Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе'

Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ИК / КОМПОНЕНТЫ ИК / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИК / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИК / INFORMATION COMPETENCE / PRACTICING PSYCHOLOGIST / THE STAGES OF THE FORMATION IC / THE COMPONENTS OF THE IC / CRITERIA OF ESTIMATION OF THE IC / STAGES OF FORMATION OF THE IC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губарева Татьяна Викторовна

В статье предложено авторское определение информационной компетентности (ИК) будущих практических психологов, выделены уровни и этапы ее формирования, обоснованы критерии оценки. Представлена программа развития ИК, которая проходит апробацию в процессе профессиональной подготовки будущих практических психологов в педагогическом вузе, показывающая позитивную динамику развития всех компонентов ИК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губарева Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE FUTURE PRACTICING PSYCHOLOGIST IN TRAINING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

In the article the author's definition of information competence (IR) of future practicing psychologist, levels and stages of its formation are marked out, criteria of an estimation are proved. The program of development of IC presented, which is being tested in the training of future clinical psychologists in pedagogical high school, showing the positive development of all components of the IC.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе»

УДК 37.015.3

Т.В. Губарева (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н.Толстого») Тел.: (4872) 35-21-61, e-mail: teacher psi@mail.ru

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье предложено авторское определение информационной компетентности (ИК) будущих практических психологов, выделены уровни и этапы ее формирования, обоснованы критерии оценки. Представлена программа развития ИК, которая проходит апробацию в процессе профессиональной подготовки будущих практических психологов в педагогическом вузе, показывающая позитивную динамику развития всех компонентов ИК.

Ключевые слова: информационная компетентность, практический психолог, уровень сформированности ИК, компоненты ИК, критерии оценки ИК, этапы формирования ИК.

Новые ориентиры и условия, сформировавшиеся в российской системе образования, необходимость повышения конкурентоспособности отечественного профессионального образования, изменившиеся требования к уровню подготовки специалистов требуют более глубокого и анализа проблемы развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Компьютерные знания устаревают каждые полтора года, при этом наблюдается устойчивая положительная динамика этого процесса. При сохранении традиционных образовательных технологий к окончанию обучения в высшем образовательном учреждении знания выпускника педагогического вуза будут в значительной мере неактуальными, что существенно снижает его конкурентоспособность на рынке труда.

В соответствии с новыми условиями образовательный процесс в учреждении профессионального образования ориентирован компетентностной парадигмой на формирование и развитие определенного набора компетентностей, а цели высшего профессионального образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности будущих практических психологов, повышению их информационной компетентности. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих средствами и методами комплексного использования информационных технологий, постоянно увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки специалистов.

В последние годы отчетливо прослеживается недостаточный уровень сформированности информационной компетентности выпускников - практических психологов к применению информационных технологий в образовательном процессе, а также профессиональной деятельности, особенно в условиях обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Для многих студентов - будущих практических психологов характерны слабое владение современными информационными технологиями, недостаточная мотивация к использованию их в образовательном процессе и профессиональной деятельности. Все это затрудняет повышение уровня информационной компетентности будущего практического психолога в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе, рассматриваемое как вхождение студентов в новые для них условия обучения и социального взаимодействия, что в итоге сказывается на уровне профессиональной компетентности практического психолога.

В данной статье предлагается авторское видение решения проблемы развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Как известно, понятие «компетентность», «компетентный» в русский язык пришло из латинского, где слова competens, competentis означали «надлежащий, способный». Взгляды на понятие «компетентность» время от времени менялись.

Анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод, что сам термин «компетентность» еще окончательно не устоялся в отечественной педагогике и психологии и по большей части в настоящее время употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста.

Так, исследователи, в основном, склонны придерживаться одной из двух точек зрения. Согласно первой - большинство зарубежных исследователей не разграничивают понятия компетентность и компетенции. Отечественные ученые склонны разделять эту точку зрения, подчеркивая различие между понятиями «компетентность» и «компетенция».

В современной образовательной ситуации понятие информационной компетентности также не является однозначным и общепринятым. Ученые делают различные акценты при интерпретации данного понятия. Многие исследователи (Витухновская А. А., Жданов С. А. и др.) к числу значимых признаков относят знание информатики как предмета; использование компьютера как необходимого технического средства; выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационно-коммуникационная компетентность [1].

В теории образования существует целый спектр близких по значению понятий: «компьютерная грамотность», «информационная культура», «информационно-коммуникационная компетентность», «компетентность в сфере новых информационных технологий (НИТ)», «информационная коммуникационно-технологическая компетентность (ИКТ-компетентность)», «информационная компьютерная компетентность». Так, определяя одну и ту же проблему, эти категории имеют специфические смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Также неоднозначно исследователями трактуются структурные компоненты профессиональной компетентности. И их количество также изменяется от пары до множества.

Анализ образовательной практики по вопросам формирования и развития информационной компетентности будущих специалистов и ее компонентов в условиях обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Важную роль в данном случае играет изучение дисциплин психологического цикла на первом, втором курсах, моделирующих образовательный процесс педагогического вуза.

В условиях обучения в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, определяющего новые требования к результатам профессиональной подготовки в педагогическом вузе, работа по развитию информационной компетентности будущих практических психологов должна опираться на выявление педагогических условий, способствующих развитию

информационной компетентности будущих практических психологов, разработку модели развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Однако, пока в научной литературе не представлена научно обоснованная система действий, позволяющая осуществлять развитие информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе в ходе изучения дисциплин психологического цикла в условиях модернизации образования.

Таким образом, проведенный теоретический анализ показал, что, с одной стороны, проблема развития информационной компетентности достаточно обстоятельно рассматривается в педагогических и психологических научных работах, а с другой стороны, нет научно обоснованных подходов к развитию информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы убеждает нас в том, что понятие «информационная компетентность будущих практических психологов» является неоднозначным. Опыт нашей работы позволил нам предложить следующее определение: информационная компетентность (ИК) будущих практических психологов - это интегративное личностно-деятельностное свойство специалиста, включающее в себя совокупность знаний, умений, навыков, способы деятельности и субъективный опыт, познавательную и социальную мотивацию, индивидуально-личностные характеристики практических психологов.

В структуре ИК мы выделили такие ее компоненты как: когнитивный, операционально-деятельностный, мотивационно-ценностный и практический компоненты и определили пять уровней ее сформированности: низкий, недостаточный, средний, достаточный, высокий (оценка уровней проводилась по степени выраженности когнитивного, операционально-деятельностного, мотивационно-ценностного и практического компонентов).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в процессе организации аудиторной, внеаудиторной и научно-исследовательской работы студентов 1, 2 и 3 курсов по дисциплине «Психология». Для исследования уровня ИК использовался следующий инструментарий: анкеты, тесты, анализ продуктов деятельности педагогов, включенное наблюдение.

Анализ результатов показал, что 25 % будущих практических психологов обладали низким уровнем ИКК, 36 % - имели недостаточный уровень, 28 % - средний и лишь 10 % - достаточный и 1 % - высокий уровень ИК. Особые трудности применения информационных технологий студентов связаны с их неготовностью применять знания, полученные в школе. Отсюда и возникает противоречие между определенным уровнем знаний студентов в области применения информационных технологий и неумением их применять в ситуациях профессиональной деятельности.

На наш взгляд, развитие информационной компетентности будущих практических психологов возможно только при совместной подготовке как в системе информационной подготовки, так и на дисциплинах психолого-педагогического блока.

С этой целью нами были предложены следующие этапы формирования ИК будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе:

1. Проектировочный, на котором осуществляется создание идеальной модели ИК.

2. Диагностический, целью которого является диагностика реального уровня сформированности ИК у будущих практических психологов.

3. Формирующий, который характеризуется адресным выбором средств, методов, приемов развития ИК, а также реализацией разработанной программы.

4. Контрольный, на котором преподавателем проводится контроль качества и оценка, а будущие практические психологи - студенты - самооценку уровня сформированности ИК.

Разработанная нами программа предусматривает реализацию всех указанных

этапов.

Анализируя образовательную информационную среду университета, мы выделили следующие способы развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе: применение модульно-информационной технологии обучения; использование своевременной и качественной диагностики и мониторинга сформировавшегося уровня информационной компетентности у студентов; целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся не только на учебных занятиях, но и во время их самостоятельной работы (с использованием прежде всего системы LMS Moodle); использование в вузе компьютерной инфраструктуры для применения в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий и информационной продукции учебного назначения при изучении психологических дисциплин.

Аудиторные занятия по дисциплине «Психология» были направлены на обеспечение студентов, во-первых, информацией о сфере применения информационных технологий в будущей практической деятельности и, во-вторых, на исследование возможностей компьютерной техники в процессе выполнения практических заданий. В содержание аудиторных занятий были включены элементы мультимедийного сопровождения изучаемого материала: презентации по конкретной теме курса; компьютерные диагностические методики, тесты на диагностику познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, эмоционально-волевой сферы и др. Дополнительно были разработаны дистанционные курсы на основе использования системы дистанционного обучения Moodle (Modular Object Oriented Digital Learning Environment).

Анализ тематического планирования дисциплины, согласованного с разработанной нами программой развития информационной компетентности студентов, показал намерение автора осуществлять поэтапное развитие у студентов убежденности в целесообразности использования информационных технологий в практической деятельности, от осознания важности компьютеризации в целом к глубокой заинтересованности в применении их в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

На аудиторных занятиях также рассматривались возможности информационных технологий при реализации организационно-координирующих, аналитико-прогностических, коммуникативных и контрольных функций: на практических занятиях учились решать поставленные задачи с использованием персонального компьютера по предложенному образцу, использовали частично-поисковые, творческие методы, на практике создавали собственные проекты, применяя полученные знания для оптимальной реализации задач, стоящих перед психологом на каждом конкретном этапе деятельности. Так отслеживалась динамика развития ИК, определяясь сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим, обогащением когнитивного, повышением мотивационно-ценностного, операционально-деятельностного и практического компонентов.

Анализ применения информационных технологий в учебном процессе показал, что регулярное включение в содержание аудиторных занятий компьютерных

технологий позитивно сказалось на отношении студентов к изучаемой дисциплине и непосредственно к информационным технологиям. Рабочее место за компьютером стало использоваться студентами чаще самостоятельно для систематизации изучаемого материала и изучения практических методик психодиагностики.

Наблюдая изменения уровней ИК будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки, можно отметить, что к завершению семестра практически не осталось студентов, уровень ИК которых можно было оценить как низкий. К концу учебного года количество будущих практических психологов с недостаточным уровнем ИК снизилось на 28 %, со средним уровнем ИКК -увеличилось на 21 %, ас достаточным уровнем - на 15 %. Студентов - будущих практических психологов с высоким уровнем ИК также стало больше на 6 %.

Организуя аудиторную и внеаудиторную учебную и научно-исследовательскую работу студентов преимущественно с использованием персонального компьютера, мы убедились в важности совокупного использования всех элементов информационной среды университета. Студенты, систематически выполняющие задания для самостоятельной работы в LMS Moodle, показали на контрольном этапе более высокие результаты, чем студенты, выполняющие только аудиторные задания. Подобную динамику мы объясняем следующими факторами: эпизодическое выполнение заданий под контролем преподавателя и отсутствие самостоятельности в выполнении работы. Положительное влияние на развитие ИК будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки оказывали такие психологические механизмы как заражение, подражание, идентификация и убеждение, возникающие чаще в аудиторной работе и продолжающиеся при выполнении заданий для самостоятельной работы.

Таким образом, реализация разработанной нами программы развития информационной компетентности будущих практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе убеждает в позитивной динамике развития, например, таких компетенций как:

S создание презентационных материалов в среде Microsoft PowerPoint с целью демонстрации индивидуальных особенностей студентов, их увлечений, интересов, достижений;

S использование программ Microsoft Excel и Microsoft Word c целью создания и многократного применения шаблонов документов, а также обработки данных в виде таблиц и диаграмм, отражающих динамику развития индивидуальных особенностей учащихся;

S поиск профессионально значимой информации в сети Интернет;

S размещение необходимой информации на страницах Web-сайта;

S использование возможностей электронной почты в учебной и будущей профессиональной деятельности и др.

Результаты, полученные при реализации данной программы, выявили позитивную динамику всех компонентов ИК. В большей степени это касается когнитивной и операционально-деятельностной составляющей, мотивационно-ценностная же оказалась весьма инертной.

Мы убеждены, что сформированность у студентов педагогического вуза профессиональной готовности к использованию современных информационных технологий, которые обладают такими преимуществами, как визуализация информации, незамедлительная обратная связь, индивидуальный темп работы с компьютерной программой, автоматизация информационно-методического обеспечения, позволит будущему практическому психологу на качественно новом уровне, преломив его сквозь призму современных информационных технологий.

Таким образом, проектирование и внедрение высокоэффективных профессионально направленных систем информационной подготовки специалистов будет оставаться одной из самых актуальных задач развития педагогики и психологии, поскольку в условиях глобальной информатизации общества конкурентоспособность выпускников в значительной степени определяется уровнем их информационной компетентности.

Литература

1. Толкачева А.А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 176-184.

T. V. Gubareva

DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE FUTURE PRACTICING PSYCHOLOGIST IN TRAINING IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

In the article the author's definition of information competence (IR) of future practicing psychologist, levels and stages of its formation are marked out, criteria of an estimation are proved. The program of development of IC presented, which is being tested in the training of future clinical psychologists in pedagogical high school, showing the positive development of all components of the IC.

Keywords: information competence, practicing psychologist, the stages of the formation IC, the components of the IC, criteria of estimation of the IC, stages of formation of the IC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.