Научная статья на тему 'Институциональные барьеры развития российского информационного рынка'

Институциональные барьеры развития российского информационного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / БАРЬЕРЫ / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / INFORMATION MARKET / BARRIERS / WAYS TO IMPROVE / PUBLIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ястремская Наталья Юрьевна, Фролова Любовь Анатольевна

В работе рассматриваются особенности отечественного рынка информационных продуктов. Раскрыты основные проблемы, препятствующие его дальнейшему росту. Выделены основные направления совершенствования российского информационного рынка и особое внимание уделено роли государства в его регулировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ястремская Наталья Юрьевна, Фролова Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional barriers to the development of Russian information market

The paper discusses the features of the domestic market of information products. Discloses the main problems hindering its further growth. The basic directions of perfection of the Russian information market and focuses on the role of the state in its regulation. State, being the largest customer IT systems, their demand is, of course, has a significant impact on the positive dynamics of the information market, but the market is faced with a rather long-term problems: unreasonably high investment risk and insufficient funding. Obviously, under favorable trends in the global economy, these problems are solved in part by foreign investment, on the other hand, provides a gradual increase in the involvement of the Russian information market in the world.

Текст научной работы на тему «Институциональные барьеры развития российского информационного рынка»

Институциональные барьеры развития российского информационного рынка

Н.Ю. Ястремская, Л.А.Фролова

Институционализация информационного рынка представляет собой процесс формирования эффективной системы его правового регулирования, предполагающего обязательность для всех участников рыночных отношений равных правил и условий.

Очевидно, что отечественный рынок информационных продуктов, существенно отличается от зарубежных рынков:

- государство до недавнего времени играло пассивную роль в развитии отечественного информационного рынка, что не позволяло решать основную задачу - обеспечение его стабильного развития при приоритете отечественного производителя;

- государство на рынке выступает в качестве основного покупателя, а сектор потребления населением информационных продуктов и услуг развит недостаточно;

- несовершенство институционально-правового регулирования информационного рынка.

Российский информационный рынок переходит к стадии зрелости. Однако доля расходов на информационные технологии в ВВП России в 2011 г. составила лишь 1,2 %, в то время как в развитых странах - 3-4% (рисунок 1).

Рисунок 1 - Объем ИТ-рынка в структуре ВВП разных стран, % [1]

К крупнейшим российским ИТ-компаниям с наибольшим приростом выручки, оказывающим значительное влияние на развитие рынка информационных товаров и услуг, относятся: БойОгоир, прирост выручки которой за 2011 г. составил 78,5 % (объем выручки 12 553,0 млн. руб.), БойНпе- прирост 49,6% (12 748,5 млн. руб.), Национальная компьютерная корпорация - 49,6% (69 255,7 млн.руб.), КУКЮКОгоир - 43,4% (15 660,4 млн. руб.), Ераш8уБ1еш - 38,9% (6 638,3 млн. руб.).[2]

Несмотря на высокие темпы развития информационного рынка, выделяются определенные барьеры, препятствующие его дальнейшему росту:

1. Неготовность основных групп потребителей к новым требованиям рынка-объясняется общей нестабильностью деловой среды в России, что детерминирует несклонность компаний к вложениям в долгосрочные проекты в области ИТ и ограничению спроса на ИТ-услуги и продукты со стороны населения. Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения снижают экономические стимулы внедрения ИТ, а неразвитость законодательной базы в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний.

2. Ограниченность государственного спроса на информационные технологии в связи с отсутствием квалифицированных пользователей, хотя доля спроса госсектора в течение последних 5 лет в сфере информационных технологий достигала 30 % [3], выступая существенным стимулом роста отрасли. В настоящее время растет спрос на целостные решения: оборудование, программное обеспечение и их дальнейшее обслуживание, а также услуги по защите информации, электронному документообороту и др.

3. Непрозрачность торгов за выполнение государственных заказов, вследствие чего эта сфера является одной из наиболее коррупционноемких.

На федеральных торгах тестируется позитивная динамика: доля завышения цен контрактов снилась с 10,0 % в 2009 до 8,5 % в 2012 г., но она существенно выше, чем на региональных (4,2 %) и муниципальных (5,5 %) торгах.[4] Позитивная тенденция обусловлена законодательным принуждением к электронным аукционам, обеспечивающим конкуренцию исключительно по ценовому критерию.

4. Несовершенство механизмов финансирования -во многом обусловлено высоким налоговым бременем и жестким таможенным администрированием, вынуждающим фирмы к оптимизации налоговых платежей.

5. Низкий уровень эффективности использования информационных технологий в органах государственной власти, вследствие чего более 45 % информации остается недоступной для населения.[5]

6. Неразвитость и высокая стоимость информационной инфраструктуры, хотя информационные технологии занимают особое место среди инструментов, обеспечивающих функционирование бизнеса в современных условиях, включая все ИТ-активы предприятия, аппаратные и программные средства- от персональных компьютеров до мощнейших кластеров и ЦОД.

7. Недостаток кадров для отрасли информационных технологий. В 2012 г. разрыв между необходимым количеством новых 1Т-специалистов и их фактическим включением в экономику составил 15 тыс. чел., в 2013 г.он вырастет до 30 тыс., а в 2015 г. - более 50 тыс. Доля выпускников-инженеров, пригодных к немедленному трудоустройству в ИТ-секторе составляет лишь 15 %, хотя в Польше, Венгрии и Румынии - 45 %.[6] Преодоление этих барьеров развития информационного рынка обеспечивается:

- формированием эффективной системы его институционально-правового регулирования, в частности, принятие в апреле 2013 г. Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который кроме процедурных вопросов, будет охватывать весь цикл закупки, направлено на повышение прозрачности проведения торгов за выполнение государственных заказов;

- повышением конкурентоспособности отечественных производителей информации и информационных технологий;

- ускорением развития информационного рынка в российских регионах за счет их информатизации и внедрение электронного документооборота;

- принятием законопроектов по легализации документов в электронном виде;

- совершенствованием механизмов финансирования через создание режима налоговых льгот для компаний, реализующим программы долгосрочных инвестиций в информационные технологии, повышение доступности кредитов для предприятий ИТ-отрасли; стимулирование внутренних и иностранных инвестиции в российские ИТ-компании; поддержку ИТ-предпринимателей в поиске венчурного финансирования; адаптацию таможенного регулирования;

- формированием системы стандартов и регламентов по предоставлению государственных услуг в электронном виде;

- развитием ИТ-инфраструктуры через вложение инвестиций, расширение применения облачных технологий и новых телекоммуникационных стандартов, субсидирование минимального уровня широкополосного доступа в Интернет в регионах;

- финансовой поддержкой и популяризацией ИТ-ориентированного высшего образования; расширением послевузовских программ повышения квалификации для ИТ-специалистов, вовлечением ИТ-компаний в завершающие этапы образования в вузах, адаптацией существующих программ высшего образования к потребности ИТ-отрасли,

созданием программ для удаленного обучения, упрощением миграционного режима для специалистов в области информационных технологий.

Таким образом, стремительное развитие российского информационного рынка обусловлено тем, что информационный бизнес является одним из наиболее перспективных и прибыльных, привлекая все большее количество компаний, число которых в России превысило 10 тысяч.

Однако в настоящее время рост информационного рынка во многом обусловлен отложенным спросом на продукцию ИТ-индустрии в период глобального кризиса. Государство, являясь крупнейшим заказчиком ИТ-систем, своим спросом, конечно, оказывает существенное воздействие на позитивную динамику информационного рынка, но рынок сталкивается с достаточно долговременными проблемами: неоправданно высокий инвестиционный риск и недостаточное финансирование. Очевидно, при благоприятных тенденциях в мировой экономике, частично эти проблемы решаются за счет иностранных капиталовложений, что, с другой стороны, постепенно обеспечивает рост вовлеченности российского информационного рынка в мировой. Это обостряет другую проблему отечественного информационного рынка - глобальный вход иностранных компаний, которые обладают передовыми технологиями и крупными финансовыми ресурсами. Снизить риск появления иностранных конкурентов особенно для средних компаний возможно лишь на основе государственной поддержки процессов консолидации и укрупнения российских участников рынка.

Литература:

1. Попсулин С. В 2012 году 1Т-рынок России сбавляет темпы роста [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.cnews.ru/news/top/index (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Рейтинг крупнейших российских телекоммуникационных и ИТ-компаний по объему реализации в 2010 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tasstelecom.ru (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. К средствам добавилась цель [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://profile.ru/article/k-sredstvam-dobavilas-tsel-72512 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Базовая прозрачность [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nrpz.ru/press/ura_ru.html (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (Рейтинг открытости официальных сайтов ФОИВ - 2012) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/1613 (доступ свободный) - Загл. с экрана.

- Яз. рус.

6. Анапов И. Инновационной экономике России не хватит IT-специалистов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cio-sibir.ru/Information/Articles/4326/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

7. Радчук В.А. Перспективы развития рынка информационных услуг в регионе [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №3 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/494 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

8. Береза Н.В. Современные тенденции развития мирового и российского рынка информационных услуг [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/758 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Panopoulou E., Tambouris E., Tarabanis K. eParticipation initiatives: How is Europe progressing? // European Journal of ePractice. - 2009. - № 7. - P. 15-26.

10. Norman A. Information Society. Kluwer Academic Publishers. - 2008

- P.53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.