Научная статья на тему 'Развитие инновационного образования на основе корпоративных университетов'

Развитие инновационного образования на основе корпоративных университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕР СИТЕТ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРА ЗОВАНИЕ / CORPORATE UNIVERSITY / CORPORATE EDUCATION / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонов Юрий Васильевич, Жариков Анатолий Васильевич, Ширяева Юлия Сергеевна

В статье рассмотрены возможности инте грации образования и бизнеса на основе соз дания корпоративных университетов. Изучен опыт ведущих образовательных учреждений России и мира. Определены основные направ ления развития корпоративных университетов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трифонов Юрий Васильевич, Жариков Анатолий Васильевич, Ширяева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of innovative education on the basis of corporate universities

In the article the possibilities of integration of education and business on the basis of creation of corporate universities are revealed. We studied the experience of the leading educational institutions of Russia and the world. The basic directions of development of corporate universities in modern conditions are defined.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного образования на основе корпоративных университетов»

УДК/UDC 378 Ю. В. Трифонов, А. В. Жариков,

Ю. С. Ширяева

Y. Trifonov, А. Zharikov, J. Shiryaevа

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОРПОРАТИВНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE EDUCATION ON THE BASIS OF CORPORATE UNIVERSITIES

В статье рассмотрены возможности интеграции образования и бизнеса на основе создания корпоративных университетов. Изучен опыт ведущих образовательных учреждений России и мира. Определены основные направления развития корпоративных университетов в современных условиях.

In the article the possibilities of integration of education and business on the basis of creation of corporate universities are revealed. We studied the experience of the leading educational institutions of Russia and the world. The basic directions of development of corporate universities in modern conditions are defined.

Ключевые слова: корпоративный университет, корпоративное образование, инновации, инновационное развитие, инновационное образование.

Keywords: corporate University, corporate education, innovation, innovative development, innovative education.

Необходимость создания инновационной экономики требует от вузовской системы образования перехода к инновационному образованию, которое должно обеспечить выпуск высококвалифицированных, творческих специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности, постоянно ориентированных на генерирование новаций и их практическую реализацию в производстве и выпуск инновационной продукции.

Кардинальное повышение качества обучения и совершенствование структуры получаемых знаний невозможно без решения проблемных вопросов и выполнения целого ряда требований:

— развитие собственного исследовательского потенциала высшей школы;

— интеграция образовательной среды, науки и производства;

— достижение высокого уровня квалифи-

кации вузовских кадров, имеющих, в том числе, практический опыт, и широкое привлечение к преподаванию специалистов-практиков;

— развитие современных технологий обучения, перевод образовательной системы на современные стандарты и инновационные программы;

— развитие и расширение различных форм и систем непрерывного профессионального образования.

Необходимо отметить, что в России переходу к инновационной экономике мешает также острая нехватка специалистов-инновато-ров, наблюдается заметный «кадровый голод» в таких специалистах.

Решению указанных проблем в значительной степени способствует создание таких форм организации учебного заведения, как корпоративные университеты, одной из задач которых является попытка максимально приблизить программы образования к потребностям бизнеса. Корпоративные университеты создаются совместно крупными бизнес-структурами и университетами и имеют несомненные преимущества по сравнению с обычным учебным заведением, поскольку в них:

— создается единый учебный план для всех форм обучения, разработанный в соответствии со стратегическими задачами;

— обеспечивается системность и непрерывность процесса обучения;

— программа адаптируется к специфическим требованиям компании и отрасли;

— обучение проходит на примерах компании;

— курсовые работы и итоговый выпускной проект являются бизнес-планами, готовыми к внедрению в компании;

— консультации и практические рекомендации даются преподавателями, являющимися ведущими специалистами в своих областях и имеющими практический опыт реализации проектов корпоративного университета;

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

— применяются единые современные технологии работы, ведущие к росту эффективности;

— усиливается способность организации оперативно реагировать на изменения внешней среды и укреплять свои конкурентные позиции;

— формируются единые корпоративные цели и ценности, повышается уровень корпоративной культуры;

— формируется благоприятный имидж и повышается привлекательность компании для клиентов, партнеров и инвесторов.

Следует отметить, что становление корпоративных университетов в России осуществлялось на первых этапах в рамках развития корпоративного образования, то есть системы обучения персонала корпораций, от рядового работника до топ-менеджера, позволяющей обеспечить эффективную подготовку персонала и способствовавшей достижению миссии корпорации. Организация корпоративного образования в значительной степени способствовала предотвращению кадровой катастрофы для многих регионов страны.

Корпоративные университеты в России начали появляться с 1999 г Первый из них — созданный в том же 1999 г. компанией «ВымпелКом» — университет «БиЛайн». Сегодня практически каждая крупная корпорация имеет образовательные центры и академии, являющиеся по сути корпоративными университетами. Примерами могут служить корпоративные университеты при Кольской горно-металургической компании (КГМК), РАО ЕЭС, ОАО «Северсталь», ОАО «Ростелеком» и др.

Таким образом, на первых этапах корпоративные университеты в России возникали только при бизнес-структурах, что в конечном итоге привело к возникновению ряда проблем. В частности, многие российские компании начали подменять идею корпоративного университета набором тренингов, которые были направлены на повышение квалификации отдельных менеджеров в области финансов, маркетинга или продаж, отсутствовали стандарты на корпоративное образование, ощущался дефицит в квалифицированных преподавательских кадрах. В связи с этим на данном этапе возникала необходимость создания корпоративных университетов при ведущих вузах страны и кардинального повышения качества обучения, соответствующего международным стандартам.

О заинтересованности деловых кругов в таком виде высшего образования свидетельствует пример Московского государственного

университета им. М. В. Ломоносова, где при содействии ведущих отечественных и зарубежных фирм открыты пять новых факультетов, по сути являющихся корпоративными университетами. Это Высшая школа бизнеса, Московская школа экономики, Высшая школа государственного администрирования, Высшая школа инновационного бизнеса и Высшая школа управления и инноваций. Основной задачей этих факультетов (школ) является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями в области экономики, достаточно прочными навыками для решения практических задач в условиях жесткой глобальной конкуренции и способных эффективно работать в федеральных и региональных органах государственного управления, крупных коммерческих структурах, а также в сфере науки и высшего образования. В основу учебного процесса заложен принцип тесной интеграции академической науки и высшей школы с учетом особенностей современной практики. Предусматривается также решение задач оперативной адаптации классических университетских программ обучения к меняющимся запросам производства и развитие инновационных механизмов, обеспечивающих передачу на производство новых технологий — результатов научных исследований.

Очевидно, что создание корпоративных университетов в большей степени способствует интеграции образования и науки, в частности, взаимного «встречного» привлечения вузами и научными организациями сотрудников как для исследований, так и преподавания, реализации совместных научно-образовательных проектов и т. д., в том числе на основе созданных вузами кафедр в отдельных НИИ (КБ) и организации научных исследований вузовскими специалистами.

Создание корпоративных университетов обеспечивает развитие бизнес-образования в целом и включено в национальный проект «Образование», которым, в частности, было предусмотрено создание Высшей школы менеджмента при Санкт-Петербургском государственном университете. Школа базируется на университетской модели типа Гарвардской, Стенфорд-ской или Лондонской школ бизнеса. Планируется, что из 1,8 тысяч ее слушателей примерно 30 % будут иностранцы, а по краткосрочным учебным программам обучатся 3-4 тысячи человек. Так же, как и перечисленные выше факультеты (школы) МГУ, школа должна пройти международную аккредитацию, тесно сотруд-

104

Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (16) 2014

ничать с международными центрами делового образования и выдавать дипломы международного образца, в том числе квалификации MBA (Master of Business Administration).

Возникновению корпоративных университетов в США в значительной степени способствовало создание федеральных контрактных центров, которые организовывались для проведения исследований в новых областях науки и техники по заказам федерального правительства. Эти центры функционируют при университетах, ассоциациях университетов и концернах, они способствовали формированию творческих коллективов из различных учебных и научных учреждений, концернов для выполнения инновационных проектов и программ.

Контрактные центры смогли объединить и направить научные и производственные ресурсы всех научных учреждений и промышленных концернов на решение крупных инновационных программ и проектов.

Контрактная форма организации научных исследований обеспечит создание благоприятных условий для кооперации научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий, объективной основой которой явилась необходимость выполнения различных взаимосвязанных стадий единого научно-производственного процесса, диктуемого целями одного или нескольких проектов или программ. В конечном итоге указанные интеграционные процессы привели к необходимости развития бизнес-образования, созданию бизнес-школ мирового уровня и наряду с ними корпоративных университетов как следующего этапа бизнес-образования, максимально учитывающего потребности бизнес-структур.

Следует отметить, что в США корпоративные университеты создавались корпорациями также для того, чтобы в результате интеграции с вузами разнообразить бизнес новыми стратегиями, сформировать и укрепить корпоративную культуру, привить своим сотрудникам понимание миссии и ценностей компании.

Корпоративный университет при ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Высшая школа инновационного менеджмента) для осуществления инновационного бизнес-образования и решения вышеперечисленных задач был создан в качестве одного из научно-учебных центров Института экономики и предпринимательства при участии факультетов ННГУ: радиофизического, физического и химического. Участие перечисленных факультетов целесообразно в связи с тем, что, как показывает практика, наиболее

эффективными менеджерами становятся специалисты, знающие специфические особенности инновационной и производственной деятельности соответствующей отрасли. Подготовка специалистов в рамках корпоративного университета позволит обеспечить выпуск экономистов, менеджеров, имеющих, в том числе, и специальную научно-техническую подготовку в конкретных отраслях, и, соответственно, химиков, радиофизиков и т. д., имеющих специальную экономическую подготовку.

В качестве учредителей, участников частного государственного партнерства следует привлечь ведущие фирмы нефтехимической промышленности, радиоэлектроники, приборостроения, автомобильной промышленности, банковские структуры, а также правительство Нижегородской области.

На начальных этапах после учреждения корпоративный университет должен учитывать в первую очередь интересы учредителей и обеспечить:

— повышение квалификации высшего звена управления, в том числе через подготовку и защиту диссертаций в диссертационных советах ННГУ им. Н. И. Лобачевского;

— подготовку и повышение квалификации специалистов высшего и среднего звена за счет получения второго высшего образования (или переподготовки). Соответственно, для студентов технического профиля (научных работников, конструкторов, технологов и т. п.) получение экономического образования, а для экономистов, менеджеров — дополнительного образования (знаний) по профилю отрасли (предприятия);

— подготовку и выпуск бакалавров и магистров в соответствии с заявкой учредителей и прошедших обучение по специальным согласованным учебным программам.

В дальнейшем по мере становления и создания совместных структур, решения других организационных и финансовых проблем, возможно будет перейти к выполнению всех перечисленных выше задач, присущих корпоративному университету.

1. Летягина Е. Н. Методологические аспекты совершенствования системы управления организацией // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Экономика и финансы. — 2004. — № 2. — С. 49-52.

2. Летягина Е. Н., Свеженцев А. Г. Методология кластерного подхода в экономике // Экономические науки. — 2011. — № 79. — С. 97-100.

3. Трифонов Ю. В., Рокунова О. В. Государственное регулирование инновационного развития предприятий как приоритетное направление модернизации российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.