Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И РЕГЕНЕРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МАЛОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ТУТАЕВА'

РАЗВИТИЕ И РЕГЕНЕРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МАЛОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ТУТАЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / РЕГЕНЕРАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тихова Наталья Дмитриевна

В статье освещена тема развития и регенерации застройки. Приведён ретроспективный анализ г. Тутаева и выявлены современные проблемы исторического центра малого города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тихова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND REGENERATION OF THE HISTORICAL CENTER OF A SMALL TOWN ON THE EXAMPLE OF TUTAEV

The article highlights the topic of development and regeneration of buildings. A retrospective analysis of Tutaev is given and modern problems of the historical center of a small town are identified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И РЕГЕНЕРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА МАЛОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ТУТАЕВА»

включенный в перечень исторических поселений РФ. Исторически он разделен Волгой на две части -Романовскую и Борисоглебскую.

В начале XIII века беженцами из разоренного Ярославля было основано поселение Борисоглебская Весь. Романов был возведен, как типичный для древнеславянских поселений город-крепость, в 1238 году. Позже был построен посад с жилыми и хозяйственными постройками, образуя центр города. Главными планировочными направлениями были взвозы около собора, Казанской церкви и дорога на Пошехонье. Подчиняясь сложившемуся рельефу и расположению дорог была сформирована дорегулярная структура старого города.

С середины XVII в. после многократных разрушений начинается восстановление города. Пространственная ориентация исторических улиц на архитектурные акценты, говорит о формировании композиционной структуры уже во второй половине XVII в.

В 1784 году были утверждены проектные планы регулирования застройки. В начале XIX в. начался процесс реализации откорректированного варианта регулярного плана города. Появились зоны плотной капитальной застройки в центре города, зоны купеческих особняков и зоны деревянной застройки слободского типа. В жилой зоне стала развиваться торговля. В 1822 г. два города на берегу Волги объединили в один - Романов-Борисоглебск. В 1918 г. было принято решение о переименовании города в Тутаев.

В начале XX века началось территориальное развитие города в связи появлением крупных промышленных предприятий, что способствовало застройке пустующих территорий современными зданиями. Несмотря на это, общий композиционный строй романовской стороны г. Тутаев сохранился. На данный момент на территории города находится около 229 памятников истории и культуры, состоящих на государственной охране.

На данном этапе развития малый город сталкивается с большими трудностями, снижающими его устойчивость в социальном, экономическом и экологическом аспектах. [1, с.2] Наблюдается резкий контраст между районами нового строительства и историческим центром. Современная застройка искажает силуэт города, нарушая целостный архитектурный облик. Ценная историческая застройка разрушается. Современный город не справляется с укрупненной сеткой регулярного плана, в связи с чем внутри исторических кварталов образуются пустующие территории. Происходит утрата идентичности городской среды, в связи с изменением принципов застройки. Первопричина этих проблем заключается в том, что традиционная модель развития малого города не может адаптироваться к требованиям новой эпохи и нуждается в срочной трансформации. [1, с.8]

На основе проведенного анализа можно выделить основные положения для регенерации исторического центра малого города.

Регенерация застройки малого города должна охватывать не только его историческое ядро, но и окружающие кварталы. Новое строительство необходимо проводить совместно с реконструкцией зданий, развитием инженерных сетей и работами по благоустройству.

Необходимо учитывать тенденцию вытеснения жилья, общественной и туристической функцией. Важно сохранять в центральных кварталах существующее функциональное назначение зданий.

Использование типовых проектов при реконструкции должно быть ограничено пропорциональным соотношением новой и исторической застройки. Следует исключать из исторической части города дисгармоничные элементы малых форм, флагштоки, стенды и плакаты.

При регенерации исторического центра важно учитывать идентичность малого города -существующие морфотипы застройки и архитектурные решения.

Библиографический список:

1. Машковский В. В. Современные пути развития малых исторических городов // 2021. №1 (3). С. 48. URL: https ://scilead. ru/article/5 3 -sovremennie-puti-razvitiya-malikh-istoricheskik

2. Щенков А. С. Реконструкция исторических городов / А. С. Щенков. - М.: Памятники исторической мысли. 2013. - 420 с.

3. Шубенков М.В. Малый город: поиск стратегии выживания / М.В. Шубенков, А.И. Царев // Academia. Архитектура и строительство. - 2014. - № 2. - С. 63 - 68.

© Н.Д. Тихова, 2022

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022

7

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ян Пинпин

Санкт-Петербургский государственный университет

аспирант Россия, Санкт-Петербург Yang Pingping St Petersburg State University postgraduate Russia, St. Petersburg

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF TRADITIONAL FOLK ART IN MODERN DESIGN OF

LIGHT INDUSTRY FACILITIES

Аннотация. В статье рассматривается применение элементов народного искусства в процессе проектирования изделий легкой промышленности, влияние традиционных промыслов на современный дизайн. Проведен анализ популярности «русского» стиля в работе иностранных дизайнеров и производителей одежды, иных изделий легкой промышленности, влияния народных мотивов на современную массовую культуру, опыта сотрудничества мастеров с разработчиками предметов современного дизайна.

Annotation. The article discusses the use of elements of folk art in the process of designing light industry products, the influence of traditional crafts on modern design. The analysis of the popularity of the "Russian" style in the work of foreign designers and manufacturers of clothing, other light industry products, the influence of folk motifs on modern mass culture, the experience of cooperation between craftsmen and developers of modern design items.

Ключевые слова: традиционное народное искусство, современное дизайн-проектирование, художественные промыслы, костюм, народное искусство, легкая промышленность.

Key words: traditional folk art, modern design, crafts, costume, folk art, light industry.

Современная легкая промышленность отличается массовостью, отсутствием индивидуализации, серийностью производства, что приводит к стандартизации облика современного человека, его усредненности. Вместе с тем присутствует спрос на уникальные обычные изделия, позволяющие выделиться и привлечь внимание, поэтому обращение к традиционному народному искусству в качестве одного из источников вдохновения при проектировании объектов легкой промышленности стало закономерным фактом. Идея применения традиционных мотивов не нова. Ее активно использовали со второй половины ХХ века. Занимаясь проектированием одежды, предметов быта, дизайнеры активно использовали цветовые сочетания, орнамент, форму и крой, что привело к выделению и последующей популяризации традиционных, фольклорных, этнических стилей. Их выбирали за многообразие форм, функциональность, богатство художественного оформления. Ежегодно дизайнеры, работающие в сфере легкой промышленности, возвращаются к традиционным образам, этнической теме, ища в них новые идеи и вдохновение.

В.Ф. Максимович говорит о том, что присутствует потребность в разграничении понятий «народные художественные промыслы», к которым относят традиционные занятия, такие, как роспись матрешек, плетение из лозы и прочее, и «традиционные художественные промыслы». В первом случае потребность в получении профильного образования отсутствует, а во второй ситуации оно играет обязательную роль, выступает одним из условий для возрождения традиций и их последующего внедрения в функционирование современной легкой промышленности [6].

Народные мотивы, их самобытность и многообразие давно перестали быть свойственны определенному месту бытования и перестали выполнять функцию архаичного образа, культурной нормы. Они нашли отражение в авторских проектах в различных сферах дизайна, а благодаря деятельности легкой промышленности получили массовое распространение, став объектом массовой культуры. Легкие для восприятия образы вызвали огромный интерес, а яркость красок и уникальность форм привела к началу активного использования таких изделий, тиражируемость и серийность которых обеспечила легкая промышленность, предоставив возможность для потребления осовременненых предметов традиционного народного искусства широкому кругу людей.

Если рассматривать текущую ситуацию, то можно сделать вывод о том, что традиционное народное искусство активно применяют в современном дизайн-проектировании объектов легкой промышленности, однако его потенциал полностью не реализован, и присутствуют возможности для более широкого распространения подобных объектов. В последние годы потребители обращаются к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.