Научная статья на тему 'Информатизация. . . без компьютера?'

Информатизация. . . без компьютера? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация. . . без компьютера?»

мечивания и распредмечивания, в которой первое представляет собой воплощение сущностных сил человека в предмете, возникающем в результате деятельности, а второе — деятельность по освоению субъектом произведенного продукта, предметных форм культуры и цивилизации, превращению их в субъективное достояние, в результате которой осуществляется связь в собственной историй людей, связь поколений.

Воспроизводственный подход к общественной жизни — весьма перспективный и в эвристическом отношении чрезвычайно плодотворный: он позволяет осуществить системно-функциональный анализ общества, определить место, степень и эффективность участий любого общественного явления в воспроизводстве общества и тем самым установить, насколько оправданно его существование.

Через всесторонний анализ происходящих социальных и идеологических процессов, постоянный научный поиск можно преодолеть негативные явления, которые проникли в современную фи-

лософию: это догматизм, начетничество, комментаторство. Мы должны не «стоять» на позициях марксизма, $ развивать его дальше. Единственной формой существования любой науки, в том числе философий, является ее развитие, которое заключается в изменении ее места в системе культуры (главным в философии должны быть проблемы экзистенции человека; принижение роли духовного, культуры приводит к вульгаризации материализма) и критическом осмыслении внутренних проблем науки, в частности основного вопроса философии. В новом учебнике «Введение в философию» (М., 1989) высказываются сомнения по этому вопросу. При построении любой философской теории мы неизбежно исходим из решения вопроса об отношении духовного к материальному. Но это не столько основной вопрос (проблема) философии, сколько исходный принцип подстроения теории. Основной проблемой философии является выяснение отношения человека к миру: что такое человек в этом мире и что такое мир для человека.

9

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ... БЕЗ КОМПЬЮТЕРА!

Кандидат физико-математических наук В. Д. ШИРЯЕВ

До XX века основным предметом труда были материальные объекты и экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В конце нашего столетия впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Рост объема информации в перспективе не имеет конца. Общая суммл человеческих знаний в XVIН веке удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. — каждые 10 лет, к 1970 г. — каждые 5 лет, а к 1985 г. — каждые 2 — 3 года.

Задача накопления, обработки и обмена информации стояла перед чело-

вечеством на всех этапах .его развития. Информацию эпохи изобретения книгопечатания называют бумажной, поскольку основным ее носителем была бумага. Появление письменности и книгопечатания практически не затронуло область переработки информации. Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин. Их применение для обработки информации значительно расширило возможности ее использования для поиска оптимальных управленческих решений. Появилось понятие «информационные ресурсы».

В сложившихся к началу 80-х годов экономических условиях ценность ин-

формационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию. По данным ЮНЕСКО, в настоящее время уже более половины всего занятого населения

<

капиталистических стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства и распространения информации. Научно-информационная деятельность достигла такого размаха, когда на ее основе начала складываться новая научная дисциплина — информатика. Ее формирование как самостоятельной научной дисциплины обусловлено действием двух факторов — внутренних закономерностей самой науки и потребностями общественной практики. В самом общем смысле под информатикой понимают фундаментальную естественную науку, изучающую процессы передачи, накопления и обработки информации.

В течение последних 20 лет бурно развивалась так называемая прикладная научно-техническая информатика. Наиболее важный круг вопросов связан с изучением эффективности научно-информационной деятельности, с теорией ; информационно-поисковых систем, с исследованием проблем, возникающих при взаимодействии человека с машиной, оптимальных способов представления (записи) научной информации.. На сегодня информатика располагает определенным практическим и теоретическим опытом, но пока отсутствует единая методологическая основа развития этой науки.

Информатизация стала одним из главенствующих факторов не только науки, техники и производства, но и социально-экономической структуры общества. Ключевым условием ее развития является информатизация образования, что требует приоритетного обеспечения этой области ресурсами. Проблемы, пути развития и концепции информатизации образования довольно подробно описаны в литературе. В качестве основных направлений можно выделить следующие: оснащенность средствами вычислительной техники,

система непрерывной подготовки в области информатики, всеобщая компьютерная грамотность, интенсификация) обучения и образования.

Практическое решение проблем информатизации в нашей стране начато-в 1985 г., когда было принято правительственное решение об обеспечении компьютерной грамотности учащихся: и создании условий для широкого использования вычислительной техники, в учебном процессе. В общеобразовательных школах введен предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Цельная научно обоснованная концепция обучения школьников информатике была разработана научным коллективом иод руководством члена-корреспондента АН СССР А. П. Ерщв-ва в вычислительном центре СО АН СССР Этим коллективом был введен термин «школьная информатика» для определения той ветви, которая посвящена первоначальным сведениям об-информатике, подготовке пользователя ЭВМ, знакомого с возможностями я сферами применения вычислительной техники, изучению и разработке программного, технического и учебно-методического обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.

Программа курса компьютерного* обучения в США включает 6 направлений, каждое из которых нацелено на последовательное углубление знаний и развитие практических навыков: 1) использование и разработка алгоритмов; 2) работа с готовыми компьютерными программами; 3) фуедам-ентальные понятия о компьютерах; 4) области применения компьютеров; 5) воздействие компьютеров на общество; 6) программирование. Основой технического оснащения являются персональные

компьютеры. Сегодня уровень оснащенности школ и средних учебных заведений США вычислительной техникой по многим показателям сопоставим с аналогичным уровнем в университетах.

В содержании курса «Основы ийфор-матики и вычислительной техники» тоже выделяются 6 направлений. К сожалению, техническое оснащение на-

ших школ находится на очень низком уровне, а недостаточная надежность "технических средств дискредитирует саму идею информатизации образования. Школы страны обеспечиваются разнотипными компьютерами, несовместимыми ни апларатно, ни программно. Это обстоятельство существенно затрудняет выработку единой методологической и методической концепции яреподавания курса. Основной вариант оснащения школьного кабинета вычислительной техникой — классы КУВТ (комплект учебной вычислительной техники). Наиболее массовые из них —

КУВТ-86, КУВТ УКНЦ, «Агат», КУВТ «Корвет» и КУВТ «Ямаха». Возможности этой техники не позволяют создать учебную базу данных и базу знаний, я без этого невозможно осуществлять информационную технологию обуче-

В большинстве сельских школ вычислительная техника вообще отсутствует. С нашей точки зрения, вариант преподавания вычислительного цикла в школе без привлечения вычислительной техники неприемлем. Ошибочным является и мнение, что программируемые микрокалькуляторы могут стать технической основой обучения школьников программированию на общеобразовательном уровне.

Кафедра информатики и вычислительной техники Мордовского университета оказывает помощь школам Мордовии в разработке программного и учебно-методического обеспечения применения ЭВМ в учебном процессе; на •базе вычислительной техники кафедры проводятся занятия, учащиеся знакомятся с пакетом программ «Компьютерная грамотность», включающим в себя клавиатурный тренажер, учебный текстовой редактор, учебный графический редактор, учебные электронные

таблицы и т. д.

Народнохозяйственная важность и педагогическая значимость задачи обеспечения компьютерной грамотности диктуют необходимость ее решения в возможно короткие сроки. Темпы и успешность ее осуществления будут определяться не только возможностями

технического оснащения, но и наличием подготовленных кадров.

Первоначальная подготовка была ориентирована в основном на учителей математики старших классов школ. Осуществлялась она в системе краткосрочных курсов в объеме 72 часов. В настоящее время программа компьютерного всеобуча предлагается на курсах повышения квалификации.

В 1985 г. на базе математического факультета университета была проведена подготовка учителей школ, техникумов Мордовии по курсу «Основы информатики и вычислительной техники». Однако назрела задача краткосрочных курсов углубленного изучения информатики и программирования, цель которых — углубить и расширить знания учителей в этой области, подготовить их к преподаванию предмета по различным программам, познакомить с новыми информационными технологиями, с компьютерной технологией обучения.

Подготовка специалистов вузов в области применения вычислительной техники осуществляется в зависимости от того, насколько потребуются знание вычислительной техники и навыки работы с ней в будущей профессиональной деятельности. Существует два основных аспекта применения ЭВМ в учебных целях: в качестве предмета обучения, когда объектом изучения являются ЭВМ и методы программирования, и в качестве средства обучения, когда ЭВМ используются при изучении различных дисциплин.

Кафедра информатики и вычислительной техники осуществляет подготовку будущих специалистов на историческом, физическом и математическом факультетах. Для эффективного использования студентами ЭВМ при решении задач, с которыми они сталкиваются в повседневной учебной деятельности, должна быть предусмотрена непрерывная компьютерная их подготовка как за счет общеобразовательного курса информатики, вычислительной техники и программирования, так и за счет компьютерной ориентации фундаментальных дисциплин, дисцип-

П

лин специализации, а также при написаний курсовых и дипломных работ. На всех факультетах, за исключением математического, предполагается достижение пользовательского уровня. Компьютерная подготовка будущего учителя-математика связана с обучением его информатике для преподавания соответствующего курса. Это предполагает необходимость внесения корректив в систему непрерывной подготовки студентов математического факультета в области информатики, усиления прикладного характера блока компьютерных дисциплин, внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, приведение содержания фундаментальных дисциплин, определяющих профессиональную подготовку будущего специалиста, в соответствие с возможностями использования их в преподавании курса вычислительной техники.

Покажем, как это происходит на математическом факультете. На первом курсе достигается 1-й уровень подготовки в области использования вычислительной техники за счет курса «ЭВМ, программирование и практикум» (3 часа в неделю в 1-м семестре и 2 часа — во 2-м) и непоерывной вычислительной практики (2 часа в неделю в течение года). На II — IV курсах предусматривается достижение

2-го уровня базовой подготовки. В

3-м семестре для этого используются курс «ЭВМ, программирование и практикум» (3 часа в неделю), непрерывная вычислительная практика (2 часа в неделю в течение года) и курсовая работа; на III курсе — вычислительная практика (1 час в неделю в течение года), курс «Методы вычислений и вычислительный практикум» (3 часа в неделю в течение года), возможно использование курсовой работы и дисциплин специализации; на IV курсе — «Вариационное исчисление и методы оптимизации» (4 часа в неделю в 7-м семестре), вычислительная практика (1 час в неделю в течение года), спецкурс «Основы информатики и методика ее преподавания» (3 часа в не-

делю в 8-м семестре) и курсовая работа.

Возрастающий объем информации неизбежно приводит к противоречию между непрерывным ростом необходимой студентам учебной и научной информации и ограниченным сроком обучения в условиях массового образования, повышения требований к качеству подготовки специалистов. В связи с этим возрастает роль ЭВМ как средства обучения. Возможности использования ЭВМ в этом направлении велики. Качественно новый этап в обучении принято называть компьютерной технологией обучения. Представление знаний с помощью ЭВМ ассоциируется главным образом с автоматизированными обучающими системами (АО'С)', экспертными системами и системами искусственного интеллекта.

Внедрение средств вычислительной техники в процессе обучения в нашем вузе находит воплощение в основном в концепции автоматизированного обучения. Наибольшее распространение-

в стране получили автоматизированные обучающие системы семейства

АОС ВУЗ: АОС ВУЗ/ШКОЛА/ АОС ВУЗ/СМ, АОС ВУЗ/МИКРО, АОС

ВУЗ/ОСКАР и др. Для этих систем подготовлено около 250 курсов по различным дисциплинам; в вузах создало более 500 обучающих программ, однако не все они отвечают современным' требованиям. С нашей точки зрения, наиболее слабым местом в них явля-ется итоговый контроль знаний.

Использование автоматизированных обучающих систем в учебном процессе дает возможность осуществлять индивидуальный подход к обучаемому, систематически и оперативно оказывать ему необходимую дидактическую помощь; проводить непрерывный контроль за действиями обучаемого, развивать его познавательную активность я инициативу; эффективно сочетать автоматизированное обучение с традиционным, снижая долю непроизводительного труда в деятельности преподавателя.

К причинам, отрицательно влияющим на успешность внедрения автома-

тизированного обучения, можно отнести такие факторы, как ограниченность технических ресурсов, не позволяющая новому методу стать реальней альтернативой традиционным; трудность переложения содержания учебного курса на машинное обучение (по современным оценкам, на подготовку 1 часа работы студента за терминалом ЭВМ необходимо затратить свыше 50 ча* сов); зависимость от аппаратуры и ее технических характеристик; так называемый «туннельный эффект» (преподаватели, не имеющие полной информации об ЭВМ, воспринимают машину как угрозу своему существованию).

В заключение остановимся на основных задачах, которые требуют первоочередного решения. Обеспечение сов-

Исторический факультет — один из старейших в университете. За время своего существования он неоднократно подвергался различным реорганизациям и как самостоятельное подразделение оформился в 1982 г.

Процесс формирования состава ученого совета факультета осуществляется в обстановке гласности и демократии. В обсуждении кандидатур принимал участие весь коллектив факультета, большую активность проявило студенчество. В результате этого в совет избраны наиболее достойные люди, заинтересованные в коренной перестройке учебно-воспитательного процесса, в повышении качества подготовки специалистов. В состав совета вошли представители партбюро, общест-

ременной вычислительной техникой: кафедра информатики и вычислительной техники располагает двумя лабораториями (КУВТ «Ямаха» и 16 микро-ЭВМ «Искра-1256»), а для организации учебного процесса необходимо иметь 3 — 4; создание унифицированных комплексов инструментальных и прикладных учебно-технологических модулей, обеспечивающих эффективную деятельность обучаемых и преподавателей; развитие и использование новых информационных технологий в создании и обновлении учебно-методи-ческой базы; подготовка и переподготовка преподавательского состава по, курсу «Компьютерная технология обучения».

венных организаций, обществоведческих кафедр. Двадцать пять процентов от общего числа его членов — студенты.

Процесс становления ученого совета как демократического органа управления шел непросто. Плюрализм мнений как одно из проявлений перестроечных процессов нередко, особенно в первые месяцы, приводил к бурным дискуссиям, всплескам страстей и эмоций. В результате работа совета заходила в тупик, принятие решений откладывалось либо осуществлялось административным порядком. Многим членам совета явно не хватало умения вести дискуссию корректно, уважать мнение оппонента. Всему этому приходилось учиться «на ходу».

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧИМСЯ ДЕМОКРАТИИ

|ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧЕНОГО СОВЕТА ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА)

Кандидат исторических наук

В. И. ЗАХАРОВ

0 *

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.