Научная статья на тему 'Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студента на уроках биологии'

Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студента на уроках биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студента на уроках биологии»

Жукова Ирина Анатольевна, Аграрный колледж Мичуринского государственного аграрного университета, заместитель директора по научно-методической работе

Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности студента на уроках биологии

Система подготовки специалистов, как и вся система образования России, находится в состоянии модернизации. На современном этапе необходимо формирование творческих возможностей человека, создание реальных условий для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности. Основным результатом современного образования должны стать перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру.

Все это поставило перед учебными заведениями профессионального образования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Успешная реализация этих задач возможна при условии высокого уровня постановки учебного процесса, высокого профессионального уровня педагогических кадров [4, с. 3].

В классической триаде целей преподавателя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. Содержание учебных дисциплин получает новую роль как средство запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика [1, с. 3].

Сегодня приоритетами педагогического процесса становятся процессуальность, полилог, диалог, общение, мыследеятельность, смыслотворчество [3, с. 3]. У педагогов появились большие возможности для проявления инициативы, педагогического творчества, эффективного использования передового педагогического опыта, педагогических экспериментов [4, с. 3].

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно-ориентированному возникает потребность в перестройке методической работы преподавателя. Эта перестройка основана на критериях «от ученика» [1, с. 4]. Необходимо учитывать механизмы, задействованные студентами при освоении учебных дисциплин, способ представления учебного знания, наличие у студента таких личностных механизмов, которые бы отвечали учебному материалу и формам учебной деятельности.

Одной из технологий личностно-ориентированного обучения является технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности), созданная Н.Л. Галеевой, и апробированная ею вместе с проблемно-творческой группой в школах №№ 196, 1178, 1272 г. Москвы [1, с. 7].

Вслед за Н.Л. Галеевой автор статьи применила технологию ИСУД в процессе преподавания биологических дисциплин в Мичуринском аграрном колледже. Использовалась матрица параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, отражающая структуру учебного успеха и состоящая из десяти параметров: обученность, внимание, память, модальность, функциональная асимметрия полушарий головного мозга, организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные общеучебные умения и навыки, уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер. Для проведения занятий разрабатывались тесты, анкеты, задания контрольно-методических срезов.

Для определения уровня самостоятельности в учебной деятельности студента использовался такой параметр, как «обучаемость». Для этого в каждой группе были проведены контрольно-методические срезы: в начале и в конце первого семестра, а также в конце учебного года. Алгоритм проведения срезов следующий. Выбирался небольшой по объему учебный материал, изложение которого занимало не более 20-ти минут. Проводился этап первичного закрепления новой информации (5-7 минут). Далее организовывалась самостоятельная работа студентов, в ходе которой они отвечали на пять вопросов:

1. Напишите, что вы узнали нового на занятии.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

3. Выполните задание по образцу.

4. Выполните задания в измененной ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными дисциплинами [1, с. 17].

Уровень развития внимания, памяти студентов, организационные, коммуникативные, информационные общеучебные умения и навыки, ведущая модальность определялись методами педагогического наблюдения и эксперимента. Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий использовался метод И.П. Павлова.

Главным критерием педагогической деятельности является ее результативность. Именно результат, достигнутый в педагогическом взаимодействии, является мерилом его оценки [2, с. 81]. После проведения контрольно-методических срезов в конце учебного года были получены сведения об изменении уровней обученности и обучаемости студентов. В целом применяемая методика изучения и использования данных по индивидуальному стилю учебной деятельности позволила повысить уровень обучаемости 45% и уровень обученно-сти 24% студентов.

Литература

1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: 5 за знания, 2006. 144 с.

2. Громкова М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании. -М.: НПЦ Профессионал-Ф, 2001. 115 с.

3. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.: Высш. шк., 2002. 95 с.

4. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства. - М.: Форум: Инфра-М, 2008. 208с.

Коваль Оксана Ивановна, Волжская государственная академия водного транспорта, кафедра иностранных языков, доцент

Учебное пособие как средство обучения иностранному языку для

профессиональных целей

Особенности учебных пособий по иностранному языку исследуют И.Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Б.А. Лапидус, А.П. Миньяр-Белоручева, Е.С. Полат, С.Д. Салистра. Основные функции учебного пособия по английскому языку для 3-5 курсов (обучающая, информационно-познавательная, воспитательно-развивающая, организационно-управляющая, самообразовательная, мотивационно-стимулирующая, исследовательская, систематизирующая, трансформационная, координирующая) должны подчиняться определенной цели - формированию профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов.

При создании учебного пособия по иностранному (английскому) языку, направленного на обучение профессионально ориентированному иноязычному общению, следует принять во внимание следующие принципы:

1. Учет потребностей студентов, (которые определяют выбор языкового материала и систему упражнений). В ходе осуществления профессиональной деятельности студентам -будущим специалистам - необходимо читать, понимать и переводить научные издания, международные стандарты; участвовать в различных ситуациях профессионального общения и деятельности сайтов профессионального сообщества. Пособие должно включать аутентичные специализированные тексты, которые способствуют повышению мотивации студентов, а также иметь объем информации, реально необходимый для осуществления профессионального развития личности.

2. Цикличность. Разделы пособия должны включать тематические циклы, при построении разделов следует соблюдать принципы подачи материала и заданий к нему, общие для всех разделов пособия.

3. Коммуникативная направленность. В каждом разделе необходимо предусмотреть ряд заданий, направленных на развитие навыков профессионально ориентированного общения.

Отбор языкового материала следует производить по принципу необходимости в ситуациях профессионально ориентированного иноязычного общения. Иностранный язык в не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.