирования ценностного осознания культуры самим учителем. Функция идентификации в культуре будет проявляться в способности учителя понимать культуру как метасистему, нормы и нравственные ценности которой выступают как достижения в науке, искусстве и т.д.
Культура и ее ценности формируют личность индивидуума. Следовательно, в процессе формирования педагогического пространства на основе антропологического принципа перед учителем стоит задача по созданию педагогических ситуаций, в которых у учащихся появится возможность во всех видах своей деятельности проявить свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. В таком случае инновационная функция самодетерминации будет проявляться в умении учителя способствовать становлению целостности учащегося как субъекта, формирующего свою целостность как личностную культурологическую модель мировосприятия, только после того, как в сознании самого учителя будет оформлена его собственная целостная личностная культурологическая модель восприятия действительности.
Выполнение учителем инновационной функции ценностного самоопределения будет способствовать формированию в структуре его личности герменевтических потребностей в поиске смыслов и привычек интерпре-
тировать не только жизнедеятельность учащихся в образовательном процессе, но и их существование в современном социуме, свою собственную педагогическую деятельность, свое отношение к ней, свою позицию по отношению к реалиям культуры постмодерна, к поликультурной среде открытого образования. В таком случае функция ценностного самоопределения будет проявляться в умении учителя формировать в своем сознании инструментарий дифференцированного восприятия каждого учащегося с целью прочтения его как своеобразного культурного текста.
Результат педагогической деятельности учителя на основе синергетического принципа будет заключаться в осознании саморазвития личности индивидуума как системного процесса. В таком контексте учитель понимает педагогическую деятельность как процесс развития не только личности ученика, но и как процесс развития своей личности. Он вынужден не только занять субъектную позицию, помогающую самоорганизации личности учащегося, но и сам развиваться как самоорганизующийся субъект, что вызывает необходимость осуществления инновационной функции самоорганизации, которая проявляется в умении учителя актуализировать процессы самоорганизации, потенциально заложенные в личной системе каждого человека.
В данном контексте инновационные педагогические функции следует рассматривать не только как инструментарий в деятельности учителя, но и как основу для творческого проектирования при выборе объекта педагогического взаимодействия (образовательная среда, культурная среда], как ориентиры для формирования индивидуального стиля учителя на основе определенного педагогического принципа (культурологического, аксиологического, антропологического, герменевтического, синергетического]. При любом ракурсе использование инновационных функций учителя в педагогической деятельности (инкультурации, идентификации в культуре, самодетерминации, ценностного самоопределения и самоорганизации] будет способствовать развитию всей образовательной системы в целом, так как данный подход способствует переходу учителя на новый уровень осмысления своей педагогической деятельности в быстро меняющихся условиях развития социума.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 44-53.
2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. -М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетея, 1998.
3. Суртаева Н. Н., Макареня А. А., Кривых С. В. Методология инновационных процессов в педагогическом образовании (для научно-педагогических работников] : Концепция. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2008. - 73 с.
4. Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С.А., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К. Ю., Поляков А. А., Скамниц-кий А. А., Солдаткин В.И. ; отв. ред. В.И. Солдаткин. Т. 1. - Российский государственный институт открытого образования. - М. : НИИЦ РАО, - 2002. - 676 с.
5. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. - №5. - С. 29-37.
6. Соколова И.И. Педагогическое образование в зеркале философской рефлексии // Проблемы системного исследования педагогического образования: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб. : Учреждение РАО ИПО, 2010. - С. 94102.
7. Теоретико-методологические основы развития профессиональной педагогической деятельности учителя: Монография / О.П. Морозова, В.А. Сластенина, Ю.В. Сенько и др. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 546 с.
8. Лисицын С. А., Марон А. Е. Открытое образование как ресурс в выборе стратегии реализации НОИ «Наша новая школа» // Личность, общество, образование в изменяющемся мире : межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - С.16-21