Научная статья на тему 'Развитие инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода'

Развитие инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ENTREPRENEURSHIP / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корчагина Ирина Васильевна

Рассматривается содержание инновационного предпринимательства, его развитие в зарубежных странах. Показана роль кластерной политики в развитии инновационного предпринимательства в России. Отмечается, что для осуществления главной цели государственной кластерной политики зарубежные страны применяют различные механизмы и инструменты, одними из таких являются: создание специализированных консультативных и координационных органов, способствующих поддержке и развитию инновационных кластеров; государственное софинансирование реализации программ и проектов, ориентированных на развитие инновационных кластеров. Названы органы, содействующие развитию инновационных кластеров. Для построения эффективно функционирующей кластерной системы в регионе необходимо соблюдать следующие требования: наличие предприятия-лидера, который будет выбирать «курс» инновационного стратегического развития всей системы; расположение основных участников кластера на одной территории; формирование как межрегиональных, так и международных связей; обеспечение консенсуса стимулирования деятельности кластера между бизнесом и органами власти; формирование корпоративной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корчагина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATION ENTREPRENEURSHIP ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

He paper explores the meaning of innovation entrepreneurship development in foreign countries. The role of cluster policy in the development of innovative entrepreneurship in Russia is shown. The author notes that implementation of the main objectives of foreign countries’ cluster policy requires different mechanisms and tools; some of them are: creating specialized advisory and coordination bodies, contributing to the support and development of innovation clusters; the state’s co-financing of programmes and projects aimed at the development of innovative clusters. The author identified the bodies that facilitate the development of innovative clusters. To build an effective cluster systems in the region, it is necessary to observe the following requirements: the presence of the leader company that will choose the “course” of innovative strategic development of the entire system; the location of the major participants of the cluster in one area; the formation of both the interregional and international contacts; consensus-building between business and authorities in promotion of cluster activities; formation of corporate governance.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного предпринимательства на основе кластерного подхода»

УДК 338:316.334

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

И. В. Корчагина

DEVELOPMENT OF INNOVATION ENTREPRENEURSHIP ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

I. V. Korchagina

Рассматривается содержание инновационного предпринимательства, его развитие в зарубежных странах. Показана роль кластерной политики в развитии инновационного предпринимательства в России. Отмечается, что для осуществления главной цели государственной кластерной политики зарубежные страны применяют различные механизмы и инструменты, одними из таких являются: создание специализированных консультативных и координационных органов, способствующих поддержке и развитию инновационных кластеров; государственное софинансирование реализации программ и проектов, ориентированных на развитие инновационных кластеров. Названы органы, содействующие развитию инновационных кластеров.

Для построения эффективно функционирующей кластерной системы в регионе необходимо соблюдать следующие требования: наличие предприятия-лидера, который будет выбирать «курс» инновационного стратегического развития всей системы; расположение основных участников кластера на одной территории; формирование как межрегиональных, так и международных связей; обеспечение консенсуса стимулирования деятельности кластера между бизнесом и органами власти; формирование корпоративной системы управления.

The paper explores the meaning of innovation entrepreneurship development in foreign countries. The role of cluster policy in the development of innovative entrepreneurship in Russia is shown.

The author notes that implementation of the main objectives of foreign countries' cluster policy requires different mechanisms and tools; some of them are: creating specialized advisory and coordination bodies, contributing to the support and development of innovation clusters; the state's co-financing of programmes and projects aimed at the development of innovative clusters. The author identified the bodies that facilitate the development of innovative clusters. To build an effective cluster systems in the region, it is necessary to observe the following requirements: the presence of the leader company that will choose the "course" of innovative strategic development of the entire system; the location of the major participants of the cluster in one area; the formation of both the interregional and international contacts; consensus-building between business and authorities in promotion of cluster activities; formation of corporate governance.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, кластер, кластерный подход, кластерная политика.

Keywords: entrepreneurship, cluster, cluster approach, cluster policy.

Впервые в экономическую науку термин «инновация» был введен историком экономической мысли Йозефом Шумпетером. Он определял инновацию как нечто новое, неизвестное ранее, являющееся показателем экономического развития. Согласно концепций Й. Шумпетера можно выделить следующие типы нововведений:

1. Создание нового товара, неизвестного потребителям или нового качества уже известного товара.

2. Создание нового метода производства, который не использовался в отрасли ранее.

3. Создание нового рынка в стране.

4. Создание нового источника факторов производства.

5. Создание новой организации отрасли.

За прошедшее время термин «инновации» эволюционировал и стал применяться не только по отношению к отраслям промышленности, технологии производства. В настоящее время «нововведения» относятся ко всем сферам жизнедеятельности общества: социальной, экономической, политической и т. д.

В связи с переходом к рыночной экономике основной проблемой для отечественных производителей стала конкурентоспособность их товаров. Ключевой фактор, влияющий на конкурентоспособность, -инновация. Инновационная деятельность в настоящее время является необходимым условием для экономи-

ческого развития страны. Анализ состояния экономики на сегодня показывает, что наиболее прибыльными предприятиями являются те, которые производят высокотехнологичные товары и занимаются наукоемким производством. Под инновационным предпринимательством понимается коммерческая деятельность по созданию и внедрению нововведений, связанных с производством товаров или оказанием услуг, которые формируют новый рынок и удовлетворяют новые потребности потребителя.

Эффективное развитие наукоемких отраслей производства и инновационной деятельности требует новых подходов, соответствующих тенденциям нынешней рыночной экономики.

Одним из таких подходов является кластерный, который подразумевает различные формы отраслевой организации производства, способствующей развитию инновационных проектов, направленных, прежде всего, на взаимодействие таких структур, как: научно-исследовательские институты, производственные компании, государственные и муниципальные органы власти и т. д. При этом основная идея заключается в том, чтобы составляющие (элементы) кластера находились в географической близости друг с другом, так как данная форма взаимодействия дешевле и удобнее.

В книге «Конкуренция» Майкл Юджин Портер [1] рассматривал кластеры как способ повышения

214 | И. В. Корчагина

конкурентоспособности экономической системы не только региона, но и страны в целом. Согласно его теории, кластер - это совокупность находящихся по соседству друг с другом компаний (поставщики, производители) и связанных с ними организаций (НИИ, органы власти), который взаимодействуют в определенной сфере деятельности.

Существует два вида кластерного подхода: классический и европейский. Первый не подразумевает под собой прямого государственного вмешательства, в том числе его поддержку. Современный (европейский) кластерный подход напротив основан на взаимодействии бизнеса и органов власти. Опираясь на международный опыт, можно сказать, что второй вид является наиболее распространенным и является ключевым элементом развития экономики, так как европейский подход способствует координации усилий, а также совершенствованию работы.

Такие мировые державы, как Австралия, Великобритания, США, Германия, Япония, Канада, уже давно ставят главной целью государственной кластерной политики - стимулирование и развитие инновационных кластеров. В разработке рекомендаций по проведению национальной кластерной политики принимают участие известные международные организации - ОЭСР, Всемирный банк, Азиатский банк развития.

Для осуществления главной цели кластерной политики зарубежные страны применяют различные механизмы и инструменты, одними из таких являются:

- создание специализированных консультативных и координационных органов, способствующих поддержке и развитию инновационных кластеров;

- государственное софинансирование реализации программ и проектов, ориентированных на развитие инновационных кластеров.

Так, в 2010 г. правительством США была создана комиссия по территориальным инновационным кластерам (the Federal Task Force on Regional Innovation Clusters) в целях координации деятельности органов исполнительной власти в сфере государственной кластерной политики.

При поддержке Европейской комиссии было создано множество организаций, оказывающих консалтинговые, образовательные услуги кластерам - Европейская кластерная обсерватория, Европейская группа по кластерной политике, Европейский кластерный альянс, Кластерная инновационная платформа и т. д.

В рамках проводимой кластерной политики большинство стран мира осуществляет государственное финансирование программ и проектов развития инновационных кластеров. В Германии в рамках программы BioRegio было выделено 90 млн евро на поддержку 4 кластеров, в рамках программы InnoRegio 253 млн евро на поддержку 23 кластеров.

Зарубежная практика реализации государственной кластерной политики мировых держав говорит о ее высокой эффективности.

Кластерная форма организации экономики обеспечит не только конкурентные преимущества его участникам (хозяйствующих субъектов), но и территории, на которой он находится. Таким образом, данный

подход позволит поспособствовать эффективному развитию экономики как в регионе, так и в стране [2].

Экономика, построенная на принципах этого подхода, будет ориентирована в первую очередь на коммерциализацию научных разработок и инноваций, что поможет российским рынкам выйти на более высокую ступень развития.

В 2005 г. Российская Федерация встала на путь формирования и развития кластеров в стране. Множество программ социально-экономического развития осуществляется в странах, ориентированных на создание кластеров.

Такими являются:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [3]. Данная концепция предусматривает формирование сети территориально-производственных высокотехнологичных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.

2. Соглашения о сотрудничестве [4]. Например, Соглашение о сотрудничестве между ООО «Деловая Россия», Минэкономразвития России, «Внешэкономбанк» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Предметом данного соглашения является взаимодействие в целях координации и поддержки крупных территориально-промышленных кластеров.

3. Для проведения в регионах страны политики, способствующей развитию кластеров, инновационной деятельности, были разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ [5].

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [6]. В данном документе одной из задач Стратегии ставится активизация деятельности по реализации инновационной политики, формирование территорий инновационного развития, развитие инновационных кластеров.

Помимо вышеперечисленных документов Правительством Российской Федерации принимаются различные Постановления, содержащие правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на развитие инновационно-кластерной политики.

На сегодняшний день Российская Федерация только вступает на путь инновационного развития страны. Самым эффективно действующим инструментом являются кластеры, способствующие как развитию науки, так и экономики в целом.

Следует развивать малое и среднее предпринимательство путем объединения их в кластеры вместе с крупными компаниями и другими структурами. Это повысит не только предпринимательскую, но и инновационную активность.

Для построения эффективно функционирующей кластерной системы в регионе необходимо:

1) предприятие - лидер, который будет выбирать «курс» инновационного стратегического развития всей системы;

2) расположение основных участников кластера на одной территории;

3) налаживание связей как межрегиональных, так и международных;

Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 2 (62) Т. 5 215

4) наличие консенсуса стимулирования деятельности кластера между бизнесом и органами власти;

5) корпоративная система управления.

Инновационный кластер может быть создан только при условии взаимодействия и участия всех заинтересованных сторон: государство, бизнес, научные организации. Роль органов власти должна носить скорее косвенный, нежели прямой характер, и заключаться в проведении макроэкономической политики, способствующей развитию инновационной деятельности и предпринимательской активности в регионе.

Для экономики России также является выгодным создание не только территориальных инновационных кластеров, но и развитие трансграничных кластеров, которое бы обеспечило укрепление конкурентоспособности территорий России за счет обмена ресурсами, технологиями, ноу-хау и т. д. Это поможет преодолению кризисных явлений в экономике России.

Учитывая международный опыт реализации кластерной политики, программ развития, следует использовать лучшие модели при этом, обращая внимание на специфику Российской Федерации.

Литература

1. Портер М. Конкуренция / пер. с англ.; под ред. Я. В. Заболоцкого, М. С. Иванова, А. А. Левиной, канд. экон. наук Ю. В. Рябченюк, А. Г. Шестопалов. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

2. Корчагина И. В. Вопросы методологии формирования кластеров малых предприятий в регионе ресурсного типа // Общественные науки. 2011. № 6. С. 397 - 402.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Соглашение о сотрудничестве между ООО «Деловая Россия», Минэкономразвития России, «Внешэкономбанк» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2012/07/12/.pdf свободный (дата обращения: 15.06.2015).

5. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ. Режим доступа: http://cluster.hse.ru/cluster-policy/low_base.php свободный (дата обращения: 15.06.2015).

6. Инновационная Россия-2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020): Проект Правительства Российской Федерации. М., 2011.

Информация об авторе:

Корчагина Ирина Васильевна - доцент кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права КемГУ, korchagina-i@mail.ru.

Irina V. Korchagina - Assistant Professor at the Faculty of Economics, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 30.04.2015 г.

УДК 338.51

РЕКЛАМНО-МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ БРЕНДА

Т. В. Маркова

ADVERTISING AND MARKETING STRATEGY OF THE COMPANY AS THE TOOL FOR MEDIA BRAND VALUE MANAGEMENT

T. V. Markova

Цель исследования - определение взаимосвязи формирования рекламной политики компании и стоимости бренда компании. Для анализа использованы данные о компании СТС. Объектом исследования является бренд, как нематериальный актив компании. Предметом исследования являются инструменты управления стоимостью бренда при помощи средств наружной и медийной рекламы. В качестве методологической базы мы использовали работы Д. Аакера, публикации западных брендинговых агентств, концепцию анализа стоимости бренда Interbrand. В качестве эмпирической базы использованы качественные и количественные исследования, проводимые компанией СТС, данные о рекламном бюджете компании, полученные в агентстве Adindex, рейтинги Interbrand, экспертные интервью. Результаты исследования связаны с корреляцией финансовых вложений в рекламу телеканала и изменения стоимости бренда по данным компании Interbrand Результаты данной работы могут быть использованы в сфере маркетинга при разработке рекламно-маркетинговой концепции медиа.

The purpose of research is to determine the correlation between the formation of the company's advertising policy and its brand value. The data of CTC Company was used for the analysis. The study focuses on the brand as an intangible asset of the company. The object of the research is the tools for management of the brand value by means of outdoor and media advertising. As a methodological framework, we used the work of David Aaker, publications of European branding agencies, the concept of of brand value analysis Interbrand.

The empirical base is the quantitative and qualitative research conducted by CTC Company, the data on the company's advertising budget received in the agency Adindex, Interbrand ratings and expert interviews. The results of the

216 I Т.В.Маркова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.