Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕРВИС / ЭКОНОМИКА ГОРОДА / УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКОЙ МЕНЕЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алимова М. Ю.

Развитие услуг социальной инфраструктуры имеет важное значение в повышении уровня жизни и качества жизни населения. Для этого прежде всего необходимо определить его структуру и классификацию. В статье рыночный механизм социальных услуг основан на системе социально-экономических отношений, выделены классификационные типы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF SOCIAL INFRASTRUCTURE

The development of social infrastructure services is important in improving the standard of living and quality of life of the population. To do this, first of all, it is necessary to determine its structure and classification. In the article, the market mechanism of social services is based on a system of socio-economic relations, classification types are highlighted.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Алимова М. Ю. ассистент

кафедра "Инновационная экономика "

КарМИИ

РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация: Развитие услуг социальной инфраструктуры имеет важное значение в повышении уровня жизни и качества жизни населения. Для этого прежде всего необходимо определить его структуру и классификацию. В статье рыночный механизм социальных услуг основан на системе социально-экономических отношений, выделены

классификационные типы.

Ключевые слова: инфраструктура, социальная инфраструктура, сервис, экономика города, управление, городской менежмент.

Alimova M. Yu. assistant

department "Innovative Economics"

KarMII

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF

SOCIAL INFRASTRUCTURE

Abstract: The development of social infrastructure services is important in improving the standard of living and quality of life of the population. To do this, first of all, it is necessary to determine its structure and classification. In the article, the market mechanism of social services is based on a system of socioeconomic relations, classification types are highlighted.

Keywords: infrastructure, social infrastructure, service, economy of city management, city management.

В последующие годы на основе принципа «За человеческое достоинство» проводились реформы, направленные на дальнейшее повышение благосостояния нашего народа, преобразование отраслей экономики и бурно развивающееся предпринимательство, безусловное обеспечение прав и интересов человека, формирование активного гражданского общества., на основе глубокого анализа сложных мировых процессов и результатов развития нашей страны. Цель - определить приоритетные направления.

Социальный сектор представляет собой систему механизмов в экономике со своими ресурсами, рабочей силой, технологиями,

предпринимательством и управленческими навыками. Его основной целью является развитие человеческого фактора, изучение проблем, характерных для нужд общества, и объяснение перспективы. Исследования показывают, что такой сложный процесс реализуется через производство, распределение, обмен и потребительские отношения товаров и услуг как экономическое явление. Для высокоэффективного выполнения этих задач комплексного характера необходимы инвестиции на социальные услуги, выполняемые государством, частный капитал на социальные услуги, предоставляемые коммерческими сетями, инвестиции на услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, средства, принадлежащие семейному бюджету на социальные нужды. потребуются семейные, смешанные, инвестиции и эффективное управление партнерскими национальными учреждениями социального обслуживания.

Экономикой социальных услуг движут ее потребители, поставщики социальных услуги государство. Это действие осуществляется рыночным механизмом в существующей системе. Под рыночным механизмом мы понимаем совокупность организационно-экономических форм, правовых норм, экономических рычагов и методов управления, используемых для осуществления и регулирования (трудовой деятельности во всех сферах жизни общества). Конкретно рыночный механизм — это использование обществом требований экономических законов через комплекс организационных структур (содержание), форм хозяйствования, методов управления, правовых норм и экономических рычагов.

К элементам рыночного механизма относятся:

-организационная (содержательная) структура планирования, управления,

- оценка, правовые нормы, инструменты (налог, кредит, санкции, платежи в бюджет, заработная плата, фонд поощрения).

Рыночный механизм социальных услуг действует в системе социально-экономических отношений. Поэтому мы считаем целесообразным пояснить сущность его рыночного механизма с теоретико -методологической точки зрения следующим образом. Сущность рыночного механизма социальных услуг проявляется в единой системе хозяйственной деятельности субъектов рынка в процессе производства, распределения, обмена и потребления бесплатных и платных услуг. В этом процессе рыночный механизм выполняет ряд функций. Они могут включать организацию-управление, распределение, обмен, формирование потребительской структуры, оценку, продвижение, обеспечение социальной и экономической ответственности участников воспроизводства в обществе. Исходя из изложенного, необходимо уточнить взаимосвязь рыночного механизма объектов социальной инфраструктуры с социально-экономическими отношениями следующим образом.

Во-первых, связь объектов социальной инфраструктуры со сферой производственных отношений рыночного механизма. В этой сфере рыночный механизм социальных услуг охватывает все экономические отношения, связанные с производственным процессом:

> отношения по организации и управлению производством;

> отношения кооперации производственных предприятий на отраслевом, региональном, государственном и межгосударственном уровне;

> отношения использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

> инвестиционные отношения;

> отношения оценки продукта и т. д.

Во-вторых, отношения в сфере размещения объектов социальной инфраструктуры:

> распределение природных ресурсов, труда и материальных ресурсов между субъектами рынка (это распределение отражается в распределении денежных доходов, рабочей силы, материально -технических возможностей и природных ресурсов);

> распределение доходов между государством и субъектами рынка;

> между субъектами рынка, внутри них, то есть распределение доходов между субъектами рынка и работниками, акционерами и т.п.

В-третьих, отношения в процессе обмена социальными услугами.

^ формирование биржевых организационных структур объектов социальной инфраструктуры и отношений, связанных с коммерческим управлением;

^ средства регулирования коммерческой деятельности объектов социальной инфраструктуры, ситуаций, возникающих при использовании экономических рычагов;

^ договорные отношения с производителями;

> отношения с конкурентами.

В-четвертых, отношения в сфере потребления объектов социальной инфраструктуры.

> -отношения, связанные с организацией маркетинга (изучение спроса и предложения, реклама, продажа товаров, ценообразование);

> - отношения, связанные с формированием рационального потребления.

Эти отношения тесно связаны друг с другом, сливаются друг с другом, становятся друг другом.

Исследования показывают, что эти четыре взаимосвязи проявляются на макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом уровнях. Например, на макроэкономическом уровне рыночный механизм социальных услуг тесно связан с организационной структурой управления обществом и выполняющими их функциями, а его движение регулируется организационными структурами.

Состав объектов социальной инфраструктуры в народном хозяйстве (на схеме 1) и можно выразить организационную структуру управления объектами социальной инфраструктуры в обществе.

Сети и филиалы можно разделить на четыре большие группы:

Во-первых, это сети, которые транспортируют природные ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, реки, моря, океаны, лесные ресурсы к обрабатывающей и перерабатывающей промышленности.

Вторая - отрасли, перерабатывающие природные ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, реки, моря, океаны и лесные ресурсы.

Третья - отрасли, обслуживающие отрасли первой и второй групп (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, торговля, коммерция, снабжение и др.).

Четвертая - администрация, юриспруденция, здравоохранение, образование и другие сферы обслуживания населения.

На этом уровне создаются министерства, комитеты и другие структурные структуры, осуществляется программирование, планирование, управление государственными предприятиями, регулирование экономических отношений в обществе, обеспечение денежного обращения, внедрение кредитной и налоговой систем, выполнение государственных заказов, образование, выполняются работы по здравоохранению, обороне, обеспечению внешней связью и другие работы.

В условиях рыночной экономики изучение деятельности хозяйствующих субъектов социального обслуживания, проведение научных исследований, выявление их проблем и поиск их решений представляет собой сложный процесс.

На этом уровне создаются министерства, комитеты и другие структурные структуры, осуществляется программирование, планирование, управление государственными предприятиями, регулирование экономических отношений в обществе, обеспечение денежного обращения, внедрение кредитной и налоговой систем, выполнение государственных

заказов, образование, выполняются работы по здравоохранению, обороне, обеспечению внешней связью и другие работы.

По организационной структуре социальные услуги в мировой практике подразделяются на разные формы и виды. По форме собственности социальные услуги подразделяются на частные, коллективные (кооперативные, акционерные), государственные и смешанные формы.

С точки зрения перехода от оказания социальных услуг к потребителям они делятся на бесплатные и платные социальные услуги. Рыночный механизм социальных услуг вытекает из особенностей его роли в обществе и выполняемых им функций.

Социальные услуги являются неотъемлемой частью экономики сферы услуг в условиях рыночной экономики. Как сектор «рынка услуг» он выполняет совершенную функцию доставки необходимых услуг потребителю социальных услуг посредством процесса их предложения. Этот процесс можно представить на рисунке 3 следующим образом:

С оциальная служба

Рынок услуг

Потребители

Все элементы рынка участвуют в процессе предложения социальных услуг, то есть предложение, цена и спрос. Эти элементы выравниваются через конкуренцию на рынке услуг. В этом процессе социальные услуги вступают в экономические отношения со многими отраслями хозяйства общества и различными потребителями, создают свои управленческие организационные структуры, создаются виды социальных услуг (такие как государственные, смешанные, импортные).

В этом процессе реализуются услуги, связанные с оказанием социальных услуг населению. Будет развиваться предпринимательство, характерное для социальной сферы. Налажены отношения с финансовыми структурами, используются экономические и финансовые инструменты. В зависимости от процесса обмена отражаются правовые инструменты и нормы. В этом процессе активизируются социальные инструменты, создаются психологические среды;

И, наконец, формируются социально-экономические, финансовые, правовые отношения, связанные с товарно-денежным обращением.

Таким образом, рыночный механизм социальных услуг, неотъемлемая часть экономического механизма общества, предстает как активный инструмент, двигающий его. Рыночный механизм социальных услуг представляет собой совокупность методов управления, организационной структуры, конкретных форм хозяйствования, правовых, психологических

инструментов и норм, необходимых для его деятельности. Рыночный механизм социальных услуг состоит из следующих элементов:

Во-первых, формы организации бесплатного и платного социального обслуживания, формы и виды предприятий и предпринимательства, их специализация, кооперация, объединение и т. д.

Во-вторых, структура, методы и формы его управления. Этот элемент относится к управленческой стороне экономических отношений и включает административные и экономические методы воздействия на производство.

В-третьих, финансовые, кредитно -денежные отношения и экономические отношения социальных служб с государственными органами и другими субъектами экономики.

В-четвертых, формы, методы, экономические стимулы, применяемые в сфере социального обслуживания (такие как оценка, заработная плата, льготы).

В-пятых, правовые формы и методы регулирования деятельности социальных служб, правовые законы, нормативные документы государственных органов, инструкции, уставы и уставы торговых организаций и предприятий и др.

В-шестых, социально-психологические факторы, влияющие на отношения социального обслуживания.

В-седьмых, формы и методы социальной конкуренции услуг, мужество, безопасность, коммерция, секреты.

Основой элементов рыночного механизма в социальной сфере является правовая база.

Использованные источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-98 «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2022-2024 годы».

2. Президент Республики Узбекистан «Дальнейшее развитие Республики Узбекистан».

Постановление № ПФ-4947 от 7 февраля 2017 г. «О Стратегии действий по регенерации».

3. Указ № ПФ-60 Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», 28 января 2022 года.

1. 4. Ergashev, R. K., and A. D. Ravshanov. "Ways of Strategic Development and Increase of Competitiveness of Agricultural Enterprises." JournalNX, vol. 7, no.

1. 2021, pp. 99-105.

2. Ergashev R. X., Fayziyeva S. S., Xamrayeva S. N. Qishloq xo'jaligi iqtisodiyoti //Toshkent" Iqtisod moliya. - 2018.

3. Fayzieva, S. S.. The Main Directions and Effectiveness of the Development of Agrocluster Systems In Uzbekistan. JMEE 2022, 2, 149-154.

4. AB K., NM J. Investment directions and principles of entrepreneurial activity development in the regions //Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol. - 2021. - Т. 27. - №. 2. - С. 4047.

5. Kurbanov A. В., Jalilova N. M. The Role Of Small Business In The National Economy //The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research. - 2020. - Т. 2. - №. 07. - С. 95.

6. Samiyeva, G. T. (2022). Concepts of Poverty, Inequality and Social Exclusion. International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development, 4(3), 122-126. Retrieved from https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877

7. Samiyeva, G. T. (2022). The Most Important Aspects of Studying the Living Standards of the Population. Academic Journal of Digital Economics and Stability, Volume 16, April 2022, Pages 79-83

8. Bahadirovich, Aminov Fazlitdin. "Conditions for Forming the Digital Economy in the Republic of Uzbekistan." Journal of Marketing and Emerging Economics 2.5 (2022): 88-92.

9. Musagaliev A. J., Shodiev B. T. Issues of Efficient Usage of Pastures in the Development of the Cattle Farming Network //UTTAR PRADESH JOURNAL OF ZOOLOGY. - 2023. - С. 81-87.

10. Dustova M. X. Improving the Mechanism of Financial Lending to Agricultural Enterprises //EUROPEAN MULTIDISCIPLINARY JOURNAL OF MODERN SCIENCE. https://emjms. academicjournal. io/index. php. - 2022. -Т.

11. Khamraeva S. N., Alimova M. Y. Scientific and Theoretical Foundations of Social Infrastructure Development //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 155-160.

12. Normamatov I.B. Reduction of external bank circulation of cash as a compulsory condition in development of payment by cheque in countries of cis // экономика и социум. 2020. №12 (79). url:

13. https ://uz.wikipedia.org/wiki/Kovul.

14. https://xs.uz/uz/post/kovul-oyogimiz-ostidagi-khazina-yokhud-tog-yonbagirlarida-uni-rivozhlantirish-omillari-khususida.

15. https://avitsenna.uz/kovul/.

16. https://mininnovation.uz/innovativeregions/namangan-viloyati-chust-tumani/chust-tumanida-kovul-kavar-dorivor-osimligini-estishtirish-kayta-ishlash-tekhnologisini-yaratish.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.