Научная статья на тему 'Развитие и процветание крымской эмбриологической школы на основе научного поиска и таланта ее основателей и последователей (80 лет активной работы и достижений)'

Развитие и процветание крымской эмбриологической школы на основе научного поиска и таланта ее основателей и последователей (80 лет активной работы и достижений) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КРЫМСКАЯ ШКОЛА ЭМБРИОЛОГИИ / ПЛОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалова Е.Ю., Королев В.А., Барсуков Н.П., Троценко Б.В.

Изложены основные этапы развития и деятельности Крымской эмбриологической школы, направления работы и научные достижения, сотрудничество с другими научными учреждениями. Отдельные строки посвящены ученым, развившим традиции Школы в науке, педагогике и подготовке кадров, внесшим фундаментальный вклад в коммуникативные взаимосвязи. Приведены некоторые статистические данные о деятельности научных работников школы и их наградах. Освещены перспективы дальнейшего научного поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Describes the main stages of development and activities of the Crimean Embryological School, areas of work and scientific achievements, cooperation with other scientific institutions. A separate line dedicated scientists who have developed the tradition of the School in science, education and training, who made a fundamental contribution to the communicative relationship. Given some statistics about the activities of the scientific workers of the school and their awards. Describes prospects of further scientific search.

Текст научной работы на тему «Развитие и процветание крымской эмбриологической школы на основе научного поиска и таланта ее основателей и последователей (80 лет активной работы и достижений)»

УДК 611 - 013

РАЗВИТИЕ И ПРОЦВЕТАНИЕ КРЫМСКОЙ ЭМБРИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ НАУЧНОГО ПОИСКА И ТАЛАНТА ЕЕ ОСНОВАТЕЛЕЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

(80 лет активной работы и достижений)

Е.Ю. Шаповалова, В.А. Королев, Н.П. Барсуков, Б.В.Троценко

Медицинская академия имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», 295006, Россия, г. Симферополь, бул. Ленина 5/7.

Шаповалова Е.Ю. http:// orcid.org. 0000-0003-2544-7696 Барсуков http:// orcid.org.

Троценко Б.В. http:// orcid.org. 0000-0003-1082-978X

Для корреспонденции: Шаповалова Елена Юрьевна, д.м.н., профессор, зав. кафедрой гистологии и эмбриологии Медицинской академии имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», 295006, Россия, г. Симферополь, бул. Ленина 5/7. E-mail Shapovalova_L@mail.ru

РЕЗЮМЕ

Изложены основные этапы развития и деятельности Крымской эмбриологической школы, направления работы и научные достижения, сотрудничество с другими научными учреждениями. Отдельные строки посвящены ученым, развившим традиции Школы в науке, педагогике и подготовке кадров, внесшим фундаментальный вклад в коммуникативные взаимосвязи. Приведены некоторые статистические данные о деятельности научных работников школы и их наградах. Освещены перспективы дальнейшего научного поиска.

Ключевые слова: научное направление, крымская школа эмбриологии, плоды человека.

THE DEVELOPMENT AND PROSPERITY OF THE CRIMEAN EMBRYOLOGICAL SCHOOL ON THE BASIS OF SCIENTIFIC RESEARCH AND TALENT OF ITS FOUNDERS

AND FOLLOWERS (80 years of active work and achievements)

Shapovalova Ye.Yu., Korolyov V.A., Barsukov N.P., Trotsenko B.V.

Medical Academy named by S.I. Georgievskiy of FSAEE HE "CFU named by V.I. Vernadskiy", 295006, Russia, Simferopol, bul. Lenina, 5/7.

SUMMARY

Describes the main stages of development and activities of the Crimean Embryological School, areas of work and scientific achievements, cooperation with other scientific institutions. A separate line dedicated scientists who have developed the tradition of the School in science, education and training, who made a fundamental contribution to the communicative relationship. Given some statistics about the activities of the scientific workers of the school and their awards. Describes prospects of further scientific search.

Key words: research direction, Crimean Embryological School, human fetuses.

Бурный 20-й век и не менее насыщенное событиями начало 21-го века перебросило Крымский полуостров и вместе с ним Медицинскую академию уже в третью по счету страну, восстановив историческую справедливость по его государственной принадлежности. На фоне всей истории Крымского государственного медицинского института, затем университета и ныне Медицинской академии заметно выделяется удивительная стойкость крымской эмбриологической школы. В исторически непростой период она пережила свои взлеты и снижения, приобретения и потери, но продолжала и продолжает неуклонное поступательное движение, ставя перед собой новые современные задачи и отвечая на актуальные потребности развития эмбриологии и общества. Смысл

любой научной школы не только в открытиях и описаниях. Это также преемственность идей, мыслей, навыков, своя особая научная культура. В чередованиях поколений ученики становятся учителями. Учителю доступно осмыслить пройденный школой путь, сберечь и передать традиции. Старшее поколение крымских эмбриологов, еще стоявших у истоков школы, стремится передать эстафету новой поросли талантливой молодежи.

Профессор Борис Павлович Хватов - основатель Крымской эмбриологической школы. Б.П. Хватов проработал заведующим кафедрой свыше 30 лет, с 1940 по 1972 год. Его научные интересы были широки и разноплановы. Однако наиболее резонансным в советской и мировой науке явилось изучение ранних стадий развития

и эксперименты по экстракорпоральному опло- дотворению у человека.

Профессор Б.П. Хватов (слева) и профессор Ю.Н. Шаповалов на конгрессе в Первом московском

медицинском университете. 1968 год.

Понятие ранний зародыш человека ввел Г. Стритер (G. Streeter, 1942) и распространил его на объекты с максимальной длиной 32-36 мм. Он также предложил формулировку «уровень развития» (developmental horizons). Ведущая мировая коллекция зародышей человека в институте Карнеги (Вашингтон) содержит около тысячи человеческих зародышей на серийных срезах. Позднее термин «уровень» был заменен на «стадию». Все зародыши коллекции пронумерованы со ссылками на стадию и авторов, описавших объекты. В настоящее время выделено 8 стадий (горизонтов) по Стритеру. Находясь по другую сторону океана, один из авторов настоящей публикации (А.И. Брусиловский) получил возможность прочесть в подлиннике материалы мировой эмбриологической коллекции института Карнеги в Вашингтоне. Мировой приоритет по описанию человеческой зиготы на стадии её формирования (стадия 1) и бластоци-сты человека (стадия 3), зафиксированных in situ, в организме женщины, навсегда прописан в Крыму и принадлежит профессору Б.П. Хвато-ву, как автору работ. Эти зародыши описаны в книгах Хватов Б.П., Шаповалов Ю.Н. Ранний эмбриогенез человека и млекопитающих: пособие по микроскопической технике. - Симферополь, 1969. - 183с. И Хватов Б.П., Шаповалов Ю.Н. Ранняя эмбриология: уч.- метод. пособие. - Симферополь, 1970. - 108с.

С позиции исторического приоритета работы Крымской эмбриологической школы могут

быть поставлены в один ряд с открытиями Нагеля, Рейхерта, а также Брейсс, Уортон-Джонс, Колман во второй половине 19 столетия. Известно, что зрелую, готовую к оплодотворению яйцеклетку человека впервые обнаружил Нагель [W.Nagel, 1888]. Под Zona pellucida он наблюдал два полярных тельца, что свидетельствует о завершении периода созревания и отличает яйцеклетку от овоцита II. Следующие этапы - оплодотворение в маточной трубе и формирование зиготы (стадия I) описаны Б.П. Хватовым на гистологических срезах. Это начало онтогенеза - первые сутки развития.

Важной находкой крымских эмбриологов является также 8-клеточный партеногенетиче-ский зародыш человека. Партеногенез описан у представителей всех классов позвоночных животных, но у человека подобные состояния удалось наблюдать лишь единичным авторам [Her-tig et al., 1956; Yang, Hayshi, 1963]. Зародыш, обнаруженный Б.П. Хватовым (1968), находился в крупном фолликуле яичника женщины, что исключает возможность оплодотворения. Ориентировочный возраст 60-70 часов (третьи сутки развития).

К ранним зародышам человека, по классификации Стритера, относится и 17-суточный зародыш, описанный учениками Б.П. Хватова -Ю.Н. Шаповаловым и Н.П. Барсуковым (19791981). Особенностью цикла работ, связанных с изучением этой досомитной эмбриональной структуры, является комплексный подход и

всесторонний эмбриологический анализ. В отличие от уже известных публикаций в этом направлении [G. Streeter, 1920; Florian и др., 1935; K.Mazanec, 1950], крымские авторы, применив цитохимические методики, впервые объективно оценили характер дифференцировок провизорных и дефинитивных структур (зародышевые листки), отметив возможность индивидуальных колебаний темпов развития. Выводы авторов об асинхронном характере течения обменных процессов при гетерохронном развитии соединительной ткани служат морфологической основой понимания изменений темпов органогенеза, что отражает неодинаковую физиологическую роль органных систем человека на стадиях внутриутробного развития и зависимость их от экологических ситуаций формирующегося плода (Ю.Н. Шаповалов, Н.П. Барсуков 1980, 1981).

Крупным вкладом в эмбриологию человека является докторская диссертация Ю.Н. Шаповалова (1964) посвященная закономерностям развития в течение первых двух месяцев внутриутробной жизни. В основе работы лежит большой фактический материал и прогрессивные для того времени методы. Автором с новых позиций проанализированы морфофункциональ-ные корреляции в становлении и развитии органных систем человека. В работе доказана не только органоспецифичность эмбриональной соединительной ткани, но и ее ведущая роль в процессах клеточной дифференцировки и темпах их реализации. Докторская диссертация Ю.Н. Шаповалова положила начало большому

циклу работ его учеников по развитию и формированию органов и систем у эмбрионов и плодов человека от самих ранних этапов закладки до дефинитивного состояния при рождении. В повседневную практику исследователей кафедры вошел освоенный Ю.Н. Шаповаловым мало известный на тот период метод гистохимии по идентификации и количественной оценке содержания углеводов, белков и липидов в клетках и внеклеточных структурах, что позволило оценить темпы развития органов и выделить критические периоды в их морфогенезе. Работы носили фундаментальный характер, так как оформлялись в диссертационном виде. Были изучены закономерности гисто- и органоге-незов органов пищеварительного тракта от момента закладки и до рождения (Н.П. Барсуков, А.П. Гвоздухин, Н.С. Прохорова, Б.В. Савчук, Т.И. Шматова). Эмбриогенез дыхательной системы рассмотрен Е.Д. Кипишеневой. Сравнительное изучение состояния костного мозга в эмбриогенезе проведено З.И. Бродовской. Формированию органа зрения посвящены работы Ю.С. Тихончук. Вопросы морфогенеза мужской и женской половой систем в центре внимания Б.В. Троценко, В.А. Королёва, Л.С. Георгиевской, Л.К. Черняевой, Н.В. Королёва. Основы плацентологии заложены работами А.И. Брусиловского. Тогда же под руководством профессора Шаповалова Ю.Н. была создана коллекция ранних зародышей человека «Крым», которая пополняется и теперь.

Профессор Ю.Н. Шаповалов за работой в гистохимической лаборатории. 1968 год.

Крымская эмбриологическая школа второй половины прошлого столетия - это коллектив единомышленников, где опыт и знания руководителей сочетались с энтузиазмом молодых исследователей.

Крымские эмбриологи, уделяя значительное внимание теоретическому анализу, широко используют и до нашего времени экспериментальные подходы. Экспериментальные направления работ крымских эмбриологов необходимо, в первую очередь, связать с оригинальным методом, предложенным профессором Б.П. Хвато-вым для изучения начальных стадий развития, когда зародыш еще не связан морфологически с материнским организмом. Суть метода состояла в том, что яйцевод животных или маточная труба женщины сворачивались спирально и заключались в парафин или целлоидин. В дальнейшем изготовлялись срезы, позволяющие изучить канал трубчатого органа и его содержимое на всем протяжении. Возможности оказались широки. Удалось не только проанализировать быстрые перестройки, связанные с дроблением зиготы, но и определить скорость прохождения ею различных отделов органа. Теория вопроса описана В.А.Королёвым.

Были сделаны уникальные находки нормальных ранних стадий развития человека. Вместе с тем, согласно описанным данным, в маточных трубах женщины нередко обнаруживаются гибнущие зародыши, как в состоянии дробления, так и продвинутые до стадии бла-стодермического пузырька, но не поступившие в полость матки (Б.П. Хватов, 1954-1959). Борисом Павловичем было сделано предположение, что беременность, не зафиксированная женщиной, может иметь место достаточно часто. Это положение сейчас общепринято и подтверждено на генетическом уровне (явление хромосомного дисбаланса при формировании зиготы).

С помощью метода «улитки» установлена гисто-функциональная специализация разных отделов маточных труб и их роль в реализации процессов оплодотворения и герминального периода развития у человека и млекопитающих животных (В.А. Королёв, 1964).

Среди различных экспериментов, проводимых на кафедре гистологии и эмбриологии, центральное место заняли исследования по оплодотворению in vitro яйцеклеток некоторых животных и человека. В Симферополе главным исполнителем этого научного направления был аспирант Г.Н. Петров. Чтобы оценить значение этих работ для отечественной эмбриологии, следует учесть, что о таком смелом шаге не помышлял ни один эмбриологический коллектив в Советском Союзе.

Работы Г.Н. Петрова были опубликованы в 1955-58 гг. и вызвали неоднозначную реакцию. Это был качественный научный прорыв, существенно стимулировавший дальнейшие разра-

ботки в этом направлении. Подтверждением служит мировое распространение и широкая востребованность экстракорпорального оплодотворения у человека на современном этапе.

В 60-тые годы на кафедре гистологии и эмбриологии работал талантливый экспериментатор, студент-кружковец П.Л. Великий. Им был сконструирован достаточно точный прибор, который позволял отводить от яйцеклетки в процессе оплодотворения in vitro электрические потенциалы. Тем самым, удалось фиксировать динамику цитофизиологических изменений в ходе сингамии. Он же разработал специальную камеру, которая существенно облегчила манипуляции с дробящимися зародышами и яйцеклетками млекопитающих (1971 г.). Однако вершиной технической мысли П.Л. Великого явилась модернизация метода Н.В. Croxato et al., датированного еще 1927 годом, по получению нехирургическим путем ранних предим-плантационных зародышей человека. С помощью специального двухканального шприца-катетера стало возможным промывать без расширителей шейки матки ее полость физиологическим раствором, обнаруживая в промывных водах ранние зародыши в свободном состоянии.

Работая в дальнейшем гинекологом и базируясь на интимном анамнезе женщин, обращавшихся к нему по поводу нежеланной беременности, молодой врач стал получать уникальный эмбриологический материал. Эти манипуляции, однако, встретили резкую критику со стороны кафедры акушерства и гинекологии Крымского медицинского института (зав. проф. В.К. Вянкин) и вскоре были приостановлены.

Тем не менее, в поле зрения крымских эмбриологов оказались интересные объекты. В 1981 г. П.Л. Великий совместно с профессором Ю.Н. Шаповаловым описали в ведущем эмбриологическом журнале «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии» зародыш человека на стадии слияния пронуклеусов. Оплодотворение произошло in situ естественным путем. Возраст зародыша составлял 20 часов. С помощью разработанной ранее методики яйцеклетка была разложена на отдельные тончайшие срезы. Это было не только повторение успеха Б.П. Хватова (1959 г.) по описанию естественной столь ранней стадии, но и значительный прогресс в возможностях трактовки раннего развития человека.

В начале 80-х годов Борис Павлович Хватов по состоянию здоровья передал заведование кафедрой своему первому ученику Ю.Н. Шаповалову, перейдя на должность профессора кафедры и главного научного консультанта.

С 1972 по 1981 годы кафедру возглавлял профессор Ю.Н. Шаповалов. Это был очень активный период в работе коллектива, когда все усилия концентрируются в эмбриологическом направлении. Было выбрано новое самостоя-

тельное для кафедры направление: ранний гис-то- и органогенез человека. Изучение онтогенеза было ограничено первыми двумя месяцами развития, имея в виду установить общие его закономерности на основе современных методов исследования (гистохимия, морфометрия) и тем самым создать фундамент для изучения дальнейших темпов гисто- и органогенезов различных систем человека. Продолжение изучения закономерностей гисто- и органогенеза у человека позволило обосновать наличие критического периода развития (середина 2-го месяца эмбриогенеза). На этом отрезке индивидуального развития происходят наиболее интенсивные перестройки обменных процессов, а также становление органной специфичности соединительной ткани. Сотрудниками кафедры выявлены её поэтапные изменения, обусловленные характером дифференцировок соответствующих эпителиальных закладок. Публикации итогов этих собственных исследований принесли профессиональную славу автору этих работ и крымским гистологам, всей крымской эмбриологической школе. Они стали существенным вкладом в науку. Их читали, обращались к ним в других вузах страны при проведении научных исседований, при построении методических основ преподавания, цитировали и поныне цитируют гистологи и эмбриологи новых поколений.

С 1981 по 1991 год кафедрой гистологии и эмбриологии руководил ведущий ученик Б.П. Хватова и профессора Шаповалова Ю.Н. - профессор А.И. Брусиловский. При нем проанализирован ряд новых аспектов клинико-морфологических параллелей в системе мать-плацента-плод. С помощью оригинальных количественных методов исследования, разработанных в Крымском медицинском институте, изучены темпы морфогенеза плаценты при токсикозах второй половины беременности, невынашивании плода, пороках сердца у беремен-

ных, несовместимости матери и плода по антигенам АВ0 и резус-фактору, вегето-сосудистой дистонии у беременных и других формах патологической беременности или заболеваниях женщин. Защищены 8 диссертационных работ. Установлены морфологические критерии развития адаптационных морфологических реакций в плаценте человека и их влияние на судьбу плода и новорожденного. По сути, были заложены основы нового направления - экологической эмбриологии.

Итоги обобщены А.И. Брусиловским в монографиях: «Функциональная морфология плацентарного барьера человека» (1976), «Очерки по эмбриологии человека» (1985, совместно с Л.С. Георгиевской), «Актуальные вопросы патологии беременности и функциональная морфология системы «мать-плацента-плод» (1988, совместно с Л.В. Тимошенко и В.А. Голубевым). Усилиями Аркадия Исааковича в конце 80-х годов было проведено пять Всесоюзных форумов «Школа по эмбриологии человека» для ученых многих вузов страны и практических врачей.

В 1991-1998 годах кафедрой заведовал ученик Б.П. Хватова - профессор Б.В. Троценко. Это был один из тяжелейших периодов в существовании школы. Распад Союза и образование независимых государств сопровождались известными последствиями - хозяйственной разрухой, переделом собственности, оттоком квалифицированных кадров. В отсутствие необходимого финансирования сотрудники школы были поставлены на грань самовыживания. Тем не менее, исследования продолжались. Профессор Б.В. Троценко инициировал внедрение в эмбриологические разработки методов компьютерного анализа с использованием программного обеспечения. Под его руководством защищены две кандидатские диссертации Шпака С.С. и Лугина И.А. по пренатальному органогенезу предстательной железы.

С 1998 по 1999 год возглавлять кафедру поручено ученице Б.П. Хватова и Ю.Н. Шаповалова доценту Л.С. Георгиевской, которая успешно справилась с рядом возникших организационных проблем. Происходит завершение и защита докторских диссертаций представителями научного коллектива Н.П. Барсуковым (1998) и Е.Ю. Шаповаловой (2003) по проблемам эмбриологии.

Важной особенностью Крымской школы эмбриологии было «научное почкование». Прямые ученики Б.П. Хватова занимали вакантные места и руководили исследовательскими коллективами не только других кафедр Крымского медицинского института, но и крупных научных центров СССР. Профессор Ю.Г. Целлари-ус, окончивший в свое время аспирантуру по гистологии, был руководителем отраслевого научно-исследовательского отдела Сибирского отделения Академии наук СССР (г. Новосибирск). Профессор И.М. Яровая, долгие годы работавшая под руководством Б.П. Хватова, стала зав. кафедрой Московского медицинского стоматологического института и являлась председателем Центральной проблемной учебно-методической комиссии по биологии при ГУУЗЕ Минздрава СССР. Профессор З.И. Бродовская, доктор биологических наук заведовала кафедрой биологии Крымского медицинского института в 1969-1980 г.г. Она явилась инициатором издания сотрудниками кафедры ряда учебных руководств по предмету, что тогда в работе кафедр было новаторством.

Профессор В.А. Королёв возглавлял кафедру медицинской биологии Крымского медицинского института с 1980 по 2000 год. В этот период вопросы гистофизиологии женской половой сферы, ранее разрабатываемые им под

руководством профессора Б.П. Хватова, усложняются и переходят в область межорганных корреляций. Совершенствуется и успешно используется биологическая модель поликистоз-ных яичников в разработке нового направления - пластичность и реактивность структурных компонентов женской половой системы в условиях изменённого гомеостаза. Этой проблеме посвящены диссертации его учеников В.В. Бон-даренко, М.Ф. Ромашовой, С.Н. Смирновой, О.И. Лященко.

Профессор Н.П. Барсуков становится заведующим кафедрой охраны труда и безопасности жизнедеятельности с курсами гистологии и радиобиологии Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Им создан ряд учебных пособий по гистологии, медицинской экологии, экологической токсикологии, производственной санитарии и гигиене в сельском хозяйстве. Им и его учениками продолжены эмбриологические исследования о гетерогенном происхождении мезенхимы у человека (Юнси Г.А. «Органные особенности межтканевых взаимоотношений в пренатальном онтогенезе человека» (2000).

Ученица профессора З.И. Бродовской - В.Э. Торбек стала профессором кафедры гистологии в Университете Дружбы народов имени Патри-са Лумумбы (Москва), а затем продолжила работать профессором кафедры гистологии в 1-ой Московской медицинской академии.

Профессор С.И. Шпак заведовал кафедрой физиологии Крымского медицинского института. Профессор Л.П. Костюков, сотрудник кафедры в ранние послевоенные годы, стал зав. кафедрой гистологии Дагестанского медицинского института.

Признанием заслуг профессора Б.П. Хватова и крымских эмбриологов явилость проведение по решению Президиума Правления Всесоюзного общества анатомов, гистологов, эмбриологов Всесоюзной конференции по проблемам медицинской эмбриологии на базе морфологических и биологических кафедр Крымского медицинского института (1988). В совещании приняли участие эмбриологи из всех регионов Советского Союза.

Современный период в работе кафедры гистологии и эмбриологии Крымского медицинского университете им. С.И. Георгиевского начинается после двухтысячного года. К руководству научным колективом приходит третье поколение учеников. С 2003 года кафедру возглавляет сложившийся эмбриолог доктор медицинских наук профессор Е.Ю.Шаповалова. В 1983-1986 годах она обучалась в очной аспирантуре на кафедре гистологии и под руководством профессора А.И. Брусиловского, защитила в 1987 году кандидатскую диссертацию «Ранний гистогенез вспомогательного аппарата глаза у человека». В последующие годы работала старшим лаборантом, ассистентом и доцентом этой же кафедры, а также была докторантом кафедры биохимии. В 2003 году защитила докторскую диссертацию «Органные особенности раннего гистогенеза производных разных зародышевых листков у человека», в которой обосновано эктодермальное происхождение эпителия воздухоносных путей легких.

Под руководством Е.Ю. Шаповаловой возродилось эмбриологическое направление исследований на кафедре, продолжается изучение органных особенностей гистогенезов в прената-льном онтогенезе. Кафедра начала работу над плановой темой «Закономерности пренатально-го и постнатального гисто- и органогенеза при типической и атипической имплантации», применяя современные методы иммуногистохимии и лектиногистохимии. Изучено влияние на органогенез у человека атипической имплантации в маточные трубы. Успешно защищен ряд диссертаций по эмбриологической тематике, где научным руководителем являлась профессор Е.Ю. Шаповалова: Демьяненко И.А. «Ранний гистогенез дыхательной системы у человека в условиях типической и атипической имплантации» (2007), Жарковым С.В. «Органные осо-

бенности раннего гистогенеза первичной и окончательной почки у человека» (2008), Бойко Т.А. «Эмбриональный гистогенез почки у ранних зародышей человека» (2011), Майструком Н.И. «Ранний гистогенез поджелудочной железы у человека в условиях маточной и трубной имплантации» (2011), Барсуковым А.Н. «Гисто-и органогенез челюстно-лицевого аппарата человека в раннем периоде пренатального развития» (2012), Лугиным И.А. защищена кандидатская диссертация «Морфогенез эндотелия сосудов микроциркуляторного русла предстательной железы в онтогенезе» (2009, научный руководитель - профессор Троценко Б.В.).

В современном мире возраст фертильности сдвинулся на 30-40-е годы жизни женщины, когда зачастую имеются соматические заболевания, требующие обязательной медикаментозной коррекции. Состояние тканей и формообразовательные процессы у зародышей и плодов в таких условиях требуют пристального изучения и осмысления. Сотрудниками крымской эмбриологической школы начато изучение эмбриото-ксичности ряда лекарственных веществ в эксперименте. По этому направлению Харченко С.В. в 2010 году была защищена диссертация на тему: «Особенности пренатального органогенеза легких и почек крыс под влиянием некоторых нестероидных противовоспалительных препаратов (экспериментальное исследование)», Дороховой О.А. в 2012 году «Особенности эмбрионального развития легких и почек крыс под действием ингибиторов АПФ и блока-торов кальциевых каналов», Акиншевичем И.Ю. «Пренатальный органогенез почек крыс развивавшихся в условиях приема беременными самками ингибиторов АПФ и блокаторов кальциевых каналов» (2014).

Была создан и дважды получил Всеукраин-скую аккредитацию отдел «Лектино- и иммуно-гистохимии и регенеративной медицины» ЦНИЛ, который оказывает помощь клиницистам в проведении научных исследований, создании тест-систем ранней диагностики аномалий развития. Отдел продолжает свою работу после изменения территориальной принадлежности Республики Крым и вхождении Крымского государственного медицинского университета в состав ФАГОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского».

Коллектив кафедры гистологии и эмбриологии (2012 год). Слева направо: доцент В.В. Бондаре-нко, доцент Т.А. Бойко, доцент С.В. Харченко, ассистент О.В. Большакова, професор Б.В. Троценко, професор Е.Ю. Шаповалова, доцент Л.С. Георгиевская, доцент И.А. Демьяненко, к.м.н. Т.И. Забаш-та, доцент И.А. Лугин, лаборант М.Н. Зверева, професор Н.П. Барсуков.

Последовательным закономерным этапом развития эмбриологического направления в современном мире встала проблема развития тканевых технологий для регенерации тканей в условиях, когда собственного регенеративного потенциала недостаточно. Культивирование фибробластов и мезенхимных стволовых клеток с целью наращивания их количества и изучения свойств и взаимоотношений с окружающими тканями после трансплантации и стимуляции репаративной регенерации, которая осуществляется по закономерностям и этапам эмбрионального гистогенеза, отвечает запросам практической медицины. По данной проблеме выполняется докторская диссертация доцентом Бойко Т.А. «Способности аутологичных фиб-робластов к стимуляции гистогенезов при регенераторном органогенезе».

Крымская научная эмбриологическая школа - многоступенчатое образовательное учреждение. Профессор Б.П. Хватов и его ученики це-леутремленно создавали условия, при которых на кафедре соединялись воедино учебно-методическая и научная работа сотрудников. Сюда же непосредственно включалась и научная работа студентов. В лабораториях кафедр нередко можно было увидеть школьников -членов Малой академии наук Крыма "Искатель". В дальнейшем многие из них стали научными работниками и авторитетными врачами. На кафедрах медицинского вуза стажировались

и выполнялись дипломные работы студентов из других Крымских институтов. Некоторые из этих биологов в дальнейшем влились в ряды научных работников Крымского государственного медицинского университета - канд. биол. наук Е.И.Купша, канд. биол. наук Л.А. Демиде-нко, канд. мед. наук И.А. Лугин и др.

В течение последних 20 лет особенно успешно проводится совместная работа в рамках умений и задач Крымской гистологической и эмбриологической Школы в Симферополе и Лос-Анджелесе. Интенсификация учебно-методической и научной работ в этой программе произошла в 2004 году. И с тех пор можно говорить, что в деловом отношении возник творческий мост, имеющий смысл филиала Крымской эмбриологической школы в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США.

Выдвинута и обсуждается в печати концепция о необходимости преподавания отдельными курсами клинической гистологии и медицинской эмбриологии. Опубликованы статьи и тезисы докладов на эту тему.

Результаты совместной учебно -

методической работы и научных исследований публикуются в научной печати в Украине, России и США. Материалы совместной программы представляются в докладах на конференциях Украины, России, США и публикуются в материалах этих научных форумов.

В научном плане осуществляется изучение эмбрионов и плодов человека в том числе и с использованием нового метода окраски АВ НхЕ (А.И. Брусиловский, US patent pending). Метод получил название «Реверсивный принцип использования гистологических красителей для анализа амфотерных соединений» (В.А. Королёв, 2008).

Немного статистики: за годы существования Крымской эмбриологической школы ее сотрудниками было опубликовано свыше 1000 научных журнальних статей и тезисов докладов, защищено 47 кандидатских и 8 докторских диссертаций. Получено 8 патентов. Профессор Шаповалов Юрий Николаевич в 1978 году был удостоин почетного звания «Заслуженный ра-

ботник Высшей школы УССР». Профессор Шаповалова Елена Юрьевна удостоина почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РАЕ» (2016г.). Профессор Шаповалова Е. Ю. и доцент Бойко Т.А. в 2011 году награждены Золотой медалью ВОИС (Всемирное общество интеллектуальной собственности, Швейцария).

В июне 2016 года кафедра получила звание «Золотая кафедра России» за многолетнюю образовательную, научную деятельность и подготовку научно-педагогических кадров в честь 20-тилетнего юбилея Российской академии Естествознания. Идеи и замыслы Крымских эмбриологов реализуются, а дело, начатое профессором Б.П. Хватовым 80 лет назад, продолжается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.