Научная статья на тему 'Развитие идеи дифференциации в отечественном образовании в 20-30-ые годы хх века'

Развитие идеи дифференциации в отечественном образовании в 20-30-ые годы хх века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ / РАЗВИТИЕ ИДЕИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ / ИДЕЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ТРУДАХ П. Ф. КАПТЕРЕВА / Н. В. ЧЕХОВА / С. Т. ШАЦКОГО / П. П. БЛОНСКОГО / IDEA OF DIFFERENTIATION / DEVELOPMENT OF THE IDEA OF DIFFERENTIATION / IDEA OF DIFFERENTIATION IN THE WORKS OF P. F. KAPTEREV / N. V. CHEKHOV / S. T. SHATSKY AND P. P. BLONSKY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Нелли Владимировна, Асамбаева Любовь Александровна

В статье определяется идея дифференциации в педагогике как система, которая имеет взаимосвязанные элементы (учет индивидуально-типологических особенностей личности, группирование учащихся, различное построение процессов обучения и воспитания в выделенных группах). Выявлены особенности развития идеи дифференциации в 20-30-ые гг. ХХ в. на основе анализа печатных и архивных источников указанного периода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors have studied the idea of differentiation as a system which has its own interconnected elements. The relevance of the research is determined by the modern pedagogical reality requirement to the idea of differentiation and by the absence of the generalized knowledge about the experience of the differentiation in 20-30-es of the XX century. The peculiarities of ideas of differentiation of this period are distinguished on the base on the analysis of printed and archival sources

Текст научной работы на тему «Развитие идеи дифференциации в отечественном образовании в 20-30-ые годы хх века»

Асамбаева Л. А. (г. Санкт-Петербург) Седова Н. В. (г. Санкт-Петербург) РАЗВИТИЕ ИДЕИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В 20-30-ЫЕ ГОДЫ ХХ ВЕКА

DEVELOPMENT OF THE IDEA OF DIFFERENTIATION IN RUSSIAN EDUCATION IN 20-30-ES OF THE XX CENTURY

В статье определяется идея дифференциации в педагогике как система, которая имеет взаимосвязанные элементы (учет индивидуально-типологических особенностей личности, группирование учащихся, различное построение процессов обучения и воспитания в выделенных группах). Выявлены особенности развития идеи дифференциации в 20-30-ые гг. ХХ в. на основе анализа печатных и архивных источников указанного периода

Ключевые слова: Идея дифференциации, развитие идеи дифференциации, идея дифференциации в трудах П. Ф. Каптерева, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского

The authors have studied the idea of differentiation as a system which has its own interconnected elements. The relevance of the research is determined by the modern pedagogical reality requirement to the idea of differentiation and by the absence of the generalized knowledge about the experience of the differentiation in 20-30-es of the XX century. The peculiarities of ideas of differentiation of this period are distinguished on the base on the analysis of printed and archival sources

Keywords: idea of differentiation, development of the idea of differentiation, idea of differentiation in the works of P. F. Kapterev, N. V. Chekhov, S. T. Shatsky and P. P. Blonsky

В статье рассматриваются особенности применения идеи дифференциации в 20-30-ые гг. ХХ в. Хронологические рамки исследования обусловлены социальными и политическими условиями данного периода. До революции 1917 г. идея дифференциации в большинстве случаев выражалась в предоставлении приоритетного права поступления в учебные заведения определенным слоям населения. Существовали учебные заведения для детей дворян, духовенства и служащих. Идея дифференциации по интересам и по способностям не была широко распространена в педагогической практике того времени. Однако идея дифференциации по интересам прослеживается в трудах П. Ф. Каптерева 1915 г. [2].

Смена власти в 1917 г. ХХ в. повлекла за собой изменения во внутренней политике, что отразилось, в первую очередь, на целях, которые государство ставило перед образованием. Для развития промышленности, экономики и сельского хозяйства требовались специалисты, обученные в короткие сроки и солидарные с идеями советской власти. Нар-

компрос поощрял создание экспериментальных школ, в которых апробировались новые формы и методы обучения и воспитания. Среди них большое внимание уделялось идее дифференциации. Наиболее часто применялась дифференциация по интересам, по уровню знаний и профильная дифференциация.

Нижней границей исследования является 1917 г., так как именно с этого момента началось широкое применение идеи дифференциации в практике опытно-показательных учебных заведений, а также поиск новых путей ее осуществления в трудах советских ученых.

В первой половине 30-х гг. прошлого века продолжалась апробация новых форм и методов обучения, появились новые виды школ для рабочих. Но в постановлении ЦК ВКП (б] «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г. был опубликован запрет на создание специальных учреждений для трудновоспитуемых и одаренных детей, а также на использование методов педологии, направленных на изучение личности ребенка. С этого момента про-

исходило постепенное сокращение количества экспериментов в области образования, использования дифференцированного и индивидуального подходов.

В 40-ые гг. произошел окончательный отказ от экспериментов в системе образования, были возвращены классно-урочная и предметная системы, индивидуальный и дифференцированный подход был заменен единой коллективной работой.

В рамках современной гуманизации школы развитие личности учащегося становится приоритетной целью образования. Одним из способов достижения этой цели является осуществление идеи дифференциации. Проведенный анализ источников не выявил исследований, которые обобщают опыт дифференциации, накопленный советскими учеными в 20-ые - 30-ые гг. ХХ в., поэтому мы поставили цель: показать истоки развития идеи дифференциации, выявить и обобщить опыт осуществления идеи на базе исторических источников в указанный период. Полученные данные могут быть использованы в процессе преподавания курса «История педагогики».

Исследование строилось на основе системного подхода, который позволил раскрыть сущность понятий «дифференциация», «идея дифференциации» и «развитие идеи дифференциации», рассмотреть дифференциацию как систему, выявить существовавшие в изучаемый период виды дифференциации обучения и их классификации, определить виды и формы реализации дифференциации, характерные для советских школ в 20-30-ые гг. ХХ в.

Для выявления сущности идеи дифференциации были отобраны три группы источников:

1. нормативно-правовые акты («Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г.». - М., 1919, с. 5-14.];

2. труды ученых, которые внесли существенный вклад в развитие идеи дифференциации в 20-30-ые гг. ХХ в. (П. Ф. Каптерев, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский);

3. труды ученых, занимавшихся определением понятия дифференциация и выявлением его места в педагогической теории (И. Э. Унт, И. М. Осмоловская, Е. С. Полат, И. С. Якиманская).

При анализе сущности идеи дифференциации особое внимание обращали - на

трактовку понятий «дифференциация», «идея дифференциации», «развитие идеи дифференциации». Теоретическую основу исследования составляет концепция И. Э. Унт, которая рассматривает дифференциацию как способ реализации индивидуализированного подхода. Исходя из данных ею определений «дифференциации» и «индивидуализации», можем утверждать, что если индивидуализация - это «учет в процессах обучения и воспитания индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» [4, с.17], то дифференциация - это учет индивидуальных особенностей учащихся, но в той форме, когда учащиеся группируются на каком-либо основании для отдельного обучения.

В результате изучения литературы по проблеме, пришли к выводу, что существует одна идея дифференциации, которая выражается в различных формах и способах. Этот вывод основывается на положении В. И. Загвя-зинского: «Идея в педагогике, да и в социальном развитии вообще, понимается как мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое (потребное будущее)...» [1, с.14]. Таким образом, можем трактовать идею как мысль о необходимости разделения учащихся на группы для учета их индивидуальных особенностей. Развитие идеи проявляется в новых способах ее реализации.

С помощью терминологического анализа был выстроен понятийный ряд исследования: дифференциация - идея дифференциации - развитие идеи дифференциации, и показано, что в педагогической науке понятие «дифференциация» означает разделение учащихся на группы на основании какого-либо общего свойства с единой заданной целью. Данное понятие может употребляться для характеристики процессов обучения, воспитания и образования в целом.

С помощью понятийного анализа определений дифференциации обучения были вычленены основные элементы этого явления: учет индивидуально-типологических особенностей личности, группирование учащихся, различное построение процессов обучения и воспитания в выделенных группах. В 20-ые -30-ые гг. ХХ в. термин «дифференциация» не использовался в советской педагогической

науке, но по наличию этих элементов можем констатировать применение идеи дифференциации в педагогической практике.

С помощью генетического анализа мы исследовали происхождение идеи дифференциации и обнаружили, что явление дифференциации в отечественной педагогике впервые было описано в трудах П. Ф. Каптерева. В 1915 г. он писал о необходимости учитывать способности учащихся при распределении их по классам и предлагал организовать в школе «предметные классы»: «В школу приходят дети, имеющие неравномерные знания по разным учебным предметам.... Помещать их в какой-либо один класс невозможно, каждый учащийся применительно к количеству и качеству своих знаний должен учиться в различных классах.. При таком порядке нынешние классы должны преобразоваться, исчезнуть и замениться предметными классами» [2, с.56]. В книге «Дидактические очерки» П. Ф. Каптерев говорил о необходимости учитывать особенности женского и мужского организмов при планировании обучения, при выборе его содержания и форм: «Учебный женский курс должен быть реального характера. В сознании женщины реальная окружающая среда и человеческая личность занимают такое видное, господствующее положение, что правильный учебный курс может быть построен только на этих основах. Женский учебный курс должен быть энциклопедичнее мужского. Не нужно бояться вводить в женский учебный курс, в дополнение к основным предметам, вспомогательные, связанные с основными» [2, с. 74]. Эти идеи прослеживаются и в послереволюционных трудах П. Ф. Кап-терева.

Мы рассмотрели понятие «идея» как предположение о наиболее эффективных способах достижения педагогических целей. Замысел воплощает идею (пока мысленно] в конкретных способах деятельности, методах, приемах. Важнейшими характеристиками педагогической идеи являются ее актуальность и новизна. Необходимо отметить, что педагогическая идея зачастую является отражением существующей педагогической действительности и потребностей общества.

Исходя из этих понятий, определили идею дифференциации как предположение о необходимости учета индивидуально типологических особенностей учащихся в форме группирования этих учащихся на основе на-

личия одного или нескольких общих качеств с целью адаптации процесса обучения к их потребностям.

Тогда развитие идеи дифференциации -это качественное поступательное изменение идеи о необходимости дифференциации учащихся в процессах обучения и воспитания. Под изменением идеи понимаем появление новых способов и видов дифференциации.

Были выявлены следующие элементы дифференциации: индивидуально-типологические особенности личности, группирование учащихся и различное построение процессов обучения и воспитания в выделенных группах. В исследовании с помощью структурного анализа системы описаны направления и виды дифференциации, установлена связь между направлениями, видами и элементами дифференциации, т.е., представлено строение дифференциации как системы.

Соотношение понятий «дифференциация» и «индивидуализация» помогло осознать связь и место дифференциации с близкими ему по смыслу явлениями и определить, что дифференциация является частью системы индивидуализации.

В 20-30-ые гг. ХХ в. явление дифференциации обучения исследовалось Н. В. Чеховым (1923], который описал возможные типы советской школы (индустриальный и сельскохозяйственный] и пути ее развития. «Школы могут группироваться по числу отделений на школы без параллелей и с параллельными отделениями, на школы различных уклонов - индустриальные, сельскохозяйственные и иные, и, наконец, на школы для нормальных детей, которые составляют главную массу учащихся, и на школы для детей, отступающих от нормы в сторону значительного понижения или повышения их одаренности» [5, с. 110]. Н. В. Чехов считал, что единая трудовая школа должна разделяться на типы в зависимости от ее местоположения. «Главною педагогическою задачею является приспособление школьных планов к господствующей в данной местности форме производства с сохранением, однако, единства общеобразовательных и воспитательных задач школы» [5, с. 116].

Школе с сельскохозяйственным уклоном следует опираться на богатый запас знаний и опыта детей в этой области, имеющийся у них в силу того, что они с ранних лет принимают участие в работах своих се-

мей, и что вся эта работа проходит у них на глазах.

Автор отмечал, что построение обучения в школе с индустриальным уклоном сталкивается с определенными трудностями. «Индустриальный труд при всей своей поучительности представляет для своего понимания детьми первой ступени очень большие трудности. Кроме того, работа родителей, занятых в таком производстве, проходит вне круга непосредственных наблюдений детей. Вот почему задача школы в промышленном районе в течение первых двух лет обучения помочь предварительному накоплению материала путем экскурсий в места работы их родителей» [5, с. 117].

Третий промежуточный тип школ автор определил как кустарно-ремесленный. Этот тип школы, по мнению Н. В. Чехова, будет иметь большое значение не только в городах со слабо развитой промышленностью, но и в больших промышленных центрах, где не каждая школа сможет наладить связь, необходимую для индустриального уклона, с тем или иным промышленным предприятием. Автор прогнозировал, что с развитием отраслей промышленности, торговли и науки будут появляться новые школьные уклоны.

Для раскрытия особенностей применения идеи дифференциации в педагогической практике в 20-30-ые гг. прошлого века ХХ в. мы обратились к трудам С. Т. Шацкого и П. П. Блонского. Первое практическое применение дифференцированного обучения и воспитания произошло в школе-колонии «Бодрая жизнь» под руководством С. Т. Шацкого и в школе-студии под руководством П. П. Блон-ского. Созданные ими авторские концепции и различные образовательные учреждения показали возможности дифференциации для развития учащихся (учет особенностей учащихся, их интересов и имеющегося уровня знаний при построении обучения, сокращение сроков обучения, что способствует повышению мотивации к обучению).

Анализ теоретического развития идеи дифференциации и опыта ее применения в практической деятельности выявил необходимость изучения нормативно-правовых документов, принятых в сфере образования в 20-30-ые гг. ХХ в. Идея дифференциации обучения отразилась в первых документах, принятых Государственной комиссией по просвещению и определивших становление и разви-

тие системы народного образования. В декларации «Основные принципы единой трудовой школы» 1918 г. подчеркивалось, что деление учащихся на подгруппы возможно с 14-летнего возраста, но с обязательным условием наличия основных учебных предметов во всех группах. Эту точку зрения поддерживал первый нарком просвещения А. В. Луначарский, который писал: «Мы считаем возможным, и даже рекомендовали, чтобы старшие классы II ступени имели разделение на 2-3 факультета, чтобы подростки сообразно своим наклонностям могли избрать ту или иную специальность» [3, с. 23].

В результате анализа представленных источников были сделаны следующие выводы:

1. Идея дифференциации обучения и воспитания - это предположение о необходимости группирования учащихся на основе наличия у них одного или нескольких общих качеств для учета их индивидуально типологических особенностей в процессах обучения и воспитания. Реализация данной идеи осуществляется с целью создания наиболее подходящих условий для развития способностей учащихся.

2. Идея дифференциации как философское понятие нашла отражение в трудах Платона, Аристотеля, В.И.Ленина, В.И. Загвязин-ского. Существует множество форм (таких как объединение учащихся по классам, группам, «кустам», организация разноуровневого обучения в рамках одного класса) и видов ее реализации на практике (дифференциация по уровню подготовленности, по интересам, по способностям, классовая дифференциация, гендерная дифференциация, профильная дифференциация).

3. В 20-ые гг. прошлого века идея дифференциации широко применялась на практике, но сам термин «дифференциация» не использовался. Гендерная и классовая дифференциация, дифференциация по уровню подготовленности применялась преимущественно в военных учебных заведениях. Дифференциация по интересам осуществлялась в школах-коммунах и в сельских школах. Дифференциация по способностям и профильная дифференциация осуществлялись в большинстве профессиональных школ.

4. Развитие идеи дифференциации выражается в появлении новых видов и форм ее осуществления, в первую очередь группи-

рование учащихся в бригады для осуществления профильной дифференциации, применение разноуровневого обучения в рамках одного класса или группы.

5. В советской образовательной системе на ступени среднего общего и высшего профессионального образования существовали все виды и направления дифференциации. Мы выделили следующие направления дифференциации: дифференциация обучения, воспитания и образования. Дифференциация обучения предполагает распределение учащихся по группам и различную организацию процесса обучения в выделенных группах. Дифференциация воспитания представляет собой распределение

воспитанников по группам на основании выявленного у них общего личностного качества с целью подбора наиболее эффективных средств и методов воспитания. Дифференциация образования выражается в ориентации системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей общества. Подобная ориентация влечет за собой разветвленную сеть учебных заведений.

Дальнейшее исследование практического и теоретического развития идеи дифференциации в 20-30-ые гг. ХХ в. может внести вклад в применение дифференцированного подхода в современной педагогической деятельности.

Литература

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

2. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. - 2-е изд. - Пг.: «Земля», 1915. - 440 с.

3. «Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г.» - М., 1919, с. 5-14.

4. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: - Педагогика, 1990.-192 с.

5. Чехов Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии. - М.: Т-во «Мир», 1923, 149 с.

->-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.