Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

эффективным, если: преподаватель имеет специальную подготовку, связанную с освоением теоретических сведений о проблемной лекции как методе, приёме и средстве обучения; оно осуществляется с учётом особенностей данной педагогической разновидности и включает сведения о лекционном взаимодействии преподавателя с учащимися в условиях возникновения проблемной ситуации, приёмах активизации познавательной деятельности и др.

Современное вузовское обучение педагога включения специальной коммуникативной подготовки, учитывающей его будущую профессиональную речевую деятельность.

Сафонов В.И., кандидат физико-математических наук

доцент

кафедра информатики и ВТ ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М.Е. Евсевьева» Российская Федерация, г. Саранск РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

В настоящее время в условиях постоянного роста возможности доступа к огромным массивам информации, актуальным является формирование способности школьника к самостоятельному поиску и обработке данных, необходимых ему для решения каких-либо задач [1]. В этой связи можно констатировать рост требований к информационной культуре личности. Культура человека определяется рядом особенностей (национальных, возрастных и т.д.), в контексте его деятельности (профессиональной, личной), а также, в контексте информационных процессов и отношений.

Профессиональная информационная культура определяется спецификой деятельности человека и, соответственно, задач, решаемых им в ходе ее осуществления. В этом случае, информационную культуру личности можно определить, как умение решать профессиональные и повседневные задачи с использованием современных технологий. Исходя из такой трактовки, можно сказать, что формирование информационной культуры не является чем-то оформленным, идеальным - это процесс динамичный, как и само развитие информатики, вычислительной техники и информационных технологий.

Определений как общей, так и профессиональной информационной культуры существует достаточно много. Один из первых подходов был предложен Ершовым А.П., который определял, что для становления информационной культуры у учащихся, необходимо формирование: навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ; навыков формализованного описания

поставленных задач, элементарных знаний о методах математического моделирования и умения строить простые математические модели поставленных задач; знания основных алгоритмических структур и умения применять их для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; понимания устройства и функционирования ЭВМ и элементарных навыков составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; навыков использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач и понимания основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем; умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять их в практической деятельности.

Эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, а в максимальном объеме - воспитание информационной культуры.

Успешную подготовку школьников, обладающих необходимыми математическими знаниями и определенной информационной культурой, можно успешно осуществить только при комплексном подходе. Сфера образования при этом играет главную роль. Умение обрабатывать различные виды информации с помощью компьютера и потребность в использовании новых информационных технологий (НИТ) в своей деятельности должны стать важными и для ученика (для его дальнейшего самоопределения и успешной социализации), и для современного учителя (для его профессионального становления и развития).

Информатизация образования - это сложный процесс, подразумевающий проведение большого количества мероприятий, среди которых можно выделить следующие: создание методологии внедрения информационных технологий в учебный процесс; обеспечение процесса информатизации: техническое, методическое; программное (для персонального компьютера); формирование и совершенствование информационной культуры всех участников учебного процесса. Современность предъявляет новые требования к подготовке специалистов для работы в условиях информационного общества. Отставание нашей страны в этом плане от ряда развитых стран констатируется в федеральной программе «Электронная Россия 2002-2010». В связи с этим, актуальным представляется скорейшая организация и проведение мероприятий, указанных выше. В этом направлении ведется большая работа. Это создание новой и модернизация уже существующей материальной базы учебных заведений; издание научной и методической литературы; организация дистанционного обучения; публикация статей, проведение конференций и семинаров, посвященных данной тематике; создание специализированных электронных программных комплексов и др.

Перед тем, как определять в конкретной школе или классе стратегию информатизации обучения, необходимо определить ее имеющийся уровень. Можно говорить о разных уровнях информатизации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях, взяв за основу, например, востребованность компьютерной техники в учебном процессе (ВКТ) [2].

0. Безмашинный вариант изучения предмета «Информатика и информационные технологии».

1. Наличие класса учебной вычислительной техники (КУВТ) и использование его на занятиях по предмету «Информатика и информационные технологии».

2. Использование КУВТ для проведения кружковой и другой внеклассной деятельности по различным предметам.

3. Использование КУВТ на занятиях по различным дисциплинам в качестве средства демонстрации, поиска и обработки информации, а также контроля уровня усвоения полученных знаний и умений.

4. Использование персонального компьютера в качестве средства изучения учебного материала по различным предметам.

5. Профильная подготовка специалистов и повышение квалификации.

В приведенной классификации нет строгой иерархии: наличие,

например, четвертого уровня не гарантирует обязательное наличие второго и третьего. Эти уровни являются качественными показателями ВКТ в учебном процессе школы и определенными характеристиками уровня информационной культуры участников учебного процесса. На основе выявленного уровня можно наметить мероприятия по переходу на следующий. Например, можно организовать поэтапное продвижение от первого уровня к высшим (что, вообще говоря, не является обязательным). В этом случае будет формироваться собственный опыт учителя, возникнут обоснованные предпосылки дальнейшего его профессионального развития. Теперь адаптируем уровни ВКТ на обучение школьников математическим дисциплинам. Имеется ряд предпосылок этому процессу. Одна из них: уже ведется предметный разговор о преподавании информатики начиная с начальной школы, а также имеется определенный опыт. Но в среднем звена школы информатика не изучается - базовый курс предмета «Информатика и информационные технологии» начинается с седьмого класса. Однако планируется сделать изучение этого курса непрерывным за счет рассмотрения некоторых тем информатики при изучении предмета «Технология» в 5-6 классах. Таким образом, обеспечивается непрерывное изучение информатики в течение всего обучения в школе.

Другая предпосылка - решение проблемы разработки программного обеспечения, за которую также часто пряталось нежелание использовать КТО. В настоящее время уже появилось достаточно большое количество качественных программных продуктов, предназначенных для компьютерной поддержки изучения математических дисциплин. Для работы с данными

пакетами не требуется глубокого знания компьютера, нужны лишь начальные навыки работы с манипулятором и клавиатурой.

Следующей предпосылкой является возможность использования компьютера в качестве инструмента организации и проведения вычислений. Для этого могут быть привлечены следующие программные средства: виртуальные математические лаборатории, табличные процессоры, языки программирования, пакеты символьной математики, пакеты статистической обработки данных. В старших классах ученики уже владеют, или способны овладеть этим программным обеспечением. Особенно важно их использование в классах физико-математического профиля, так как они позволяют глубже понять различные вычислительные методы; реализовать свои вычислительные алгоритмы; создать математическую модель и исследовать ее путем проведения вычислительного эксперимента; проверить результаты устных вычислений; визуализировать полученные численные результаты и многое другое. Здесь уже недостаточно владение компьютерной грамотностью. Как можно видеть, здесь и от учителя, и от учеников, требуется обладание достаточно высоким уровнем информационной культуры.

Подводя итог, следует отметить, что информатизации математического образования имеются хорошие предпосылки, так как математика и информатика имеют большое количество точек соприкосновения. Межпредметные связи должны стать подспорьем при внедрении информационных технологий в обучение математическим дисциплинам. Комплексное решение проблемы информатизации математического образования может позволить повысить эффективность обучения математике, применить инновационные подходы, соответствующие реалиям современности. При этом важно не забыть о субъекте обучения, учесть его индивидуальные особенности, способствовать его плодотворному учению и творческому развитию. С учетом этого, процесс обучения математике будет более продуктивным, а формирование информационной культуры школьника - более успешным.

Использованные источники:

1.Сафонов В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза. -Педагогическое образование в России, 2013. - № 1. - С. 48-52.

2. Сафонов В.И. Пути использования компьютерных программных средств при изучении математики в средней школе. - Наука и школа, 2009. - № 1. -С. 55-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.