РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. В. ХУДЕЕВА, С. П. ЮХАЧЕВ
В статье анализируется современное состояние национальной безопасности России, определяются важнейшие задачи государственной политики в области инновационного развития страны, направленные на повышение общего уровня ее экономической безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, национальные интересы, инновации.
Вступив в XXI в., мировая экономика устремилась к грандиозным переменам, которые ориентированы на рост качества жизни и социального благосостояния общества, совершенствование структуры экономики и повышение качества воспроизводимого богатства, ускорение темпов накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала и расширение высокотехнологичных форм воспроизводства основного капитала путем ускорения инноваций, главным инструментом которых становится новая инвестиционная политика по переходу к инновационной экономике, которую сегодня начали реализовать все развитые страны мира.
Перед Россией, как и перед мировой экономикой, возникли новые макроэкономические проблемы, в первую очередь в области реализации новой инвестиционной политики по формированию инновационной экономики. Главное условие выхода России из экономической стагнации - это активизация инвестиционной и инновационной деятельности для повышения экономической безопасности и создания предпосылок для дальнейшего устойчивого развития социально ориентированной инновационной экономики [3].
Безопасность России и других стран во время мирового финансово-экономического кризиса непосредственно зависит не только от принятия оперативных решений, но и от выбора стратегического направления развития экономики. Мировой кризис побуждает подвести определенные итоги, оценить выбранные ориентиры экономического развития, заглянуть в завтрашний день и попытаться понять, какова роль рыночной экономики в современном информационном обществе.
Критерием эффективности любых стратегий экономического развития страны должны являться, в первую очередь, ее национальные интересы. В силу этого представляется необходимым выявление основных интересов России с точки зрения обеспечения жизнеспособности, устойчивости и способности к развитию всех ее систем. В условиях постиндустриализации и глобализации мировой экономики, когда определяющей тенденцией мирохозяйственного развития становится ускорение НТП и формирование в промышленно развитых странах экономики знаний, одним из жизненно важных интересов России и одновременно приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности страны является развитие науки и инноваций.
В этой связи представляется необходимым анализ современного состояния национальной безопасности страны и, в частности, экономической безопасности как ее важнейшей составляющей и определения в контексте задач обеспечения необходимого уровня последней приоритетных направлений политики государства в области инновационного развития российской экономики.
Экономическая безопасность страны может рассматриваться как совокупность отношений между элементами национальной общественной системы, определяемых конкретным уровнем развития данной страны, ее экономики и мировой экономической системы в целом, обеспечивающих устойчивое существование (самосохранение) и развитие национальной экономики на основе предотвращения экстерных и интерных угроз и/или минимизации их последствий даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития данных процессов [4].
Подобное определение позволяет рассматривать экономическую безопасность не только как характеристику состояния национальной экономической системы, но и как целевую функцию политики, отражающую необходимость защиты национальных экономических интересов и способность институтов власти создавать механизмы их реализации и защиты, развивать отечественную экономику, поддерживать социальнополитическую стабильность в обществе. Исходя из этого, государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности должна ориентироваться на поддержание достаточного уровня военного, производственного, научнотехнического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Данная стратегия может быть реализована через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения.
Практический опыт разных стран, в том числе России, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что нам ничего не угрожает или что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности [6]. Критериальные оценки могут быть осуществлены с помощью системы показателей экономической безопасности, среди которых в условиях глобализации мировой экономики важнейшими для России, на наш взгляд, являются:
1. Конкурентоспособность национальной экономики, степень ее встроенности в мировую экономику и способность к получению выгод от участия в международном разделении труда. Данный индикатор может включать показатели платежного баланса страны по движению товаров, услуг и капитала, структуры экспорта и импорта страны, доли высокотехнологичных товаров в структуре национального экспорта, экспортной и импортной квоты, коэффициента относительной экспортной специализации, объемы иностранных инвестиций в экономику страны и собственного инвестирования за рубеж, объемы «бегства капиталов» и т. д.
2. Уровень и качество жизни населения. В состав данного индикатора могут быть включе-
ны такие показатели, как производство реального ВВП на душу населения, средняя и минимальная заработная плата, стоимость минимальной потребительской корзины, личный располагаемый доход, доля личных сбережений в располагаемом доходе, потребительские расходы на душу населения, структура потребления населения, показатели социальной стратификации общества, индекс дифференциации доходов, индекс концентрации доходов, прожиточный минимум, темпы роста потребительских цен, уровень бедности населения.
3. Темпы экономического роста. Прежде всего, это такие общие показатели, как темпы роста и прироста ВВП, индекс дефлятора ВВП, а также частные производственные показатели темпов роста или спада промышленного производства, использование ВВП на формирование основного капитала промышленности и по отраслям, объем внутренних инвестиций и др.
4. Темпы инновационного и информационного развития. Сюда могут быть включены расходы на НИОКР, подготовку кадров, науку и так далее в процентах к ВВП, а также показатели оценки использования новейших видов оборудования и технологий, в том числе информационных, оценки степени морального и физического износа применяемого в промышленности оборудования, степени обновляемости основного капитала, степени его соответствия мировым стандартам и т. д.
5. Государственный долг, внешний и внутренний в абсолютном выражении и в процентах к ВВП.
6. Дефицит бюджета, его динамика в течение последних лет.
7. Состояние валютно-финансовой системы страны, при оценке которой следует, прежде всего, обращать внимание на показатели, характеризующие степень устойчивости национальной денежной единицы, степень реальной (товарной) конвертируемости национальной валюты, степень ее валютной обратимости и характер применяемых валютных ограничений, степень эффективности мероприятий валютного контроля, уровень инфляции, курсовое соотношение национальной валюты и валют ведущих стран, паритет покупательной способности, соотношение между темпами инфляции и динамикой валютного курса и т. д.
8. Уровень безработицы и соотношение между уровнем безработицы и темпами инфляции.
9. Деятельность теневой экономики, объемы ее доходов и др.
Не преуменьшая значимости всех выделенных нами критериев экономической безопасности, остановимся лишь на одном, являющемся,
однако, принципиально важным и взаимосвязанным практически со всеми перечисленными выше показателями, - критерии инновационности экономического развития страны.
Особенностью нынешнего этапа функционирования системы обеспечения экономической безопасности России является то, что, согласно пакету документов по стратегии развития страны до 2020 г., включая новую Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 г., долгосрочной целью становится модернизация российской экономики, переход на инновационные траектории развития. Современная ситуация такова, что недостижение этих целей грозит превратить научное, технологическое, экономи-ческое и социальное отставание России от высокоразвитых стран Запада в необратимое [5]. Последнее станет цивилизационной и государственной катастрофой. Именно поэтому необходимость модернизации и инновационного развития экономики на данном отрезке времени - центральная проблема обеспечения экономической и оборонной безопасности нашей страны.
Переход на инновационный путь развития предполагает расширение конкурентного потенциала отечественной экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, превращения инноваций, интеллекта, творческой энергии человека в основной источник экономического роста. Сегодня Россия отстает практически по всем показателям, характеризующим инновационность экономики. Структурная перестройка российской экономики до сих пор представляет
собой практически неуправляемый процесс, состоящий из разрозненных изменений спонтанного характера. Четко сформулированная комплексная промышленная политика в стране отсутствует, так же, как и стратегия внешнеэкономической политики, которая способствовала бы позитивным изменениям в структуре российского экспорта. Ведущими экспортными товарами остаются сырая нефть и природный газ, а также черные и цветные металлы. Доля России на мировом высокотехнологичном рынке крайне мала и составляет около 0,5 %.
Инновационная активность предприятий в последние пять лет не превышает 10 %, в то время как в среднем этот показатель по странам ЕС составляет 44 % [1]. По оценкам экспертов, уровень восприимчивости реального сектора российской экономики к открытиям и разработкам составляет всего 5 %. Остальные 95 % НИОКР оказываются невостребованными (для сравнения в США, Японии, Великобритании внедряется до 70 % научных разработок) [2].
В России за период 1995-2011 гг. число организаций, занимающихся технологическими инновациями, почти удвоилось (с 1363 до 2485), но с 2005 г. их численность практически не менялась (прирост - 83 предприятия). Это весьма скромный результат, особенно на фоне аналогичных показателей зарубежных государств, причем не только инновационных лидеров - Германии (70 %), Канады и Новой Зеландии (65 %), Бельгии (60 %), Ирландии, Дании и Финляндии (55-57 %), — но и большинства государств Центральной и Восточной Европы, где уровень инновационной активности колеблется в пределах 20-40 % (рис. 1).
Рис. 1. Удельный вес предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем числе
предприятий промышленного производства, по странам в 2011 г.
Финансовый кризис 2008-2010 гг. только усугубил ситуацию: предприятия, совсем недавно выбравшиеся из него, находятся на грани выживания и просто не имеют возможности финансировать инновационные программы.
В то время как ведущие страны вступают в эпоху постиндустриализации и формируют шестой технологический уклад, в России еще не закончен процесс индустриализации. Изношенность оборудования в промышленности составляет около 50 %, средний возраст машин и оборудования превышает 20 лет [7]. При этом практически разрушена собственная технологическая база для развития отечественного машиностроения. Поэтому, для того чтобы успешно развивать высокие технологии, сначала необходимо модернизировать промышленность, обновить крайне изношенную производственную базу, чтобы она была в состоянии обслуживать высокотехнологичный комплекс.
По мнению экспертов ЕС, для нормального состояния экономической безопасности страны и успешного экономического развития численность работающих в науке должна составлять 30 % всех занятых. В России за годы реформ численность работников научных организаций сократилась почти наполовину, в настоящее время в российской науке занято лишь 25 % от уровня 1992 г. За годы рыночных реформ из российской науки, по официальным данным, ушли 696 тыс. чел. [8]. Распадаются научные институты, утрачиваются научные школы, сокращается потенциал фундаментальной науки. Высшее образование и наука превратились из наиболее престижной и высокооплачиваемой сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В сочетании с ростом открытости вовне это привело к массовой «утечке» за рубеж наиболее квалифицированных специалистов и ученых. По оценкам, только в США, например, работают сейчас на постоянной основе около 130 тыс. российских специалистов высокой квалификации, в Германии - до 50 тыс.
В настоящее время принято считать, что немаловажным резервом для повышения эффективности научно-технической деятельности в России и усиления ее влияния в мире могло бы стать возвращение на родину эмигрировавших за рубеж российских ученых и специалистов. В 2006 г. в России разработана государственная программа содействия возвращению на родину высококвалифицированных специалистов, покинувших страну в процессе «утечки мозгов», в том же году она была утверждена указом президента страны. Тем не менее, «утечка мозгов» не просто из страны, а из сектора науки и
высшего образования, не говоря уже о возвращении ранее выехавших за рубеж ученых, не прекратится до тех пор, пока уровень заработной платы в данном секторе не достигнет конкурентоспособного значения хотя бы на российском внутреннем рынке. В настоящее время расходы государственного бюджета России на НИОКР составляют 1 % ВВП, на образование - 3,9 %, что почти в два раза ниже порогового значения национальной безопасности.
Сегодня успех реализации инновационного сценария как важнейшего императива экономической безопасности страны напрямую зависит от того, насколько активную роль в выборе стратегических инновационных приоритетов будет играть государство. Одним из инструментов модернизации экономики России может стать государственно-частное партнерство, главной целью которого является привлечение инвестиций для решения приоритетных задач обеспечения экономической безопасности страны, в том числе и в сфере инновационного развития. Основными обязанностями государства в этой связи должны стать: формирование четкой инновационной политики и совершенствование инновационного законодательства; стимулирование инновационных предприятий посредством снижения налогов, предоставления налоговых каникул и инвестиционного налогового кредита; финансирование науки и образования в достаточном объеме; долевое финансирование приоритетных инновационных проектов; стимулирование спроса на инновации (государство может выступать заказчиком инновационных продуктов и технологий).
В условиях значительного технического и технологического отставания России не только от развитых, но и от ряда развивающихся стран важнейшими задачами обеспечения экономической безопасности страны становятся опережающее развитие конкурентоспособных на мировом рынке отраслей и производств, а также расширение рынка наукоемкой продукции. Это требует концентрации финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержки ведущих научных школ, опережающего формирования научно-технического задела и национальной технологической базы, стимулирования привлечения частного капитала в ИТ-сектор экономики, а также создания при непосредственной поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности, развития общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.
Актуальность вопросов экономической безопасности обусловлена наличием множества внутренних и внешних угроз, преодоление которых является залогом прогрессивного развития страны. Следует заметить, что большинство существующих угроз экономической безопасности возникло еще в 1990-х гг. и к настоящему моменту они не решены.
Литература
1. Абалкин Л. А. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2004. № 12.
2. Бельков О. А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность. 2004. № 3.
3. Гохберг Л. М., Кузнецова И.А. Инновации в российской экономике // Форсайт. 2009. № 2.
4. Дупелин Ю. А., Казакова Н. В. Трансфер инноваций и государственная экономическая политика // Инновации. 2009. № 11(133).
5. Жандаров А. М., Петров А. А. Экономическая безопасность России: определения, гипотезы, расчеты // Безопасность. 2004. № 3.
6. Миронова О. А. Национальная безопасность России и задачи инновационного развития // Вестник Донского государственного технического университета. 2011. №4.
7. Михалкин Н. Национальные интересы и национальная безопасность России // Власть. 2000. № 3.
8. Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Золотой лев. 2007. № 109-110.
* * *
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY: THE ROLE AND THE PLACE IN ECONOMIC SAFETY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
V. V. Khudeyeva, S. P. Yukhachyov
In article the current state of Russian national security is analyzed, the most important problems of a state policy in the field of the country’s innovative development directed on increase of the general level of its economic safety are defined. The economic system of Russia is a difficult hierarchical structure, and as objects of economic safety the economic relations of different level perform: national economy as a whole, economy of regions and branches, agents of the market, economic interests of each citizen of the country.
Key words: national security, economic safety, national interests, innovations.