ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:004 В.С. Паканова
Э.Н. Беломестнова, канд. техн наук М.Г. Минин, доктор техн. наук
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОГРАММЫ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Современный педагог высшего профессионального образования должен обладать новым педагогическим мышлением, осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного, компетентностного подходов, владеть инновационными технологиями обучения, развивать креативные способности студентов, уметь работать в условиях динамично развивающейся информационно-образовательной среды [1, 2].
Продиктованные временем требования к профессионализму преподавателей технических вузов обусловливают необходимость поиска новых путей повышения качества их подготовки. Возникает необходимость модернизации системы профессиональной подготовки преподавателей вузов, важной составляющей которой является дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы».
Информационные технологии предлагают широкие возможности для повышения качества образовательного процесса. Внедрение их в практику дополнительного профессионального образования особенно ценно, ведь специфика дополнительных образовательных программ — занятость слушателей системы подготовки основной профессиональной (учебной) деятельностью. В условиях прохождения обучения без отрыва от работы особенно важно адаптировать процесс подготовки преподавате-
лей под их индивидуальные способности, учитывать гибкость при использовании различных форм образовательных технологий, предоставлять возможность свободно планировать учебный процесс.
Проблемы развития педагогической подготовки преподавателей высшей школы исследуются в работах ряда ведущих отечественных ученых Л.И. Гурье [1], И.Ф. Исаева, А.В. Коржуева, В.А. Попкова. Вопросы подготовки преподавателей по программе «Преподаватель высшей школы» рассмотрены в трудах А.С. Проворова, О.Г. Прово-ровой, Ю.Г. Татура [3] и др.
Анализу дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий обучения посвящены исследования
A.А. Андреева, В.И. Солдаткина [4], Е.С. Полат,
B.А. Стародубцева и др. Но в этих работах напрямую не затрагиваются вопросы организации и реализации программы «Преподаватель высшей школы» с использованием дистанционных образовательных технологий.
В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы формирования профессионально-педагогической компетенции будущего преподавателя инженерного вуза на основе использования современных информационнокоммуникационных технологий. Исследование
направлено на развитие компетентностной модели преподавателя высшей технической школы в системе его профессионально-педагогической подготовки. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация информационно-методического сопровождения подготовки преподавателей инженерного вуза.
В Томском политехническом университете программа дополнительного профессионально-педагогического образования «Преподаватель высшей школы» реализуется с 2001 года. В течение всего периода развивается ее информационно-образовательная среда. Структура сетевой информационной поддержки программы «Преподаватель высшей школы» включает нормативно-информационный, организационный, образовательный и коммуникативный компоненты.
Нормативно-информационная составляющая сетевой информационной поддержки программы «Преподаватель высшей школы» выполняет функции ориентации и координации и включает нормативные документы образовательной деятельности, общую информацию о целях и условиях зачисления на программу, сроках и формах обучения.
Организационный компонент сетевой информационной поддержки реализуется посредством представления оперативной поддержки процесса обучения слушателей и обеспечивается функционированием электронной доски объявлений, представлением расписания учебных занятий и консультаций, информации об успеваемости. Этот блок позволяет решать проблемы организационного характера при реализации процесса обучения по программе.
Методическое обеспечение учебного процесса, независимо от формы обучения, является ключевым инструментом, определяющим качество предоставляемых образовательных услуг. Оно составляет основу сетевой информационной поддержки программы подготовки преподавателей. Образовательная составляющая системы информационного сопровождения программы «Преподаватель высшей школы» включает в себя дисциплинарные вебкейсы, обеспечивающие полноценную поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Кейсы по модулям представляют собой комплексы учебно-методических материалов и содержат: рабочую программу дисциплины, учебные материалы (лекции-презентации, методические материалы по практическим и лабораторным занятиям, рабочие тетради, учебники, учебные пособия), вопросы по модулю, список литературы, интернет-источники и контролирующие задания. Подобная структура позволяет слушателям максимально использовать ресурсы для выстраивания своей индивидуальной образовательной программы. Реализуется образовательная составляющая информационной поддержки програм-
мы на платформе электронного обучения МооШе, на персональных сайтах преподавателей в корпоративном портале ТПУ и на дисциплинарных блогах (см., например, http://tputeacher.wordpress.com).
Развитие форм самостоятельной работы слушателей предполагает необходимость активного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Слушатели должны иметь возможность оперативно задавать вопросы преподавателям, а преподаватели оперативно реагировать на запросы слушателей. Продуктивная образовательная деятельность слушателей предполагает также общение слушателей между собой. Коммуникативная составляющая сетевой информационной поддержки программы представлена возможностью взаимодействия участников процесса обучения. На сайте кафедры, а также в электронной обучающей среде Moodle слушатели программы «Преподаватель высшей школы» имеют возможность посредством функционирования форума, блога или по электронной почте консультироваться с преподавателями и общаться с коллегами.
Сетевая информационная поддержка обучения по программе «Преподаватель высшей школы», как вид деятельности, имеет следующие элементы [2]:
• целевое назначение — содействовать развитию профессиональной компетенции преподавателей посредством создания информационно-методического сопровождения программы;
• содержание — включает взаимодействие участников образовательного процесса программы, а также их работу с информационными, организационными, методическими и дидактическими ресурсами;
• средства — комплекс сетевых технологий двух уровней (глобальный и корпоративный), включающий сайт кафедры инженерной педагогики на портале ТПУ (http://portal.tpu. ru/departments/kafedra/iped), интегрированный с электронной средой обучения Moodle, персональные сайты и блоги преподавателей, ресурсы электронного читального зала научно-технической библиотеки ТПУ, ресурсы локальной сети кафедры и корпоративной сети университета (см. рисунок);
• методы — размещение на сайте информации, предоставление доступа к научно-методическим, информационным, авторским учебнометодическим материалам;
• результат — развитие информационно-образовательной среды программы, содействующей положительной динамике развития профессиональной компетенции преподавателей. Предложенная модель сетевой дистанционной поддержки программы «Преподаватель высшей школы» обеспечивает реализацию принципов индивидуализации, интенсификации и непрерыв-
71
Средства сетевой дистанционной поддержки обучения по программе «Преподаватель высшей школы»
ности учебного процесса. Кроме того, посредством информационной поддержки слушателям предоставляется возможность выбора времени, места, темпа и режима обучения, тем самым реализуются принципы доступности обучения и гибкости применяемых образовательных технологий. Реализация этих принципов в дополнительном профессиональном образовании играет важную роль в системе подготовки слушателей, обучающихся без отрыва от основной деятельности.
Развитая информационно-образовательная среда программы «Преподаватель высшей школы» способствует развитию самостоятельной учебнопознавательной деятельности слушателей, формированию способности эффективно работать в информационно-насыщенной образовательной среде, готовности использовать в профессиональной деятельности современные информкоммуникаци-
онные средства и технологии, способности к самоорганизации, самообразованию и непрерывному саморазвитию, относящихся к наиболее значимым компонентам профессиональной подготовки преподавателей. Сетевая информационная поддержка позволяет учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности слушателей.
В ходе реализации системы сетевой информационной поддержки программы «Преподаватель высшей школы» ожидаемые результаты по повышению качества подготовки преподавателей в целом оправдались. Внедрение в практику кафедры сетевого информационно-методического сопровождения обучения способствовало решению ряда организационно-педагогических проблем и в итоге привело к увеличению числа слушателей, успешно завершивших подготовку и получивших дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы. Реализация системы информационной поддержки программы способствует повышению качества подготовки преподавателей, развитию их профессионально значимой компетенции, подготовке преподавателей к работе в условиях динамично развивающейся информационно-образовательной среды исследовательского университета.
Список литературы
1. Гурье, Л.И. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности / Л.И. Гурье, Л.Л. Маркина // Высшее образование в России. — 2009. — № 2. — С. 91—95.
2. Маркелова, С.А. Сетевая дистанционная поддержка педагогической практики студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.А. Маркелова. — СПб., 2010. — 22 с.
3. Медведев, В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В.Е. Медведев, Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. — 2007. — № 11. — С. 57-61.
4. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / Под ред. В.И. Солдаткина. — М.: Высшая школа, 2003. — 792 с.
УДК 378.147:37.013
Е.Е. Лысенко, канд. психол. наук О.С. Нестерова
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В.
результате исследования, направленного в це- тельности, ставились задачи оценить уровень сфор-
лом на выявление уровня готовности студен- мированности у студентов профессионально важ-
тов инженерно-педагогического факультета МГАУ ных для будущего педагога качеств личности. Реимени В.П. Горячкина к профессиональной дея- зультаты исследования показали, что качества,
72