Институциональные барьеры развития российского информационного рынка
Н.Ю. Ястремская, Л.А.Фролова
Институционализация информационного рынка представляет собой процесс формирования эффективной системы его правового регулирования, предполагающего обязательность для всех участников рыночных отношений равных правил и условий.
Очевидно, что отечественный рынок информационных продуктов, существенно отличается от зарубежных рынков:
- государство до недавнего времени играло пассивную роль в развитии отечественного информационного рынка, что не позволяло решать основную задачу - обеспечение его стабильного развития при приоритете отечественного производителя;
- государство на рынке выступает в качестве основного покупателя, а сектор потребления населением информационных продуктов и услуг развит недостаточно;
- несовершенство институционально-правового регулирования информационного рынка.
Российский информационный рынок переходит к стадии зрелости. Однако доля расходов на информационные технологии в ВВП России в 2011 г. составила лишь 1,2 %, в то время как в развитых странах - 3-4% (рисунок 1).
Рисунок 1 - Объем ИТ-рынка в структуре ВВП разных стран, % [1]
К крупнейшим российским ИТ-компаниям с наибольшим приростом выручки, оказывающим значительное влияние на развитие рынка информационных товаров и услуг, относятся: БойОгоир, прирост выручки которой за 2011 г. составил 78,5 % (объем выручки 12 553,0 млн. руб.), БойНпе- прирост 49,6% (12 748,5 млн. руб.), Национальная компьютерная корпорация - 49,6% (69 255,7 млн.руб.), КУКЮКОгоир - 43,4% (15 660,4 млн. руб.), Ераш8уБ1еш - 38,9% (6 638,3 млн. руб.).[2]
Несмотря на высокие темпы развития информационного рынка, выделяются определенные барьеры, препятствующие его дальнейшему росту:
1. Неготовность основных групп потребителей к новым требованиям рынка-объясняется общей нестабильностью деловой среды в России, что детерминирует несклонность компаний к вложениям в долгосрочные проекты в области ИТ и ограничению спроса на ИТ-услуги и продукты со стороны населения. Завышенные сроки амортизации компьютерного оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и со списанием программного обеспечения снижают экономические стимулы внедрения ИТ, а неразвитость законодательной базы в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний.
2. Ограниченность государственного спроса на информационные технологии в связи с отсутствием квалифицированных пользователей, хотя доля спроса госсектора в течение последних 5 лет в сфере информационных технологий достигала 30 % [3], выступая существенным стимулом роста отрасли. В настоящее время растет спрос на целостные решения: оборудование, программное обеспечение и их дальнейшее обслуживание, а также услуги по защите информации, электронному документообороту и др.
3. Непрозрачность торгов за выполнение государственных заказов, вследствие чего эта сфера является одной из наиболее коррупционноемких.
На федеральных торгах тестируется позитивная динамика: доля завышения цен контрактов снилась с 10,0 % в 2009 до 8,5 % в 2012 г., но она существенно выше, чем на региональных (4,2 %) и муниципальных (5,5 %) торгах.[4] Позитивная тенденция обусловлена законодательным принуждением к электронным аукционам, обеспечивающим конкуренцию исключительно по ценовому критерию.
4. Несовершенство механизмов финансирования -во многом обусловлено высоким налоговым бременем и жестким таможенным администрированием, вынуждающим фирмы к оптимизации налоговых платежей.
5. Низкий уровень эффективности использования информационных технологий в органах государственной власти, вследствие чего более 45 % информации остается недоступной для населения.[5]
6. Неразвитость и высокая стоимость информационной инфраструктуры, хотя информационные технологии занимают особое место среди инструментов, обеспечивающих функционирование бизнеса в современных условиях, включая все ИТ-активы предприятия, аппаратные и программные средства- от персональных компьютеров до мощнейших кластеров и ЦОД.
7. Недостаток кадров для отрасли информационных технологий. В 2012 г. разрыв между необходимым количеством новых 1Т-специалистов и их фактическим включением в экономику составил 15 тыс. чел., в 2013 г.он вырастет до 30 тыс., а в 2015 г. - более 50 тыс. Доля выпускников-инженеров, пригодных к немедленному трудоустройству в ИТ-секторе составляет лишь 15 %, хотя в Польше, Венгрии и Румынии - 45 %.[6] Преодоление этих барьеров развития информационного рынка обеспечивается:
- формированием эффективной системы его институционально-правового регулирования, в частности, принятие в апреле 2013 г. Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который кроме процедурных вопросов, будет охватывать весь цикл закупки, направлено на повышение прозрачности проведения торгов за выполнение государственных заказов;
- повышением конкурентоспособности отечественных производителей информации и информационных технологий;
- ускорением развития информационного рынка в российских регионах за счет их информатизации и внедрение электронного документооборота;
- принятием законопроектов по легализации документов в электронном виде;
- совершенствованием механизмов финансирования через создание режима налоговых льгот для компаний, реализующим программы долгосрочных инвестиций в информационные технологии, повышение доступности кредитов для предприятий ИТ-отрасли; стимулирование внутренних и иностранных инвестиции в российские ИТ-компании; поддержку ИТ-предпринимателей в поиске венчурного финансирования; адаптацию таможенного регулирования;
- формированием системы стандартов и регламентов по предоставлению государственных услуг в электронном виде;
- развитием ИТ-инфраструктуры через вложение инвестиций, расширение применения облачных технологий и новых телекоммуникационных стандартов, субсидирование минимального уровня широкополосного доступа в Интернет в регионах;
- финансовой поддержкой и популяризацией ИТ-ориентированного высшего образования; расширением послевузовских программ повышения квалификации для ИТ-специалистов, вовлечением ИТ-компаний в завершающие этапы образования в вузах, адаптацией существующих программ высшего образования к потребности ИТ-отрасли,
созданием программ для удаленного обучения, упрощением миграционного режима для специалистов в области информационных технологий.
Таким образом, стремительное развитие российского информационного рынка обусловлено тем, что информационный бизнес является одним из наиболее перспективных и прибыльных, привлекая все большее количество компаний, число которых в России превысило 10 тысяч.
Однако в настоящее время рост информационного рынка во многом обусловлен отложенным спросом на продукцию ИТ-индустрии в период глобального кризиса. Государство, являясь крупнейшим заказчиком ИТ-систем, своим спросом, конечно, оказывает существенное воздействие на позитивную динамику информационного рынка, но рынок сталкивается с достаточно долговременными проблемами: неоправданно высокий инвестиционный риск и недостаточное финансирование. Очевидно, при благоприятных тенденциях в мировой экономике, частично эти проблемы решаются за счет иностранных капиталовложений, что, с другой стороны, постепенно обеспечивает рост вовлеченности российского информационного рынка в мировой. Это обостряет другую проблему отечественного информационного рынка - глобальный вход иностранных компаний, которые обладают передовыми технологиями и крупными финансовыми ресурсами. Снизить риск появления иностранных конкурентов особенно для средних компаний возможно лишь на основе государственной поддержки процессов консолидации и укрупнения российских участников рынка.
Литература:
1. Попсулин С. В 2012 году 1Т-рынок России сбавляет темпы роста [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.cnews.ru/news/top/index (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Рейтинг крупнейших российских телекоммуникационных и ИТ-компаний по объему реализации в 2010 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tasstelecom.ru (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
3. К средствам добавилась цель [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://profile.ru/article/k-sredstvam-dobavilas-tsel-72512 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Базовая прозрачность [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nrpz.ru/press/ura_ru.html (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Результаты мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (Рейтинг открытости официальных сайтов ФОИВ - 2012) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/ru/node/1613 (доступ свободный) - Загл. с экрана.
- Яз. рус.
6. Анапов И. Инновационной экономике России не хватит IT-специалистов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cio-sibir.ru/Information/Articles/4326/ (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз.
рус.
7. Радчук В.А. Перспективы развития рынка информационных услуг в регионе [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №3 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2011/494 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Береза Н.В. Современные тенденции развития мирового и российского рынка информационных услуг [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2 - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/758 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
9. Panopoulou E., Tambouris E., Tarabanis K. eParticipation initiatives: How is Europe progressing? // European Journal of ePractice. - 2009. - № 7. - P. 15-26.
10. Norman A. Information Society. Kluwer Academic Publishers. - 2008
- P.53