Научная статья на тему 'Развитие ИКТ и проблемы цифровизации бизнеса'

Развитие ИКТ и проблемы цифровизации бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / информационные техно-логии / инновационные компании / бизнес. / digital economy / information technology / innovative com-panies / business.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Али Магомедович

В статье рассмотрены современные приоритеты цифровой трансформа-ции отечественной экономики, исследованы проблемы реализации наци-ональной программы цифровизации в регионе. Обосновывается необхо-димость государственной поддержки развития цифровой экономики и расширения налоговых льгот для инновационных компаний. Обращается внимание на создание устойчивой нормативно-правовой базы цифрови-зации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF BUSINESS

The article discusses the current priorities of the digital transformation of the domestic economy, explores the problems of implementing the national digi-talization program in the region. The necessity of state support for the devel-opment of the digital economy and the expansion of tax benefits for innova-tive companies are substantiated. Attention is drawn to the creation of a stable regulatory framework for digitalization of business

Текст научной работы на тему «Развитие ИКТ и проблемы цифровизации бизнеса»

УДК 330.341.1 ББК 65.05

DOI 10.24411/2412-2025-2019-10048

Магомедов Али Магомедович - кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Magomedov Ali Magomedovich - PhD in Economics, Professor, Department of Economics, Dagestan State University of National Economy

РАЗВИТИЕ ИКТ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА

ICT DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF

BUSINESS

В статье рассмотрены современные приоритеты цифровой трансформации отечественной экономики, исследованы проблемы реализации национальной программы цифровизации в регионе. Обосновывается необходимость государственной поддержки развития цифровой экономики и расширения налоговых льгот для инновационных компаний. Обращается внимание на создание устойчивой нормативно-правовой базы цифрови-зации бизнеса.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, инновационные компании, бизнес.

The article discusses the current priorities of the digital transformation of the domestic economy, explores the problems of implementing the national digi-talization program in the region. The necessity of state support for the development of the digital economy and the expansion of tax benefits for innovative companies are substantiated. Attention is drawn to the creation of a stable regulatory framework for digitalization of business.

Keywords: digital economy, information technology, innovative companies, business.

Цифровая революция связана с мобильным интернетом, мини-производственными установками, искусственным интеллектом и обучающимися машинами. Д. Тапскотт, автор книги «Digital Economy», считает цифровой экономикой «совокупность сетевых технологий, умных машин и людей, объединенных для прорыва в создании богатства» [14].

Национальная программа развития цифровой экономики (2017г.) описывает данное явление как «совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально - экономического развития государств»1.

1 Распоряжение правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632 «Об утверждении программы Цифровая экономика». // Официальный сайт Правительства РФ // URL:http://govemmentra/docs/28653/ (дата обращения: 20.10.2019)

Отдельные авторы считают неуместным называть экономику цифровой, когда 97.. .99 % ВВП развитых и развивающихся стран обеспечиваются за счет традиционных способов ведения хозяйства [4]. Мы же склонны считаться с альтернативным мнением экспертов ВЭФ, что внедрение цифровых технологий нового поколения (технологий беспроводной связи, искусственного интеллекта, робототехники, Интернета вещей и др.) повысит производительность труда в бизнесе на 40% [16]. Исследования ученых подтверждают гипотезу о наличии постоянных эластичностей валового регионального продукта и валового регионального продукта на душу населения по показателям цифровой инфраструктуры [8].

Мировой опыт цифровизации показывает, что государство принимает активное участие в трансформационных процессах, получая экономические и социальные эффекты. Доля цифровой экономики в настоящее время в США составляет 10,9%, в Китае - 10%, в ЕС - 8,3% [7].

Таблица 1

Место России в основных международных рейтингах развития цифровой

экономики

Индекс развития ИКТ

Годы 2010г. 2015г. 2016г. 2017г.

Рейтинг России (место) / число стран-участников 46 / 166 42 / 175 43 / 176 45 / 176

Значение индекса / наибольший индекс 5,57 / 8,64 6,79 / 8,78 6,91 / 8,80 7,07 / 8,98

Международный индекс цифровой экономики и общества, 2016г.

Россия 0,47

Страны ЕС-28 0,54

Наибольший индекс (Исландия) 0,66

Индекс цифровизации бизнеса, 2017г.

Рейтинг России (место) / число стран-участников 30 / 32

Значение индекса / наибольший индекс 28 / 50

Источник: составлено автором по данным [13]

Одним из самых динамично развивающихся направлений отечественной экономики является сектор информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Темпы его роста в два раза выше, чем темпы роста ВВП. Однако доля ИКТ в ВВП страны еще остается низкой - 2,7% (2017г.). Его доля в добавленной стоимости предпринимательского сектора - 3,4%, что в 1,6 раза меньше, чем в странах ОЭСР. От стран-лидеров (Корея, Швеция, Финляндия) Россия отстает по данному показателю в 2-3 раза. Объем экспорта товаров и услуг ИКТ в 2017 г. составил $6850 млн, что в 3,8 раза меньше объема импорта.

За последние пять лет объем цифровой экономики в России вырос чуть ли не в пять раз, достигнув в 2017г. 4,3 трлн. рублей. При этом доли рынков, связанных с Интернетом, выросли с 10% ВВП в 2012г. до 24% в 2017г., а количество занятых в Интернет-экономике россиян за этот период увеличилось более, чем в три раза и достигло 2,3 млн человек. Аудитория Рунета в 2017 году составила почти 88 млн. пользователей [1].

В целом по уровню развития цифровой экономики наша страна не входит в число стран-лидеров, но из года в год укрепляет свои позиции в международных рейтингах.

По оценке аналитической компании IDC, объем российского ИТ-рынка снижался с 2013 до 2017 года, однако далее заметен рост [2]. Общий объем российского рынка ИКТ оценивается в $12,13 млрд, из которых 72 % приходится на телекоммуникации. Среднегодовой рост инвестиций в ИТ в России считается равным 11 % в год [9].

Россия в последние четыре года не меняет позицию в рейтинге индекса готовности к сетевому обществу ВЭФ (NRI), оставшись и в 2018 году на 41 месте. Помехой для продвижения в рейтинге является слабая и ухудшающаяся нормативно-правовая база (индикатор «Политическая среда и регулирование», 88 место). В целом Россия получила в рейтинге 4,5 балла, а у лидеров - Сингапур, Финляндия - 6 баллов.

По уровню развития электронного правительства Россия продвинулась с 35-го в 2016 году на 32-е место в 2018 году и впервые вошла в группу стран с «очень высоким» индексом. По этому показателю изучались и 40 городов мира, первое место заняла Москва, за ней Кейптаун и Таллин.

Как отмечают эксперты, по уровню проникновения и использования информационных технологий Россия отстает от развитых стран на 5-8 лет [5]. Однако российская практика и опыт США, Китая подтверждает необходимость сильной государственной политики в области цифровизации.

Член-корреспондент РАН Иванов В.В. выражает озабоченность наличием у национальной программы цифровой экономики нескольких центров принятия решений и абсолютное игнорирование фундаментальной науки в лице РАН [6]. Именно государственная политика сделала Китай цифровой державой. Китай использует у себя практику трансфера технологий по схеме «импорт - ассимиляция - инновация». На долю Китая сегодня приходится треть общемирового экспорта товаров, связанных с ИКТ, а на долю России - лишь 0,1%.

В России предусмотрен ряд льгот для организаций с государственной аккредитацией, осуществляющих деятельность в области разработки программного обеспечения и работы с базами данных, а именно сниженные страховые взносы (не более 14% вместо 30%). По данным Минэкономразвития РФ, на 09.07.2018г. в реестре насчитывается 8610 ИТ-компаний. На наш взгляд, следовало добавить в этот реестр и отечественных производителей цифрового оборудования и освободить их от уплаты НДС.

Слабым звеном цифровизации отечественной экономики является зависимость от импортного аппаратного и программного обеспечения.

Российская цифровая программа акцентирована на двух базовых направлениях:

- формирование и развитие основных институтов, определяющих функционирование цифровой экономики (нормативно - правовое регулирование, кадры и их подготовка, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);

- развитие информационной инфраструктуры и информационной безопасности.

Россия имеет слабые позиции в цифровизации самого бизнеса. Это и понятно. Ведь состояние традиционной экономики полностью за-

дает параметры развития цифровой. Нецифровая экономика выступает своеобразным ограничителем цифровизации. Отмечаемый рост «цифровой экономики» обусловлен с цифровизацией государства, созданием новых фискальных систем [3].

Цифровизация в регионах имеет свои особенности. Как отмечают многие исследователи, цифровизация может привести к еще большему разрыву между развитыми и депрессивными регионами. Так, Чуб А.А. пишет, что на региональном уровне крайне неравномерно размещается инфраструктура инновационных предприятий, что усиливает дифференциацию в уровнях развития между развитыми территориями и депрессивными регионами [15].

Как отмечает профессор Лыгина Н.И., «цифровые технологии используются только для целей обеспечения конкурентоспособности отдельных отраслей и сфер деятельности, что не позволяет принимать обоснованные управленческие решения органам региональной власти в интересах стратегического развития территорий» [10]. Системной проблемой экономики нашей страны является сохранение значительного уровня межрегионального неравенства. Вопросы разрешения существующей нынче дилеммы регионального неравенства и эффективности цифрового развития субъектов РФ следует рассматривать в контексте создания и функционирования единого цифрового пространства в стране, которое должно определяться общностью рынков товаров и услуг, технологий и ресурсов, представленных в виде данных в цифровой форме.

В связи с тем, что цифровизация регионов имеет, в отличие от центра, другие темпы и другие приоритеты, Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) начал прием заявок региональных проектов на гранты от 15 млн руб. до 1 млрд руб. Гранты могут выиграть региональные предприятия для доработки и внедрения проектов на базе «сквозных» цифровых технологий.

Республика Дагестан - депрессивный регион. Доля цифровой отрасли здесь наименьшая - на связь и информационные технологии приходится лишь 2,1% ВРП, а в 2018 г. эта доля выросла на 0,1%. Ставится задача привлечения в регион крупных ИТ-компаний и создание новых рабочих мест. Сейчас в отрасли имеется всего 1500 рабочих мест, т.е. 0,15% от занятых в экономике республики. В среднем по России этот показатель составляет 1,4%.

В перечень пилотных умных городов России (а их всего 36) включен и г. Дербент. Как показывает опыт г. Сарова, цифровизация города дает на этапе внедрения экономию примерно 10% бюджета муниципалитета.

В части снятия излишних барьеров между гражданином и властью организован переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В этой сфере Республика Дагестан вышла в число регионов лидеров2. Всего за 2018 год гражданам оказано свыше 388,6 тыс. услуг (за 2017 г. - 147,2 тыс. услуг), общее количество обращений за услугами составило 770 тыс. Следующим витком развития услуг должно стать развитие цифровой грамотности населения.

2 Для сравнения, Ставропольский край находится в рейтинге субъектов России на 25 месте, остальные субъекты СКФО на 70-80-х местах.

Показатели использования ИКТ в организациях по состоянию на начало 2018 года приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели использования ИКТ в организациях, 2017 г.

Показатели РФ СКФО РД

Доля организаций, использовавших ИКТ, в % от числа обследованных организаций

персональные компьютеры 92,1 89,4 72,5

серверы 50,6 40,7 24,0

ЛВС 61,1 49,2 50,2

ГИС 89,7 86,2 68,5

Интернет 88,9 85,9 68,4

имеют веб-сайт 47,4 46,8 31,5

используют специальные программные средства 83,9 73,2 57,2

На 1000 рабочих мест приходится

персональные компьютеры 50 43 34

в т. ч. с доступом к сети Интернет 33 28 21

Источник: составлено автором по данным [12]

Как видно из таблицы 2, по показателям использования ИКТ организациями Северо-Кавказский федеральный округ не имеет существенного разрыва от аналогичных показателей в целом по стране. Однако Республика Дагестан существенно отстаёт по использованию ИКТ организациями как в целом по стране, так и по федеральному округу. В республике 17,5% обследованных организаций не имеют персональных компьютеров и 31,6% организаций не имеют доступа к сети Интернет. В целом по стране на 1000 рабочих мест приходится 50 персональных компьютеров, в СКФО - 43, а по Республике Дагестан лишь 34 компьютера, из которых 21 имеют доступ к сети Интернет. Из обследованных организаций, имеющих персональные компьютеры, лишь 57,2% используют в своей деятельности специальные программные средства, что в 1,5 раза меньше, чем по РФ и в 1,3 раза меньше, чем по СКФО.

Одним из показателей развития инфраструктуры цифровой экономики является уровень затрат на ИКТ относительно валового регионального продукта. Как видно из таблицы 3, в целом по стране уровень затрат на ИКТ относительно валового регионального продукта составляет лишь 2,1%. Две трети затрат ИКТ приходятся на такие регионы как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан и Ханта-Мансийский округ, а в других регионах ситуация крайне плачевная. Так в СКФО уровень затрат на ИКТ в пять раз меньше чем по стране, а в Республике Дагестан данный показатель в 14 раза меньше чем по стране или в 3,3 раз меньше, чем по СКФО. Структура затрат на ИКТ отражает степень и направления развития ИТ-сферы в тех или иных регионах. Как видно из таблицы 3, одна пятая часть затрат по РФ и СКФО приходится на расходы на приобретение персональных компьютеров и другой оргтехники, в то время как в Республике Дагестан 41,4% средств тратится на приобретение телекоммуникационного оборудования. В основном в республике по линии министерства информатизации начали создавать лишь стартовые условия развития цифровой экономики, чем и объясняется перекос по части затрат на приобретение телеком-муникационного оборудования.

Таблица 3

Затраты на ИКТ и их структура, 2017 г.

РФ СКФО РД

Затраты на ИКТ, млн. руб. 1487639 8832,7 905,9

в % к ВРП 2,1 0,49 0,15

доля затрат в общей сумме ИКТ, %

приобретение вычислительной техники 20,0 19,0 13,4

приобретение телекоммуникационного оборудования 10,9 16,1 41,4

приобретение программного обеспечения 18,9 16,1 16,5

оплата услуг электросвязи 17,6 27,7 19,6

оплата сторонних ИТ-услуг 25,3 16,7 8,0

Источник: составлено автором по данным [12]

Многие организации заключают договора на ИТ-сервис со специализированными ИТ-компаниями, чем объясняется тенденция роста доли затрат на оплату ИТ-услуг сторонним организациям и специалистам. В целом по стране более четверти затрат приходится именно на оплату ИТ услуг, оказанных сторонними организациями. По СКФО данный показатель в 1,5 раза ниже, чем по РФ, а в Республике Дагестан - в 2 раза ниже, чем по СКФО и занимает предпоследнее место среди субъектов округа (рейтинг замыкает Чеченская республика). Отсюда вывод - в республике организации располагают слабой инфра-структурой ИКТ, неразвита сеть специализированных организаций, оказывающих ИТ-услуги и низок объем оказываемых ИТ услуг сторонними организациями и квалифицированными специалистами.

Для цифровизации общества важная роль принадлежит и цифро-визации самого населения и домашних хозяйств. По данным таблицы 3, население республики и домашние хозяйства по уровню цифровизации ничуть не отстают от других регионов. Показатели цифровизации населения СКФО на несколько процентов ниже, чем по стране, по Республике Дагестан на столько же ниже, чем по СКФО. В общую картину не укладывается лишь показатель числа активных абонентов на 100 чел. с фиксированным широкополосным доступом к сети Интернет. Данный показатель в СКФО в 2,5 раза ниже, чем по РФ, а в Республике Дагестан в 3,5 раза ниже, чем по СКФО.

Цифровизация общества не может быть осуществлена без соответствующих кадров для цифровой экономики. Программа цифровиза-ции страны предусматривает подготовку к 2024 году 120 тыс. человек в год - выпускников ВУЗов по направлениям подготовки, связанным с ИКТ и 800 тыс. выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области ИТ на среднемировом уровне. При этом доля населения с цифровыми навыками должна составить не менее 40%.

Проблем в цифровизации образования накопилось слишком много. В школах просто не хватает учителей по информатике. Специалист с ИКТ-компетенциями не желает в школе преподавать информатику за мизерную зарплату. Отсюда слабые знания выпускников школ, а вузы с большим трудом осуществляют прием абитуриентов на направления подготовки, связанные с ИКТ.

Частичному решению проблем недостаточного уровня квалификации учителей информатики в области программирования и нехватки программистов базового уровня для развития цифровой экономики призвана программа «Яндекс.Лицей». Сейчас в 130 городах, в том числе и в Махачкале, функционирует программа «Яндекс.Лицей», направленная на существенное повышение качества обучения школьников 8-10 классов программированию (на языке Python) за счет использования специализированной учебной программы компании «Яндекс».

Создание современной цифровой образовательной среды должно начинаться с высших учебных заведений. Подготовке и переподготовке школьных учителей, овладению ими ИТ-компетенций следует придавать первостепенное значение [11].

Современной цифровой образовательной среде не хватают не только квалифицированных кадров, но и соответствующей технической базы. Компьютерная техника в учебных заведениях морально и физически изношена. Обучаемые владеют более мощными телефонами и гадже-тами, чем компьютеры в их классах.

Кардинально следует изменить подготовку ИТ-специалистов высшего и среднего образования. Сегодня цифровая экономика остро нуждается в таких профилях как «Архитектор предприятия», «Архитектор Интернет-вещей», «Биоинформатик», «Цифровой маркетолог» и т.д.

Наконец, без должного финансового обеспечения реализация Национальной программы цифровой экономики России неосуществима.

Государственная политика в области развития цифровой экономики нуждается в надлежащей системности и адресности. Необходимо создать государственный единый центр управления цифровизацией страны, придав ему широкие полномочия. Программные направления цифровой экономики должны постоянно подвергать тщательному системному анализу и корректироваться.

Для ИТ-компаний должны быть созданы максимальные налоговые льготы, вплоть до полного их освобождения от налогов. Следует понять, что это по большому счету не стимулирование ИТ-сферы, а вынужденная мера. Разработчики программного обеспечения могут работать экстерриториально или в любое время переехать в страну, где наилучшие условия. Система льгот позволит сохранить конкурентоспособность отрасли и утечку «мозгов».

Для развития цифровой экономики в регионах следует разработать механизм отбора и поддержки, в том числе финансовой, лучших региональных цифровых проектов. На федеральном уровне следует формировать реестр лучших кейсов и тиражировать их в другие регионы с учетом местной специфики. Деятельность региональных властей следует оценивать и по индикаторам развития цифровой экономики в регионе.

Список литературы:

1. Анопченко, Т.Ю., Лазарева, Е.И., Лозовицкая, Д.С., Мурзин, А.Д. Анализ ключевых параметров устойчивого инновационного развития региона в условиях цифровизации экономики // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2019. - № 1 (104). - С. 7-12.

2. Гореткина, Е. IDC: российский ИТ-рынок возрождается // Издание itWeek // URL: https://www.itweek.ru/business/article/detail.php?ID=200362 (дата обращения 06. 12. 2019)

3. Демура, Н.А., Ярмоленко, Л.И., Кажанова, Е.Ю. Цифровизация как необходимое условие экономического развития России и регионов // Экономика устойчивого развития. - 2019. - № 2 (38). - С. 126-130.

4. Дьяченко, О.В. Дефиниция категории «цифровая экономика» в зарубежной и отечественной экономической науке // Экономическое возрождение России. - 2019. - № 1 (59). - С. 86-98.

5. Зиброва, Н.М., Симонян, Л.Г. К вопросу о формировании цифровой экономики в России // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 1. - С. 86-90.

6. Иванов, В.В., Малинецкий, Г.Г. Цифровая экономика: от теории к практике // Инновации. - 2017. - № 12 (230). - С. 3-12.

7. Камынина, Н.Р. Актуальные вопросы цифровизации экономики Российской Федерации // Экономические науки. - 2019. - № 170. - С. 29-32.

8. Крамин, Т.В., Климанова, А.Р. Развитие цифровой инфраструктуры в регионах России // Terra Economicus. - 2019. - Т. 17. - № 2. - С. 60-76.

9. Линькова, Н.В., Козлова, Е.И. Образование и развитие кадров как один из инструментов выполнения программы «Цифровая экономика» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.

- 2019. - № 1 (35). - С. 214-219.

10.Лыгина, Н.И. Цифровая трансформация социально-экономической деятельности региона // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2019. - № 9. - С. 21-25.

11.Магомедов, А.М. Проблемы и тенденции развития цифрового образования // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 134-142.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 1162 с.

13. Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 96 с.

14.Четвертая промышленная революция: перевод с английского / Клаус Шваб. - М.: Издательство «Э», 2017. - 208 с., с илл. (с предисловием Германа Грефа) [Электронный ресурс] // Официальный портал ИС РАН. 2017. - 6 с. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4972

15. Чуб, А.А. Использование процессов цифровизации в целях развития российских регионов // Теоретическая экономика. - 2019. - № 2 (50). - С. 58-61.

16.WEF (2018a). Digital Transformation Initiative. Unlocking $100 Trillion for Business and Society from Digital Transformation. Executive summary. P. 12 URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/wp-content/ blogs.dir/ 94/mp/files/pages/files/dti-executive-summary-20180510.pdf (дата обращения: 30.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.