Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИРЖИ / БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохвалов Артемий Юрьевич

Цель исследования - определить особенности и закономерности развития инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе. В статье рассмотрены условия и современное состояние сферы электронной торговли в России, выделены основные проблемы ее развития, к которым, прежде всего, относятся инфраструктурные барьеры. Отмечается необходимость государственной поддержки развития цифровой инфраструктуры развития электронной торговли для обеспечения доступности для субъектов малого бизнеса. Научная новизна заключается в обосновании необходимости создания в России на государственном уровне электронных рынков (бирж), которые охватывают множество различных форм, различающихся типом отрасли, видом продукции, объемом предоставляемых услуг, собственником электронного рынка, типом участников и многими другими признаками. В результате установлено, что предлагаемые мероприятия по созданию электронных рынков в рамках инфраструктуры электронной торговли позволят повысить доступность онлайн продаж для самых малых субъектов рынка. Делается вывод, что для возможности развиваться электронный рынок должен привлекать такое количество участников, которое будет обеспечивать адекватные доходы или выгоды для покрытия затрат, понесенных на создание и функционирование этого электронного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF E-COMMERCE INFRASTRUCTURE IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The purpose of the study is to determine the features and patterns of development of the e-commerce infrastructure in Russia at the present stage. The article considers the conditions and the current state of the electronic commerce sphere in Russia, highlights the main problems of its development, which, first of all, include infrastructural barriers. The need for state support for the development of digital infrastructure for the development of e-commerce is noted to ensure accessibility for small businesses. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the need to create electronic markets (exchanges) in Russia at the state level, which cover many different forms that differ in the type of industry, type of product, volume of services provided, the owner of the electronic market, the type of participants and many other features. As a result, it was found that the proposed activities for the creation of electronic markets within the framework of the electronic commerce infrastructure will increase the availability of online sales for the smallest market entities. It is concluded that in order to be able to develop, the electronic market must attract such a number of participants that will provide adequate income or benefits to cover the costs incurred for the creation and operation of this electronic market.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

мом уровне в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 201- Вып. 12 (128). - С 49-52

37. О внесении изменений е отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федеральный закон от 5.04.2010 г. Na 40-ФЗ

38. Vetrova Е.А., Atamanova MA, Kulakova T.V. The replacement strategy for monotowns in Russia: From industry branches towards tourism on Che example of Baikalsk // Life Science Journal. 2014. № 11(12s). P. 929-933.

39. Сафаров CM, О мерах поддержки no развитию социального предпринимательства в сфере тер-

риториального общественного самоуправления // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. - 2020. - №2 (44). -С. 45-50.

40. Осипов А.Н. Социальное предпринимательство как новый тренд в российской экономике // Иле ханов ский барометр. - 2020, - № 1. - С. 46-48.

41. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) URL: https://gsom.spbu.ru/gsom/ research_statistics/gem/#1 (дата обращения: 12.03.2021),

42. Боркова Е. Д., Подкатилина В. А., .Завьялова П. Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный советник. - 2019, - №2 (26). - С. 74-80.

DEVELOPMENT OF E COMMERCE INFRASTRUCTURE IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

Samokhvalov Artemii Yurievich, business expert. Place of work: platform first-e.com - the first ecosystem in e-commerce

The purpose of the study is to determine the features and patterns of development of the e-commerce infrastructure in Russia at the present stage. The article considers the conditions and the current state of the electronic commerce sphere in Russia, highlights the main problems of its development, which, first of all, include infrastructurai barriers. The need for state support for the development of digital infrastructure for the development of e-commerce is noted to ensure accessibility for small businesses. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the need to create electronic markets (exchanges) in Russia at the state level, which cover many different forms that differ in the type of industry, type of product, volume of services provided, the owner of the electronic market, the type of participants and many other features. As a result, it was found that the proposed activities for the creation of electronic markets within the framework of the electronic commerce infrastructure will increase the availability of online sales for the smallest market entities, it is concluded that in order to be able to develop, the electronic market must attract such a number of participants that will provide adequate income or benefits to cover the costs incurred for the creation and operation of this electronic market.

Keywords: electronic exchanges; development barriers; infrastructure problems; online trading; digital infrastructure.

00! 10.24923/2222-243Х.2022-45.15

РАЗВИТИЕИНФРА СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Цель исследования - определить особенности и закономерности развития инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе. В статье рассмотрены условия и современное состояние сферы электронной торговли в России, выделены основные проблемы ее развития, к которым, прежде всего, относятся инфраструктурные барьеры. Отмечается необходимость государственной поддержки развития цифровой инфраструктуры развития электронной торговли для обеспечения доступности для субъектов малого бизнеса. Научная новизна заключается в обосновании необходимости создания в России на государственном уровне электронных рынков (бирж), которые охватывают множество различных форм, различающихся типом отрасли, видом продукции, объемом предоставляемых услуг, собственником электронного рынка, типом участников и многими другими признаками. В результате установлено, что предлагаемые мероприятия по созданию электронных рынков в рамках инфраструктуры электронной торговли позволят повысить доступность онлайн продаж для самых малых субъектов рынка. Делается вывод, что для возможности развиваться электронный рынок должен привлекать такое количество участников, которое будет обеспечивать адекватные доходы или выгоды для покрытия затрат, понесенных на создание и функционирование этого электронного рынка.

Ключевые слова: электронные биржи; барьеры развития; инфраструктурные проблемы; онлайн-торговля; цифровая инфраструктура.

УДК 332.1 ВАК РФ 5.2.3

Ф Самохвалов А, Ю„ 2022

САМОХВАЛОВ Артемий Юрьевич, бизнес-эксперт, Платформа first-e.com -первая экосистема в электронной коммерции

Г\!

г\; О

Г\!

Cl ю

(15 Ф

о г

S

91

Введение

Интернет-активность становится все более распространенной, охватывая новые рынки и сектора, а продажи через Интернет фиксируют новый рекордный рост. Этот эффект еще больше усилился во время пандемии СОУ(Р-19. Онлайн-шопинг оказывается безопасным и более выгодным с точки зрения затрат. Нет необходимости в достаточной площади магазина, толпах продавцов и хорошо укомплектованном складе. Поэтому все больше компаний выбирают эту модель работы, в том числе и те, которые ранее работали только в офлайн-модели. Чтобы начать работать в сфере электронной коммерции, все, что необходимо - это соответствующая цифровая и инфраструктура информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникационная связь [4].

Нарастающая цифровизация изменила не только способ торговли, но и суть, то есть то, какими товарами торгуют. Долгое время услуги считались неторгуемыми за границей из-за их нематериального характера, но сегодня это уже не так. Развитие онлайн-платформ способствовало росту цифровых продуктов и услуг, которые торгуются за границей. Цифровая коммерция позволяет малым предприятиям выходить на глобальные рынки и интегрироваться в глобальную цепочку создания стоимости. Эту тенденцию часто называют ростом "микротранснациональных" предприятий. Однако малые и средние предприятия (МСП) по-прежнему сталкиваются с рядом проблем

га.

В этой связи актуальность данного исследования заключается в необходимости выявления особенностей и закономерностей развития инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) анализ барьеров развития электронной торговли в России; 2) анализ инфраструктурных барьеров развития данной сферы и возможные механизмы преодоления существующих ограничений; 3) обоснование необходимости создания на государственном уровне электронных рынков в рамках цифровой инфраструктуры развития электронной торговли в России, Для достижения цели проведен анализ научной экономической литературы по теме исследования.

В процессе исследования использовались следующие методы, анализ научной экономической литературы, систематизация и обобщение, системный подход, сравнение точек зрения различных авторов.

Теоретической базой исследования послужили публикации Н.Г. Викторова, Ф.Г. Шухов [1 ], P.P. Дыганова [2], ОМ Дюкова (3], О.С, Кара-щук [4], P.P. Салихова, P.P. Дыганова [б] и другие.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в практической деятельности российских компаний и разработке стратегий развития на государственном уровне.

Основная часть

Вопросы, связанные с препятствиями для развития электронной коммерции, рассматриваются многими исследователями. Мы определили, что ктаким барьерам относятся [1, 5, 9-10]: отсутствие соответствующих навыков, необходимых для ведения бизнеса, например, незнание Интернет-технологий и работы с компьютером и Интернетом, огромная конкуренция, высокие затраты, связанные с рекламой электронной коммерции, которые могут достигать даже десятков тысяч рублей в день, отсутствие доступа к информации о том, например, как начать деятельность в сети Интернет и где взять на это средства, цифровая изоляция значительной части общества, что касается не только отсутствия доступа к сети Интернет, но и ненадлежащее качество связи с ним или невозможность использования его инструментов, старые привычки клиентов, побуждающие их использовать традиционные формы торговли, боязнь угроз, исходящих от Интернета, в основном связанных с безопасностью, технические ограничения, возникающие, например, из-за отсутствия универсальных стандартов безопасности и качества использования сети Интернет, - неудовлетворительная пропускная способность многих линий, что препятствует эффективному общению и передаче информации между пользователями сети Интернет, сложности интеграции сети Интернети инструменты электронной коммерции с существующими отдельными компаниями с приложениями и базами данных, постоянное развитие ИТ-инструментов, что вынуждает предпринимателей постоянно приобретать все новые и новые приложения и программы, высокая стоимость сетевых серверов, необходимость имеют обширные экспертные знания, связанные с проектированием и внедрением различных форм электронной коммерции, неумение пользоваться новейшими электронными технологиями, что характерно для значительной части общества, большой организационный хаос, рост числа разного

рода рекламы, такой как спам, опасность перехвата данных посторонними лицами, отсутствие поддержки и продвижения электронной коммерции со стороны государства, необходимость постоянной адаптации проектов электронной коммерции к многочисленным технологическим и организационным изменениям.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными препятствиями являются инфраструктурные. Полагаем, необходимы дальнейшие усилия для поддержки разработки решений с малой задержкой, таких как граничные вычисления, которые позволяют анализировать и хранить данные ближе к их источнику. Цифровая инфраструктура считается столь же важной, как и традиционные формы инвестиций, такие как транспорт. Многие исследователи считают, что более быстрый или надежный Интернет выступает в качестве главного приоритета для инвестиций в инфраструктуру связи, отдавая ему предпочтение перед другими типами инвестиций. Кроме того, выбор технологий и доступ к лучшим из них имеют большее значение, такие технологии, как "облако", уже не просто недифференцированный товар, а средство предоставления многих типов цифровых услуг.

Однако, несмотря на то, что значение электронной торговли продолжает расти, участники рынка и регулирующие органы обсуждают как преимущества развития электронного бизнеса, так и связанные с этим проблемы. Так, не все субъекты малого бизнеса могут обеспечить себе возможности участия в электронной торговле из-за отсутствия финансовых ресурсов и цифровых компетенций. Поэтому важно, чтобы государство проводило мероприятия, направленные на цифровую трансформацию малого бизнеса 17].

Экономические способы стимулирования процесса цифровой трансформации могут быть прямого либо косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают: уменьшение ставок обложения доходов предприятий; льготное кредитование субъектов хозяйственной деятельности; предоставление грантов для реализации инновационных проектов, создание или развитие бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов, индустриальных парков, инновационных кластеров, технологических платформ; государственно-частное партнерство. Методы косвенного действия предполагают: поиск потенциальных инвесторов; обеспечение доступа субъектов малого бизнеса к информации, необходимой для создания и внедрения инноваций; привлечение

технической помощи; содействие продвижению инновационной продукции на внутренний и внешний рынок; защиту от недобросовестной конкуренции.

Несмотря на определенные положительные сдвиги в сфере экономического стимулирования процесса развития инфраструктуры электронной торговли (уменьшение налогового бремени, создание фондов финансирования инноваций), применение государством инструментов активизации внедрения субъектами цифровых инноваций является фрагментарным и поверхностным, что не способствует созданию благоприятных институциональных условий для развития электронной торговли в условиях цифровой экономики в России [б, 8].

Методы стимулирования развития инфраструктуры электрон ной торговли должны предполагать применение таких инструментов: популяризация инновационного потенциала, формирование базовых цифровых знаний и формирование навыков пользования устройствами, механизмами и программами, а также профессиональные навыки их использования при осуществлении производственных операций, формирование мотивации общества к использованию цифровых технологий (обеспечение доступности цифровых технологий, развитие соответствующей инфраструктуры, введение в действие платформ электронной торговли) Г31;

По нашему мнению, основным направлением развития инфраструктуры электронной торговли является создание и расширение использования электронных бирж для возможности электронной торговли малыми предприятиями, Большой потенциал электронных бирж отражается в их влиянии на две важные составляющие транзакционных издержек - координационные издержки и транзакционный риск. Затраты на координацию - это затраты на установление и поддержание информационных каналов между предприятиями. Снижая затраты на координацию, информационные технологии помогают укрепить связи между предприятиями. Снижая транзакционный риск, информационные технологии способствуют рыночным сделкам со многими деловыми партнерами.

Электронные биржи (или электронные рынки) охватывают множество различных форм использования информационных технологий для обеспечения контактов между множеством продавцов и покупателей, что отличает их от двусторонних электронных связей. Электронный рынок представляет собой межорганиза-

<

о

=п

9.

гп

94

ционную информационную систему, которая позволяет покупателям и продавцам обмениваться информацией о ценах и продуктах. Электронные торговые площадки выступают в качестве брокеров транзакций 8 различных отраслях. Таким образом, они являются электронными посредниками {киберпосредника-ми), которые используют инфраструктуру Интернета для связи с большим количеством продавцов и покупателей и позволяют осуществлять совместные бизнес-процессы обмена информацией и заключения сделок.

Электронные рынки концентрируют большое количество предложений купли-продажи в одном месте в киберпространстве, что существенно способствует повышению прозрачности информации о ценах и товарах на рынке. Возможность взаимодействия с большим количеством торговых партнеров, предоставляемая электронными торговыми площадками, снижает транзакционные издержки. Электронные торговые площадки позволяют продавцам увеличить число покупателей и предоставить покупателям доступ к более широкой базе поставщиков. Покупатели товаров имеют возможность сравнить множество потенциальных источников поставок. Электронные рынки делают физическое расстояние между участниками рынка менее важным благодаря недорогим средствам связи, заменяющим личные контакты, и благодаря возможности описания товаров с использованием текста, изображения и фильма.

На электронных рынках продажи по каталогам осуществляются по фиксированным ценам, но возможно и динамическое ценообразование посредством онлайн-переговоров и интернет-аукционов. Помимо функции сравнения предложений купли-продажи и общения между участниками рынка, электронные рынки часто предоставляют множество функций, повышающих безопасность сделок и снижающих информационную асимметрию на рынке, таких как сопровождение процесса заключения сделок, проверка и оценка качества товаров, информация о поставщиках, рейтинги и рейтинги продавцов и покупателей.

Государство при создании электронного рынка также должно учитывать маркетинговые аспекты развития электронного рынка, а электронный рынок должен отвечать потребностям потенциальных клиентов. Поэтому важно ориентироваться на конкретные целевые сегменты предприятий. Важные элементы электронного рынка, известные как ЗС - коммерция, контент и сотрудничество, должны быть

адаптированы к специфике отрасли и целевых сегментов. Создание электронного рынка сопряжено с высоким риском. Причинами этого являются трудности замены традиционных форм продаж и снабжения в данной отрасли электронным рынком.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Решение предприятий присоединиться к электронному рынку часто является решением внедрить на предприятии очередную процессную инновацию. Внедрение новых информационных технологий на предприятиях требует объединения трех элементов в дополняющую систему действий: информационные технологии, новые организационные практики и человеческий капитал. Адаптация предприятия к электронному рынку зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. К ним относятся зависимость от поставщиков и покупателей, интенсивность конкуренции в отрасли и знание информационных технологий среди руководства и сотрудников компании.

2. Предприятия также должны учитывать, какие последствия использование электронных рынков будет иметь для их существующих отношений с поставщиками или покупателями. Тип владельца электронного рынка очень важен для развития электронных рынков В2В. Электронные частные рынки или консорциумы, созданные одной или несколькими отраслевыми компаниями для покупки или продажи товаров, имеют больше шансов на выживание и успех, чем публичные рынки, созданные посредником, не являющимся стороной сделки.

3. Таким образом, хотя в России на государственном уровне проводится множество мероприятий по стимулированию цифровой трансформации малого бизнеса. Однако, на наш взгляд, указанной деятельности не хватает системности, упорядоченности и целеустремленности. Направления и меры по совершенствованию государственного регулирования процесса цифровой трансформации в целях развития электронного бизнеса должно обеспечивать упорядочение управленческой структуры по горизонтали и вертикали, закрепление за каждым из субъектов регулирования четких полномочий и круга объектов регулирования; привлечение к реализации национальных проектов по созданию электронных рынков стейкхолдеров, специалистов ИТ.

Литература

1. Викторова Н.Г., Шухов Ф.Г. Цифровая экономика: развитие облачных технологии в России и за рубежом // Век качества. - 2019. - №2. - С. 81-90.

2. Дыганова P.P. Повышение социально-экономической эффективности дистанционной торговли: ав-треф, дисс. канд. экон. наук. - М., 2019.

- 177 с.

3. Дюкова О.М. Эволюционное развитие логистики электронной торговли: от интернет-магази нов к маркетплейсам // Известия СПбГЭУ. - 2022. -№3(135).-С 111-115.

4. Каращук О.С. Построение распределительной системы инфраструктуры электронной торговли России //АНИ: экономика и управление. - 2020.

- №1 (30).-С. 148-152.

5. Ли Цзинжу Проблемы и перспективы развития российско-китайской трансграничной электрон

ной коммерции // Инновации и инвестиции. -2020. - №6. - С 65-70.

6. Салихова Р. Р., Дыганова Р. Р. Особенности пре доставления услуг в дистанционной торговле в России // Финансовая экономика, - 2019. - № 3. -С 194-198.

7. Салихова Р.Р. Трансформация внутренней торговли в условиях глобализации // РППЭ. - 2021. -№-3(125).-С.22-28.

8. Сидорова О.Ё. Рынок безналичных платежей в России - тенденции и перспективы // Вестник евразийской науки. - 2022. - №2. - С. 41.

9. Цзян Чао Экономическое сотрудничество РФ и КНР в эпоху цифровизации // Modem oriental studies. - 2022. - №1. - C. 62-75.

10. Шинкаренко Н,Е. Особенности покупательского поведения в e-commerce // Скиф. - 2020. - №5-2(45).- С. 215-220.

DIRECTIONS FOR ASSESSING THE FUNCTIONING OF THE VEGETABLE MARKET IN THE REPUBLIC OF BURYA TtA Sangadieva Ira Ida Gomboevna, DSc of Economics, Professor Timofeev Vladimir Ivanovich, PhD of Economics, Associate Professor

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. PhiUppov, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

The purpose of the study explore and systematize the fac tors that determine the functioning of the vegetable market in the Republic of Buryatia, The article discusses the modern system of managerial decision-making at an agricultural enterprise for marketing activities in the field of marketing vegetables. To improve the marketing system, the author proposes the use of methods for analyzing market potential and sales volumes. Along with this, the author proposes a pricing scheme, calculates the elasticity ofdemand. Scientific novelty is to develop mechanisms for assessing the formation of the market for agricultural products, allowing you to consistently take into account the whole range of factors affecting it. As a result of applying this approach, it will be possible to develop principles for the development of a marketing system for producers in the region, taking into account their specialization, including mechanisms for influencing vegetable market factors.

Keywords; market; agricultural; functioning; production; agriculture; farming; sale; vegetables.

00! 10.24923/2222-243Х.2022-45.1 б

НАПРАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ОВОЩЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯ ТИЯ

Цель исследования ■■ изучить и систематизировать факторы, определяющие функционирование рынка овощей в Республике Бурятия. В статье рассматривается современная система принятия управленческих решений на сельскохозяйственном предприятии по маркетинговой деятельности в области сбыта овощей. Для совершенствования системы маркетинга автором предлагается использование методов анализа рыночного потенциала и объемов сбыта. Наряду с этим автором предлагается схема ценообразования, рассчитывается эластичность спроса. Научная новизна заключается в выработке механизмов оценки формирования рынка сельскохозяйственной продукции, позволяющих последовательно учитывать весь комплекс факторов, влияющих на него. В результате применения данного подхода станет возможной разработка принципов развития системы сбыта для производителей региона с учетом их специализации с включением механизмов влияния на факторы рынка овощей.

Ключевые слова: рынок; сельскохозяйственная; функционирование; продукция; сельское; хозяйство; продажа; овощи.

УДК 338.433.4 ВАК РФ 5.2.3

Ф Сангадиева И.Г., 2022 Ф Тимофеев В, И„ 2022

САНГАДИЕВА Ираида Гомбоевна, доктор экономических наук, профессор

ТИМОФЕЕВ Владимир Иванович, кандидат экономических наук, доцент

Г\!

г\; О

Г\!

Cl иэ С0

о

о г

5

95

Введение

Одной из главных целей производителей овощей в Республике Бурятия является продажа качественных овощей и зелени в объемах, позволяющих максимально занять такие сегменты рынка, как

Бурятская государственная сельскохозяйс таенная академия имени В. Р. Филиппова, Улан-Удэ, Республика Бурятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.