Научная статья на тему 'Развитие инновационной экономики России на этапе ее модернизации'

Развитие инновационной экономики России на этапе ее модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной экономики России на этапе ее модернизации»

Андреев В.В.

к.э.н., с.н.с. Института проблем рынка РАН

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА ЭТАПЕ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

Современное мирохозяйственное развитие и экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных фактов производства, которые определяют конкурентоспособность национальных экономик. В начале этого века в развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в новых технологиях, оборудовании, организации производства, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Ускоренно растет вклад инновационной составляющей в прирост ВВП развитых стран, который в США, например, увеличился с 31% в 1980-е годы до 34,6% в начале XXI века; в Японии соответственно с 30,6 до 42,3%; в Европе - с 45,5 до 50%. В развитых и большинстве новых индустриальных странах с середины 80-х годов началось массовое распространение производств нового (пятого) технологического уклада и замещения ими традиционных технологий во многих отраслях экономики. Ключевым фактором пятого ТУ являются микроэлектронные компоненты. В число производств, формирующих ядро этого технологического уклада, входят электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги, нанотехнологии, молекулярная биология и др.

Следует отметить, что большинство нововведений, связанных с новым технологическим укладом, внедряются обычно еще в фазе доминирования предшествующего. По экспертным оценкам, около 4/5 основных нововведений пятого технологического уклада были введены до середины 80-х годов.

Несмотря на происходящее в последние годы относительное оживление экономики, Россия с серьезным опозданием входит в систему положительных тенденций современных мирохозяйственных процессов, не сократив экономического отставания от наиболее развитых стран. В настоящее время в стране пока еще не созданы системные предпосылки, обеспечивающие высокие и качественные темпы экономического развития.

При этом существенно ухудшилась структура экономики, для которой характерны преобладание ресурсных добывающих отраслей промышленности, ориентированных на внешние мировые рынки и низкая доля отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных. Удельный вес отраслей промышленности в ВВП снизился с 37 до 26%. В структуре промышленного производства значительно выросла доля топливно-энергетического и металлургического комплексов при сокращении доли машиностроения. Отрасли с высокой добавленной стоимостью продукции продолжали разрушаться. При этом наибольшие разрушения произошли в наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, в легкой промышленности и производстве товаров народного потребления, где уровень производства сократился на несколько порядков.

Невысокий инвестиционно-инновационный потенциал обусловливается рядом причин, среди которых следует выделить следующие (данные Росстата):

- устаревший парк оборудования в промышленности; средний возраст машин и оборудования составляет более 20 лет. В 90-е годы в большинстве отраслей промышленности значительно уменьшился ввод новых мощностей. Качество производственного аппарата ухудшилось. Степень износа основных фондов промышленности увеличилась с 46,4% в 1990 г. до 49,9% в 2001 г. К 2003 г. названный показатель составил 51,4%;

- коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов (без скота) в процентах от общей стоимости основных фондов на конец года) в промышленности в целом снизился с 6,9% в 1990 г. до 1,8% в 2003 году;

- средний возраст производственного оборудования в промышленности увеличился с 10,8 в 1990 г. до 20,7 лет в 2003 г. и превысил более чем в 1,7 раза нормативный срок службы.

Физически и морально устаревшее технологическое оборудование, низкий уровень технологий и высокие затраты не позволяют в полной мере в настоящее время большинству российских фирм и предприятий решать задачу повышения технико-экономического уровня выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

Инновации осуществляются за счет собственных средств предприятий, которых в большинстве отраслей явно недостаточно; при этом существуют трудности в получении среднесрочных долгосрочных кредитов. Государство, уповая на рыночные силы, практически не участвует в инвестиционной поддержке инноваций.

По экспертным оценкам, доля наукоемкого сектора в общем объеме российского промышленного производства в 90-е годы сократилась примерно вдвое - с 12 до 6%, а доля России в мировой наукоемкой отрасли уменьшилась в 89 раз.

При этом в структуре машиностроительного комплекса доля наукоемкой продукции, выпускаемой с использованием преимущественно технологией пятого технологического уклада, сократилась более чем в два раза, произошло фактически полное ее вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами продукции. Фактически удельный вес технологий пятого технологического уклада (в военно-космической технике, средствах связи) в экономике составляет около 10%, четвертого - свыше 50, третьего (преобладавшего в развитых странах в 20-30 годы) - примерно 40. В то же время в ведущих развитых мировых странах за счет пятого технологического уклада сейчас создается более половины ВВП.

В результате доля России в мировом производстве высокотехнологичной продукции мала и составляет лишь 0,3% (США - 36%, Япония - 30%). По данным Мирового экономического форума, из общего числа взятых для меж-

дународных сопоставлений 80 стран в 2005 г. по уровню глобальной конкурентоспособности наша страна занимала только 75 позицию.

В России практически приостановился процесс обновления производства. Спад производства в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше среднего по промышленности. Резко сократилась инновационная активность предприятий. Если в конце 80-х годов удельный вес промышленных предприятий ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР составлял примерно 66%, то к 2002 г. он снизился до 9,8% (в развитых странах эта доля превышает 70%).

Реализация курса на инновационное развитие страны и преодоление тенденций разрушения научно-производственного потенциала потребует серьезного наращивания инвестиционной активности. Согласно расчетам академика Л.И. Абалкина, «для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение ближайших 15 лет должны расти примерно на 18% к предыдущему году. Такова первая и решающая предпосылка создания благо -приятного инвестиционного климата»1.

К сожалению, имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности в России неспособны реализовать эту задачу. Сейчас основными инвесторами являются промышленные предприятия, на долю которых приходится свыше 60% всего объема инвестиций. Ни фондовые рынки, ни большинство российских коммерческих банков не выполняют своих основных функций по аккумулированию сбережений и их трансформацию в производственные инвестиции, а государство практически прекратило поддерживать инвестиционно-инновационные процессы.

В условиях глобальной конкуренции в интересах развития инновационной экономики российское государство должно выработать долговременную стратегию, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на изменение и содействие структурным преобразованиям в экономике в направлении преодоления экспортно-сырьевой зависимости, приоритетного развития наукоемких отраслей промышленности.

При этом стратегия государства должна быть направлена на максимальное использование национальных ресурсов в комбинации с использование зарубежных инновационных технологий и финансовых средств, государство должно оказывать помощь в коммерциализации результатов отечественных научных исследований и разработок в материальной и нематериальной формах на мировом рынке.

В условиях перехода России к экономике инновационного типа, важной задачей промышленной политики является вопрос формирования национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное сотрудничество в треугольнике наука - бизнес - государство, интегрирующем научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и внедрения новых технологий.

Сейчас остро стоит проблема реформирования системы образования, науки и стимулирования инноваций.

В 2004-2005 гг. Министерством образования и науки была разработана Стратегия развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. В ней намечались два варианта развития: инерционный и активный, которые различаются, прежде всего, активностью государства в области реформирования науки и стимулирования инноваций.

Для достижения эффективной системы целевых показателей активный сценарий намечает проведение комплекса мероприятий по следующим важным направлениям:

- формирование благоприятного налогового режима и таможенной политики;

- совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности, венчурного инвестирования;

- создание эффективной инновационной инфраструктуры обеспечивающей трансферт результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику.

Для реализации активного варианта стратегии потребуется выделить 789,5 млрд. руб., из них: 577,6 млрд. руб. -средства федерального бюджета, 55,1 - средства бюджетов субъектов РФ, 156,8 млрд. руб. - средства из внебюджетных источников.

Успешность перехода к инновационной экономике в России в значительной степени связана с поступлением достаточного количества инновационно наполненных инвестиций, т.е. таких инвестиций, которые поступают в экономику страны вместе с новыми технологиями. В этой связи особый интерес представляют прямые иностранные инвестиции, поступающие непосредственно в создание новых производств и услуг. За минувшие десять лет объем накопленных иностранных инвестиций в России вырос с 3 млрд. долл. до 54 млрд. долл. Процесс инвестиционного обеспечения инновационных проектов должен регулироваться государством за счет создания эффективных стимулов привлечения частного бизнеса к участию в разработке и создании новых технологий и наукоемкой продукции, посредством разнообразных кредитных и налоговых льгот, страхования рисков.

Важным вопросом для расширения сферы внебюджетного финансирования научно-технической и инновационной сферы является развитие такого нетрадиционного для России способа, как венчурное финансирование. Данная форма инвестиций основывается на финансировании высокотехнологичных разработок и их внедрении в производства посредством прямых вложений в уставный капитал преимущественно малых и средних инновационных предприятий.

В западных странах венчурный капитал оказал значительное влияние на развитие таких отраслей промышленности, как полупроводниковая электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнология и др. За минувшее десятилетие в венчурном бизнесе Европы было аккумулировано 102,8 млрд. евро долгосрочного ка-

1 Вопросы экономики. - М., 2006. - № 12. - С. 6-7.

питала, а количество проинвестированных компаний превышает 200 тыс. В 20 странах Западной Европы насчитывается 500 венчурных фондов, ежегодный объем инвестиций которых достигает 14,5 млрд. евро.

К настоящему времени история венчурного бизнеса в России насчитывает десять лет, при этом он поддерживается в основном венчурными фондами зарубежного происхождения, объем вложения которых в высокотехнологичный сектор российской экономики не превышает 5% общего объема прямых инвестиций. Сегодня в России действует около 30 фондов, осуществляющих венчурное финансирование.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством шаги, в частности, учреждение в 2000 году Венчурного инновационного фонда, объем российского венчурного капитала остается на низком уровне. По экспертным оценкам, доля отечественных средств на венчурном рынке составляет несколько больше 1%. Сейчас общий объем доступного российским предприятиям венчурного капитала исчисляется лишь в 40-60 млн. долларов.

Низкий инновационно-инвестиционный потенциал приводит к тому, что Россия сейчас значительно отстает в развитии экспорта готовых изделий, прежде всего машин и оборудования, наукоемкой продукции и другой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

В мировом экспорте высокотехнологичной продукции на долю России приходится не более 5%. По оценке Всемирного банка, Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичной продукции на сумму около 3 млрд. долларов или в 5 раз меньше, чем Таиланд, в 10 раз меньше, чем КНР, в 14 раз меньше Республики Корея, при этом доля России к уровню экспорта США составляет 2%, Японии и Германии - 3%, Франции и Великобритании - 7%.

В то же время следует отметить, что позиции России являются относительно стабильными на рынке топливно-сырьевых товаров и материалов. Так, Россия занимает первое место по экспорту природного газа, необработанных алмазов, алюминия, никеля и азотных удобрений, третье-четвертое места по экспорту нефти, нефтепродуктов, электроэнергии и проката черных металлов.

Россия представлена на мировом рынке высоких технологий в основном в таких сегментах, как ВВП, коммерческие запуски космических аппаратов, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктуры. На рынке вооружения и военной техники Россия занимает второе место (после США), удовлетворяя 15% мировых потребностей обычных вооружений.

Одновременно Россия занимает прочное положение на рынке поставок комплектного оборудования и строительства энергетических объектов за границей. Так, в начале этого века удельный вес России на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составил 11%. Однако на рынке атомной продукции обостряется конкуренция и отмечается стагнация в связи с сокращением мощностей атомной энергетики в Западной Европе.

Россия утрачивает свои позиции в таких отраслях промышленности как авиационная и ракетно-космическая и в ряде других отраслей обрабатывающей промышленности. Наращивание экспортного потенциала этих отраслей непосредственно связано с недостатком инвестиций, отсутствием государственной поддержки экспорта, осуществления мероприятий в области страхования и кредитного сервиса, совершенствования маркетинга, финансовой поддержки НИОКР.

В связи с мировым финансовым и экономическим кризисом общие расходы на инновации сократились на 180190 млрд. руб.1 При этом крупные корпорации уменьшили расходы на новые разработки на 50-60%, государство - на 5-7%.

Сокращают свои инвестиции и венчурные фонды. Западные частные венчурные фонды снизили свою активность в России на 30%, а российские снизили вложения в инновационный бизнес на 25%. По существу практически все частные источники значительно снижают финансирование инновационных проектов. Поэтому в настоящее время инноваторам остается надеяться на государственные вложения. В 2008 году на развитие инновационных технологий было израсходовано 1,3 трлн. рублей, в том числе 1 трлн. рублей - государственные средства.

В последнее время руководство страны больше внимания уделяет активизации мер по инновационной деятельности в контексте модернизации Российской экономики.

В 2009 г. была сформирована Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России, задачами которой являются развитие государственной политики в области модернизации и технологического развития, определение приоритетных направлений, форм и методов государственного регулирования, а также координации деятельности органов исполнительной власти в этой сфере.

На первом заседании Комиссии Президент РФ указал пять направлений технологического прорыва и критерии, по которым они были выбраны: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии.

Критериями выбора указанных технологий были указаны: значимость действующих заделов, возможность получения мультипликативного эффекта от развития технологии, ее связь с нуждами обороны и обеспечения безопасности страны, социальная отдача.

Следует указать, что Российская академия наук отреагировала на новый список, ученые-эксперты провели анализ тематик научных исследований и указали, что на проекты по пяти направлениям технологического прорыва сейчас расходуется около 23% финансирования Программы фундаментальных исследований. При этом было определено, что эта цифра может возрасти до 35%2.

В целом непосредственно к проблемам и вопросам науки и инновационного развития в работе Комиссии по модернизации следует отнести: выбор приоритетных направлений технологического прорыва; обсуждение основных

1 Российская газета. - М., 2008. - 12 ноября.

2 Поиск. - М, 2010. - № 3-4. - С. 5.

предложений по оптимизации работы институтов развития, а также анализа состояния инновационной деятельности в государственных компаниях. Среди важных мер, предлагаемых для стимулирования и развития инновационной деятельности, основной акцент сделан на интенсификации НИОКР в предпринимательском секторе.

Балякин А.А.

к.ф.-м.н., ведущий специалист РНЦ «Курчатовский институт»1

Тараненко С.Б.

начальник информационного отдела РНЦ «Курчатовский институт»2

УГРОЗЫ ПРОЦЕССУ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Модернизация России заявлена как один из приоритетов государственной политики. Это понятие включает в себя широкий круг вопросов: от строительства современных автострад до принятия прогрессивных законов. И одним из важнейших аспектов этого процесса является развитие высокотехнологичного сектора экономики (и, в частности, сферы наноиндустрии).

Можно выделить два типа рисков и угроз, связанных с инновационными технологиями: во-первых, это непосредственные угрозы, которые вызваны к жизни внедрением новых технологий, во-вторых, это инфраструктурные проблемы и институциональные угрозы, наличие которых препятствует модернизации в целом. Первые могут быть как старыми проблемами, получившими новое звучание, так и абсолютно новыми рисками и угрозами, непосредственно связанными с новыми технологиями.

Преодоление угроз, связанных с самими технологиями, представляет собой отдельную большую тему, отметим лишь, что пока приходится оперировать лишь несуществующими, гипотетическими рисками и угрозами, получаемыми из экспертных оценок. Риски, связанные с применением нанотехнологий в нашей стране, можно будет всерьез обсуждать только после формирования наноиндустрии как законченного сегмента отечественной экономики, что по оптимистичному сценарию, изложенному в Президентской программе развития наноиндустрии, случится не ранее 2015. На данном этапе можно лишь вычленять возможные направления угроз, связанных с нанотехнологиями, без точных оценок их воздействия на экономику, окружающую среду или социальную сферу. По мере развития науки и техники эти оценки и прогнозы, формируемые на основе экспертных суждений, будут верифицироваться при помощи непосредственных наблюдений [1].

В случае институциональных и инфраструктурных угроз ситуация более сложная. Обоснованно можно предположить, что любая индустрия, в текущих институциональных условиях характеризуется некоторым уровнем достаточности (измеряемом в годовом объеме производства соответствующей продукции). До достижения этого уровня рыночные механизмы недостаточны для поддержания и развития индустрии. После достижения этого уровня индустрия выходит на уровень достаточности и самоподдерживающегося роста.

В соответствии с теоретико-экономическим подходом, любой фактор поддержания индустрии можно и должно рассматривать в стоимостном выражении. Таким образом, учет всех факторов, включая институциональные, осуществляется через структурный коэффициент. В качестве базового параметра модели принят годовой объем финансирования из различных источников за предыдущий год.

Таким образом, упрощающие предположения выглядят следующим образом:

Во-первых, единственным показателем успешности развития отрасли является объем производства продукции (переменная Ф). Во-вторых, единственным управляющим параметром оказываются деньги (в случае модернизации -государственное финансирование). В-третьих, предположим пространственную однородность модели и будем считать, что у нас нет выделенных географических регионов. В-четвертых, закон изменения объема произведенной продукции носит разный характер в зависимости от того, попадают ли начальные условия в область выше или ниже уровня достаточности.

Заметим, что в общем случае для объемов государственного финансирования также можно записать уравнения, показывающие динамику выделяемых средств в зависимости от времени. В нашем случае будем предполагать, что такая зависимость нам априорно известна (принятый государственный бюджет) и изменение объемов финансирования (например, за счет привлечения внебюджетных средств и т. п.) не происходит. Последнее предположение равносильно утверждению, что на данном этапе мы находимся лишь в стадии формирования инновационного сегмента экономики (например, наноиндустрии), когда роль государства оказывается наиболее важной и основной источник финансирования связан с государственным бюджетом. В этом случае можно записать:

аХф/Л =А*(1-К * Х)*Х+эУ, (1)

где Х=Ф - С, где С - уровень достаточности, при условии, что Ф больше уровня достаточности. А - коэффициент пропорциональности, дающий одинаковую размерность.

Поскольку рассматриваемая нами отрасль находится лишь в стадии формирования, мы еще не приблизились к режиму насыщения и нелинейные слагаемые высокого порядка могут быть отброшены, что дает

1 Balyakin_AA@rrcki.ru сфера научных интересов - применение методов нелинейной динамики к изучению сложного поведения социально-экономических систем

2 Taranenko_SB@rrcki.ru сфера научных интересов - институциональные особенности формирования наноиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.