УДК 378.147.39 ББК 74.202.5
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
THE INFORMATION TECHNOLOGIES DEVELOPMENT IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION OF ADULTS AND CHILDREN
Васильева Лидия Львовна
Руководитель тренингового центра «Международная школа Л. Л. Васильевой. Управление информацией. Скорочтение», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Vasilieva Lydia L.
Head of the training center "L. L. Vasilyeva's International School. Information management. Speed Reading, PhD in Education E-mail: [email protected]
Аннотация. Целью данного исследования является обоснование необходимости внедрения передовых цифровых технологий в образовательную среду РФ, в том числе в системе дополнительного образования. Применяются общенаучные и эмпирические методы исследования. Автором сделан вывод о том, что цифровизация в образовании имеет большие перспективы, представляя собой альтернативную форму организации учебного процесса, привлекающую большие аудитории своей гибкостью и современными методами обработки и подачи информации.
Ключевые слова: дополнительное образование, цифровизация, онлайн-обучение, образовательный процесс, онлайн-платформы, цифровые системы.
Abstract. The aim of the given research is to ground the necessity of the integration of the advanced digital technologies into the Russian educational environment along with the sphere of additional education. General scientific and empiric methods of research are applied. The author comes to the conclusion of the digitalization in education having its great opportunities due to its being an alternative form of the learning process organization whose flexibility and up-to-date methods of data processing and submission draw greater public.
Keywords: additional education, digitalization, online learning, educational process, online platforms, digital systems.
Информационные технологии активно внедряются во все сферы нашей жизни. Дополнительное образование не является исключением. Многие исследователи определяют дополнительное образование детей и взрослых как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых [1].
Развитие информационных технологий, цифровизация многих сфер жизни, изменение мышления современных детей, развитие научно-технического прогресса неуклонно меняют курс современного образования. Возникает необходимость искать современные, адаптивные образовательные формы, которые будут отвечать запросам современного обучающегося. На помощь классическим формам преподавания приходит образование на основе онлайн-платформ и мультимедийных средств коммуникации. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов:
• невозможностью, используя старые модели преподавания, гарантировать всестороннее и качественное образование всем желающим;
• структурными изменениями в сфере образования школьников, студентов, взрослых;
• необходимостью разработать и предложить современный механизм оптимизации интеллектуальных способностей человека через использование информационных технологий в трансформативно-развивающем обучении.
Первым предвестником цифрового будущего лет 10-12 назад стали электронные курсы. Цифровое образование за эти годы потеснило классическую форму обучения «учитель - ученик» во многих сферах: изучение иностранных языков; появление цифрового телевидения; электронные научные журналы; профессиональные курсы; репетиторы по школьным и вузовским предметам и т. д.
Образовательным цифровым системам пророчат большие перспективы. Вокруг темы цифрового образования идут дискуссии практически во всех странах. Большинство аналитиков считают, что цифровое образование в ближайшие годы вытеснит традиционное не только в системе профессионального и дополнительного образования, но коснется школ, и вузов.
Причины в следующем:
• уменьшится необходимость содержать огромное количество учебных аудиторий;
• образование станет доступным для всех желающих независимо от места проживания; ученики и студенты будут вправе сами определять, какие предметы, в каком объеме изучать;
• не надо будет обучать специалистов и затем платить им зарплату; исчезнет необходимость находиться в учебной аудитории;
• исчезнет необходимость тратить в условиях современного мегаполиса, постоянных пробок время на дорогу;
• появится возможность идти на того преподавателя, который не только лучше знает свой предмет, но и может передать эти знания ученикам;
• не будет необходимости подбирать необходимую учебную литературу;
• обучающийся сам сможет формировать запрос на получение знаний по конкретным предметам и включаться в процесс обучения в удобное для него время; появится реальная возможность сократить сроки обучения, составив более плотное расписание занятий, заниматься в удобное время.
Как следствие, считают специалисты Международной школы скорочтения и управления информацией Л. Л. Васильевой, учебный процесс, адаптированный под конкретного ученика в этих вопросах, будет эффективнее.
При всех вышеперечисленных достоинствах онлайн-образование имеет особенности. Для того, чтобы цифровые занятия сформировали знания, навыки и умения, обучающийся должен на начало онлайн-обучения: обладать системным мышлением; иметь алгоритмы выполнения заданий; обладать определенной скоростью мыслительных процессов; обладать определенными знаниями о головном мозге, о своих потенциальных возможностях; уметь ставить цели, строить планы, реализовывать их, делать корректирующую диагностику и отслеживать полученные результаты.
В 2018 г. были представлены результаты всероссийского социологического исследования «Восприятие онлайн-обучения в РФ», которое было проведено в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Согласно данным исследования, 87% студентов вузов и 76% преподавателей позитивно относятся к цифровым технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование.
В условиях глобальной цифровизации нет ни одной образовательной программы, где не нашли бы применения цифровые технологии и развитие 1Т-навыков у обучающихся. «Это обязательное условие для подготовки любого специалиста, - считает заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская. - Мы, безусловно, должны отреагировать на запрос, который сложился в обществе, с помощью системного повышения качества онлайн-обучения. В данном исследовании мы видим оценку количественного состояния процесса внедрения цифровых образовательных инструментов» [2].
Высок уровень доверия к онлайн-обучению со стороны представителей бизнеса. Так, 73% опрошенных представителей компаний-работодателей положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс, а 68% участвовавших в исследовании согласны с тем, что развитие онлайн-образования - одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.
Работодателям онлайн-курсы интересны тем, что они реагируют на изменения гораздо быстрее, чем традиционное образование. С учетом того, что экономика и технологии быстро развиваются, никто не знает, какие специальности могут потребоваться уже через пять лет. Но если разработка, апробация и утверждение образовательной программы может занять годы, то создание онлайн-курса - несколько месяцев. При этом можно тут же получить отклик от обучающихся и улучшить контент. То есть максимум через полгода получается качественный продукт, который можно масштабировать на огромное количество слушателей.
Таблица
Преимущества и недостатки онлайн-обучения в дополнительном образовании
Преимущества Недостатки
Высокая эффективность обучения за счет онлайн-плат-формы Недостаточная самомотивация слушателей курса
Возможность в любое время и в любом месте осваивать учебный материал Возникновение недопонимания в связи с отсутствием возможности задать вопрос лектору
Невысокая цена за обучение в сравнении с офлайн-об-учением Обязательное наличие тьютора/ модератора
Возможность пройти обучение для всех категорий граждан, включая лиц с ограниченными физическими возможностями Технические неполадки, сбои в подаче электроэнергии, сбои соединения с Интернетом
Учебные материалы находятся в открытом доступе, тем самым обеспечивая возможность повторного изучения Адаптировано не для всех областей знаний
Высокая пропускная способность Снижение зрения
Развитие самостоятельности и активности обучающихся, повышение осознанности процесса познания Формирование клипового мышления, отсутствие целостного восприятия информации
Достоинства, которые открывает перед руководителями предприятий и их сотрудниками онлайн-обучение: возможность одномоментного оперативного обучения большого количества сотрудников; возможность экономить средства путем обучения сотрудников без отрыва от работы; перспектива уменьшить дефицит кадров благодаря большей доступности онлайн-образования.
Обучение с применением онлайн-платформ в сфере дополнительного образования имеет как очевидные преимущества, так и недостатки (таблица).
Как видно из таблицы, цифровизация образовательного процесса, несомненно, имеет большие перспективы развития, представляя собой альтернативную форму образования, привлекающую большие аудитории своей гибкостью и современными формами подачи информации.
Список литературы
1. Дополнительное образование детей: материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: https:// ru.wikipedia.org/ wiki/Дополнительное_образование_ детей (дата обращения: 20.02.2019).
2. Ландыш Ю. Марина Боровская «Надо учиться жить в цифровом обществе»: Южный федеральный университет работает над созданием искусственного интеллекта. URL: https://www.ural.kp.ru/daily/26797/3832121/ (дата обращения: 20.02.2019).
3. Васильева Л. Л. Развитие механизма трансформативно-развивающего обучения и его менеджмента: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2018.
4. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 9. С. 229-232.
References
1. Dopolnitelnoe obrazovanie detey: Wikipedia - svobodnaya entsiklopediya. Available at: https://ruwikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D07o BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE% D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B 5_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9 (accessed: 20.02.2019).
2. Landysh Yu. Marina Borovskaya "Nado uchitsya zhit v tsifrovom obshchestve": Yu-zhnyy federalnyy universitet rabotaet nad sozdaniem iskusstvennogo intellekta. Accessed: https://www.ural.kp.ru/daily/26797/3832121/ (accessed: 20.02.2019).
3. Vasileva L. L. Razvitie mekhanizma transformativno-razvivayushchego obucheniya i ego menedzhmenta. PhD dissertation (Education). Ekaterinburg, 2018.
4. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Vysshee obrazovanie v rossiyskoy traditsii: opyt i sovremennost. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Krasnodar, 2014, No. 9, pp. 229-232.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 4
Статья поступила в редакцию 25.02.2019 The article was received on 25.02.2019