Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий в пищевой промышленности России'

Развитие информационных технологий в пищевой промышленности России Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
724
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Магомедов М. Д., Илюшкин К. В.

Представлены статистические данные по уровню использования информационных технологий на предприятиях пищевой промышленности РФ, которые показывают, что использование ITтехнологий на предприятиях только начинается и находится на низком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information technologies in the food producing industry of Russia

Statistical data on a level of use of information technologies at the enterprises of the food producing industry of the Russian Federation which show, that use of ITtechnologies at the enterprises only begins and is on a low level

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий в пищевой промышленности России»

Развитие информационных технологий - одна из основных задач, стоящих в настоящее время перед Россией. В решении этой проблемы немаловажную роль играет управленческая культура предприятия, которая, в свою очередь, зависит от многих факторов. Например, когда и как предприятие было приватизировано, кто входит в состав акционеров, какой акционер достаточно силен, чтобы влиять на менеджмент компании и на ее политику в области создания информационной системы.

Так, специалисты предприятий, приватизированных международными инвесторами, раньше других поняли неизбежность внедрения современных систем автоматизации в производство. К необходимости проведения аналогичных мероприятий постепенно приходят и отечественные предприниматели. Специфика автоматизации во многом зависит от особенностей технологических процессов производства конкретной отрасли. Так, например, системы информационных технологий, применяемые в сезонном производстве, не всегда подходят для непрерывного, что особенно актуально для пищевой промышленности.

Пищевая промышленность страны в наименьшей степени была охвачена опекой государства и в то же время традиционно представляла Россию на собственном и зарубежном рынках. В советское время ей уделялось несколько меньшее внимание, чем предприятиям промышленности других отраслей. Следствием этого стало снижение конкурентоспособности продукции отечественного производителя пищевой промышленности на российском рынке.

Меры по защите отечественных производителей, принимавшиеся с середины 90-х гг., привели к тому, что ряд международных компаний перешли от импорта товаров пищевой промышленности к их производству в России. Следствием этого стал стабильный рост объема производства продукции пищевой отрасли в последние годы.

В настоящее время в России насчитывается около 6 тыс. пищевых предприятий в секторе среднего и крупного бизнеса. Распределение предприятий пищевой по видам деятельности представлено на рис. 1.

К группе «прочие» относят предприятия сахарного производства (1,9 %), парфюмерно-косметической отрасли (0,4%), первичной обработки льна (2%), табачно-махорочного производства (0,7 %), других видов деятельности (5 %).

Для развития любого предприятия из вышеуказанных видов деятельности большое значение имеет вливание капитала в производство. На предприя-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Развитие информационных технологий в пищевой промышленности России

М.Д.Магомедов, К.В.Илюшкин

Московский государственный университет пищевых производств

тиях пищевой промышленности России появлялись преимущественно отечественные инвесторы (за исключением табачной индустрии и производства алкогольных напитков).

Иностранные инвесторы пришли в данный сектор российской экономики сравнительно недавно (в середине 90-х гг. прошлого столетия), после чего произошли ощутимые позитивные изменения в использовании информационных технологий.

Таким образом, вложения иностранных инвестиций в российскую экономику определило стратегию развития технологических процессов на предприятиях пищевой промышленности, благодаря которой эффективно решаются задачи, стоящие перед предприятием (повышение уровня качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента, проведение эффективной ценовой политики и т.д.). Наиболее высокий уровень внедрения такой стратегии отмечается на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и прохладительных напитков. На большинстве проанализированных предприятий информационные технологии развиваются очень слабо.

Обучение сотрудников информационных отделов предприятий пищевой промышленности организовано неплохо. Наиболее высокие значения рассматриваемого показателя отмечены у предприятий, производящих табачно-махорочные изделия (100 %), кондитерские изделия и мороженое (89 %), алкогольную и слабоалкогольную (81 %), а также молочную и безалкогольную продукцию (78 %).

Обучение сотрудников информационных отделов позитивно влияет на рост эффективности управления знаниями в области информационных технологий, что позволяет сохранить накопленный опыт и более эффективно использовать его для развития предприятия. В результате снижается риск потери знаний, полученных сотрудниками; последние могут более эффективно реагировать на запросы пользователей путем поставки готовых решений. Благодаря наличию опытной базы снижаются затраты на обучение нового персонала. Управление знаниями в комплексе с документированием дает возможность эффективного использования персонала.

Несмотря на то, что отдельные предприятия достаточно эффективно применяют информационные технологии в своей деятельности, в целом по пищевой промышленности их использование находится на начальной стадии.

На рис. 2 представлены статистические данные по уровню использования информационных технологий на предприятиях пищевой промышленности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на большинстве предприятий пищевой промышленности производственный процесс осуществляется без должного применения информационных технологий.

7

5

4

Рис. 1. Распределение предприятий пищевой отрасли по видам деятельности: 1 - алкогольная и слабоалкогольная продукция (8 %); 2 - кондитерские изделия и мороженое (5 %); 3 - молочная и безалкогольная продукция (21 %); 4 - мясная продукция (12 %); 5 - переработка сельхоз-и морепродуктов (10 %); 6 - хлебопекарная и мукомольно-крупяная продукция (34 %); 7- прочие (10 %)

77

23

l

24

б9

б7

ЗЗ

бБ

35

60

4O

50

50

2 3 4 5 6 7 Рис. 2. Уровень внедрения информационных технологий на предприятиях пищевой промышленности:

Щ уровень использования информационных технологий;

Н резервы использования информационных технологий; 1 - хлебопекарная и мукомольно-крупяная продукция; 2 - мясная продукция; 3 - переработка сельхоз- и морепродуктов; 4 - алкогольная и слабоалкогольная продукция; 5 - молочная и безалкогольная продукция; 6 - прочие; 7 - кондитерские изделия и мороженое

б

3

31

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 12/2005 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.