Научная статья на тему 'Развитие информационного рынка как условие и результат становления информационной экономики'

Развитие информационного рынка как условие и результат становления информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный рынок / сегменты информационного рынка / рынок облачных вычислений / проблемы / особенности

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н Ю. Ястремская, Л А. Фролова

В работе рассматриваются особенности развития информационной экономики в России. Проведен анализ современного этапа развития. Раскрыта структура информационного рынка: субъекты и сегменты. Отражена динамика развития информационного рынка и интеграция отечественного информационного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Н Ю. Ястремская, Л А. Фролова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационного рынка как условие и результат становления информационной экономики»

Развитие информационного рынка как условие и результат становления информационной экономики

Н.Ю.Ястремская, Л.А.Фролова

Динамичное развитие информационной экономики,

целеориентированной на создание, хранение, преобразование информации и обеспечение рациональных способов ее передачи потребителям, прежде всего, обусловливает формирование системы трансакций передачи информации, т.е. информационного рынка, развитие которого оказывает также существенное влияние и на непосредственное производство традиционных товаров и услуг.

Процесс эволюционного развития информационного рынка начался с 1960-х гг., когда параллельно с ИТ-рынком (рынком информационно-коммуникационных технологий) начал складываться рынок информации, целеориентированной на накопление, электронную обработку, передачу и распространение информации, в качестве основополагающих источников которой четко выделились университеты, другие научные и образовательные учреждения, государственные службы информатизации, общественные организации и библиотеки. В настоящее время в условиях выхода на информационный рынок все большего числа компаний, осуществляющих накопление, обработку и передачу информации, отмечается снижение роли госслужб, хотя их значимость сохранится и в будущем, поскольку они обеспечивают информацией органы властных структур для принятия решений в области политики, социальных процессов, экономики, образования и др.

Отечественный информационный рынок достаточно успешно интегрирован в мировой. Характерным признаком такой интеграции является одновременность распространения новейших информационных и

телекоммуникационных технологий и технических средств на российских и зарубежных рынках.

В качестве особенностей современного этапа развития информационного рынка выступают стремительно расширяющееся число его субъектов и сегментов. Основными субъектами информационного рынка являются производители информации и информационных продуктов (научные учреждения, 1Т-компании, фрилансеры) и их потребители (индивиды, фирмы, государство, гражданское общество), взаимодействия которых координируются

информационным рынком (рисунок 1).

Как показано на рисунке 1, информационный рынок представляет собой сложно-структурированную совокупность сегментов,

характеризующихся разной степенью конкурентности.

Информационный рынок

Рынок информации

Сегменты рынка |

Рынок СУБД

Рынок баз данных

1

Рынок облачных вычислений

Рынок информационных

технологий

Субъекты рынка

Производители информации

Потребители информации

Научные учреждения

1Т-компании

Фрилансеры

Фирмы

Индивиды

Государство

Гражданское общество

1

Сегменты рынка

Программное обеспечение

1Т-оборудование

Аппаратно-техническое оборудование

Рис. 1 - Субъекты и сегменты информационного рынка Прежде всего, выделяются рынок информации и рынок информационных технологий (программного обеспечения и электронных коммуникаций). Рынок информации, в свою очередь, сегментируется на:

1. Рынок систем управления базами данных и их хранения (СУБД), который характеризуется стремительными темпами роста - в 2010 г. мировые обороты на этом рынке составляли 27 млрд. долл., по итогам 2013 г. они вырастут до 32 млрд. долл.[2] Однако степень конкуренции на рынке СУБД очень низкая, а по своей рыночной структуре он близок к классической олигополии, точнее, триополии, поскольку рыночная доля компании Oracle составляет более 50%, а доли IBM и Microsoft - по 21 %, EnterpriseDB и др. крупные компании - 5% [3].

2. Рынок баз данных, в том числе больших данных (BigDates), ориентирован на сбор, хранение, обработку и анализ очень больших объемов данных из различных источников, для работы с которыми не достаточно возможностей традиционных систем баз данных. Этот сегмент рынка информации характеризуется достаточно высокой степенью конкуренции, поскольку все ведущие ИТ-компании, во-первых, непосредственно сталкиваются с необходимость создания баз данных в собственном бизнесе, а во-вторых, большие данные позволяют осваивать новые ниши рынка и привлекать новых заказчиков. Ведущими игроками рынка являютсяЛша20п, Dell, eBay, EMC, Facebook, Fujitsu, Google, HitachiDataSystemsCorporation, HP, LinkedIn, Microsoft, NetApp, SGI (SiliconGraphicsInc). В России, наряду с отечественными компаниями (Консультант плюс, Гарант, Вконтакте, Одноклассники и др.) присутствуют на рынке баз данных Facebook, Google, Twitter, Amazon, Yandex и др. Кроме того в стране насчитывается свыше 160 крупных и средних коммерческих центров обработки данных (ЦОД), причем более 100 из них расположены в Московском регионе и около 40 - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако данный рынок характеризуется высокой неформальной (теневой) составляющей, поскольку на нелегальном рынке продаются базы данных о физических лицах -абонентах городских телефонных сетей, информация об «Отказах по кредитам и стоп-листы банков России», данные о доходах жителей городов, базы данных Центробанка РФ, Федеральной налоговой службы, информация

об абонентах сотовых операторов «Вымпелком», «МТС», «МегаФон», «Телеком XXI», «Северо-Западного телекома», «Петерстара», «Билайна», база данных о ВИЧ-инфицированных гражданах и др.

3. Рынок облачных вычислений: характеризуется удаленным доступом и использованием вычислительных ресурсов вне зависимости от их физического местонахождения. В настоящее время облачные сервисы занимают небольшую долю российского информационного рынка, хотя треть зарубежных компаний уже активно эксплуатирует их, а более 60% опрошенных компаний разрабатывают стратегию внедрения облаков. [4] Мировой рынок облачных услуг будет увеличиваться в среднем на 40% ежегодно и к 2016 г. достигнет 98 млрд. долл. [5] В России темпы окажутся как минимум вдвое выше: ежегодный рост составит почти 90%, а к 2016 г. объем рынка достигнет 500 млн. долл. Поскольку в России создается национальная облачная платформа компанией «Ростелеком», то степень монопольной власти на этом рынке будет достаточно высокой. К тому же поставки системного программного обеспечения облачных вычислений, серверов и систем хранения баз данных в России контролируют 8 компаний: Cisco, Microsoft, Google, Salesforce.com, SoftwareAG,Oracle, IBM,EnterpriseDB, что соответствует олигополистической структуре рынка. По мере развития рынка облачных вычислений тестируется тенденция снижения цен, например, компания Amazon снизила цены на СУБД на 15 %, а стоимость хранения данных на фотохостинге - с 20 долл. до 5 долл. Но при этом по-прежнему цены формирует небольшое число фирм, в России это «Ростелеком», что характерно для олигополистической структуры.

Второй сегмент информационного рынка - рынок информационных технологий - также неоднороден и включает два сегмента: рынок программного обеспечения (инфраструктурные приложения, приложения для разработки и поддержания решений, пользовательские приложения для бизнеса и потребителей, встраиваемое программное обеспечение) и рынок

оборудования (персональные компьютеры, серверы, внешние устройства, оборудование для хранения данных).

Рынок программного обеспечения в 2011 г. вырос на 23,8 % и составил 162 млн. долл. Основную долю российского рынка контролируют крупные международные поставщики. [6]

Основную долю российского рынка оборудования контролируют крупные международные поставщики, вследствие чего данные сегменты рынка также характеризуются низким уровнем конкуренции: рыночная доля компании AcerInc составляет 16% объемов продаж, SamsungElectronicsRus -14 % рынка.[7] Рост российского рынка оборудования для IT-коммуникаций в основном определяется развитием сегмента планшетов и портативных компьютеров.

Литература:

1. Мировой рынок СУБД остается за «большой тройкой» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cnews.ru/reviews/free/marketBD/articles/articles9. shtml (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. EnterpriseDB: мы заберём «свой кусок пирога» рынка СУБД у Oracle! // Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/137183/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Тенденции года - 2013. Облачные сервисы: от теории к практике [Электронный ресурс]// «Журнал сетевых решений/LAN», 2013, № 01. -Режим доступа: http://osp.ru/lan/2013/01/13033551 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Облачные вычисления: мировой опыт [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// tadviser.ru/index.php (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. IDC прогнозирует рост объема российского рынка инженерного программного обеспечения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://

rusaen.ru/index.php/main/item/news/248.html (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Рейтинг крупнейших российских телекоммуникационных и ИТ-компаний по объему реализации в 2010 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tasstelecom.ru (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Радчук В.А. Перспективы развития рынка информационных услуг в регионе [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №3 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/494 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Береза Н.В. Современные тенденции развития мирового и российского рынка информационных услуг [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/758 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Gibson R. Participation, Political Organisations and the Impact of the Internet. L215252036 [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.esrc.ac.uk (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. англ.

10. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forcasting. N.Y., 2009 - P. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.