Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕРНЕТ / КОМПЬЮТЕРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL ECONOMY / INTERNET / COMPUTERS / FEDERAL DISTRICTS / HEALTHCARE / EDUCATION / STATE AND LOCAL AUTHORITIES / ORGANIZATIONS / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Е.А.

Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что использование информационных и коммуникационных технологий в различных областях и сферах деятельности в ближайшие несколько лет станет критически важным для поддержания национальных интересов, информационного и технологического суверенитета, конкурентоспособности Российской Федерации в мировом сообществе. Цель статьи состоит в проведении анализа процессов внедрения информационных и коммуникационных технологий в сектора экономики РФ, выявлении и обобщении проблем, возникающих в результате развития информационного общества. Опираясь на общенаучные методы анализа - сравнения и формализации - проведен анализ процессов развития информационного общества, как в целом по Российской Федерации, так и разрезе федеральных округов, выявлен федеральный округ-лидер, характеризующийся высокими темпами внедрения цифровых технологий, показан федеральный округ-аутсайдер, в котором процессы цифровизации находятся на уровне ниже среднероссийского. Сделаны обоснованные выводы о наблюдающейся динамике роста использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях и сферах российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the use of information and communication technologies in various fields and spheres of activity in the next few years will become critically important for maintaining national interests, information and technological sovereignty, and the competitiveness of the Russian Federation in the world community. The purpose of the article is to analyze the processes of introducing information and communication technologies into the sectors of the Russian economy, to identify and generalize the problems arising from the development of the information society. Based on general scientific methods of analysis - comparison and formalization - the analysis of the processes of development of the information society, both in the Russian Federation as a whole and in the context of federal districts, was carried out, a leading federal district was identified, characterized by a high rate of implementation of digital technologies, an outsider federal district was shown, in where digitalization processes are at a level below the national average. Reasonable conclusions are made about the observed dynamics of growth in the use of information and communication technologies in various areas and spheres of Russian society.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК: 330:004.9(470+571)

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_120

Сысоева Е.А.

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Sysoeva E.A.

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, цифровая экономика, Интернет, компьютеры, федеральные округа, здравоохранение, образование, органы государственной власти и местного самоуправления, организации, предприятия.

Keywords: information and telecommunication technologies, digital economy, Internet, computers, federal districts, healthcare, education, state and local authorities, organizations, enterprises.

Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что использование информационных и коммуникационных технологий в различных областях и сферах деятельности в ближайшие несколько лет станет критически важным для поддержания национальных интересов, информационного и технологического суверенитета, конкурентоспособности Российской Федерации в мировом сообществе.

Цель статьи состоит в проведении анализа процессов внедрения информационных и коммуникационных технологий в сектора экономики РФ, выявлении и обобщении проблем, возникающих в результате развития информационного общества.

Опираясь на общенаучные методы анализа - сравнения и формализации - проведен анализ процессов развития информационного общества, как в целом по Российской Федерации, так и разрезе федеральных округов, выявлен федеральный округ-лидер, характеризующийся высокими темпами внедрения цифровых технологий, показан федеральный округ-аутсайдер, в котором процессы цифровизации находятся на уровне ниже среднероссийского.

Сделаны обоснованные выводы о наблюдающейся динамике роста использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях и сферах российского общества.

Abstract: the relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the use of information and communication technologies in various fields and spheres of activity in the next few years will become critically important for maintaining national interests, information and technological sovereignty, and the competitiveness of the Russian Federation in the world community.

The purpose of the article is to analyze the processes of introducing information and communication technologies into the sectors of the Russian economy, to identify and generalize the problems arising from the development of the information society.

Based on general scientific methods of analysis - comparison and formalization - the analysis of the processes of development of the information society, both in the Russian Federation as a whole and in the context offederal districts, was carried out, a leading federal district was identified, characterized by a high rate of implementation of digital technologies, an outsider federal district was shown, in where digitalization processes are at a level below the national average.

Reasonable conclusions are made about the observed dynamics of growth in the use of information and communication technologies in various areas and spheres of Russian society.

Вступление

Мировой опыт показывает, что конкурентоспособность национальной экономики напрямую связана с развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Так, по данным Всемирного экономического форума, индекс конкурентоспособности экономики государств имеет тесную взаимосвязь с индексом развития ИКТ, поэтому отрасль ИКТ является наиболее динамично развивающейся как в мировом сообществе, так и в РФ. Стремительно проникая во все области деятельности человека, она становится одной из самых значимых по степени воздействия на социальную сферу, экономику, имидж и статус РФ в мировом сообществе. Развитие ИКТ открывает новые возможности, потенциал использования которых постоянно растет. Сегодня ИКТ выступают платформой по формированию и развитию информационного общества с целью обеспечения конкурентоспособности страны и дальнейшего повышения качества жизни населения, для устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Пандемия Covid-19 наглядно продемонстрировала, насколько необходимо создание информационного общества во всем мире. Закрытие предприятий и организаций, учебных заведений и магазинов привело к перемещению многих видов деятельности из физической среды в цифровую.

Для формирования и развития информационного общества Правительством РФ были приняты документы, в числе которых государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)»1, Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года , Стратегия развития информаци-

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313. [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/ 77678816/

2 Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. [Электронный ресурс] //

онного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы3, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»4, основной целью которых является развитие информационных технологий и создание цифровых платформ.

В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» внедрение цифровых технологий осуществляется в таких главных секторах экономики как здравоохранение, образование, муниципальные и государственные услуги, ЖКХ. «Умные» устройства, системы и технологии все стремительнее находят применение в быту, на производстве, транспорте, в сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении и других областях. Благодаря этому открываются новые возможности для социально-экономического развития, создания продукции лучшего качества, решения таких актуальных проблем, как экономное потребление энергии, строительство «умных» городов. Цифровые технологии затрагивают все больше аспектов повседневной жизни человека и обеспечивают множеством ценных преимуществ в самых различных областях.

В рамках выполнения федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» осуществляется подключение к скоростному Интернету социально значимых объектов регионов РФ, в число которых входят фельдшерско-акушерские пункты, школы, пожарные части, районные отделения государственной власти и местного самоуправления. Одной из основных задач программы является устранение существующего цифрового неравенства между регионами РФ.

URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_154161/

3О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203. [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71570570/

4 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/ 71734878/

Целью настоящего исследования является проведение анализа процессов внедрения ИКТ в сектора экономики РФ, выявление и обобщение проблем, возникающих в результате развития информационного общества. Для проведения указанной работы были использованы находящиеся в открытом доступе данные Росстата за 2015 и 2019 годы1.

Методы исследования Методами исследования, которые применялись в работе, являются метод сравнительного анализа и аналитический метод.

В связи с тем, что федеральные округа РФ существенно различаются по уровню развития ИКТ, мониторинг состояния информационного общества проведен в разрезе федеральных округов.

Сравнительный анализ внедрения цифровых технологий в сектора экономики РФ

Как известно, основным показателем использования ИКТ является Интернет. Именно развитие интернет-технологий должно способствовать повышению эффективности производства, улучшению качества жизни населения путем создания удобного и безопасного жизненного пространства (рисунки 1, 2).

Анализ данных, приведенных на рисунках 1 и 2, показывает, что в РФ число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет выросло в 2019 году по сравнению 2015 годом с 18,3 единиц до 22,2 единиц. Также увеличилось число абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет с 68,1 единиц в 2015 году до 96,4 единиц в 2019 году. Увеличение этих показателей за анализируемый период наблюдается без исключения по всем федеральными округам РФ. Наибольшее число абонентов как фиксированного, так и мобильного широкополосного доступа в Интернет в 2019 году на 100 человек населения приходится на Центральный федеральный округ - 26,8 и

1 Цифровая экономика Российской Федерации. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https: //www .gks. ru/free_doc/new_site/figure/ anketa1-4.html.

109,5 единиц соответственно, а наименьшее число - на Северо-Кавказский федеральный округ: 9,2 и 70,3 единиц соответственно, при среднем значении по РФ, составляющим соответственно 22,2 и 96,4 единиц.

В настоящее время около половины всех государственных и муниципальных услуг в РФ могут быть получены в электронном виде, чем пользуются более чем 50% обращающихся за этими услугами граждан. Федеральное правительство и региональные органы власти принимают различные меры по увеличению объема и повышению качества государственных слуг. Благодаря переводу услуг в цифровой формат и проведению сопутствующих организационных преобразований появляется возможность существенно улучшить качество государственных услуг, сократить затраты на их предоставление, сделать их более доступными для бизнеса и граждан.

Использование цифровых технологий дает возможность улучшить инвестиционный и деловой климат в результате обеспечения доступности и эффективности государственных и муниципальных услуг, таких как регистрация юридических лиц, таможенное оформление, услуги логистики, проведение тендеров и закупок.

Развитие отраслевых цифровых платформ для государственных и муниципальных услуг является одним из главных направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Как следствие, возрастает необходимость в оценке готовности органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) к использованию ИКТ для осуществления управленческих функций и предоставления государственных услуг.

Для осуществления своей деятельности ОГВ и ОМС используют различные инструменты ИКТ, в том числе локальные вычислительные сети, электронную почту, Интернет, электронную цифровую подпись, специальные программные средства для предоставления доступа к базам данных организации через глобальные информационные сети, включая Интернет, систему электронного документооборота, автоматический обмен данными между внутренними и внешними информационными системами по

форматам обмена, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд и использование электронных торговых площадок. ОГВ и ОМС, ис-

пользующие ИКТ, формируют так называемое электронное правительство (рисунок 3).

Рисунок 1 - Число абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., единиц

120 109,5 106,5

96 4

100 80 60 40 20 ^ 0

^ ,бР бР «Р еР „б

У / /У У У У У # /// ^

с?

с

у

¿г

2015 2019

Рисунок 2 - Число абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., единиц

Как показывает анализ данных, приведенных на рисунке 3, самый высокий уровень использования ИКТ в 2019 году в работе ОГС и ОМС при осуществлении управленческих функций и предоставления государственных услуг отмечается в Приволжском федеральном округе (96,9%), а самый низкий - в Дальневосточном федеральном округе (95,0%), при среднероссийском уровне - 96,3 %. По всем федеральным

округам наблюдается увеличение данного показателя в 2019 году по сравнению с 2015 годом, за исключением СевероЗападного федерального округа, в котором имеет место незначительное снижение данного процента с 97,3% до 96,5%. Следует особо подчеркнуть, что в 2019 году процент ОГВ и ОМС, использовавших Интернет, в общем объеме обследованных организаций ОГВ и ОМС, при осуществлении управлен-

ческих функций и предоставлении государственных услуг по всем федеральным окру-

гам, входящим в состав РФ высокий, составляет 95,0% и выше.

Рисунок 3 - Доля ОГС и ОМС, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций ОГВ и ОМС по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., %

Сегодня для осуществления успешного бизнеса организации и предприятия активно используют компьютеры и компьютерные сети, сеть Интернет, интегрируют внутренние информационные системы и осуществляют совместный доступ к информации внутри организации, интегрируют внутренние информационные системы организации с информационными системами

контрагентов и, внедряя, таким образом, в организации электронный бизнес.

Как известно, основным функционером ИКТ является Интернет, поэтому для распространения высококачественных цифровых технологий в организациях и предприятиях проводится масштабная работа по обеспечению их высокоскоростным доступом в Интернет (рисунки 4 - 7).

Рисунок 4 - Доля организаций и предприятий, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций и предприятий по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., %

Анализ доли организаций и предприятий, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций и предприятий (рисунок 4) показывает, что в целом в РФ в 2019 году данный процент до-

статочно высокий, при этом он вырос с 88,1% в 2015 году до 91,2% в 2019 году. Максимальное значение доли организаций и предприятий, использовавших Интернет, среди федеральных округов в 2019 году

приходится на Центральный федеральный округ - 93,1%, а минимальное значение наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе - 77,7%, причем по данному округу прослеживается снижение анализируемого показателя с 89,0% в 2015 году до

77,7% в 2019 году. В 2019 году в Южном и Приволжском федеральных округам зафиксирован самый большой рост доли организаций и предприятий, использовавших Интернет, по сравнению с 2015 годом на 8,9% и 5,6% соответственно.

Рисунок 5 - Доля организаций и предприятий, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций и предприятий по федеральным округам РФ

в 2015 и 2019 гг., %

Анализ организаций и предприятий, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных предприятий (рисунок 5) показывает высокий процент их использования, более 90% как в 2015 году, так и 2019 году. Исключение составляет Северо-Кавказский федеральный округ, в котором доля организаций и предприятий, использовавших персональные компьютеры, в 2019 году составила 79,6% и

снизилась по сравнению с 2015 годом на 15,0%. Незначительное снижение данного показателя за анализируемый период наблюдается в Северо-Западном федеральном округе с 95,2% до 94,4%, т.е. на 0,8%. Следует отметить, что в Южном федеральном округе данный показатель вырос на 7,2% с 86,5% в 2015 году до 93,7% в 2019 году.

60 50 40 30 20 10 0

4951 5655 5253 ,47 4243 4550 4447 4649 4849

„О

«О ^О

«о

# # ^ # # # # #

сг

с/

у?

2015 2019

Рисунок 6 - Число персональных компьютеров в расчете на 100 работников организаций и предприятий по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., шт.

Как следует из данных рисунка 6, количество персональных компьютеров в расчете на 100 работников организаций и предприятий возросло в 2019 году по сравнению с 2015 годом, как в целом по РФ - с 49 шт. до 51 шт., так и по всем федеральным округам, исключение составляет только Центральный федеральный округ, в котором имеет место незначительное сниже-

ние числа персональных компьютеров с 56 шт. до 55 шт. за анализируемый период. Тем не менее, наибольшее число персональных компьютеров в 2019 году в расчете на 100 работников организаций и предприятий традиционно приходится на Центральный федеральный округ (55 шт.), а наименьшее - на Северо-Кавказский федеральный округ (43 шт.).

Рисунок 7 - Число персональных компьютеров, имевших доступ к сети Интернет, на 100 работников организаций и предприятий по федеральным округам РФ

в 2015 и 2019 гг., шт.

В 2019 году в среднем по РФ число персональных компьютеров, имевших доступ к сети Интернет, на 100 работников организаций и предприятий составило 36 шт., что на 5 шт. больше по сравнению с 2015 годом (рисунок 7). Наибольшее число персональных компьютеров, имевших доступ к сети Интернет, на 100 работников организаций и предприятий, как в 2015 году (38 шт.), так и в 2019 году (41 шт.), наблюдается в Центральном федеральном округе, а наименьшее - в Северо-Кавказском федеральном округе: 25 шт. и 29 шт. соответственно. Отметим, что рост данного показателя за период с 2015 года по 2019 год прослеживается по всем федеральным округам РФ. В результате проведенного анализа данных, приведенных на рисунке 7, можно сделать вывод, что, несмотря на рост числа персональных компьютеров, имевших доступ к сети Интернет, на 100 работников организаций и предприятий, достигнутый уровень данного показателя находится ниже среднего уровня.

Одним из значимых продвижений в ИКТ стало развитие электронной коммерции, количественной характеристикой которой является доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, и доля организаций, получивших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету (рисунок 8).

Анализируя данные, представленные на рисунке 8, можно сделать вывод, что доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, в общем числе обследованных организаций по РФ и во всех регионах находится ниже 50%. Причем, такое положение дел отмечается как в 2015 году, так и в 2019 году. В то же время следует отметить увеличение процента организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете в 2019 году по сравнению с 2015 годом во всех федеральных округах, кроме СевероКавказского федерального округа, в котором наблюдается снижение данного

показателя с 36,1% в 2015 году до 28,7% в 2019 году. Обращает на себя внимание тот факт, что по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2019 году наблюдается самая низкая доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете - 28,7%, против 43,3% в РФ в

целом. Наибольшие доли организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, в 2019 году отмечены в Северо-Западном и Южном федеральных округах, 45,1% и 44,8% соответственно.

Рисунок 8 - Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в Интернете, в общем числе обследованных организаций по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., %

Рассмотрим уровень электронного образования в РФ и проведем анализ готовности учреждений образования к развитию на основе ИКТ. В 2019 году наибольшее число компьютеров, используемых в учебных целях, находящихся в составе локальных вычислительных сетей в расчете на 100 студентов (обучающихся) по среднему профессиональному образованию отмечается в Уральском федеральном округе - 16 шт., а самое низкое их число (7 шт.) наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе, для сравнения данный показатель в целом по РФ составляет 13 шт. В части высшего профессионального образования этот показатель также имеет максимальной значение в Уральском федеральном округе - 30 шт., а наименьшее число приходится на СевероКавказский федеральный округ - 19 шт., для сравнения данный показатель в РФ составляет 25 шт. Самый большой прирост числа компьютеров, используемых в учебных целях, находящихся в составе локальных вычислительных сетей в расчете на 100 студентов (обучающихся) в 2019 году по сравнению с 2015 годом, как по среднему (4 шт.), так и по высшему (14 шт.) профессиональному образованию отмечается в

Уральском федеральном округе. Следует подчеркнуть, что число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, находящихся в составе локальных вычислительных сетей в расчете на 100 студентов (обучающихся) находится ниже среднего уровня, как по среднему, так и по высшему профессиональному образованию.

Наибольшая доля образовательных учреждений высшего профессионального образования, подключенных к Интернету, в общем числе обследованных учреждений высшего профессионального образования со скоростью 2 Мбит и выше имеет место в 2019 году в Дальневосточном федеральном округе - 93,5%, а со скоростью 256 Кбит/сек и выше - в Центральном федеральном округе (82,7%), при этом средние значения по РФ составляют 90,3% и 79,3% соответственно. Наименьшее значение рассматриваемого показателя со скоростью 2 Мбит/сек и выше наблюдается в Уральском федеральном округе - 85,1%, а со скоростью 256 Кбит/сек и выше - в Южном федеральном округе (71,9%). Особо следует подчеркнуть снижение доли образовательных учреждений высшего профессионального образования, подключенных к Интер-

нету, в общем числе обследованных учреждений высшего профессионального образования со скоростью 2 Мбит и со скоростью 256 Кбит/сек и выше в 2019 году по сравнению с 2015 годом как в целом по РФ, так и по федеральным округам, при этом наибольшее снижение наблюдается в Уральском федеральном округе. Увеличение доли образовательных учреждений высшего профессионального образования, подключенных к Интернету, в общем числе обследованных учреждений высшего профессионального образования со скоростью 2 Мбит и выше и со скоростью 256 Кбит/сек и выше в 2019 году наблюдается в Приволжском федеральном округе, а со скоростью 2 Мбит/сек и выше - в Дальневосточном федеральном округе.

В 2019 году самое низкое значение доли образовательных учреждений РФ, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений по среднему профессиональному образованию отмечается в СевероКавказском федеральном округе (28,0%), а самый высокий процент наблюдается в Сибирском федеральном округе (49,2%). При этом следует подчеркнуть, что в целом, как по РФ (40,3%), так и в разрезе федеральных округов доля образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ находится на низком уровне. Благополучнее обстоит дело с данным показателем в части высшего профессионального образования. Самый высокий процент доли образовательных учреждений РФ, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений по высшему профессиональному образованию наблюдается в Сибирском федеральном округе -79,7%, а наименьшее - в Южном федеральном округе (43,9%), при этом среднероссий-

ское значение составляет 60,0%. При сравнении данных показателей в 2019 году с уровнем 2015 года наблюдается значительное снижение доли образовательных учреждений РФ, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений по высшему профессиональному образованию в Уральском федеральном округе на 39,6% и в Южном федеральном округе на 30,4%. Наибольший прирост данного показателя имеет место в Приволжском федеральном округе.

Электронное здравоохранение

относится к одному из приоритетных направлений цифровой экономики. С учетом тенденции старения населения ИКТ начинают играть жизненно важную роль в обеспечении медико-санитарной помощи, включая дистанционный мониторинг пациентов, удаленное консультирование и телемедицину. Наиболее эффективным ответом на эти вызовы является проведение цифровой трансформации отрасли здравоохранения, которая затрагивает многочисленные аспекты медицины, в числе которых автоматизация операций и стандартов лечения, внедрение инструментов телемедицины, осуществление сбора данных в электронном виде о работе медицинских учреждений и клинических показателях пациентов с дальнейшим использованием статистических методов анализа, использование активных онлайн и мобильных приложений1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение информационных технологий в медицине позволяет значительно повысить эффективность работы медицинского персонала и обеспечить объективное качество диагностики. Сегодня значительная часть бумажной работы медицинского персонала переводится в электронную форму, осуществляется автоматизация медицинского обслуживания, в том числе запись

1 Цифровая трансформация экономики и развитие кластеров: монография / А.А. Алетдинова, И.В. Андросова, А.В. Бабкин и др. СПб.: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. 374 с.

на прием к врачу, получение лабораторных анализов, вызов врача на дом.

Внедрение ИКТ позволяет проводить автоматический сбор данных о пациентах, в том числе по истории диагнозов, клиническим показателям, фактам вызова скорой и неотложной помощи, сведений о случаях госпитализации, отзывы об удовлетворенности и качестве медицинских услуг и т.п., способствует существенному улучшению качества лечения. Применение статистических методов и анализа данных позволяет повысить качество медицинских услуг, а при помощи сводных статистических данных руководитель имеет возможность наблюдать динамику экстренных вызовов скорой помощи и случаев госпитализации своих пациентов, делать выводы о группах риска среди пациентов, требующих дополнительного обследования, также о качестве работы медицинских работников.

Аналитические методы на основе больших данных применяются в медицине для поиска наиболее эффективных способов диагностики и лечения, направленных, в том числе, на предотвращение обострений. Внедрение автоматизированных алгоритмов и протоколов лечения способствует повышению качества медицинских услуг и установлению единых стандартов их оказания для разных врачей и медицинских учреждений. Кроме того, автоматизированные алгоритмы диагностики позволяют пациентам самостоятельно оценивать состояние здоровья и определять необходимость обращения за медицинской помощью, отвечая на определенную последовательность вопросов. Мобильные и онлайн-приложения и прочие интерфейсы самообслуживания, такие как электронные терминалы для пациентов делают их взаимодействие с поликлиниками гораздо более удобным, позволяя оперативно записываться на прием, получать информацию о прошлых приемах, узнавать результаты анализов, иметь доступ к сведениям о назначенном лечении и к напоминаниям о следующих приемах к врачу.

С 01.01.2018 г. в РФ вступил в действие Федеральный закон о телемедицине от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам приме-

нения информационных технологий в сфере здравоохранения»1, в соответствии с которым можно удаленно проводить консультации пациента и его представителей, давать оценку эффективности лечения и коррекцию диагноза, принимать решение о необходимости назначения очного приема, используя при этом ИКТ.

Проведем анализ готовности учреждений здравоохранения к развитию на основе ИКТ (рисунки 9 - 14).

Данные, представленные на рисунке 9, демонстрируют высокий процент учреждений здравоохранения, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения в 2019 году по всем федеральным округам РФ (от 92,3% по Северо-Кавказскому федеральному округу до 98,6% по Приволжскому федеральному округу). Следует подчеркнуть, что устойчиво высокий процент по этому показателю сохранялся в течение всего анализируемого периода, в разрезе всех федеральных округов.

Анализ показателей, приведенных на рисунке 10, показывает, что доля учреждений здравоохранения РФ, имеющих локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения находится на достаточно высоком уровне как в 2015 году, так и в 2019 году. Самые высокие показатели в 2019 году по сравнению со среднероссийским значением (87,6%) наблюдаются в Приволжском федеральном округе (91,0%). Минимальный процент учреждений здравоохранения, имеющих локальные вычислительные сети, среди федеральных округов РФ в 2019 году наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе - 73,9%. При этом следует отметить, что в данном федеральном округе имеет место уменьшение данного показателя в 2019 году по сравнению с 2015 годом на 0,9%, а максимальное снижение этого показателя (3,5%) наблюдается в Сибир-

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL : https://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/ 71632844/

ском федеральном округе. В Дальневосточном федеральном округе имеет место увеличение доли учреждений здравоохранения РФ, имеющих локальные вычислительные

сети, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения в 2019 году (89,1%) по сравнению с 2015 годом (80,

т.е. на 8,5%.

Рисунок 9 - Доля учреждений здравоохранения, использовавших компьютеры, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения по федеральным округам РФ

в 2015 и 2019 гг., %

Рисунок 10 - Доля учреждений здравоохранения, имеющих локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения по федеральным округам РФ

в 2015 и 2019 гг., % Процент учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения, достаточно высокий, как в целом по РФ, так и по всем федеральным округам (рисунок 11). Можно отметить, что самый низкий процент учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в 2019 году наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе (91,3% против 96,6% по РФ), а наибольшая доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, имеет место в

Центральном (97,7%) и Приволжском (97,8%) федеральных округах. Следует подчеркнуть, что в целом по РФ, так и по всем федеральным округам, кроме СевероЗападного и Дальневосточного наблюдается снижение процента учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в 2019 году по сравнению с 2015 годом, при этом самое максимальное снижение данного показателя, на 5,9%, имеет место в СевероКавказском федеральном округе. Наибольший рост доли учреждений здравоохране-

ния, использовавших Интернет, фиксируется в Дальневосточном федеральном округе

на 3,8%, с 92,9% в 2015 году до 96,7% в 2019 году.

Рисунок 11 - Доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., %

Наименьшее число персональных компьютеров, имевших доступ к глобальным информационным сетям, на 100 работников в учреждениях здравоохранения (рисунок 12) в 2019 году наблюдается в Южном (22 шт.) и в Северо-Кавказском (17 шт.) федеральных округах при среднероссийском уровне 29 шт., а наибольшее число компьютеров фиксируется в Уральском федеральном округе (33 шт.). Число персональных компьютеров, имевших доступ к глобальным информационным сетям, на

100 работников в учреждениях здравоохранения в 2019 году по сравнению с 2015 годом увеличилось по всем федеральным областям. Дополнительно отметим, что хотя и имеет место положительная динамика роста числа персональных компьютеров, имевших доступ к глобальным информационным сетям за анализируемый период, но их количество нельзя признать достаточным для выполнения задач, предусмотренных внедрением ИКТ в здравоохранении.

Рисунок 12 - Число персональных компьютеров, имевших доступ к глобальным информационным сетям, на 100 работников в учреждениях здравоохранения по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., шт.

Проведенный анализ числа персональных компьютеров, подключенных к

Интернету, на 100 работников учреждений здравоохранения (рисунок 13) показал рост

этого показателя в РФ с 18 шт. в 2015 году до 27 шт. в 2019 году. Наибольшее число персональных компьютеров, подключенных к Интернету, на 100 работников учреждений здравоохранения среди всех федеральных округов в 2019 году приходится на Уральский федеральный округ (30 шт.). Самое низкое количество персональных компьютеров, подключенных к Интернету, на

100 работников учреждений здравоохранения - в Северо-Кавказском федеральном округе (16 шт.) при среднероссийском показателе 27 шт. В целом количество персональных компьютеров, подключенных к Интернету, на 100 работников учреждений здравоохранения по РФ и по всем федеральным округам нельзя считать удовлетворительным.

35 30 25 20 15 10 5 0

бГ

¿У

^ У ,

^ е/

сг

Ф г ж ^ к*

^ СГ

2015 2019

Рисунок 13 - Число персональных компьютеров, подключенных к Интернету, на 100 работников учреждения здравоохранения по федеральным округам РФ

в 2015 и 2019 гг., шт.

Процент учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения в 2019 году значительно увеличился по

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

сравнению с 2015 годом, как в целом по РФ, так и по всем федеральным округам (рисунок 14).

И 86т?— 86т?— 86^ 86^ -5 то 1 •и,- + > •и. 84,/ 85^"

Ьо 1 шш 71 и шш 11 5 шш 1С 1 с. шш 74 4 /5,1 _ —

ни Ш Ни 6571

__ —1

С?

бг

&

У

Я»

/ /

о

, »

Р

ж

#

чО

О

с?

¿г

¿г

#

#

с4

,с>

ж

р

# а?

12015 2019

Рисунок 14 - Доля учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения по федеральным округам РФ

в 2015 и 2019 гг., %

Если в 2015 году в РФ доля учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт,

составляла 72,1%, то в 2019 году - 86,7%. В Центральном, Северо-Западном и Южном

федеральных округах процент учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения в 2019 году, составляющий соответственно 86,7%, 86,6%, 86,6%, находился на уровне российского значения

- 86,7%. В 2019 году среди федеральных округов самый высокий процент учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, отмечен в Приволжском (90,4%) и Уральском (90,7%) федеральных округах, а самый низкий приходится на Северо-Кавказский федеральный округ - 78,2%.

Росстат приводит данные о готовности учреждений культуры к развитию на основе ИКТ и информационных ресурсов и услугах учреждений культуры только в целом по РФ, без предоставления показателей в разрезе федеральных округов, поэтому приведем указанные сведения за 2015 и 2019 годы соответственно, в целом по РФ:

- число персональных компьютеров на 100 работников в учреждениях культуры

- 44 шт. и 49 шт.;

- доля учреждений культуры, использовавших Интернет, в общем числе обследованных учреждений культуры -80,9% и 88,3%;

- число персональных компьютеров, имевших доступ к Интернету, на 100 работников в учреждениях культуры -33 шт. и 40 шт.;

- доля электронных документов на съемных носителях в общем объеме библиотечного фонда - 0,45% и 0,56%;

- доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог, в общем объеме общего музейного фонда - 40,3% и 51,4%;

- число доступных в Интернете музейных предметов, внесенных в электронный каталог и имеющих цифровые изображения, на 10 000 предметов общего музейного фонда - 147 ед. и 1261 ед.;

- доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог и имеющих цифровые изображения, в общем объеме музейного фонда - 12,6% и 26,3%;

- доля компьютеризированных

посадочных мест с возможностью доступа к электронным ресурсам библиотеки в общем числе посадочных мест - 11,2% и 9,9%;

доля посадочных мест с возможностью выхода в Интернет в общем числе посадочных мест библиотеки - 16,8% и 9,3%.

Анализ доли учреждений культуры, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений культуры (рисунок 15) показывает, что в 2019 году этот показатель был выше среднероссийского уровня (50,0%) в Центральном (53,2%), СевероЗападном (59,9%), Уральском (57,9%), Дальневосточном (50,7%) федеральных округах, при этом наибольшее значение данного показателя наблюдается в СевероЗападном федеральном округе, а наименьшее значение - в Северо-Кавказском федеральном округе (41,1%). Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на значительное увеличение доли учреждений культуры, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений культуры в 2019 году по сравнению с 2015 годом как в целом по РФ с 32,0% до 50%, так и по всем без исключения федеральным округам, анализируемый показатель находится пока на недостаточно высоком уровне.

Результаты исследования и выводы

В ходе проведенного анализа выявлены существенные диспропорции в уровне использования ИКТ в разных федеральных округах РФ. Сформировались относительно стабильные группы федеральных округов по уровню развития ИКТ. В соответствии с полученными в результате проведенного анализа данными, в РФ из десяти федеральных округов, самым технологически развитым в сфере ИКТ является Центральный федеральный округ - регион-лидер с точки зрения индустриального развития ИКТ, в котором наблюдаются самые высокие показатели практически по всем анализируемым параметрам ИКТ за весь рассматриваемый период. Для Северо-Кавказского федерального округа, одного из наименее технологически развитых регионов РФ в сфере ИКТ, отмечены самые низкие показатели по всем параметрам, характеризующим ИКТ.

Рисунок 15 - Доля учреждений культуры, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений культуры по федеральным округам РФ в 2015 и 2019 гг., %

Заключение

В результате проведенного анализа и полученных результатов можно констатировать, что за период с 2015 по 2019 годы, как по РФ в целом, так и в разрезе федеральных округов, наблюдается динамика

роста использования ИКТ в различных областях современного общества. При этом значительную роль в решении задач цифрового развития экономики и общества имеет принятие Правительством РФ нормативных актов по ИКТ и цифровой экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Advancing the Internet of Things in Europe: Commission Staff Working Document. [Электронный ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid= 1511673682540&uri=CELEX:52016SC0110.

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313. [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/77678816/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71734878/.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья: Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71632844/.

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204. [Электронный ресурс] // URL: https://base.garant.ru/71937200/.

6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203. [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/.

7. Обзор Интернета вещей: Рекомендация МСЭ-T Y.2060. Серия Y: глобальная информационная инфраструктура, аспекты протокола Интернет и сети последующих поколений. - Режим доступа: http://docplayer.ru/28099630-i.html.

8. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/.

9. Проект «Цифровая грамотность» региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий». [Электронный ресурс] // URL: Ы*р://цифроваяграмотность.рф/.

10. Росляков, А.В., Ваняшин, С.В., Гребешков, А.Ю. Интернет вещей. Самара: ПГУТИ, 2015. 200 с.

11. Сысоева, Е.А. Цифровизация России - путь к повышению качества жизни населения // Качество и жизнь. 2019. № 2. С. 74-80.

12. Цифровая Россия: новая реальность. [Электронный ресурс] // URL: https://corpshark.ru/wp-content/uploads/2017/07/Digital-Russia-report.pdf.

13. Цифровая трансформация экономики и развитие кластеров: монография / А.А. Алетдинова, И.В. Андросова, А.В. Бабкин и др. СПб.: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019. 374 с.

14. Цифровая экономика Российской Федерации. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/fi gure/anketa1 -4.html.

Дата поступления: 04.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.