сохранению и изучению памятников истории и культуры нашей и других стран» [1, 5].
Литература
1. Архив ХПМИ. Материалы, подготовленные в Художественно-педагогическом Музее Игрушки для комиссии по проверке деятельности музея. Опись 5, № 1. - Сергиев Посад, 1990. - 5 с.
2. Бенуа А. Игрушки // Аполлон, № 2, 1912. - 106 с.
3. Можаева Е.М. Докладная записка зав. музеем игрушки на имя Вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Маркушевича А.И. Научный архив ХПМИ. Опись 2, № 71. - Загорск, 1954. - 6 с.
4. Можаева Е.М. Докладная записка заместителю Президента Академии Педагогических Наук РСФСР от заведующей Музеем Игрушки. Научный архив ХПМИ. Опись 2, № 16. - Загорск, 1956. - с. 23,25,27.
5. Можаева Е.М. Докладная записка председателю Президиума Всекопромсовета от заведующей Музеем Игрушки. Материалы по истории Музея Игрушки. Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 2. - Загорск. 1936. - 5 с.
6. Перевезенцева Т.Г. Текст буклета «Николай Дмитриевич Бартрам» (к 100-летию со дня рождения). Научный архив ХПМИ. Опись 4, № 26. -Загорск, 1973. - 9 с.
Пути совершенствования системы подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства
Шульгина А.А., преподаватель Омского филиала «Высшей школы народных искусств (академия)»,
Shulgina А.А., teacher of the Omsk branch of the "Higher School of Folk Arts (academy) "
e-mail: [email protected], 89136264855
Особенности преподавания дисциплины «Пластическая анатомия» в системе подготовки специалистов художественных специальностей среднего профессионального образования Peculiarities of teaching the discipline «Plastic anatomy» in the system of training specialists in art specialties of secondary vocational education
Аннотация. Представленная статья является сравнительной характеристикой учебных программ и особенностей преподавания пластической анатомии. В статье раскрыты особенности реализации учебных программ для специальностей, 54.02.03 «Художественное оформление изделий текстильной и лёгкой промышленности», 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам), 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям), 54.02.05 «Живопись (по видам)».
Ключевые слова: пластическая анатомия, раздел, учебная дисциплина, программа учебной дисциплины.
Abstract. The presented article is a comparative characteristic of educational programs and features of the teaching of plastic anatomy. The article reveals the peculiarities of the implementation of curricula for specialties, 54.02.03 «Art decoration of textile and light industry products», 54.02.02 «Decorative and applied arts and crafts» (by types), 54.02.01 «Design» (by industry), 54.02.05 «Painting (by types) ».
Keywords: plastic anatomy, section, academic discipline, curriculum discipline program.
Изучение учебной дисциплины «Пластическая анатомия» предусмотрено образовательными стандартами, дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл. Как и учебные дисциплины «Перспектива» и «Цветоведение» «Пластическая анатомия» является вспомогательной для рисунка, живописи и творческих модулей.
Цель «Пластической анатомии» - обучение студентов правдивому изображению человека и животных. Занятия пластической анатомии предшествую изображению человека на занятиях рисунка и живописи. Н пластической анатомии студенты приобретают первоначальные умения в изображении человека.
Дисциплина «Пластическая анатомия» изучается студентами всех художественных специальностей, но в программах имеются важные различия. Так, на специальностях «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» - анатомия, как теоретический курс, включает 28-30 часов лекций [1, 3]. Натурные задания по рисованию фигуры человека отсутствуют. Для этих специальностей стандартом предусмотрено
изучение фигуры человека в меньшем объёме, чем на специальностях «Художественное оформление изделий текстильной и лёгкой промышленности» [5] и «Живопись (по видам)» [4]. Теоретический курс, включает: изучение пропорций человека, строение его скелета, особенности построения каждого отдела скелета и опорных точек; форму, расположение и функции мышц человеческого тела; изучение особенностей построения человека в движении (понятия: равновесие и центр тяжести), строения скелета животных.
Для специальностей «Художественное оформление изделий текстильной и лёгкой промышленности» [5] и «Живопись (по видам)» [4] предусмотрен более объёмный курс пластической анатомии, рассчитанный на два семестра и включающий максимальную нагрузку 126 часов для специальности «Художественное
Рис скелета
. i. Анагомическая зарисовка 0ф0рМление изделий текстильной и лёгкой
промышленности» и 129 часов для специальности «Живопись (по видам)». Теоретический курс на этих специальностях дополнен практическими занятиями, которые включают: выполнение анатомических зарисовок черепа человека; анатомической модели головы человека - экорше; выполнение зарисовки схемы анатомического строения мышечной системы шеи человека; выполнение анатомической зарисовки костной основы фигуры человека (рисунок 1); выполнение анатомических зарисовок скелета верхней конечности человека; выполнение зарисовки кисти верхней
конечности человека; выполнение „ „
Рис. 2. Зарисовка
анатомических зарисовок скелета гипсовых слепков кисти и нижней конечности человека; стопы выполнение зарисовки стопы нижней конечности человека (рисунок 2).
На специальности «Художественное оформление изделий текстильной и лёгкой промышленности» к этим заданиям добавляются натурные зарисовки портрета и фигуры человека (рисунок 3).
На этой специальности в пятом и шестом семестре дисциплина «Рисунок и художественная графика» [6] подразумевает изображение орнаментов в графических редакторах, по этому, часы на изучение человека отведены на пластическую анатомию.
Учебная дисциплина «Пластическая анатомия» в системе подготовки специалистов художественных специальностей среднего профессионального образования занимает важное место общепрофессиональной дисциплины.
Литература
1. Пластическая анатомия. - М.: ООО Астрель, 2003. - 314 с.
2. Петренко А.Н. Программа учебной дисциплины «Пластическая анатомия» для специальности 540201 «Дизайн» / Омский филиал ВШНИ -2018.
3. Петренко А.Н. Программа учебной дисциплины «Пластическая анатомия» для специальности 540202 «Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы» / Омский филиал ВШНИ - 2018.
4. Петренко А.Н. Программа учебной дисциплины «Пластическая анатомия» для специальности 540205 «Живопись» / Омский филиал ВШНИ -2018.
5. Петренко А.Н. Программа учебной дисциплины «Основы пластической анатомии» для специальности: 54.02.03 «Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности» / Омский филиал ВШНИ - 2018.
Рис. 3 Зарисовка портрета
6. Кожеуров А.И. Программа профессионального модуля «Разработка изделий текстильной и лёгкой промышленности с применением современных способов художественного оформления» для специальности 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности / Омский филиал ВШНИ - 2018.
Пресняков М.А., преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (академия), член Союза художников России, член-корреспондент Академии народного искусства России
Presnyakov M.A., teacher of the natural sciences and professional disciplines with Ryazan branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), the member of the Russian Union ofArtists, Corresponding Member of the Academy of Folk Art of Russia.
Тема и образ народных художественных промыслов в декоративных переработках по живописи и рисунку Importance of the topic theme and artistic form «articles of folk art crafts» in decorative processing of painting images and drawings
Аннотация. В статье рассматриваются важность темы «Натюрморт из изделий народных художественных промыслов», его образные особенности и решаемые учебные задачи дисциплин профессионального цикла.
Ключевые слова: натюрморт из изделий народных художественных промыслов, образ, художественный образ, образный строй, орнамент, ритм, знак, рисунок, живопись, декоративная переработка.
Abstract. In the article the importance of the theme "Still-life from the products of folk art crafts", its figurative features and solved with its help the teaching tasks of disciplines of the professional cycle are considered.
Keywords: still-life from products of folk art crafts, image, artistic image, image structure, ornament, rhythm, sign, drawing, painting, decorative processing.
«Комплексы средств декоративности» в традиционном декоративно-прикладном искусстве представляют большой интерес как для изучения, так и для образного их постижения. Каждое стилевое направление народного искусства представляет собой особое сочетание орнаментальности, переплетения ритмов и знаковости при той или иной мере сохранения прототипов декоративных изображений [5, с. 1], что характерно не только для русского прикладного искусства. Если вспомнить статью Н.Г. Кузнецова, то следует иметь в виду и уделять внимание тому, что именно можно понимать под «достоверностью» - тех или иных узнаваемых качеств изображаемых объектов в их «знаковости». Конечно, большую роль при формировании того или иного стилевого направления играет не только использование выбранных технологических приёмов, но и изобразительное подражание таким приёмам, в котором образно-ритмические качества начинают играть существенную или даже преобладающую роль - знаки или