ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В.А. Багдасарян
студент,
кафедра информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
аграрный университет»
О.Е. Ласкавый
студент,
кафедра информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
аграрный университет» А.С. Авраменко студент,
кафедра информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
аграрный университет»
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. В данной статье рассматриваются причины влияния информационных технологий на организацию предприятий, цели, которые преследуют предприятия, и проблемы, возникающие при внедрении информационных технологий в организационную структуру фирм.
Ключевые слова: информационные технологии, организация предприятий, информационные технологии в организации.
V.A. Bagdasaryan, Stavropol State Agrarian University
O.E. Laskavyi, Stavropol State Agrarian University
A.S. Avramenko, Stavropol State Agrarian University
DEVELOPMENT OF INFROMATION TECHNOLOGY AND ITS IMPACT ON THE ORGANIZATION OF
ENTERPRISES
Abstract. This article discusses the reasons for the impact of information technologies on the organization of enterprises, the objectives pursued by enterprises, and the problems arising in the implementation of information technologies in the company's organizational structure.
Keywords: information technology, organization of enterprises, information technology in the organization.
Информационные технологии (ИТ) на сегодняшний день - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире, в течение предыдущих 5 лет доходы в отрасли увеличивались на 10% каждый год, при росте экономики на 3-4%, что привело к значительному увеличению доли данного сектора в структуре ВВП развитых и развивающихся стран мира. Основываясь на имеющихся данных, ведущие аналитики прогнозируют увеличение роста до 12-15% в следующие пять лет. Это говорит об огромном потенциале как самой индустрии, так и возможных путях внедрения информационных технологий в бизнес.
Бурный рост данной области обусловлен нижеуказанными факторами:
- плодотворное проникновение ИТ-технологий в бизнес-процессы организаций;
- создание эффективных и действенных механизмов управления функциями правительства и государственных органов;
- возрастающая роль информационных технологий в обыденной жизни людей;
- явная необходимость в аутсорсинге для результативной деятельности предприятий.
Так как для достижения стратегических и тактических задач, которые стоят перед бизнесом, выявилась необходимость в адаптации информационных технологий под нужды органи-
заций, что стала одной из причин развития ИТ.
Основными целями использования ИТ являются:
• модифицирование организационной структуры предприятий;
• расширение рынков сбыта;
• создание и внедрение новых потребительских продуктов и услуг;
• своевременная и оперативная реакция на изменения рынка;
• снижение производственных затрат;
• улучшение внутренних бизнес-процессов;
• повышение качества обслуживания на новый уровень.
Но с использованием информационных технологий у организаций могут возникнуть следующие проблемы:
• организационная структура предприятия слишком сложна;
• медленное развитие ключевых бизнеса-функций, что приводит к задержке выпуска продукции;
• повышение затрат на информационные технологии даже в случае снижение прибыли;
• разрозненные ИТ-приложения и данные, что приводит к противоречивой работе отдельных подразделений организации;
• несовместимые системы из-за базирования на различных платформах;
• слабая интеграции информационных технологий с бизнесом или ее полное отсутствие;
• слабость управленческих ИТ-процессов.
С развитием целей предприятия появляется закономерная потребность в улучшении управленческих процессов в организации, а в совокупности с внедрением ИТ в бизнес-процессы возникает необходимость в оказании услуг стратегического управления информационными системами.
Стратегическое управление информационными системами представляет собой комплекс теоретических основ и методов, обеспечивающих целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности использования и развитие информационных систем для реализации бизнес-целей предприятия и получения уникальных преимуществ над конкурентами.
Изучение данного комплекса методов предоставляет следующие возможности:
1. проводить анализ и формирование показателей полезного использования информационных технологий для разработки организованной стратегии управления и оперативного изменения их развития;
2. разрабатывать стратегию развития ИТ;
3. создавать ИТ-службу и организовывать управление ее деятельностью;
4. организовывать портфель ИТ-проектов и эффективно управлять им;
5. результативно взаимодействовать с контрагентами и партнерами;
6. руководить проектами в области ИТ-консалтинга;
7. организовывать рациональный переход к аутсорсингу и контролировать результат его выполнения.
Под информационной системой понимают комплекс, состоящий из технических и программных средств, процессов, персонала и устройств, разработанный с целью обеспечения возможности удовлетворять установленным целям или потребностям. ИС представляет из себя систему, разработанную «для сбора, хранения, обработки, передачи и выдачи информации клиентам» и состоящую из следующих основных компонентов:
1. программное обеспечение;
2. информационное обеспечение;
3. технические и технологические средства;
4. обслуживающий персонал.
При традиционном подходе к организации высокая результативность не может быть выполнена, высокая скорость реагирования на внешние изменения требует постоянного взаимодействия между специализированными отделами и службами. Постоянный обмен информацией позволяет действовать оперативно и согласованно. Применение информационных технологий радикально меняет способ управления и сами бизнес-процессы.
Стратегическая роль ИТ - поддержка менеджмента, своевременное и адекватное реагирование на динамику рынка, создание, сохранение и развитие конкурентного преимущества с целью получения максимальной прибыли.
На данный момент состояние ИТ-структуры организаций можно обозначить нижеприведенными характеристиками:
• обеспеченность большим количеством программно-аппаратных комплексов, платформами для результативного построения производства и его управления, наличие баз данных и хранилищ знаний, функционирующих в промышленных масштабах;
• имеются технологии, которые обеспечивают массовый интерактивный доступ пользователей различных категорий к информации и ресурсам - технической и технологической основой для этого;
• интегрирование в ИС специально разработанных интерфейсов пользователя для работы с экспертными системами, систем поддержки принятия решений, системы поддержки исполнения, системы машинного перевода.
Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к следующему выводу: эволюция информационных технологий является одной из важнейших и первостепенных задач в современном мире. Данная потребность возникает в результате динамического развития организаций, их управленческих, производственных структур и внешней среды, что приводит к функциональным изменениям в системе ведения бизнеса.
Список литературы:
1. Информационные технологии в управлении [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/1055/271/info (дата обращения: 21.01.2015).
2. Информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/информационные технологии (дата обращения: 20.01.2015).
3. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. - М.: Дашков и К, 2012. 500 с.
4. Шанченко Н.И. Информационный менеджмент: учебник / Н.И. Шанченко. - Ульяновск: УлГТУ, 2006.
5. Багдасарян В.А. Стратегии в играх / Багдасарян В.А. // Аналитическое обеспечение развития региональной экономики. - 2013. - № 77. - С. 178-182.
6. Багдасарян В.А. Особенности эластичности спроса на рынке товаров народного потребления / Багдасарян В.А. // Актуальные проблемы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. - 2012. - № 76. - С. 241-245.