Научная статья на тему 'Развитие и обеспечение общественной безопасности на мунидипалбном уровне'

Развитие и обеспечение общественной безопасности на мунидипалбном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
476
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АСТРАХАНЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / SOCIETY / PUBLIC SAFETY / ASTRAKHAN / MUNICIPAL POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горяшкиева Н. Б-Г.

В статье рассматривается вопросы развития системы общественной безопасности на местном уровне. На примере г. Астрахани анализируется проект создания муниципальной полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горяшкиева Н. Б-Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND MAINTENANCE OF PUBLIC SECURITY AT THE MUNICIPAL LEVEL

The article discusses the issues of public safety at the local level. Evidence from Astrakhan the project of the creation of the municipal police was analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие и обеспечение общественной безопасности на мунидипалбном уровне»

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК. 352.075

ГоряшкиеваН. Б-Г.1

РАЗВИТИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МУНИЦИПАЛБНОМ УРОВНЕ

Аннотация: В статье рассматривается вопросы развития системы общественной безопасности на местном уровне. На примере г. Астрахани анализируется проект создания муниципальной полиции.

Ключевые слова: Российская Федерация, общество, общественная безопасность, Астрахань, муниципальная полиция.

Goryashkieva N. B-G.

DEVELOPMENT AND MAINTENANCE OF PUBLIC SECURITY AT THE MUNICIPAL LE VEL

Abstract. The article discusses the issues of public safety at the local level. Evidence from Astrakhan the project of the creation of the municipal pólice was analyzed.

Keywords: Russian Federation, society, public safety, Astrakhan, municipal Pólice.

Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [7].

Одним из основных звеньев обеспечения общественной безопасности, являются органы местного самоуправления. Они призваны обеспечить защищённость на местах и создать условия, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности граждан в пределах своих муниципальных образований. Осуществление охраны общественного порядка, мер по обеспечению законности, охране собственности и борьбы с преступностью, прав и свобод граждан, всё это присуще органам местного самоуправления [6].

Выделение безопасности на местном уровне придаёт завершённый вид многоуровневой системе безопасности, и это несложно увидеть. Вся территория Российской Федерации состоит из муниципальных образований, которые являются основными ячейками организации общества. Без обеспечения общественной безопасности на местном уровне, речь не может идти

0 региональной и национальной безопасности. Местное самоуправление является той формой организации власти, которая наиболее близка к населению. Именно поэтому местное самоуправление позволяет учитывать специфику каждого местного сообщества [1].

В муниципальных образованиях растёт уровень преступности. Количество преступников увеличивается за счёт беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, граждан без определённого места жительства, лиц, освобождённых из мест лишения свободы, иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федера-

1 Горяшкиееа Нина Бадма-Горяевна, кандидат филос. наук, заведующий кафедрой ГМУ Астраханский филиал РАНХиГС

Goryashkieva Nina, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and Municipal Management, Af RANEPA

ции, а, следовательно, и на территории муниципального образования. Необходимо отметить, что преступность растёт в связи с сложившейся кризисной ситуацией на начало 2015 года, так как у многих жителей Российской Федерации уменьшается доход, а потребности только увеличиваются. Самый лёгкий способ существования, это воспользоваться теорией Дарвина, что в корне не верно [8].

Значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Растёт число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на транспорте и в области дорожного движения. В связи с этим необходимо разработать и принять меры по повышению эффективности функционирования системы обеспечения безопасности населения на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте [3].

Существующая ситуация значительно затрудняет и тормозит деятельность вышеупомянутых органов, а также вызывает тревогу и серьёзное недоверие граждан к муниципальным и государственным институтам власти.

Обеспечение безопасности остаётся одной из глобальных проблем существования человеческого общества. Существуют основные принципы, которые обеспечивают общественную безопасность, к ним относятся: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также их взаимная ответственность.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день формирование российской системы, которая обеспечивает общественную безопасность, находится в важной стадии становления. Участие общественных объединений в сфере обеспечения общественной безопасности зависит в первую очередь от компетентности и внимания структур государственного и муниципального управления, которые обязаны придать рациональный характер самостоятельным инициативам населения по защите общественных интересов всей Российской Федерацией в целом.

Общественные объединения, принимающие участие в процессе обеспечения интересов личности, общества и государства оказывает заметное влияние на ситуацию в стране в целом и в отдельных муниципальных образованиях России. Во многих муниципальных образованиях сложились сплочённые и устойчивые коллективы единомышленников, которые обладают необходимым опытом и профессиональными навыками. Служебные возможности данных коллективов остаются востребованными со стороны многочисленных субъектов формирующегося гражданского общества, а именно со стороны бизнеса, элитных слоёв общества, корпоративных структур, локальных сообществ, отдельных индивидов, муниципальных образований, а также самого государства [2].

Обратимся к осуществлению и сохранению общественной безопасности за рубежом на примере США. В 1970-х годах уровень доверия граждан к полиции в этой стране не превышал 20%, и тогда американцы провели масштабную реформу своей правоохранительной системы, главным идеологом которой стал федеральный судья Уитмен Кнапп. Во-первых, органы полиции были децентрализованы по территориальному признаку и их полномочия были чётко разделены: там есть муниципальная полиция, полиция штата или города и федеральная полиция. Во-вторых - была законодательно закреплена ответственность начальника за действия своих подчинённых, был сильно ужесточён профессиональный отбор, одновременно с этим была и повышена зарплата, а также были созданы контролирующие гражданские органы с правом проводить собственные расследования. Ну а шефом полиции большого города или штата, назначался исключительно гражданский человек, не связанный с полицией. Результатом такой реформы стало то, что в 2008 году полицейским, по данным общенациональных опросов, доверяло 73% жителей США. Кроме того, в Америке традиционно существует выборность глав местной полиции - шерифов [4]. 42

Исторический опыт и являющаяся закономерным результатом развития государственной и социальной системы своеобразная организация полицейских органов США привели к тому что именно в этой стране возникли такие формы участия населения в правоохранительной деятельности, как общественная полиция и проблемно-ориентированная полиция.

В России в двух городах существует проблемно-ориентированная полиция, направленная на обеспечение общественной безопасности, под названием муниципальная полиция. Она развита в городе Ижевске и Златоусте.

Деятельность Управления муниципальной полиции Администрации города Ижевска (Управление) заключается в следующем. Во-первых, именно Управление муниципальной милиции координирует в Ижевске проведение митингов, публичных мероприятий. Во-вторых, сотрудники присутствуют на массовых мероприятиях и праздниках, а также именно через управление к охране общественного порядка привлекаются народные дружины.

В городе Златоусте муниципальная полиция начала свою работу в январе 2014 года. В обязанности муниципальной полиции города Златоуста входит выявление нарушений правил благоустройства, выстраивание планомерной работы с председателями комитетов территориального общественного самоуправления, старшими домов, участковыми уполномоченными и населением. Сотрудники муниципальной полиции являются первыми помощниками для граждан в решении множества ежедневно возникающих вопросов.

Личная и общественная безопасность в Астраханской области имеет достаточно много проблем, которые требуют незамедлительного решения. Места игорного бизнеса, притоны для наркоманов, места обитания бомжей - всё это угрожает жизням жителей нашего города. Отсутствие освещения на улицах города может способствовать увеличению преступлений [5].

Обеспечивают общественную безопасность в муниципальном образовании «Город Астрахань» в основном полиция, пожарные службы, участковые уполномоченные полиции, антитеррористическая и антинаркотическая комиссии. Народные дружины - ликвидировались, а казачество занимается в основном восстановление культурных традиций. Из этого следует, что необходимо обратить внимание на создание органа, который бы обеспечивал общественную безопасность муниципального образования вместо казачества и народных дружин. Этим органом будет являться муниципальная полиция, которая на данный период времени существует в двух городах России: в Ижевске и Златоусте. Опыт муниципальной полиции в двух городах Российской Федерации свидетельствует о том, что данную структуру можно вводить в муниципальных образованиях, и, в первую очередь, в тех, в которых требуется наиболее тщательное и сильное обеспечение общественной безопасности. Муниципальное образование «Город Астрахань» является именно тем, которое требует чёткого регулирования общественной безопасности в силу того, что Астрахань является многонациональным городом, и нередко возникают конфликты как на национальной почве, так и на бытовом уровне, как и во всех других регионах.

В муниципальном образовании «Город Астрахань» существует ряд проблем, которые на протяжении длительного времени остаются нерешёнными. В ходе проведения анкетирования были выявлены следующие основные проблемы:

1. Беспорядок во время проведения массовых мероприятий;

2. Отсутствие толерантных отношений в публичных местах и местах наиболее активного скопления людей разной национальности;

3. Наличие опасных и неосвещённых мест в городе;

4. Огромное скопление беженцев и мигрантов;

5. Нарушение порядка в местах проживания людей;

6. Загрязнение окружающей среды жителями города.

Вышеуказанные проблемы вполне решаемы. Необходимо выработать механизмы, с помощью которых общественная безопасность вышла бы на новый уровень своего развития.

В Астрахани существует общественный совет при городском Управлении министерства внутренних дел. Хотелось бы видеть тот круг вопросов, которые решает управление, какие су-43

ществуют основные проблемы в городе и какие предлагаются пути их решения. Информацию можно публиковать на сайте управления. Касаемо системы уличного видеонаблюдения «Безопасный город», необходимо отметить, что данный проект требует доработки. Целесообразно разработать сайт или портал, который показывал бы горожанам статистику зафиксированных на камерах правонарушений.

Следующим предложением по повышению уровня обеспечения общественной безопасности является муниципальная полиция.

Для того, чтобы определиться с основной формой деятельности создаваемого органа, необходимо провести анализ социальной ситуации и выделить тот круг проблем, решение которых наиболее интересуют жителей города Астрахани. Для выявления проблем и, соответственно, их решения нами было проведено анкетирования жителей города в возрасте от 20 до 65 лет. Целевая аудитория составила 200 человек.

После обработки данных выявлены следующие результаты. 85% опрошенных знакомы с понятием «муниципальная полиция», из них 72% выбрали все пункты из указанных, в вопросе о тех проблемах, которые существуют в городе. О выделенных проблемах говорилось выше.

В вопросе, чем должна заниматься муниципальная полиция в основном фигурировали следующие варианты ответа:

1. Поддерживать порядок во время публичных и массовых мероприятий;

2. Дежурить в наиболее опасных местах города;

3. Проводить задержания правонарушителей;

4. Обеспечивать порядок в местах проживания людей.

Из 85% опрошенных, которые знакомы с муниципальной полицией 65% считают, что муниципальная полиция поспособствует повышению уровня общественной безопасности в нашем городе, и 73% считают возможным создание муниципальной полиции в нашем городе.

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что создание муниципальной полиции в муниципальном образовании «Город Астрахань», по мнению, жителей города вполне актуально. А также известны те проблемы, которые существует в нашем городе и те действия, которых ждут от образовавшегося органа по поддержанию общественной безопасности. Следующим шагом в разработке плана о создании муниципальной полиции является чёткая формулировка круга деятельности, который выявлен в процессе анализа анкетирования.

Муниципальная полиция должна состоять из компетентных работников, обладающих хотя бы минимальным набором знаний как о своей деятельности, ее принципах и особенностях, так и о своих полномочиях и обязанностях. На наш взгляд, необходимо создать 5 штабов на территории муниципального образования. 1-й центральный штаб он будет курировать деятельность следующих 4-х, соответственно, штаб в Кировском, Ленинском, Советском и Трусовс-ком районах. В каждом районном штабе будут осуществлять свою деятельность сотрудники муниципальной полиции, в составе от 50 до 65 человек, в зависимости от размера территории района и сложности поддержания уровня безопасности. Муниципальная полиция будет осуществлять свою деятельность, руководствуясь двумя основными Федеральными законами - это Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», так как служащие муниципальной полиции будут являться муниципальными служащими, а также Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.

Следующим шагом будет являться создание Программы деятельности муниципальной полиции на текущий год и ведение отчётности данной программы. Цель программы заключается в повышении уровня общественной безопасности на территории муниципального образования «Город Астрахань» благодаря функционированию муниципальной полиции. После реализации программы в течение 2016 года планируются следующие результаты:

1. Снижение правонарушений;

2. Систематизация информационного сопровождения деятельности правоохранительных органов;

3. Сокращение наиболее опасных мест в городе, благодаря деятельности муниципальной полиции;

4. Установление порядка во время проведения публичных и массовых мероприятий;

5. Достижение порядка и спокойствия в местах проживания людей.

Муниципальная полиция будет поддерживать общественный порядок, как в повседневное время, так и во время публичных и массовых мероприятий, проводить задержание правонарушителей и их конвоирование в полицейский участок, заниматься профилактикой правонарушений. Полиция будет расследовать преступления, и бороться с преступностью - муниципальная полиция - поддерживать правопорядок. Ну а это, в свою очередь, крайне позитивно скажется на эффективности работы всей правоохранительной системы, ведь каждый начнёт заниматься именно своим делом. Начальство подобной полиции в муниципальном образовании должно избираться местными жителями, выборной станет и должность участкового. Кроме того, муниципальная полиция будет являться структурным подразделением Администрации города Астрахани, не наделённым статусом юридического лица и подчиняться главе муниципального образования. Соединяющим звеном между главой муниципального образования и муниципальной полиции, возможно предложить, управление координации деятельности по обеспечению общественной безопасности города. Муниципальная полиция смогла бы выполнять широкий спектр функций, она смогла бы решать проблемы, которые на данный момент не решаются существующими государственными службами.

Общественная безопасность - это защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия, которые меняют свое содержание и направленность под воздействием различных факторов. Необходимо сделать всё, что в руках местных органов власти и общества в целом, чтобы обеспечить нашему городу, и в совокупности всей стране, не только безопасность, но и высокий уровень жизни, который напрямую с ней связан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. - 2007. - № 4. - С. 14.

2. Бейдина Т.Е. Возможности геополитики в изучении малых региональных величин // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Философия и социология. -2000. - № 1. - С. 35.

3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // «Российская газета», № 11, 18.01.2000.

4. Кортунов C.B. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. М.: ИД ГУ-ВШЭ - 2007. - С. 12.

5. Официальный сайт органов местного самоуправления город Астрахань. URL: http:// astrgorod.ru/ (дата обращения: 15.03.2015).

6. Охрана - интернет газета о безопасности. URL:http://www.oxpaha.ru/analytics_61_5875 (дата обращения: 12.01.2015).

7. Солонина В.П. Региональная безопасность как система направленности и обеспечения устойчивого социального развития. М.: Социально-гуманитарные знания. - 2012. - С. 23.

8. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. - 2013. - T. XII. - № 1 -С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.